БОТАНИКА

Н.В. БАТУРИЦКАЯ, Т.Д. ФЕНЧУК

Продолжение. См. No 42, 44-47/1999; 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9,/2000

Удивительные опыты с растениями

Результаты опыта свидетельствуют, что для образования антоцианов нужен свет. В садах довольно часто можно видеть плоды, на поверхности которых видны светло-желтые отпечатки листа, затенявшего созревающий плод. У многих деревьев, например клена остролистного, груши обыкновенной, листва краснеет только на той стороне, которая лучше освещена, а в дождливую осень с обилием пасмурных дней остается желтой.

Задание. Проведите опыт с листьями растений, синтезирующими значительные количества антоцианов (дуб красный, груша обыкновенная, виноград девичий, ирга канадская).

67. Тайны созревающих плодов

Созревание плодов – характерная примета осени. Любой плод состоит из семян и околоплодника. Семена образуются из оплодотворенных семяпочек, а околоплодник – из разросшейся стенки завязи.

Соответственно выделяют 2 этапа созревания плодов. Первый связан с формированием и созреванием семян. Семяпочки в неоплодотворенной завязи очень маленькие. После оплодотворения семя начинает расти, в нем формируются зародыш, эндосперм (или утолщаются семядольные листочки зародыша), семенная оболочка. К концу созревания семена обычно переходят в состояние покоя, поэтому для опыта мы предлагаем рожь и томаты, семена которых не имеют длительного периода покоя.

Второй этап – рост и созревание околоплодника. Маленькая завязь превращается в большой плод. Например, плоды томатов проходят всем хорошо знакомый путь от маленьких и очень зеленых до крупных зеленых. Затем рост прекращается, плоды белеют и через небольшое пожелтение переходят к красно-оранжевому цвету.

Что происходит в плодах? Почему околоплодник не растет безгранично? Что регулирует его рост? Почему семена не прорастают внутри плода? На все эти вопросы попытаемся дать ответ.

1-я часть опыта. Как растет околоплодник?

Для роста и деления клеток обязательно нужен источник гормонов роста. В растении эти гормоны, конечно, образуются, но к периоду цветения и образования плодов способность растительных тканей к их синтезу значительно снижается. Поэтому вегетативные части растений не могут служить источником гормонов роста для плодов. Эта закономерность достаточно очевидна: из массы цветков дают плоды только те, которые были оплодотворены, в которых начал развиваться зародыш. Зародыш – очень молодое растение, все его клетки – места интенсивного образования гормонов. Синтезирующиеся в зародышевом корешке, стебельке, листочках гормоны поступают в клетки завязи и стимулируют их деление и рост.

Чтобы убедиться в роли семян для разрастания завязи, попробуйте удалить семена и посмотрите, что произойдет с созревающими плодами. Чаще семена находятся внутри плода, и проделать такую операцию, не повредив плодов, невозможно. Выбор растений, у которых семена находились бы на поверхности плода, невелик: земляники лесная и садовая. У этих растений ягода представляет собой разросшееся цветоложе, на поверхности которого находятся мелкие сухие плодики (орешки). Такие образования называют ложными плодами.

Для опыта понадобится 9 совсем зеленых молодых плодов. В опыте 3 варианта. Первый – контроль, для него отберите 3 плода. Обязательно повесьте на плодоножку этикетку – небольшую пластинку из пластмассы на нитке. Подпись делайте мягким простым карандашом.

У трех плодов, отобранных для второго варианта, очень осторожно иглой или крючком снимите плодики с одной половины земляничины.

В третьем варианте снимите все орешки с поверхности завязи.

Экспериментальная часть на этом заканчивается. Остается только внимательно наблюдать за ростом ягод и в конце опыта зарисовать либо сфотографировать плоды. Опыт закончен, когда созреют плоды контрольной группы растений. Сравните их размеры, форму с опытными ягодами. В контрольной группе они значительно крупнее, имеют правильную, округлую форму. Плоды с удаленными с одной стороны семенами вырастают кособокими. С той стороны, где семян нет, завязь не разрастается. В третьем варианте размеры завязи остаются теми же, что и в начале опыта. Результаты свидетельствуют, что разрастание мякоти плода регулируется ростовыми веществами, поступающими из семян.

Задание. Осенью соберите в саду несколько округлых и неправильной формы плодов яблони, груши. Разрежьте. Сравните количество зрелых семян со степенью развития соответствующей части мякоти.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru