БИОЛОГИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Н.С. ГЕРАСИМОВА,
учитель биологии
муниципальной гимназии No 4,
г. Лыткарино, Моск. обл.

Азбука генетики

Азбука генетики – факультативный курс, предназначенный для учащихся 3-го класса, изучающих на уроках естествознания раздел «Человек и его здоровье». Программа составлена с учетом рекомендаций Харьковского центра психологии и методики развивающего обучения. Теоретической основой курса является генетика – фундаментальная биологическая дисциплина с развитым понятийным аппаратом, широким использованием экспериментальных и теоретических подходов. «Азбука генетики» знакомит учащихся начальных классов с важнейшими проблемами современной генетики, такими как наследование признаков, влияние среды и наследственности на их формирование, изменение наследственности под влиянием среды. В процессе обучения учащиеся осваивают основы методики сбора генеалогической информации и составления родословных. Практический выход эта работа имеет при изучении признаков, имеющих генетическую компоненту. Более подробные исследования проводятся в старших классах, но понимание важности такой работы и овладение ее элементами должны закладываться с раннего возраста.
Вашему вниманию предлагается одна из разработок уроков по теме «Наследственность и среда».

Цель занятия: формирование представления о наследственности и среде как основополагающих факторах развития признаков.

Оборудование: портрет Г.Менделя, коллекция семян, чашки Петри, произведения детской художественной литературы.

ХОД УРОКА

Сегодня мы с вами познакомимся с азами одного из разделов биологии – генетики, – потому и урок наш называется «Азбука генетики». Что же такое генетика?

Генетика – это наука, которая позволяет ответить на вопрос, почему дети похожи на своих родителей и в то же время не являются их точной копией. Ученые долго искали ответ на этот вопрос. Первый шаг в познании закономерностей генетики сделал чешский ученый Грегор Мендель, который по праву считается ее основоположником. И хотя законы Менделя были установлены более 100 лет назад, вопрос о причинах сходства и различия организмов занимает ученых и сегодня.

Наше сегодняшнее занятие, посвященное генетике, мы начнем, как обычно, со встречи с героями детских книг. Итак, герой Сергея Михалкова дядя Степа.

В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью Каланча,
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.

...У Степана сын родился.
Малыша зовут Егор.
Возле мамы на кровати
На виду у прочих мам
Спит ребенок небывалый
Не малыш, а целый малый,
Весит он пять килограмм.

Давайте попробуем составить родословную героев этого стихотворения.

(Учащиеся работают у доски и в тетради.)

Богатырь, а не ребенок,
Как не верить чудесам,
Вырастает из пеленок
Не по дням, а по часам.

Как вы думаете, почему:

Среди тысяч малышей
Нет подобных крепышей?

(Учащиеся: потому что Егор унаследовал от своего отца богатырское телосложение.)

Наследственные признаки – это признаки, которые передаются от родителей детям. Какие это могут быть признаки?

(Учащиеся перечисляют известные им наследственные признаки.)

Цвет глаз, длина ресниц, цвет волос, форма носа, ушей, наличие веснушек, способность двигать ушами и сворачивать язык в трубочку... Все это наследственные признаки.

Посмотрите на картинку и скажите, где чьи дети (рис. 1). По каким признакам вы это определили?

Рис. 1

Рис. 1

А теперь вспомним «Сказку о царе Салтане»:

Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку.

Поверили бы вы ткачихе и поварихе на месте царя Салтана? Почему?

(Ответы учащихся.)

В древности люди считали, что от таких родителей, как верблюд и воробей, может родиться страус (рис. 2).

Рис. 2

Рис. 2

Правильно ли такое утверждение? Почему? Поверите ли вы, если вам скажут: у собаки родились котята? А если в жизни встретится такая картина (рис. 3)? Что тогда можно сказать?

Рис. 3

Рис. 3

(Учащиеся: собака «усыновила» котят.)

Как вы думаете, почему каждый организм производит себе подобных?

(Ответы учащихся.)

У каждого организма есть наследственная программа развития признаков.
Перед вами семена трех видов растений: подсолнечника, гороха и яблони. Зарисуйте семена и растения, которые из них вырастут.

(В тетради учащиеся зарисовывают семена и растения подсолнечника, гороха, яблони.)

Может ли из этих семян вырасти огурец? (Показывает ученикам муляж огурца.) Объясните, почему.
В семени подсолнечника заложена программа развития всего растения. Эта программа определяет его наследственность.
В семени заложена программа, каким быть растению, так же, как на чертеже обозначено, каким быть дому, когда его построят. Но дом не построить без рабочей силы, а сладких яблок не получить без теплого лета.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru