ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

И.ГУГУШВИЛИ

Окончание. См. No 24/2000

Незаменимый минимум

Содержание марганца в крови имеет большое диагностическое значение. При инфаркте миокарда и язвенной болезни двенадцатиперстной кишки его уровень всегда повышен, а вот у больных первичным раком и циррозом печени уровень марганца в крови весьма низок.

Железо. В 1835 г. «Журнал мануфактур и торговли», сообщая о товарах, присланных из Вены в Петербург, упоминает металлические намагниченные бруски как средство от зубной и головной боли. Бруски рекомендовалось носить на шее. В древности и в средние века магнит употребляли не только как наружное, но и как внутреннее средство. Гален считал магнит слабительным, Авиценна лечил им ипохондриков. Мы же с вами живем в более «просвещенные» времена и благодаря стараниям науки знаем, что этот металл способен влиять на организм не только магнитными полями, но и непосредственно – химически. Железо играет важнейшую роль в физиологии растений, животных и человека.

При недостатке железа в почве у растений нарушается азотистый, жировой и минеральный обмен, возникает хлороз (обесцвечивание) листьев, вызванный недостатком хлорофилла. А у представителей фауны, нуждающихся в этом микроэлементе, развиваются анемии.

Содержание железа в крови человека весом 70 кг составляет 4–5 г. Большая часть железа находится в крови (60–75% этого металла связано с гемоглобином). Это подвижная и легко обменивающаяся фракция железа. Медленно обменивающееся железо находится в ретикулярных клетках печени, селезенки и костном мозгу, а также в мышцах (белок мышечной ткани – миоглобин – содержит 3–5% железа от общей его доли в организме). К этой же фракции относится и железо металлоферментов клеток.

Железо, как и любой другой микроэлемент, совершает в организме постоянный кругооборот. При физиологическом распаде эритроцитов 9/10 железа остается в организме и идет на построение новых эритроцитов, а теряемая 1/10 часть пополняется за счет пищи. Дефицит железа у человека может возникнуть лишь в результате недостаточного потребления или плохой усваиваемости белка. Замечено, что витамин С способствует всасыванию железа в кишечнике и необходим для переведения железа в биологически более активную форму (Fe3+ восстанавливается до Fe2+). Очень высокий уровень фосфатов, а также повышенные концентрации цинка, кадмия, меди и марганца, ухудшают усвоение железа.

Входя в состав гема в гемоглобине и миоглобине, железо делает нашу кровь и мышцы красными. Гемоглобин обеспечивает транспорт кислорода и углекислоты в крови, а миоглобин в мышцах играет роль кратковременного хранилища кислорода и облегчает поступление кислорода к другим тканям. Железо входит также в состав ферментов (цитохромов) дыхательной цепи митохондрий, обеспечивающей клетку молекулами АТФ, а следовательно, и энергией. Железо является кофактором каталазы – фермента, разрушающего перексид водорода и оберегающего клетки от его повреждающего действия. Это основные функции данного микроэлемента.

Кобальт. В некоторых районах разных стран, в том числе и нашей, печальной известностью пользовалось заболевание скота, иногда называемое сухоткой. Животные теряли аппетит и худели, их шерсть переставала блестеть, слизистые оболочки становились бледными. Резко падало количество эритроцитов, снижалось содержание гемоглобина. Возбудителя болезни найти не могли, однако ее распространенность создавала полное впечатление эпизоотии.

В Австрии и Швеции неизвестную болезнь называли болотной, кустарниковой, прибрежной. Если в район, пораженный болезнью, завозили здоровых животных, то через год–два они тоже заболевали. В то же время животные, вывезенные из района «эпидемии», были незаразными и вскоре выздоравливали. Так было и в других странах.

Это обстоятельство заставило искать причину болезни в корме. И когда после кропотливых исследований она была наконец установлена, болезнь получила название, точно определяющее эту причину, – акобальтоз, или дефицит кобальта. Так зачем организму кобальт?

Есть такая болезнь – злокачественное малокровие. При его развитии сильно снижаются количество эритроцитов и уровень гемоглобина в крови, нарушается синтез миелина и миелинизация нервов, разрушается эпителий кишечника и в конечном итоге наступает смерть. В поисках средства от этого недуга врачи обнаружили, что сырая печень, употребляемая в пищу, задерживает развитие малокровия. Из печени удалось выделить вещество, способствующее появлению красных кровяных клеток. Восемь лет потребовалось, чтобы выяснить его химическое строение. За эту работу английской исследовательнице Дороти Ходжкин присудили в 1964 г. Нобелевскую премию по химии. Вещество это, получившее название кобаламина, или витамина В12, содержит 4,5% кобальта. Кобаламин содержится только в продуктах животного происхождения, поэтому вегетарианцам рекомендуется принимать его дополнительно в виде витаминного препарата.

Исследования с радиоактивным кобальтом показали, что в наибольших количествах он содержится в печени и почках, меньше – в поджелудочной железе и еще меньше – в других тканях. Содержание кобальта в цельной крови составляет 4–10 мкг%. Кобальт всегда содержится в молоке.

Кобальт влияет на синтез мышечных белков, на миелинизацию нервных волокон. Недостаточное поступление солей кобальта в организм приводит к неполному усвоению кальция и фосфора. Он способствует включению иона железа в молекулу гемоглобина.

В отличие от некоторых других микроэлементов кобальт не может накапливаться в организме, и поэтому он постоянно должен поступать с пищей. Компенсировать недостаток кобальта можно с помощью некоторых пищевых продуктов, например винограда. Во многих южных странах виноградники опрыскивают раствором сернокислого кобальта. С таких участков собирают больше ягод, и они слаще, чем с «бескобальтовых» участков (кобальт принимает участие в углеводном обмене).

Никель. О биологическом воздействии никеля известно уже немало. Никеля в почвах и в растениях значительно больше, чем в тканях и жидкостях животных организмов: у растений в среднем 5·10–5% (по массе), у морских животных – 1,6·10–5%, у наземных – 1·10–5%, в человеческом организме – до 0,2·10–5%. Богаты никелем листовые овощи – петрушка, салат, шпинат; много его в гречневой и овсяной крупе. Поэтому рацион вегетарианца богаче этим элементом. При использовании никелированной посуды для кислых продуктов пища может обогащаться никелем.

Некоторые растения под влиянием избытка никеля в почве принимают необычные формы. Поиск таких форм – один из методов геоботаники, используемый при разведке никелевых месторождений.

Основным депо никеля в организме человека являются печень и почки, а в крови его совсем мало (8–12 мкг%). Никель может попадать в организм двумя путями: через пищу и через воздух. Никель, поступающий с пищей, считается малотоксичным, т.к. он плохо всасывается. Замечено, что соли никеля в малых количествах (до 5 мг) активируют такие пищеварительные ферменты, как панкреатические липазы (ферменты поджелудочной железы, расщепляющие некоторые липиды) и пепсин. Правда, в больших количествах (10–20 мг) никель ингибирует некоторые ферменты, включая пепсин. Но при попадании вместе с воздухом в легкие этот металл становится опасным (никель рассматривается как канцерогенный фактор табачного дыма, способствующий развитию рака легкого). Очень высокие дозы никеля повреждают роговицу глаза – возникают кератиты и керато-конъюнктивиты.

По своему влиянию на кроветворение никель напоминает кобальт – после острых кровопотерь подкожные инъекции никеля ускоряют восстановление уровня эритроцитов. При различных формах анемии уровень никеля в крови снижается. Установлено, что никель постоянно присутствует в РНК, принимая участие в сохранении конформации молекулы.

Медь. медь присутствует во многих органах и тканях живых организмов. Она впервые была обнаружена в составе растительных организмов в начале XIX в. Затем в 1830 г. ее нашли и в тканях животных, а спустя 8 лет – в тканях человека. С тех пор началось изучение биологической роли меди.

Выяснилось, что этого элемента много в крови некоторых низших животных. Гемоцианин – пигмент крови моллюсков и ракообразных – содержит ее 0,15–0,26%. Медь нужна и растениям – это один из важнейших микроэлементов, участвующий в процессе фотосинтеза и влияющий на усвоение растениями азота. Недостаточно меди в почве – растения хуже плодоносят или вообще становятся бесплодными.

Медные удобрения (обычно это медный купорос) содействуют синтезу белков, жиров и витаминов. Кроме того, они повышают устойчивость к болезням многих сельскохозяйственных культур. Медный купорос (CuSO4·H2O) – соль ядовитая: в дозе, превышающей 0,6 г, она вызывает у человека рвоту, а в дозе 1–2 г – тяжелое отравление с возможным смертельным исходом. Особенно губительно медный купорос действует на низшие организмы: его раствором протравливают семена перед посевом, чтобы уничтожить на них споры плесневых грибов.

Общее содержание меди в теле человека составляет около 80 мг. У взрослого человека содержание меди обычно остается без заметных изменений до глубокой старости. Настоящей «хозяйкой медной горы» в организме человека является печень. Она содержит 650–900 мкг меди на 100 г сырого веса. Это позволяет считать печень физиологическим депо для данного элемента. В крови содержание меди составляет от 80 до 150 мкг на 100 мл. Здесь она находится в основном в таких форменных элементах, как эритроциты, эозинофилы и базофилы (гранулярные лейкоциты).

В клетках животных наибольшее влияние этот микроэлемент оказывает на процесс тканевого дыхания, т.к. входит в состав цитохромоксидазы – фермента, непосредственно переносящего электроны с окисляемых субстратов на кислород. Медьсодержащим ферментом является и тирозиназа, отвечающая за образование миелина. Порфириновые соединения меди служат звеном при синтезе гемоглобина, необходима медь и для всасывания железа в кишечнике. Ионы меди воздействуют на метаболизм таких витаминов, как В1, С, А.

Исследования многих ученых показали, что медь необходима в таких физиологических процессах, как гемопоэз, пигментация и кератизация кожи и волос, остеогенез, воспроизводительная функция. Дефицит меди является усугубляющим фактором при развитии эндемического зоба (медь нужна для усвоения больших доз йода). Очень важен этот металл для повышения иммунобиологической устойчивости и сопротивляемости организма.

Цинк. Медики издавна применяют многие соединения этого элемента. Со времен Парацельса до наших дней в фармакопее значится 0,25%-ный раствор сульфата цинка в качестве глазных капель. Как присыпка издавна применяется цинковая соль стеариновой кислоты. Фенолсульфат цинка – хороший антисептик. Суспензия, в которую входят инсулин, протамин и хлорид цинка, – эффективное средство против диабета, действующее лучше, чем просто инсулин. И вместе с тем многие соединения цинка, прежде всего его сульфат и хлорид, токсичны.

Биологическая роль цинка выяснена не до конца. Еще в 1869 г. было показано, что цинк является необходимым элементом питания гриба Aspergillus niger. Сейчас цинк обнаружен во всех клетках и органах высших животных и человека. Общее содержание цинка в теле человека весом 70 кг составляет 2–3 г. Наибольшее его количество обнаруживается в сетчатке глаза, предстательной железе и сперме, богаты цинком печень и мышцы. Среднее содержание цинка в крови составляет 600–800 мкг% (0,6–0,8 мг на 100 мл). Находящийся в клетках цинк легко соединяется с аминокислотами, белками, пуриновыми основаниями, нуклеиновыми кислотами.

Цинк входит в состав многих ферментов. Так, цинк – обязательная составная часть фермента карбоангидразы, содержащегося в эритроцитах. Карбоангидраза ускоряет выделение углекислого газа в легких. Кроме того, она помогает превратить часть СО2 в ион НСО3–, играющий важную роль в обмене веществ. Цинк необходим для функционирования многих дегидрогеназ, например, глутаматдегидрогеназы и малатдегидрогеназы, а также алкогольдегидрогеназы, содержащейся в печени и катализирующей окисление этанола в уксусный альдегид.

Довольно много цинка содержится в ядах змей, особенно гадюк и кобр. Известно, что эти яды в присутствии солей цинка теряют токсичность и в то же время соли цинка защищают яды от разрушения. Считается, что высокое содержание цинка – это то средство, которым змея защищается от собственного яда.

Недавно было установлено, что при злокачественных новообразованиях содержание ионов цинка в клеточных органеллах, клетках и отдельных органах увеличивается 1,5–2, а иногда и в 3 раза. Хотя причины этого пока не известны, само явление может служить для ранней диагностики рака.

Животные и человек получают цинк с пищей. Интересно, что особенно много цинка содержится в грибах вешенках, которые поэтому могут использоваться для профилактики цинковой недостаточности. Недостаток цинка в рационе имеет различные последствия, в том числе и на уровне высшей нервной деятельности. Так, самки крыс, получавшие пищу, в которой совсем не было цинка, становились отчаянными драчуньями, и эта особенность характера передавалась по наследству, причем самкам в большей степени, чем самцам. Дефицит цинка у разных животных проявляется примерно одинаково, а основными признаками его являются повреждение кожи (паракератоз), нарушения скелета (особенно длинных костей), дефекты репродуктивных органов самцов. Типичным проявлением недостатка цинка у человека является карликовость.

Селен. Это, пожалуй, самый противоречивый по действию на живые системы элемент: все соединения селена ядовиты, но в то же время в тканях большинства организмов находят селен в концентрациях от 0,01 до 1 мг/кг.

Избыток селена в почве – причина известного заболевания скота, так называемого алколоиза (в просторечье – вертячка). У домашних животных, пораженных этим заболеванием, начинает выпадать шерсть, деформируются рога и копыта. Из-за расстройства зрения и нервной системы нарушается координация движений и животные движутся по кругу (отсюда и название болезни).

Биохимики предполагают, что селен (в больших концентрациях) связывается с дисульфидными и сульфгидрильными группами белков-ферментов и кератинов. Это сопровождается тканевой гипоксией и разрушением клеточных и внутриклеточных мембран.

Однако еще в 1967 г. было доказано, что селенит натрия (Na2SeO3) может быть очень полезным в ветеринарии и животноводстве. Микродозы этой соли избавляли цыплят от экссудативного диатеза. В опытах с крысами, получавшими корм с добавками, которые со временем должны были привести к развитию у них некроза печени, селенит натрия предотвращал развитие заболевания.

Недостаток селена вызывает у животных более двадцати тяжело протекающих заболеваний, сходных по симптомам с Е-авитаминозом. Оказалось, что селен и витамин Е являются синергистами, т.е. веществами, усиливающими действие друг друга на метаболизм. Антиоксидантные свойства витамина Е давно и хорошо известны, но при чем здесь селен? Дело в том, что 4 атома селена входят в фермент глютатионпероксидазу, который превращает перекиси органических кислот в нетоксичные оксикислоты. Селен содержится и в других белках: глицинредуктазе, ферредоксине, а также в цитохроме С – одном из компонентов дыхательной цепи митохондрий.

Участвует селен и в организации иммунного ответа организма. Он активизирует фагоцитарную активность макрофагов и гранулоцитов, цитолитическую активность Т-киллеров, выработку иммуноглобулинов и т.п. Полагают, что селен влияет на биосинтез иммунных белков и участвует в организации «дыхательного взрыва». При этом в некоторых клетках иммунной системы образуются продукты неполного восстановления кислорода: супероксид-анион (О2–) и гидроксильный радикал (ОН–). Эти соединения обладают очень высокой реакционной способностью. Они вызывают целый каскад реакций в клетке, в частности цепных реакций окисления, приводящих к гибели клетки. При чем же тут селен? В специальных опытах установлено, что недостаток селена блокирует «дыхательный взрыв». Очень похоже, что селен участвует как в самой организации этого процесса, так и в защите клеток иммунной системы от их же собственного оружия – супероксид-аниона и гидроксильного радикала.

Селен – фоточувствительный полупроводник, и в технике используется в различных устройствах для преобразования света в электричество. Возможно, эти его свойства используются и организмами, поскольку селен был обнаружен в сетчатке глаза. У человека его оказалось немного – около 7 мкг (общее содержание селена в организме взрослого человека составляет 14–15 мг), зато у орла – в 100 с лишним раз больше, 780 мкг. Позже в опытах с кроликами была выявлена прямая зависимость между остротой зрения и содержанием селена в сетчатке.

Бром. Персонажи многих книг, написанных в прошлом веке, чтобы успокоиться, принимают бром. Не сам бром, разумеется, а растворы бромистого натрия или калия. Применять их как средство от бессоницы, неврастений, переутомления начали уже лет через десять после открытия этого элемента в 1825 г. Академик Павлов и его ученики впервые установили, что бром усиливает торможение в ЦНС. И сейчас в свете современных данных брому приписывается важная физиологическая функция – регулирование нервной деятельности. Отмечая это свойство, И.П. Павлов заявил, что человечество должно быть счастливо, располагая таким драгоценным для нервной системы препаратом, как бром.

Бром относится к группе незаменимых микроэлементов. Он обнаружен в морских и наземных растениях, в организмах животных и человека. Больше всего этот неметалл накапливается в грибах, особенно в боровиках, подберезовиках, подосиновиках. У человека в наибольших количествах бром обнаруживается в гипофизе (15–30 мг%), мозговом слое надпочечников (1,4–1,8 мг%), щитовидной железе (0,9–1,4 мг%) и крови (0,6 мг%).

В сутки человеку необходимо примерно 0,8 мг этого элемента. Соли брома влияют на половую функцию организма, регулируя процесс эякуляции у самцов и течение полового цикла у самок. Соединения брома применяют при лечении некоторых сердечно-сосудистых заболеваний, язвенной болезни, эпилепсии. Но, в то же время, под действием брома, длительное время и в больших количествах поступающего в организм, отмечается угнетение функции щитовидной железы, т.к. бром вступает в конкурентные отношения с йодом.

В наше время растворы бромидов натрия и калия в медицине практически не применяются. Их стали вытеснять броморганические препараты, более эффективные и, в отличие от бромидов, не раздражающие слизистые оболочки. Как хорошие успокаивающие средства применяют брометон, бромалин, бромурал. Последний используют и как снотворное, а в больших дозах – для наркоза. Четырехзамещенные бромиды аммония и ксероформ (трибромфенолят висмута) – прекрасные антисептики. Бромом модифицируют даже антибиотики – бромтетрациклин нашел широкое применение в борьбе с инфекциями.

Молибден. В низких концентрациях молибден, как и хром, широко распространен в природе. Впервые его биологическое значение было показано в связи с потребностью в нем азотфиксирующих бактерий. Еще в 1930 г. установили, что данный элемент весьма существен для роста азотфиксирующих бактерий Azotobacter. Особенно много этого металла оказалось в бобах и горохе. Позднее выяснилось, что молибден входит в состав фермента клубеньковых бактерий – нитроредуктазы. Молибден обнаружили не только в корневой системе, но и в зеленой массе растений (около 1 мг на килограмм сухой массы). Нашли его и в организмах животных.

Изучение роли молибдена как необходимого микроэлемента началось после того, как в одном из опытных хозяйств Новой Зеландии заметили, что добавление в почву незначительных количеств молибденовых солей увеличивает урожай люцерны и клевера примерно на 30%. Причем оказалось, что этот элемент необходим высшим растениям независимо от его роли в фиксации азота клубеньковыми бактериями.

Особенно эффективен молибден на кислых почвах. На красноземах и буроземах, содержащих много железа, действие молибдена, напротив, минимально. Тем не менее в некоторых странах увлечение молибденовыми удобрениями приняло массовый характер, и лишь после этого выяснилось, что палка-то о двух концах. Избыток молибдена оказался вреден не только для растений, но и для животных, и для человека. В ряде районов Англии целые стада крупного рогатого скота страдали острой диареей, вызванной повышенным содержанием молибдена в подкормленной им траве. Оказалось, что больных животных можно лечить большими количествами меди. Заодно выяснилось, что эти элементы являются антагонистами: молибден эффективен при лечении скота с хроническим отравлением медью.

При помощи радиоактивных изотопов удалось выяснить, что молибден избирательно накапливается в надпочечниках, печени, почках, костях, глазах, лимфатических узлах. Содержание молибдена в цельной крови составляет 1,4 мкг%.

Молибден играет важную роль в азотистом обмене. Ферменту ксантиноксидазе, превращающему ксантин и другие пуриновые основания в мочевую кислоту, для проявления активности необходимы два атома молибдена. Если молибдена в пище много, то возрастает и активность ксантиноксидазы, а следовательно, и синтез мочевой кислоты, и почки уже не успевают выводить ее из организма. Избыток мочевой кислоты приводит к отложению ее солей в суставах и сухожилиях, и суставы начинают болеть. У врачей этому заболеванию есть специальное название – эндемическая молибденовая подагра. С другой стороны, если молибдена не хватает, то появляются ксантиновые камни в почках.

Йод. Биологические функции йода многообразны. йод обладает антисептическими свойствами. Кстати, йод в хирургии первым использовал французкий врач Буанэ. Как ни странно, самые простые лекарственные формы йода – водные и спиртовые растворы – очень долго не находили применения в хирургии, хотя еще в 1865–1866 гг. великий русский хирург И.И. Пирогов применил йодную настойку для обработки ран.

Биологическая роль йода начала выясняться в середине XIX в. В 1854 г. французский химик-аналитик Шатен обнаружил, что распространенность заболевания зобом находится в прямой зависимости от содержания йода в воде, почве, потребляемой людьми пище. Коллеги опротестовали выводы Шатена, более того, Французкая академия наук признала их вредными. Что же касается происхождения болезни, то тогда считали, что ее могут вызвать 42 причины – недостаток йода в этом перечне не фигурировал.

Прошло почти полстолетия, прежде чем авторитет немецких ученых Баумана и Оствальда заставил французских ученых признать ошибку. Опыты Баумана и Оствальда показали, что щитовидная железа содержит большое количество йода и вырабатывает содержащие йод гормоны. Недостаток йода приводит сначала лишь к небольшому увеличению щитовидной железы, но, прогрессируя, эта болезнь поражает многие системы организма. В результате нарушается обмен веществ, замедляется рост. В отдельных случаях эндемический зоб может привести к глухоте, кретинизму. Эта болезнь распространена преимущественно в горных районах и в местах, сильно удаленных от моря.

О широком распространении болезни свидетельствуют произведения живописи. Один из лучших женских портретов Рубенса «Соломенная шляпка». У красивой женщины, изображенной на портрете, заметна припухлость шеи (врач сразу сказал бы, что увеличена щитовидная железа). Те же симптомы и у Андромеды с картины «Персей и Андромеда». Признаки йодной недостаточности видны также у некоторых людей, изображенных Рембрандтом, Дюрером, Ван-Дейком.

Интересно, что история лечебного применения йода уходит в глубь веков. Целебные свойства веществ, содержащих йод, были известны за 3 тыс. лет до того, как был открыт сам элемент: китайский кодекс 1567 г. до н.э. рекомендует для лечения зоба морские водоросли, богатые йодом.

Общее содержание йода в человеческом организме составляет 20–25 мг, причем половина его находится в щитовидной железе (9,8 мг%). Есть йод и в мышцах, почках, коже и ее производных (волосах, ногтях). Нормальное общее содержание йода в крови достигает 15 мкг%. Концентрация йода в крови называется йодным зеркалом крови. Любопытно, что содержание йода в крови человека зависит от времени года: с сентября по январь концентрация йода снижается, с февраля начинает возрастать и в мае–июне достигает наивысшего уровня. Эти колебания относительно невелики и их причины до сих пор остаются загадкой.

Йод поступает в организм человека в виде его солей. Несколько капель йодной настойки на стакан молока могут оказаться полезными, особенно для профилактики и лечения атеросклероза. Но в больших количествах элементарный йод опасен: доза в 2–3 г смертельна. Йодиды, поглощенные щитовидной железой, находятся главным образом в тиреоглобулине – сложном высокомолекулярном белке. С использованием тиреоглобулина фермент йодиназа йодирует ароматические кольца незаменимой аминокислоты тирозина, образуя главный гормон щитовидной железы – тироксин (в меньших количествах эта железа вырабатывает другой гормон – трийодтиронин).

Функции этих двух гормонов заключаются в ускорении реакций, протекающих во всех клетках организма. При гипофункции щитовидной железы, вызванной недостатком йода, наблюдается снижение основного обмена, температура тела становится ниже нормальной. У детей развивается микседема – в подкожной соединительной ткани скапливается межтканевая жидкость, замедляется рост и снижается умственная деятельность (кретинизм). У взрослых помимо микседемы развивается зоб, т.е. разрастается паренхима щитовидной железы.

Простейшее и надежнейшее средство в борьбе с эндемическим зобом – добавка микродоз йодидов к поваренной соли. Существуют лекарственные препараты и пищевые добавки на основе морских водорослей. Например, небезызвестный «Сплат». Но гиперфункция щитовидной железы также опасна: железа синтезирует слишком много гормона, в результате чего ускоряется основной обмен, учащается пульс, человек худеет и проявляются другие неприятные симптомы базедовой болезни.

В заключение разговора о микроэлементах хотелось бы обратить ваше внимание на биологическое значение некоторых химических элементов, казалось бы, не совместимых с жизнью или требующихся в совсем уж ничтожных количествах.

В ходе различных исследований выяснилось, что при ишемической болезни сердца и при заболеваниях органов пищеварения наблюдается уменьшение содержания в крови таких веществ, как барий, стронций, свинец (колебания последнего были обнаружены при инфаркте миокарда – в первые дни болезни его уровень резко увеличивался).

Наряду с другими микроэлементами (кремнием, ванадием) для построения эпителиальной ткани используется титан. Он же причастен к процессам кроветворения, и снижение его концентрации наблюдается при лейкозе и некоторых формах анемии. Содержание титана в крови уменьшается при раке и язвенной болезни желудка.

Малые концентрации ртути оказывают положительное влияние на фагоцитарную активность лейкоцитов и повышают иммунную устойчивость организма. Препараты ртути издавна применяли для лечения некоторых заболеваний, в частности сифилиса.

Терапевтический эффект соединений мышьяка также известен с древних времен. Органические соединения мышьяка нашли успешное применение в клинической практике при лечении сифилиса, трипаносомоза, амебиаза. Имеются отдельные сведения о благотворном действии мышьяка на жизнеспособность приплода крупного рогатого скота.

Все эти элементы достаточно широко распространены в нашем техногенном мире, и обычно не требуется дополнительного введения их в рацион.