Как написать реферат

КОПИЛКА ОПЫТА

Т.Б. КАСТАЛЬЕВА

Окончание. Начало см. № 31/2000г.

Как написать реферат

на примере реферата по биологии

А теперь давай вместе прочитаем и проанализируем реферат, написанный ученицей 7-го класса Наташей Дмитриевой. Тема нам с тобой уже знакома: «Грибы».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БОЛЬШЕВЯЗЕМСКАЯ ГИМНАЗИЯ

 

РЕФЕРАТ ПО БИОЛОГИИ

на тему:

ГРИБЫ: СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА, РОЛЬ В ПРИРОДЕ

 

 

Исполнитель Н.Дмитриева, 7 «а» класс

Руководитель Т.Б. Кастальева

 

 

Большие Вяземы, 1997

ВВЕДЕНИЕ

Грибы представляют собой очень своеобразную группу организмов. Они являются эукариотами, т.е. имеют принципиально отличающее их от других микроорганизмов настоящее ядро, а не нуклеоид, как у бактерий, с которыми их сближает гетеротрофный тип питания.

В принципе, для введения найдена правильная фраза, но хорошо было бы продемонстрировать знание таких систематических категорий, как «царство» и «надцарство». Указать, что грибы – царство живых организмов, раньше их объединяли в одно царство с растениями, а потом обнаружили, что они сильно отличаются и от животных, и от растений, – об этом мы говорили на уроках, что эукариоты – это надцарство живых организмов, клетки которых имеют ядро.

СТРОЕНИЕ ГРИБОВ

(Для удобства обозначим номера абзацев цифрами в скобках.)

[1] Грибы – эукариоты, значит, имеют клеточное строение организма. Грибы бывают одноклеточными и многоклеточными.

[2] Примером многоклеточных грибов могут служить шляпочные грибы. Каждый шляпочный гриб состоит из мицелия и плодового тела, а плодовое тело – из пенька и шляпки. Отсюда и название – шляпочные грибы. Средняя толщина гифа 5 мкм.

[3] У одноклеточных грибов отдельные клетки не образуют мицелия. К одноклеточным грибам относятся дрожжи. Дрожжи – это микроскопические грибы. Дрожжевые клетки имеют форму шариков. Они живут в питательной жидкости, богатой сахаром. Размножаются дрожжи почкованием. Сначала на взрослой клетке появляется небольшая выпуклость. Она увеличивается и превращается в самостоятельную клетку, отделяется от материнской. Почкующиеся клетки дрожжей похожи на ветвящиеся цепочки.

[4] Многоклеточные грибы образуют длинные нити – гифы. Совокупность гиф образует мицелий, или грибницу. Мицелий, как правило, разделен септами. Септы – это перегородки между клетками. У некоторых грибов, например у мукора, перегородок нет, их грибница представлена одной гигантской многоядерной клеткой.

[5] Клeткa гриба содержит ядро, расположенное в цитоплазме, органеллы, жесткую клеточную стенку. Грибная клетка не имеет пластид.

[6] Органеллы (в переводе – маленький орган) – это обособленные структуры клетки, выполняющие свои особые функции (рибосомы, митохондрии, эндоплазматическая сеть, клеточные включения, вакуоль).

[7] Довольно большую долю массы сухого мицелия грибов, а именно от 5 до 15%, составляет их клеточная стенки. Состав клеточной стенки сильно варьирует и часто весьма специфичен, а основной компонент ее – хитин – азотсодержащий полисахарид.

О том, что грибы – эукариоты, уже говорилось во введении, но из этого следует не то, что они имеют клеточное строение – клеточное строение имеют и прокариоты, – а то, что в их клетке есть ядро, о чем также сказано во введении.
Второй абзац явно не на своем месте, его место после четвертого абзаца. В третьем абзаце не надо было говорить о размножении дрожжей, потому что дальше размножению грибов отводится отдельный пункт, значит, эту информацию и надо туда поместить.
В четвертом абзаце следовало бы написать не «Мицелий, как правило, поделен на септы», потому что, как дальше верно указывается, септы – это перегородки между клетками гриба, а так: «Мицелий высших грибов септирован, т.е. поделен перегородками на отдельные клетки. У низших грибов, например у мукоровых, перегородок нет».
В шестом абзаце после слова «функции» лучше поставить точку, а информацию, содержащуюся в скобках, ввести отдельным предложением, сказав, что для клеток эукариотных организмов характерно наличие таких-то органелл (все перечисленные плюс аппарат Гольджи), но что аппарат Гольджи у грибов развит слабо.

СВОЙСТВА ГРИБОВ

1. Дыхание грибов

Грибы, как и все живые организмы, дышат для того, чтобы получать энергию, а следовательно, для того, чтобы жить. У грибов встречается два типа дыхания, одни из них аэробы, другие – анаэробы.
Аэробы – это живые организмы, которые используют для дыхания кислород. Анаэробы – живые организмы, которые не используют для дыхания кислород. К анаэробам относятся дрожжи, а к аэробам все остальные грибы, например шляпочные: сыроежка, подберезовик, лисичка и другие.
Анаэробное дыхание происходит в цитоплазме. В результате молекула глюкозы расщепляется с образованием двух молекул пирувата. Этот процесс называется гликолизом. В нем образуется две молекулы богатого энергией вещества – АТФ. Реакции гликолиза протекают в клетках как анаэробных организмов, так и аэробных. Далее пируват может превращаться в молочную кислоту или в этиловый спирт. В зависимости от этого различают молочнокислое или спиртовое брожение. Анаэробное дыхание дрожжей – это пример спиртового брожения. У аэробов происходит дальнейшее расщепление пирувата до углекислого газа и воды с участием кислорода, при этом образуется 36 молекул АТФ. Аэробное дыхание осуществляется в митохондриях – клеточных, органеллах, размером 0,2–7 мкм, имеющих двойную мембрану.

В первом абзаце первого пункта фраза «грибы... дышат для того, чтобы получать энергию, а следовательно, для того, чтобы жить» не очень удачна. Лучше: «... чтобы получать энергию, необходимую для жизни».
В этом пункте приведены некоторые общие сведения о дыхании, которые, казалось бы, можно было и опустить, но к тому времени, когда писался реферат, мы как раз изучили тему «Дыхание», поэтому я положительно оценила то, что Наташа показала свои знания по этой теме.

2. Выделение

У грибов нет специальных органов выделения. Удаление ненужных веществ они осуществляют через поверхность тела.

3. Движение

Движение у грибов отсутствует, если не считать небольшого движения во время роста плодового тела.

4. Рост

Если гриб одноклеточный, то рост происходит за счет максимального растяжения одной-единственной клетки. Если гриб многоклеточный, то рост происходит за счет деления клеток. Мицелий шляпочных грибов растет с ранней весны до поздней осени. За это время он вырастает на 10–30 см. Залегает мицелий на глубине 6–12 см, и нередко нити располагаются в уплотненной лесной подстилке, состоящей из разлагающихся листьев, хвои и веточек.

Мицелий – это грибница.
Следовало сказать, что грибы обладают верхушечным ростом и так же, как растения, способны расти всю свою жизнь. Последняя фраза «Мицелий – это грибница» не нужна, т.к. об этом уже сказано в первом разделе основной части.

5. Питание

Грибы имеют гетеротрофный тип питания. Гетеротрофы – это живые организмы, которые питаются готовыми органическими веществами. Среди грибов встречаются:

  • сапрофиты – питаются органическими веществами отмерших организмов, выделениями или продуктами жизнедеятельности живых организмов;

  • паразиты – питаются органическими веществами других живых организмов;

  • симбионты – образуют содружество с другими живыми организмами. Встречаются среди грибов и хищники, питающиеся беспозвоночными животными, которые попадаются в образованные ими ловчие сети.

Шляпочные грибы – симбионты. Часть органических веществ их мицелий всасывает вместе с водой и минеральными веществами из почвы, а часть получает из корней деревьев, под которыми эти грибы растут. Гифы многих грибов могут оплетать корни растений и даже проникать внутрь, в ткани. Питаясь отмершими растительными клетками, они снабжают корни нужными солями, витаминами, гормонами. Такая грибная оболочка называется микоризой (грибной шубой). Выгоду получает и гриб, и растение.

6. Размножение

Грибы размножаются бесполым и половым путем. К бесполому размножению относится размножение частями мицелия, почкованием и вегетативными спорами. Когда, же при размножении происходит слияние двух гамет (мужской и женской половых клеток) с последующим образованием зиготы, то это половой способ размножения. Созревшие половые споры подхватывает ветер или их могут переносить животные и насекомые. Попав во влажную, богатую перегноем почву, споры прорастают, образуя впоследствии мицелий, а потом и плодовые тела.

 

РОЛЬ ГРИБОВ В ПРИРОДЕ

Хотя грибы ведут незаметную, скрытую жизнь, роль их в природе огромна. Как и бактерии, они превращают органику в доступные для растений вещества. Особенно велика их роль в разложении клетчатки и других остатков растений. Только там, где нет свободного кислорода, растительная органика может накапливаться (так возникают торф и каменный уголь). К сожалению, грибы, разрушая клетчатку, наносят большой урон деревянным постройкам, железнодорожным шпалам, во влажном климате – хлопчатобумажным тканям.
Грибы – не только могильщики растений, многие из них опасные хищники и паразиты, причиняющие многомиллионные убытки. Для человека и домашних животных особенно опасен стригущий лишай, поражающий корни волос и ногти. Многие микроскопические грибы поселяются на коже, вызывая заболевания, которые называют микозами.
Прямую пользу грибы приносят человеку. Вкусны съедобные грибы. Некоторые из них разводят искусственно (шампиньоны, вешенка). Но несравненно более важны дрожжевые грибы, без которых было бы невозможно приготовление хлеба, кваса, вина, пива, гидролизного спирта (а значит, искусственного каучука). Дрожжевые грибы в последнее время используют для получения кормового белка. Грибы могут превращать целлюлозу в виноградный сахар – глюкозу. Они же придают особый вкус деликатесным сортам сыра (рокфор, камамбер). Лимонную кислоту сейчас чаще получают не из лимонов, а из плесневого гриба аспергилла, растущего на отходах сахарной промышленности. Наконец, низшие грибы могут быть источниками ценных лекарств (гидрокортизона, витамина В12). Впервые антибиотик пенициллин открыл А.Флеминг именно в зеленой плесени – грибах рода Penicillium. Теперь известны десятки антибиотиков грибного происхождения.
Роль грибов в природе и жизни человека несомненно велика.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беккер З.Э. Физиология и биохимия грибов. – М.: 1988, с. 8, 10.

2. Вашканов Л.Л., Гарибова Л.В., Горбунова М.В.,

Горленко М.В. Курс низших растений. – М.: Высшая школа. 1981, с. 292–294.

3. Корчагина В.А. Биология 6–7-й класс. – М.: Просвещение, 1992, с. 237–241.

4. Майсурян А., Артемов А. Грибы. В кн.: Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+. 1995, с. 164–183.

5. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение. 1994, с. 33–36.

6. Рогожкин А.Г. Энциклопедический словарь юного натуралиста. – М.: Педагогика. 1981, с. 58–61.

Реферат написан неплохо. Тема, заявленная в заглавии реферата, в основном раскрыта. Информацию о строении и свойствах грибов, их роли в природе можно считать достаточной. Недочеты в изложении указаны по ходу реферата. Можно отметить еще несколько мелких недостатков. Так, в разделе о строении грибов приводятся размеры средней толщины гифов, но ничего не говорится об их длине, а именно длиной гиф определяется поверхность микоризы, образуемой шляпочными грибами на корнях деревьев.
В качестве достоинства реферата нужно отметить, что для его написания использовано довольно много источников. Список литературы оформлен правильно.
К существенным недостаткам реферата следует отнести отсутствие заключения. Последнюю фразу реферата нельзя считать заключением, т.к. она относится только к восьмому пункту основной части.
Если будут внесены исправления в соответствии со сделанными замечаниями и написано заключение, то этот реферат может быть оценен высоко.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru