КОПИЛКА ОПЫТА
В номере 20 нашей газеты за 2000 г. мы рассказывали об итогах Московского городского конкурса экологических проектов «Наш дом – планета Земля». Сегодня мы предоставляем слово авторам проекта, получившего на этом конкурсе серебряную медаль, – учителям и учащимся московской школы № 951.
Надеемся, что рассказ о проводимой ими работе поможет вам оценить свои силы в возможности решения комплекса экологических проблем, стоящих перед нашим обществом. В том, что можно сделать самим – пусть на крохотном участке около своей школы, или на территории близлежащего микрорайона, или в ближайшем лесу. А мы постараемся продолжить рассказ о подобных работах, выполняемых школьниками под руководством своих учителей на территории всей нашей страны.

Н.А. ЗУБКОВА,
школа No 951, г. Москва

Многолетний экологический мониторинг памятника природы в Медведкове – поймы реки Яузы

Река Яуза, общая протяженность которой составляет 36 км, – наиболее крупный приток реки Москвы в черте города. Рождается Яуза в знаменитых мытищинских плавнях, среди торфяных болот Лосиноостровского лесопарка вблизи реки Клязьмы и течет с востока на запад, огибая Лосиный остров. В верховьях Яузы можно увидеть десятки старинных озер (остатки старых речных русел в поймах рек).

Сейчас Яуза – загрязненная мелкая река, и трудно поверить, что когда-то она была полноводной и судоходной и упоминалась в летописи за 1156 г. (в связи с заложением первого Московского Кремля) как часть великого торгового пути, шедшего из Смоленска на Волгу и далее на Каспий и в Аравию и связывавшего Москву с городами Северо-восточной Руси. В конце XII в. Яуза потеряла свое транспортное значение, но продолжала играть важную роль в жизни города. Устье Яузы было важным торговым местом. Торговля велась в основном хлебом – в устьевой части реки на островах стояли водяные мельницы, перемалывавшие зерно, поступающее по Оке и Москве-реке из южных земель. В XIV – XV вв. берегам Яузы отдавалось предпочтение при выборе новых мест для строительства. На реке поставили множество мельниц и почти все ее притоки запрудили земельными и каменными плотинами, что сильно изменило саму Яузу. В XVII в. начинается еще более интенсивная застройка берегов Яузы – жилые дома и мануфактуры протянулись вдоль реки от устья до Сокольников. Петр Великий построил здесь фабрику по выделке парусов, почти одновременно возникли кожевенный двор, пильная и бумажная мельница.

Окрестности Яузы пользовались популярностью как место отдыха. В 1880-х гг. здесь жил поэт В.Брюсов, оставивший восторженный отзыв о селе Медведково. В 1890–1891 гг. в этих местах работал живописец К.Коровин. В Медведкове у Коровина бывал в гостях М.Врубель.

Дальнейшая застройка этого района промышленными предприятиями привела к тому, что одна из самых красивых окраин Москвы превратилась в общемосковскую сточную канаву. И лишь в наше время, после строительства очистных сооружений на предприятиях и переброски в Яузу по областному каналу волжской воды, качество воды в реке несколько улучшилось.

В настоящее время территория «Лосиного острова», в болотах которого находятся истоки Яузы, является заповедником, где нет промышленных предприятий и не ведется хозяйственная деятельность. А участок поймы Яузы с его характерной флорой и фауной в пределах города Москвы – от МКАД до Осташковской улицы – объявлен памятником природы.

Памятники природы – редкие или достопримечательные природные объекты, ценные в научном, культурном или оздоровительном отношении. Само словочетание «памятник природы» ввел в науку в начале прошлого века известный немецкий естествоиспытатель А.Гумбольдт, который относил это понятие к особо интересным естественным объектам, которые необходимо сохранять в первозданном виде.

Памятник природы «Пойма реки Яузы» в Медведкове испытывает на себе все влияние огромного современного города. Микрорайон «Медведково», входящий в Северо-Восточный административный округ столицы, занимает площадь в 503 га, а его население составляет 106,9 тыс. чел. Жилой фонд составляет 270 жилых зданий общей площадью 1617,9 тыс. кв. м. Поблизости находятся такие крупные промышленные предприятия, как кожгалантерейная фабрика, завод световой рекламы, хлебозавод, объединение нетканых материалов, таксомоторный парк, два автокомбината.

Здание школы № 951 расположено в непосредственной близости от поймы Яузы – на Осташковской улице. Проект, название которого вынесено в заголовок статьи, зародился в нашей школе в 1998 г. В начале 1999 г. совместно с московским полевым учебным центром «Экосистема» (директором которого является А.С. Боголюбов) была составлена экспериментальная программа проекта, который с тех пор осуществляется силами учащихся школы под руководством учителей экологии (Н.А. Зубковой) и информатики (Т.А. Ерохиной).

При проведении проекта решаются следующие задачи:

– перенос части учебного процесса по таким естественно-научным дисциплинам, как экология, биология и география, в природу;
– организация практической работы учащихся школы по охране и благоустройству территории памятника природы и его окрестностей;
– проведение пропаганды бережного и рационального отношения к природно-культурному наследию своей местности.

Основным методическим подходом в рамках проведения проекта является «натуралистический» подход – то есть обучение и воспитание детей в природной обстановке, на примере живых объектов, существующих в естественных условиях. Двумя основными формами обучения являются экскурсии и самостоятельная исследовательская работа учащихся.

Для проведения такой работы нами совместно со специалистами полевого учебного центра «Экосистема» было отобрано несколько десятков простых стандартных методик, которыми пользуются большинство ученых-экологов как у нас в стране, так и за рубежом.

Для того чтобы компетентно проводить исследования в природе, старшеклассники школы № 951 прошли поэтапный курс обучения в центре «Экосистема» и получили дипломы «экологов-исследователей» (дополнительное образование в средней школе).

Основной целью проводимых школьниками научных исследований является многолетнее круглогодичное слежение (мониторинг) за экологическим состоянием и характером антропогенных воздействий на участок поймы реки Яуза на территории памятника природы. Основная работа ведется по следующим направлениям.

Мониторинг ландшафта:

– картографирование территории памятника природы;
– изучение рельефа территории;
– мониторинг почв;
– структура биоценозов на профиле речной долины;
– мониторинг антропогенной нагрузки на местность;
– лихеноиндикация (исследование состояния лишайников как индикаторов степени загрязнения окружающей среды);
– радиомониторинг.

Мониторинг растительных сообществ:

– динамика роста деревьев;
– картографирование фитоценозов;
– геоботанические описания профиля речной долины;
– экологическая приуроченность растений.

Мониторинг животного населения:

– фауна летающих насекомых;
– фауна птиц;
– фауна и численность мелких млекопитающих.

Мониторинг водоемов:

– комплексное описание реки Яузы;
– бентос реки Яузы;
– определение качества воды в реке методом биоиндикации;
– планктон реки Яуза;
– физико-химические показатели воды.

Проведение школьниками научно-исследовательской работы предполагает самостоятельную постановку целей, задач, выбор методики, планирование исследования, сбор материала, его первичную обработку, анализ и осмысление данных, написание отчета или статьи и защиту на учебно-исследовательской конференции.

Наши школьники участвуют в экологических конференциях разного ранга, в городском фестивале «Весна в Москве», международном экологическом фестивале в Краснознаменске «Дети и экология – XXI в.»; международной экологической телеконференции, проводимой университетом штата Монтана (США).

Результами наших исследований стали также:

– большая комплексная карта, на которой нанесены все изучаемые объекты наших исследований, а также ареалы животных и растений, занесенных в Красную книгу;
– создание в управе «Северное Медведково» районного музея, где отражена экологическая работа школы в содружестве с ассоциацией «Экосистема»;
– создание краеведческого музея в школе № 951.

Кроме того, были созданы многочисленные фотоальбомы, сняты видеосюжеты по экологии Москвы и Подмосковья, по результатам проведенных исследований и по итогам благоустройства территории. Центральное телевидение по заявке московского центра труда и занятости молодежи «Перспектива» неоднократно демонстрировало по каналам ОРТ и ТВЦ видеозарисовки о работе учащихся школы № 951 в составе экологического отряда-2000.

Экологический отряд ТОП (Трудовое объединение подростков), созданный на базе школы № 951, получил номинацию лучшего экологического отряда по Москве за 1999 и 2000 г.

Фото автора

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru