ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Л.П. АНАСТАСОВА,
Т.А. ЦЕХМИСТРЕНКО,
В.С. КУЧМЕНКО

Продолжение. См. No 40, 41, 42/2000

Формирование здорового образа жизни подростков

Методическое пособие для учителей

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВВЕДЕНИЮ ТЕМАТИКИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ В ПРЕДМЕТ «БИОЛОГИЯ»

Предлагается модульная форма методических рекомендаций для каждого тематического занятия. В модуле определена основная цель занятия, указаны основные аспекты содержания, дан перечень необходимых средств обучения; приведены вопросы для обсуждения, которые могут предварять изучение материала и заключать его. Здесь же вывод по теме и вопросы для повторения, которые носят более конкретный характер, чем вопросы для обсуждения.
В зависимости от состава класса, подготовленности учащихся к восприятию данного материала отдельные темы занятий могут изучаться избирательно, кроме того, может предполагаться раздельное обучение мальчиков и девочек на отдельных уроках.
Самыми результативными методами преподавания являются беседа и рассказ. Групповые формы обучения наиболее эффективны. Учащиеся, самостоятельно ознакомившись с материалом, обмениваются полученной информацией, обсуждают ее, высказывая свою и формируя общую точку зрения.
Разделение класса на группы должно происходить с учетом интересов учащихся. Группы могут быть от 4 до 8 человек. Важно выявить склонность к лидерству у отдельных учеников и сделать их ответственными за выполнение поставленной перед группой задачи.

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОУРОЧНЫМ ЗАНЯТИЯМ

Тема. Особенности строения и развития организма человека

Занятие 1. Как устроен человек

Цели занятия

1. Знакомство с общим строением опорно-двигательной системы, строением и функцией ее основных частей.
2. Подвести учащихся к выводу о различиях в строении скелета и мышц тела мужского и женского организма и их причинах.
3. Раскрыть значение двигательной активности для сохранения здоровья.

Средства обучения: скелет человека, отдельные части скелета, черепа, различные виды суставов; таблицы «Строение скелета и мышц человека (мужчины и женщины)», «Торс женщины с развивающимся ребенком», «Комплекс упражнений для предупреждения и лечения плоскостопия», «Типы осанки», «Сравнительные особенности строения скелета мужского и женского организма»; слайды или видеофильмы, иллюстрирующие различные виды деятельности мужчины и женщины, расположение ребенка в тазовой области скелета, последствия неправильной осанки, последствия гиподинамии.

Вопросы для обсуждения

1. Что такое орган? («Биология», 6–7-е классы.)
2. Какие органы наиболее важны для жизнедеятельности организма?
3. Какие функции (работу) они выполняют?
4. Что такое система органов? («Биология», 6–7-е классы.)
5. Что образует твердую основу нашего тела?
6. Какую функцию выполняют основные составные части опорно-двигательной системы? («Биология», 7-й класс.)
7. Существуют ли различия в строении скелета мужчины и женщины? Каковы причины этих различий?
8. Каково необходимое условие нормальной жизнедеятельности мышц?
9. Что такое гиподинамия и каковы ее последствия?
10. Каково значение двигательной активности для сохранения здоровья?

Основные термины: орган, система органов, костная и мышечная системы, функция, гиподинамия, двигательная активность.

Общие положения

Скелет – основа тела. Кости имеют разное строение и соответственно разную прочность. Соединение костей может быть неподвижное и подвижное, с помощью суставов. Основные части скелета – череп, позвоночный столб, грудная клетка, таз, верхние и нижние конечности; их защитная функция. Кости таза мужчины имеют существенные отличия от костей таза женщины, служащих опорой и защитой для развивающегося ребенка. Взаимозависимость роста и развития костей и мышц тела. Правильная осанка – главное условие благоприятного функционирования органов движения и внутренних органов, красоты и стройности тела. Значение двигательной активности для сохранения здоровья.

Выводы

Каждый орган занимает в организме определенное место и выполняет свою работу (функцию). Объединение органов и их согласованная работа называется системой. Скелет (кости), связки, суставы и мышцы – опорно-двигательная система. Особенности строения костей женского организма обусловлены их «охранным» значением для развития будущего ребенка. Правильная осанка способствует нормальному функционированию органов, повышению работоспособности. Двигательная активность – основа сохранения здоровья человека в любом возрасте.

Рекомендации

Коллективная работа по изучению строения и функции основных частей скелета, значения определенных групп мышц в их развитии по таблице или на муляже и с помощью слайдов.
С различными видами суставов можно ознакомиться, используя специально подобранные рентгеновские снимки, слайды или муляжи. Различные типы осанки человека и серии упражнений для исправления осанки изучаются по таблице. По ходу изучения материала целесообразно заполнить таблицы.

Таблица 1. Сравнительные особенности строения скелета мужского и женского организма

Части скелета

Особенности строения и функций

Причины различий

Вывод

мужской организм

женский организм

1. Череп
2. Плечевой пояс
3. Грудная клетка
4. Таз
5. Конечности:
верхние
нижние

Таблица 2. Различные типы осанки человека

Тип осанки

Признаки

Причины

Пути исправления

1. Нормальная
2. Сутулая
3. Сколиотическая

Дополнительная информация

Красота тела зависит от правильного развития скелета. Этому способствует:

– правильное сбалансированное питание с достаточным количеством витаминов и минеральных веществ в пище;
– не слишком мягкая мебель, постель;
– физическая активность и регулярные занятия физкультурой и спортом;
– правильная поза за столом и партой;
– хорошо подобранная обувь; неудобная обувь – причина растяжения связок и уплощения стопы (плоскостопия) и как следствие – боли и ломота в нижних конечностях, нарушение осанки, некрасивая походка, быстрое утомление при ходьбе;
– предупреждение плоскостопия — ходьба на цыпочках, бег, игры в футбол, волейбол, баскетбол, плавание;
– правильное ношение портфеля или рюкзака (правильное распределение нагрузки – тяжести), смена позы тела при длительном стоянии или сидении.

Занятие 2. Какие органы защищает опорно-двигательная система

Цели занятия

Напомнить учащимся об основных системах органов у человека и их функциях. Более подробно познакомить их со строением репродуктивной системы и с функциями нервной и гормональной систем.

Средства обучения: сравнительные таблицы систем органов животных и человека; альбомы анатомические (органы и системы органов); муляжи органов различных систем; слайды с изображениями систем органов человека.

Вопросы для обсуждения

1. Какие основные системы органов вам известны? («Природа и человек», 5-й класс, «Биология», 6–7-е классы.)
2. Какую функцию они выполняют в организме? («Природа и человек», 5-й класс, «Биология» – 6–7-е классы.)
3. Все ли системы органов имеют сходное строение у мужского и женского организмов?
4. Почему нервную систему считают «главной», в чем особенности ее функций? («Биология», 7-й класс.)
5. Какая система органов принимает участие в регуляции работы других систем?

Общие положения

Наличие сходных систем органов у животных и человека. Основные этапы работы определенных систем органов (рассматривается в ознакомительном плане). Отличительные особенности мужского и женского организма. Нервная и гормональная (эндокринная) системы, их функциональные особенности (рассматриваются в ознакомительном плане). Правила личной гигиены, их соблюдение – залог здоровья различных систем органов и организма в целом.

Рекомендации

Занятие проводится в форме беседы. Объяснение материала опирается на знания из предшествующих курсов («Природоведение», «Окружающий мир» и др.), используются различные наглядные средства.
Подчеркнув сходство систем органов мужского и женского организма, перейти к особенностям строения репродуктивной системы.
При изучении отдельных систем органов рассматриваются вопросы личной гигиены. По ходу изучения материала с помощью учителя заполняется таблица.

Таблица 3. Строение систем органов и их функции

Название системы

Какие органы входят в систему

Какую функцию выполняет система

1. Кровеносная
2. Дыхательная
3. Пищеварительная
4. Выделительная
5. Нервная
6. Гормональная
7. Опорно-двигательная
8. Репродуктивная

Вывод

Почти все системы органов мужского и женского организмов сходны по строению и своим функциям, а органы репродуктивной системы – различны.

Занятие 3. Как осуществляется контроль за работой различных органов человека

Цель занятия

Сформировать у учащихся четкие представления о механизме регуляции и контроля за работой органов различных систем со стороны нервной и гормональной систем.

Средства обучения: таблицы «Строение нервной системы», «Схема условного рефлекса», «Строение гормональной системы».

Вопросы для обсуждения

1. Каково строение нервной системы?
2. Какую функцию выполняет нервная система?
3. Какие органы образуют гормональную систему?
4. Какую функцию в организме выполняет гормональная система?
5. Какая система органов осуществляет связь организма с внешней средой?
6. В чем различие в работе нервной и гормональной систем?
7. Режим дня, гигиена сна. Охранное значение сна.

Общие положения

По центростремительным нервам осуществляется связь организма с внешней средой. С помощью нервов – центростремительных и центробежных – согласуется и координируется работа различных органов. Железы гормональной системы вырабатывают особые вещества (гормоны), которые активно влияют на работу различных органов, – это гормональная регуляция. Соблюдение режима дня, нормальный сон – основные составляющие здорового образа жизни.

Вывод

Работу всех систем органов регулируют нервная и гормональная системы. Соблюдение правильного режима дня, нормальный сон – основные охранные меры для нервной системы.

Рекомендации

Вопросы для обсуждения служат для проверки усвоения материала, помогают обобщению и закреплению полученных знаний. Материал данной темы не следует ограничивать рамками курсов «Природоведение» или «Окружающий мир».
Хорошо помогает усвоению материала подробный анализ различных схем условных рефлексов. Значение условных рефлексов для человека и животных. Подчеркнуть важность соблюдения здорового образа жизни для сохранения психического и физического здоровья. Сон и его значение в жизнедеятельности человека и сохранении его здоровья. Снижение физиологической активности организма во время сна. Гигиена сна. Составление таблицы поможет лучше разобраться и усвоить особенности работы нервов. Рекомендуется составить схемы индивидуального режима дня школьника.

Таблица 4. Строение нервной системы

Название нервов

Направление движения нервного импульса

 

 

Занятия 4, 5. Что такое гормоны, где они образуются и как действуют

(Эта тема может изучаться на одном или двух занятиях в зависимости от подготовленности учащихся.)

Цель занятия

Сформировать у учащихся четкие представления о свойствах гормонов, функциях желез внутренней секреции и возможных отклонениях (в росте и развитии организма) при их нарушении.

Средства обучения: таблица «Железы внутренней секреции»; изображения гигантов и карликов, заболевания щитовидной железы, вторичные половые признаки; слайды с изображениями желез внутренней секреции.

Вопросы для обсуждения

1. Почему клетки называют элементарными живыми системами?
2. Что характеризует ткань живого организма?
3. Как называются вещества, выделяемые железами внутренней секреции? Почему их так назвали?
4. Почему гормоны назвали биологически активными веществами?
5. Куда попадают вещества, выделяемые железами внутренней секреции?

Вопросы для повторения

1. Что означает слово «гормон»?
2. Куда попадают гормоны?
3. Что такое обмен веществ?
4. К чему может привести избыток или недостаток половых гормонов (у женщин и у мужчин)?

Общие положения

Железы внутренней секреции выделяют биологически активные вещества – гормоны. Гормоны попадают в кровь и разносятся к клеткам и тканям. Гормоны различных желез действуют по-разному: рост организма зависит от деятельности гипофиза, проявление эмоций – от деятельности надпочечников; нормальное развитие мужского и женского организма обусловлено половыми гормонами; обмен веществ регулируется гормонами щитовидной железы. При нормальной работе желез внутренней секреции все системы органов действуют между собой согласованно.

Рекомендации

Занятие проводится в форме беседы с использованием схем, таблиц, слайдов, фрагментов из фильмов, иллюстрирующих деятельность желез внутренней секреции и возможные последствия при нарушении их функций. По ходу беседы учитель может изобразить схему действия гормонов и заполнить таблицу, привлекая к этой работе учащихся.

Схема деятельности желез внутренней секреции

Система желез внутренней секреции ---> Гормоны ---> Кровь ---> Клетки ---> Ткани

Таблица 5. Деятельность желез внутренней секреции

Железы внутренней секреции

Характер действия гормонов

Возможные последствия

при недостатке гормонов

при избытке гормонов

1. Гипофиз
2. Надпочечники
3. Щитовидная железа
4. Половые железы

Заполнять таблицу можно в процессе самостоятельной работы с книгой. При повторении и обобщении изученного материала особое внимание следует обратить на соблюдение правил личной гигиены при различных нарушениях функции желез внутренней секреции.

Занятие 6. Периоды развития организма человека

Цель занятия

Сформировать у учащихся представления о возрастных особенностях развития человека.

Средства обучения: иллюстрации и слайды различных возрастных периодов – младенчества, детства, отрочества, юности, зрелости, старости.

Вопросы для обсуждения

1. Из чего состоит организм человека?
2. Как работает наш организм?
3. Как регулируется работа всех систем органов в организме?
4. Какие изменения происходят в организме в процессе его развития?
5. Чем характеризуются дошкольный возраст, отрочество, юность?
6. На примере известных вам литературных героев попытайтесь дать характеристики различных возрастных периодов человека.
7. Всегда ли поведение людей соответствует возрасту?
8. О чем свидетельствует отставание организма в росте и развитии?

Вопросы для повторения

1. Какие главные навыки приобретает человек в младенческом возрасте?
2. Чем обусловлены возрастные изменения в организме человека?

Общие положения

Человек, как и другие живые организмы, в своем развитии проходит ряд возрастных периодов. Каждый возрастной период имеет свои физиологические и поведенческие особенности. Их характеристика. Причины возрастных изменений в организме. Трудности подросткового периода.

Рекомендации

Занятие в форме беседы с использованием иллюстративного материала, художественной литературы, характеризующих возрастные особенности человека в различные периоды его жизни (отрывки из произведений С.Маршака, М.Горького, Л.Н. Толстого и др.). Анализируя литературный отрывок, учитель раскрывает причины поведенческих особенностей человека в различные возрастные периоды. Особое внимание необходимо уделить подростковому периоду, возможным трудностям этого периода, поведенческим особенностям подростков. По ходу изложения материала можно предложить учащимся заполнить таблицу.

Таблица 6. Возрастные особенности человека

Периоды развития организма человека

Возраст

Характерные особенности

1. Новорожденные

от рождения до 10 дней жизни

2. Младенчество

от 10 дней жизни до 1 года

3. Детство
4. Отрочество
5. Юность
6. Зрелость
7. Старость

Занятие 7–8. Чем отличается мальчик от мужчины, девочка от женщины

Цель занятия

Сформировать у учащихся представления о характерных особенностях полового созревания мальчиков и девочек.

Средства обучения: таблицы «Вторичные половые признаки у мужчин и у женщин», «Строение репродуктивных систем у мужчин и женщин», «Менструальный цикл», «Строение половых клеток – мужских и женских»; упрощенная схема, иллюстрирующая взаимодействие гормонов: гипофиза, надпочечников, половых желез в процессе полового созревания.

Схема взаимодействия гормонов

Гипофиз ---> Надпочечники ---> Половые железы ---> Процесс полового созревания

Вопросы для обсуждения

1. Какие изменения происходят в организме по мере его взросления?
2. Каковы причины возрастных изменений организма человека?
3. Одинаковые ли гормоны вырабатываются у представителей разных полов (мальчиков и девочек)?
4. Почему девочки не похожи на мальчиков?
5. Какие признаки называют вторичными половыми признаками?
6. Какие примеры иллюстрируют вторичные половые признаки у животных и человека?

Основные термины: половые гормоны, вторичные половые признаки, сперматозоид, яйцеклетка, фолликул, менструация, поллюция.

Вопросы для повторения

1. Взаимодействие каких желез контролирует и стимулирует процесс полового созревания?
2. В чем различие вторичных половых признаков мужчин и женщин?
3. Что является основной причиной возрастных изменений организма?
4. Каковы основные причины поллюций?
5. Каковы основные причины, вызывающие менструацию?

Общие положения

Роль гормонов гипофиза, надпочечников в появлении возрастных изменений. Роль половых гормонов в появлении вторичных половых признаков. Характерные особенности вторичных половых признаков у мужчин и женщин. Период полового созревания, его особенности у мальчиков и девочек. Признаки полового созревания: усиленный рост волос на лице и других частях тела, ломка голоса, поллюции, другие поведенческие признаки у мальчиков. Изменение пропорций тела, менструация, другие поведенческие особенности как результат полового созревания у девочек. Обязательное и регулярное соблюдение правил личной гигиены, ежедневный душ или обтирание тела водой, систематические занятия физкультурой и спортом, соблюдение этических норм – основа сохранения и укрепления физического и психического здоровья в этот сложный период.

Рекомендации

Содержание темы предполагает как совместное ее изучение мальчиками и девочками, так и раздельное, в зависимости от состава класса, психологического климата в коллективе и подготовленности учителя. По ходу изучения темы необходимо заполнить таблицы.

Таблица 7. Вторичные половые признаки у мужчин и женщин

Пол

Характерные вторичные половые признаки

Причины, вызывающие их появление

Признаки начала полового созревания

Мужской

Женский

Заполнение таблицы можно проводить как самостоятельную работу по теме.

Таблица 8. Особенности строения половых клеток человека

Название половой клетки

Особенности строения и функции

Где образуется

Яйцеклетка

Сперматозоид

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru