ДЕТСКИЕ РАБОТЫ

О.ЗАЙЦЕВА,
8-й класс. Кружок юных натуралистов
Зоологического музея МГУ.
Московская Городская Станция юных натуралистов.
Руководитель – Е.А. Дунаев

Принципы совместного произрастания фоновых видов трутовых грибов на одном субстрате*

Разложение древесины – одно из основных звеньев биологического круговорота веществ в природе. Ведущую роль в этом играют различные виды трутовиков (Бондарцев, 1953; Дудка, Вассер, 1987), хотя характер смены одних форм ксилотрофных грибов другими в процессе разложения древесины изучен еще недостаточно. Подробное исследование различных аспектов этого вопроса имеет особое значение при решении проблем сохранения запасов промышленно ценной древесины, так как скорость ее разложения и характер разрушений во многом зависит от микогенного баланса веществ в стволе и ферментативного набора трутовиков (Степанова, Мухин, 1979). В одних случаях деструктивная гниль древесины приводит к огромному ущербу, а в других – является источником целого ряда необходимых человеку изделий. Например, убытки от корневой губки (Heterobasidion annosus) в Западной Европе составляют 15–20 млн долларов, а в США – 300 млн долларов ежегодно. Лишь в Чехии на складах, шахтах, стройках из-за древоразрушающих грибов раньше каждый год погибало около 10% древесины. Вместе с тем из поврежденной гнилью древесины можно изготавливать карандаши, музыкальные инструменты, шкатулки и поделки, облицовочные листы и т.д. (Дунаев, 2000).

Изучение взаимного влияния ксилотрофных грибов может помочь в прогнозировании тех или иных последствий процесса разрушения древесины трутовиками.

Материал и методика

Работа проводилась с 30.10. по 06.11.1999 г. в лесных ассоциациях в окрестностях д. Карманово Талдомского р-на Московской области (на территории Кармановского участка Темповского лесничества).

В работе была использована маршрутная методика. Лесные биотопы, в которых обнаруживали различные варианты совместного обитания трутовиков, описывались по стандартной схеме ярусов леса (Дунаев, 1999) с указанием на наличие в исследованном биотопе валежника и сухостоя. Наличие или отсутствие конкуренции определялось по характеру высотного распределения трутовых грибов на стволе друг относительно друга и состоянию плодовых тел (наличию новых плодовых тел, изъеденности их насекомыми, замшелости и т.д.). Диагностика деревьев и кустарников в безлистном состоянии осуществлялась по определителю Е.А. Дунаева (1999), зимне-зеленых растений – по И.М. Хомяковой (1974), мхов – по В.М. Мельничуку (1970), грибов – по последним монографическим сводкам (Бондарцева, 1998; Бондарцева и др., 1986; Давыдкина, 1986) в полевых условиях при последующей консультации с Т.Н. Барсуковой (кафедра альгологии и микологии биологического факультета МГУ).

Изучено около 90 вариантов совместного произрастания трутовиков.

Результаты работы

Было описано четыре биотопа с наибольшим количеством трутовых грибов.

Первый биотоп представляет собой очень светлый и увлажненный ольшаник. Сомкнутость крон в нем достигает 60%. Биотоп этот очень захламлен за счет большого количества валежника и сухостоя. В древесном ярусе преобладает ольха черная (Alnus glutinosa), реже встречается береза бородавчатая (Betula pendula). Разреженно произрастают осина (Populus tremula) и ель европейская (Picea abies), единично – береза пушистая (Betula pubescens).

Второй биотоп – березняк. Он очень увлажненный и светлый, световых окон в нем достаточно много. Сомкнутость крон составляет 65%. Биотоп существенно захламлен валежником. Сухостойные стволы обильно и равномерно распределены по всему биотопу. В древесном ярусе преобладает береза бородавчатая, реже встречается ель европейская и осина. Часто встречается береза пушистая.

Третий биотоп представляет собой березняк с примесью ели. Биотоп этот очень увлажнен и достаточно светел. В нем относительно много валежника и сухостоя. В древесном ярусе преобладает береза бородавчатая, реже отмечена ель европейская.

Четвертый биотоп – ольшаник. Этот биотоп также очень увлажнен, осветлен и захламлен валежником. Сухостоя в нем относительно много. В древесном ярусе преобладает ольха черная, реже встречается ольха серая. Редко произрастают береза бородавчатая и ель обыкновенная.

Фоновыми видами трутовиков в лесных биотопах окрестностей д. Карманово являются трутовики настоящий (Fomes fomentarius) и окаймленный (Fomitopsis pinicola). Самое большое количество видов грибов было обнаружено в ольшанике (биотоп 1). А самой распространенной породой, на которой встречались трутовики совместно, была береза бородавчатая (сухостой, валежины и пни).

В изученных биотопах выявлено девять типов совместного произрастания трутовых грибов на одном субстрате. Причем во всех изученных биотопах самым распространенным вариантом является встречаемость фоновых видов (настоящего и окаймленного трутовиков), реже – вариант произрастания трутовиков настоящего и березового (Piptoporus betulinus) и лишь дважды в изученных биотопах отмечен вариант совместного произрастания трутовика настоящего и охряного (Trametes ochracea), остальные варианты были встречены единично.

Таблица. Совместная встречаемость трутовых грибов на одном субстрате в разных биотопах
(n – кол-во вариантов совместного произрастания в биотопах)

При совместной встречаемости настоящего и окаймленного трутовиков замечено, что последний в большинстве случаев произрастает в нижней части ствола, а у настоящего всегда больше плодовых тел меньшего размера, чем у окаймленного. При совместном же произрастании настоящего и березового трутовиков плодовые тела последнего располагаются выше, чем у настоящего. Однако они вряд ли могут быть серьезными конкурентами за субстрат, так как образуют разные типы гнили (то есть разрушают разные составные части ствола – целлюлозу и лигнин). Видимо, поэтому данные варианты совместного обитания встречаются чаще других. Вместе с тем нельзя полностью исключить наличие конкуренций у этих видов (Бондарцева, 1998), так как лигнинразрушающие грибы (образующие белую коррозионную гниль) обладают ферментами, которые частично могут разрушать и целлюлозу. То есть лигнин-разрушающие грибы могут питаться той же «пищей», что и целлюлозоразрушающие грибы (создающие бурую деструктивную гниль древесины). Частичным перекрыванием трофических ниш, вероятно, и объясняется их разное высотное распределение на стволах.

Потенциально активными конкурентами являются настоящий трутовик (Trichaptum biforme) и траметес (Trametes ochracea). Они образуют одинаковые типы гнили.

При совместном произрастании Fomes fomentarius, Trametes ochracea, Ganoderma applannatum и Oxyporus corticola располагаются даже в разных концах валежены, что позволяет им снизить конкурентные отношения, в связи с чем перекрывания субстратных ниш у них практически не происходит. Аналогичная ситуация наблюдается и у Fomes fomentarius с Trichaptum biforme. На одном стволе они образуют много здоровых плодовых тел состоянии, что также можно объяснить использованием ими разных пищевых стратегий (питанием разными химическими соединениями и образованием различных типов гнили).

Настоящий трутовик и одноцветковая церрена (Cerrena unicolor) также относятся к активным конкурентам (при доминировании последнего вида). При их совместном произрастании отмечается конкуренция, так как Fomes fomentarius находится в очень плохом жизненном состоянии. Базидиомы настоящего трутовика маленькие, «чахлые» и изъедены насекомыми. Очевидно, что, образуя один тип гнили, Cerrena является более активным и устойчивым конкурентом.

Выводы

1. Во всех типах биотопов в окрестностях деревни Карманово совместно на одном субстрате наиболее часто встречаются настоящий и окаймленный трутовик в связи с использованием ими разных пищевых предпочтений, однако из-за частичного перекрывания трофических (пищевых) ниш эти виды занимают разные высотные зоны на стволе.

2. Активными конкурентами являются настоящий трутовик и церрена одноцветковая при доминировании последней.

3. К потенциальным конкурентам относятся настоящий трутовик с трихаптумом и траметесом.

Литература

Бондарцев А.С. Трутовые грибы европейской части СССР и Кавказа. – М. – Л.: 1953, АН СССР, 1106 с.

Бондарцева М.А., Пармасто Э.Х. Определитель грибов СССР. Афиллофоровые грибы, вып. 1. – Л: 1986, Наука, 180 с.

Бондарцева М.А. Определитель грибов России. Афиллофоровые грибы, вып. 2. – Л.:1998, Наука, 270 с.

Давыдкина Т.А. Стереумовые грибы Советского Союза. – СПб: 1980, Наука, 120 с.

Дудка И.А., Вассер С.П. Грибы. Справочник миколога и грибника. – Киев: 1987 Наукова думка, 536 с.

Дунаев Е.А. Деревянистые растения Подмосковья. Методы экологических исследований. – М.: 1999, МосгорСЮН, 232 с.

Дунаев Е.А. Грибы – союзники и враги. Популярные очерки по биологии грибов. – М: 2000, Астрель, 260 с.

Мельничук В.М. Определитель лиственных мхов средней полосы и юга европейской части СССР. – Киев: 1970 Наукова думка, 320 с.

Степанова Н.Г., Мухин В.А. Основы экологии дереворазрушающих грибов. Баланс веществ микогенного разложения древесины. – М.: 1979, Наука, 100 с.

Хомякова И.М. Лесные травы. Определитель по вегетативным признакам. – Воронеж: 1974, ВГУ, 124 с.


* При публикации работы опущены списки видов растений, характерные для исследованных биотопов. – Прим. ред.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru