КОПИЛКА ОПЫТА

М.Е. ЗЫКОВА,
учитель биологии Новополтавской средней школы
Ермаковского р-на Красноярского края

Контрольные и проверочные работы по учебнику Н.И. Сонина «Биология. 6-й кл. Живой организм»

(Составлены в соответствии с программой авторского коллектива: В.Б. Захаров, А.А. Плешаков, В.И. Сивоглазов, Н.М. Чернова.)

Н.И. Сонин «Биология. 6-й кл. Живой организм»

Материал, подлежащий обязательному усвоению учащимися:

  • названия органоидов клетки (п. 3 учебника);

  • основные признаки живых организмов, химический состав и строение клетки, особенности деления клетки, виды тканей; умение сравнивать строение клеток живых организмов и делать выводы (п. 1–5);

  • особенности строения корня и побега (п. 6);

  • части цветка (п. 6);

  • органы растений, системы органов животных и их функции; умение работать с рисунками и схемами (п. 6–8);

  • знание понятий тем «Питание», «Дыхание», «Транспорт веществ в организме» (п. 10–12);

  • особенности жизнедеятельности организма: питание, дыхание, передвижение веществ в организме, выделение и обмен веществ; умение давать определения основным понятиям (п. 10–14);

  • особенности жизнедеятельности организма: движение, координация и регуляция процессов; умение работать с рисунками учебника (п. 15–17);

  • особенности полового размножения у цветковых растений; умение использовать условные обозначения (п. 20);

  • особенности бесполого и полового размножения организмов; умение формулировать определения (п. 18–22);

  • знание основных экологических факторов (п. 24);

  • особенности взаимодействия организма и среды, умение составлять цепи питания (п. 24–26).

Контрольная работа №1 (конец октября)

Вариант 1

1. Что общего в строении всех живых организмов?
2. Какие неорганические вещества входят в состав живых организмов?
3. В чем различие строения растительной и животной клетки?
4. В чем биологическое значение митоза?
5. Приведите один пример ткани животного и охарактеризуйте ее роль в организме.

Вариант 2

1. Перечислите основные признаки живого.
2. Какие вещества клетки относятся к органическим?
3. В чем различие клеток грибов и бактерий?
4. В чем заключается биологическое значение мейоза?
5. Приведите один пример ткани растения и охарактеризуйте ее роль в организме.

Вариант 3 (упрощенный)

Выберите правильный ответ или утверждение.

1. Клеточное строение имеют:

а) растения;
б) все живые организмы;
в) животные.

2. Верно ли утверждение, что:

а) химический состав всех живых организмов сходен;
б) белки – основной источник энергии;
в) вода – хороший растворитель?

3. Клеточный сок содержится в:

а) ядре;
б) вакуолях;
в) митохондриях.

4. В результате мейоза образуется:

а) 1 клетка;
б) 2 клетки;
в) 4 клетки.

5. К животным тканям относятся:

а) основная;
б) мышечная;
в) проводящая.

Контрольная работа №2 (конец декабря)

1. Верно ли утверждение?

Вопросы учебника: с. 44 – № 8, 9, 2, 12; с. 50 – № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8; с. 56 – № 21, 22, 23, 25, 27, 26, 29.

Вариант 1

2. Что такое орган? Приведите примеры.
3. Что такое семя? Из чего оно состоит?
4. Что такое гормон?
5. Какие виды корневых систем вы знаете? Приведите примеры растений.

Вариант 2

2. Что такое система органов? Приведите примеры.
3. Что такое побег? Приведите примеры подземных побегов.
4. Какие органы относятся к репродуктивным у растений и животных?
5. Какие типы плодов вы знаете? Приведите примеры.

Контрольная работа №3 (середина февраля)

1. Верно ли утверждение?

Вопросы учебника: с. 154, № 1–12.

Вариант 1

2. Что такое фотосинтез?
3. Что такое артерия?
4. Какие животные называются холоднокровными?
5. Какие типы дыхания свойственны данным животным:

а) насекомые;
б) лягушка;
в) рыба?

Вариант 2

2. Что такое пищеварение?
3. Что такое вена?
4. Какие животные называются теплокровными?
5. Какие типы выделения свойственны данным животным:

а) дождевой червь;
б) жук;
в) заяц?

Контрольная работа №4 (середина марта)

1. Верно ли утверждение?

Вопросы учебника: с. 108 – № 1, 2, 7, 8; с. 120 – № 3, 4, 5, 7, 8, 11.

Вариант 1

2. Какую роль играет наружный скелет? Приведите примеры живых организмов.
3. У каких животных впервые появляется нервная система?
4. Что такое инстинкт?
5. Перечислите отделы головного мозга позвоночных животных. Охарактеризуйте роль одного–двух отделов.

Вариант 2

2. Какую роль играет внутренний скелет? Приведите примеры живых организмов.
3. Какое строение имеет узловая нервная система? Приведите примеры животных.
4. Что такое рефлекс?
5. Перечислите части скелета позвоночных. Чем образован скелет позвоночных?

Контрольная работа №5 (конец апреля)

1. Верно ли утверждение?

Вопросы учебника: с. 126 – №3, 4, 8, 9; c. 132 – № 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11; c. 138 – № 3, 6, 7, 8, 10; c. 144 – № 3, 4; c. 150 – № 2, 7

Вариант 1

2. Что такое оплодотворение?
3. Что такое зигота?
4. Что такое гермафродитизм?
5. Перечислите способы бесполого размножения. Приведите примеры.

Вариант 2

2. Что такое двойное оплодотворение?
3. Что такое опыление?
4. Что такое гаметы?
5. Перечислите стадии зародышевого развития животного организма. Укажите их особенности.

Контрольная работа №6 (начало мая)

1. Верно ли утверждение?

Вопросы учебника: с. 162 – № 1, 2; с. 170 – № 1–4; с. 172 – № 4.

Вариант 1

2. Какие организмы относятся к производителям? Приведите примеры.
3. Что такое экосистема?
4. Назовите три группы экологических факторов.
5. Составьте цепь питания для сообщества леса.

Вариант 2

2. Какие организмы относятся к потребителям? Приведите примеры.
3. Что такое сообщество?
4. Какие три типа организмов составляют сообщества?
5. Составьте цепь питания для сообщества пруда.

Проверочная работа №1

Назовите органоиды клетки, отмеченные цифрами на рисунке.

Проверочная работа №2

Верны ли утверждения?

1. Придаточные корни отрастают от главного корня. (Нет.)
2. В стержневой корневой системе хорошо развит главный корень. (Да.)
3. Корневые волоски находятся в зоне деления. (Нет.)
4. Ситовидные трубки расположены в древесине. (Нет.)
5. По сосудам передвигаются минеральные соли и вода. (Да.)
6. Благодаря камбию стебель растет в толщину. (Да.)
7. Пробка состоит из живых зеленых клеток. (Нет.)
8. Листья, имеющие черешок, называются сидячими. (Нет.)
9. Сложные листья состоят из нескольких листовых пластинок. (Да.)
10. При супротивном расположении в узле находится два листа. (Да.)
11. Изображенное на рисунке жилкование (рисунок листа липы, березы и т.п.) называется дуговым. (Нет.)
12. Устьица всегда располагаются на нижней стороне листа. (Нет.)

Проверочная работа №3

Назовите части цветка, отмеченные цифрами на рисунке.

Проверочная работа №4

Закончите предложения.

1. Питательные вещества передвигаются в клетке с помощью... (цитоплазмы).
2. Минеральные соли поступают из корней в листья растений по... (сосудам).
3. Органические вещества поступают в различные органы растений по... (ситовидным трубкам).
4. Питательные вещества и газы в организме позвоночных животных разносит... (кровь).
5. Питательные вещества в организме насекомых разносит... (гемолимфа).
6. Кровеносная система, в которой кровь движется только по сосудам, называется... (замкнутой).
7. Сосуды, несущие кровь от сердца, называются... (артериями).
8. Сосуды, несущие кровь к сердцу, называются... (венами).
9. Мельчайшие кровеносные сосуды – это...(капилляры).
10. Сила, вызывающая одностороннее движение воды от корней к побегам, – это... (корневое давление).
11. Пигмент крови, который соединяется с кислородом, называется... (гемоглобин).
12. Кровь состоит из... (плазмы, кровяных клеток и кровяных пластинок).
13. Сердце состоит из камер, которые называются... (желудочки и предсердия).

Проверочная работа №5

Вариант 1

1. Где у цветковых растений развивается спермий?
2. Как происходит двойное оплодотворение?
3. Из какой клетки образуется энодосперм?
4. Что такое опыление?

Вариант 2

1. Что такое пыльцевая трубка?
2. Где у цветковых растений находится яйцеклетка?
3. Как образуется зародыш?
4. Перечислите возможные виды опыления.

Проверочная работа №6

1. Что такое экологические факторы?
2. Приведите примеры факторов неживой природы.
3. Что такое хищничество?
4. Какие еще типы взаимодействий между живыми организмами вы знаете? Приведите примеры.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru