Я ИДУ НА УРОК

Н.Н. ДЕЖИНА,
ст. Медведовская, Краснодарский край

Урок на тему

«Морские кишечнополостные.
Общая характеристика типа».

Оборудование: таблица «Тип Кишечнополостные», рисунки из книги «Жизнь животных», влажный препарат «Медуза», кораллы, музыкальная запись «Шум моря и океана», рисунки, кроссворд. В качестве индивидуальных заданий учащимся заранее предлагается подготовить сообщения о медузах, коралловых полипах, актиниях.

ХОД УРОКА

I. Проверка знаний учащихся

Учитель. Вспомните, как называлась тема прошлого урока. Какой тип животных мы изучаем? Почему эти животные называются кишечнополостные?

(Учащиеся отвечают на вопросы. Одновременно в таблице «Образ жизни и строение кишечнополостных» в тетрадях они заполняют колонку «Гидра».)

Cейчас я прочту вам небольшой рассказ о гидре, а вы должны будете заметить ошибки, исправить их и записать в тетрадь.

«Дорогой друг! Недавно я купался в Черном море и увидел удивительное животное. Мне сказали, что это – пресноводная гидра. Она очень маленькая, у нее яркоокрашенное тело с двадцатью щупальцами. Я хотел дотронуться до нее, но она мгновенно укусила меня и уплыла

(Гидра – пресноводное животное, в море не встречается; ее тело бесцветное, прозрачное; щупальцев от пяти до двенадцати; гидра не кусается, а жжет стрекательными клетками; она малоподвижна и не может уплыть.)

II. Изучение нового материала

(Звучит запись шума моря)

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами продолжаем знакомство с животными, относящимися к типу кишечнополостных. Богат и разнообразен мир этих животных. Он насчитывает около 9,5 тыс. видов. Вы слышите шум моря. Давайте совершим небольшое путешествие в подводное царство. В конце четверти мы с вами посвятим такому путешествию целый урок и познакомимся со многими морскими животными, а сегодня будем говорить только о морских кишечнополостных. Особенности именно этих животных составляют тему нашего сегодняшнего урока. (Тему урока учащиеся записывают в тетрадях). А цель урока – познакомиться с представителями морских кишечнополостных, выявить общие черты организации у животных этого типа, а также узнать об их роли в природе и жизни человека. Вам необходимо внимательно слушать рассказы своих товарищей во время путешествия, чтобы заполнить таблицу, которую начали заполнять на прошлом уроке.

(Далее приведены примерные сообщения учащихся. Рассказывая, учащиеся используют рисунки, влажные препараты и скелеты кораллов.)

О медузе. Это медуза. Большинство медуз, на вид таких нежных существ, – хищники. Щупальца, свисающие вниз от купола, имеют крапивные клетки с ядовитой жидкостью. С их помощью медуза поражает проплывающих мимо рыбок и рачков, а потом отправляет в рот. От соприкосновения с этими щупальцами даже у человека могут появиться ожоги. Но не бойтесь черноморских медуз, которые встречаются у берегов. Они небольшие, безопасны для человека. Их называют ушастыми медузами, или аурелиями. Зато другая черноморская медуза – ризостома, или корнерот, не так безопасна: у многих ее ожоги вызывают сильное раздражение кожи.

О кораллах. Вот веточка из подводного сада. Что это? Сложена она из известняка, но в ней множество маленьких отверстий и впадин. Эта веточка – кусок постройки коралловых полипов. В ее отверстиях сидели крошечные полипы со щупальцами, похожими на цветы. На этих щупальцах есть стрекательные клетки, и некоторые кораллы обжигают руку человека, словно раскаленный металл.
Коралловые полипы – отличные строители. Добывая из морской воды известь, они строят из нее свой скелет и образуют удивительно красивые подводные сады.
Кораллы поселяются не глубже 50 м в теплой прозрачной соленой воде, на каменистом дне. Колонии кораллов растут с разной скоростью. Например, в Южно-Китайском море при взрывах кораллового рифа нашли монеты чеканки 1410 г. Их замуровали кораллы после гибели корабля на этих рифах. Здесь скелет полипов нарастал со скоростью 1 м в 33 года. А затонувший в Персидском заливе корабль через 20 месяцев уже был покрыт коралловой броней в 60 см толщиной – тут кораллы росли намного быстрее.

Учитель. Если края крепости, построенной кораллами, поднимаются над водой, они образуют остров с водоемом-лагуной в середине. Кто знает, как называется такой остров? (Атолл.). А если над коралловой крепостью шумит океан, ее называют коралловым рифом. Кто может еще что-нибудь рассказать о кораллах?

Об актиниях. Коралловые полипы живут колониями, а вот актинии – в одиночку. Обитают актинии в морях от полярных широт до тропиков, – и на прибрежных скалах, и в бездонных глубинах. Ярко окрашенных актиний часто принимают за диковинные цветы. Но мирный вид актиний обманчив. Сходство их с цветами только внешнее. На самом деле актинии – кишечнополостные животные. Они крепко прикрепляются к морскому дну или к какой-либо раковине и, распустив похожие на лепестки щупальца со стрекательными клетками, поджидают неосторожную рыбку или креветку. Завладев добычей, актиния сжимается в комок и переваривает пищу. Черноморские актинии небольшие (3-5 см в диаметре и столько же в высоту), часто образуют скопления на прибрежных скалах, сваях, днищах кораблей. Яд некоторых актиний опасен; прикоснувшись к ним, можно получить болезненные ожоги.

Учитель. А теперь приступим к выполнению самостоятельной работы. Используя текст учебника и прослушанные сообщения, продолжите заполнение таблицы. Правильность заполнения таблицы мы проверим вместе.

Учитель. Многие ребята увлекаются техникой. А знаете ли вы, что медуза помогла конструкторам создать один важный и нужный аппарат? Давно заметили, что некоторые морские животные чувствуют приближение шторма задолго до его начала. Киты далеко уходят в море, чайки мечутся в воздухе, а медузы прячутся в глубину и уходят от берега. Это заинтересовало ученых. Было установлено, что при приближении шторма возникают колебания воздуха от трения его о гребни волн. Частота этих колебаний составляет 8–13 раз в секунду. Очевидно, медуза «слышит» эти колебания и прячется. Инженеры и биологи заинтересовались, нельзя ли на этой основе построить прибор для предсказания шторма. Оказалось, что слуховая полость медузы может то сжиматься, то разжиматься, настраиваясь в резонанс с «голосом» моря. Пользуясь подсказкой природы, изобретатели сконструировали электронный аппарат – вестник штормов. Он помогает узнавать о приближении шторма за 12 ч, может предсказать грозы и шквалы, тайфуны и ураганы. А созданием аппаратов по примеру живых организмов занимается наука бионика.

А теперь, давайте попробуем разгадать кроссворд.

Кроссворд «Полипы»

1. Часть тела гидры, с помощью которой она прикрепляется к подводному предмету. (Подошва.)
2. Колониальный полип, имеющий известковый скелет. (Коралл.)
3. Острова, образованные кольцеобразными рифами. (Атоллы.)
4. Крупный, яркоокрашенный малоподвижный полип. (Актиния.)
5. Орган тела гидры, связанный с наружной средой только через рот. (Полость.)
6. Кишечнополостные, передвигающиеся с помощью реактивного толчка. (Медузы.)

Мы познакомились с морскими кишечнополостными. Для закрепления пройденного материала проведем небольшую тестовую работу. Необходимо подчеркнуть правильные ответы. За 6 правильных ответов оценка «5»; за 4–5 правильных ответов оценка «4»; за 3 правильных ответа оценка «3»; за 2–1 правильных ответа оценка «2».

1. К типу кишечнополостных относятся:

а) актиния;
б) вольвокс;
в) фораминиферы;
г) коралловые полипы.

(Ответы: а,г.)

2. Переваривание пищи в организме гидры происходит в:

а) стрекательных клетках;
б) клетках со жгутиками;
в) кишечной полости;
г) промежуточных клетках.

(Ответ: в.)

3. Кишечнополостные обитают:

а) в водной среде;
б) в почве;
в) в наземно-воздушной среде;
г) в живых организмах.

(Ответ: а.)

4. Непереваренные остатки пищи удаляются из организма гидры через:

а – щупальца;
б – поры;
в – порошицу;
г – рот.

(Ответ: г.)

5. Кишечнополостные дышат:

а) жабрами;
б) легкими;
в) поверхностью тела;
г) кишечной полостью.

(Ответ: в.)

6. Рефлекс это:

а) способность организма ощущать прикосновение;
б) способность организма ощущать изменение температуры;
в) способность организма ощущать изменение освещенности.
г) ответ организма на раздражение, осуществляющийся при участии нервной системы.

(Ответ: г.)

III. Подведение итогов урока, выставление оценок

Итак, к кишечно-полостным относятся животные, у которых:

а) имеется кишечная полость;
б) лучевой тип симметрии;
в) есть стрекательные клетки;
г) имеются нервные клетки, образующие нервное сплетение;
д) водная среда обитания.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru