ЭКОЛОГИЯ

О.Г. БАРИНОВ

«Неизбежное» половодье, или Взгляд эколога на разгул стихий

Фото автора

В начале весны по телевидению довольно часто показывали съемки с вертолета территорий, пострадавших от наводнения. Поля до горизонта, сплошь покрытые водой... Взгляд цепляется за лодки, дома, разрушенные мосты, поваленные столбы. Глядя на море воды, невозможно понять, где находится русло бывшей реки.

А летом? Летом реку в подобных местах зачастую тоже не найдешь! Только уже по другой причине – воды в ней нет вообще. Посреди изнывающих от жары все тех же бескрайних полей... мосты. В затоптанной скотиной абсолютно сухой и пыльной ложбинке невозможно опознать весенний ревущий поток. Иногда только дорожные указатели и позволяют определить, что дорога в этом месте пересекает реку.

В Нижнем Поволжье ожидается паводок... А как его не ожидать, если берега почти на всем протяжении Волги и ее притоков совершенно голые. Ни одного дерева.

Тот, кто попадал весной в лес, знает – под слоем еще не растаявшего снега стоит вода. Для горожанина это, может быть, и новость, но жители сел, поселков и деревень, скажут: «Невидаль! Ну и что?». А если невидаль, то почему редкие уцелевшие пойменные леса до сих пор вырубаются и выжигаются? Почему до сих пор распахиваются склоны оврагов? Почему несчастные ивы, имевшие неосторожность вырасти вблизи человеческого жилья, превращаются в топливо для шашлыков или в удобный спортивный снаряд – подумаешь, сломалась, еще вырастет. И ревет ничем не сдерживаемый весенний поток разом растаявшего, не защищенного от первых весенних лучей бывшего глубокого снега. И дважды приносит горе – весной, когда вода есть, и летом, когда ее уже нет.

Правда, существует закон об охранной зоне рек и ручьев. Как он выполняется, известно... По нормативам ширина охранной зоны исчисляется десятками метров. Много это или мало? Давайте подсчитаем.

Кто хоть раз готовил воду из снега, знает: воды этой, в пересчете на объем, образуется довольно немного – даже из плотного снега едва ли пятая часть. В лесу и поле, понятно, никто снег не уплотняет (тропы и мероприятия по снегозадержанию не в счет). Значит, 1 м3 воды весной образуется здесь из 10–20 м3 снега. При снежной зиме, когда толщина снежного покрова составляет примерно метр, этот снег должен растаять на площади в пару десятков квадратных метров.

Автор этих строк регулярно наблюдает весной в районе Серпухова паводок на Оке высотой в несколько метров и продолжительностью несколько дней. Несколько метров – это до десяти и более, так что заливает берег и все окрестные поля и дороги. Не каждый год, но регулярно. Если принять скорость течения реки
5 км/ч, т.е. 1,4 м/с (цифра специально занижена), то получается, что через метровую полосу реки шириной 100 м (а Ока в районе Серпухова шире, и намного) каждую секунду проносится 10 м (высота паводка) ґ 100 м (ширина реки) ґ 1,4 м (скорость течения) – 1400 м3 воды. И чтобы предотвратить только одну секунду такого паводка на 1 м протяжения реки, необходимо защитить лесом площадь 1400 ґ 20 (площадь, на которой образуется кубометр снега) =
28000 м2. По 14 000 м – 14 км (!) на каждом берегу. А паводок длится не одни сутки.

На самом деле приведенный расчет, конечно, не вполне точен. Вода, образовавшаяся на открытых участках, сдерживалась бы полосой леса еще и чисто механически. Но то, что полоса леса, защищающая реку, должна быть действительно широкой, – факт несомненный. И не новый, кстати.

Еще один немаловажный момент. Сейчас очень много пишут и громко кричат о вреде хозяйственной деятельности человека. Небезосновательно, но... Что, скажите, плохого было в небольших мельничных запрудах на многочисленных речках? Что плохого было в проектах малых сельских гидроэлектростанций, опять-таки создающих небольшие запруды и озерца с чистой теплой водой летом, где так хорошо купаться! И, кстати, относительно дешево решавших локальные энергетические проблемы? Пусть не полностью, но все же?

Помните Джером К. Джером «Трое в лодке»? ...Темза – вся в шлюзах. По крайней мере на начало века. Кроме задач судоходства многочисленные правильно организованные плотины позволяют решить проблему регулирования речного стока, причем без особого ущерба для рыбы – чем чаще плотины, тем меньше перепад, тем легче даже проходным видам подниматься вверх по течению.

Конечно, придется следить, чтобы сток из своего же скотного двора, фермы, удобрения с поля не попадали в ручей. Но так ли трудно вывезти навоз туда, где он нужен, то есть на поле, в огороды, а не слить в речку, решив тем самым несколько проблем: потерять урожай, выкинуть ценное удобрение и испакостить любимое место отдыха, да и рыбу шугануть, а то что-то ее много здесь расплавалось?

А крупные плотины ГЭС? Все, что можно плохого, о них уже сказали. Не буду спорить. Но есть и от таких плотин определенная польза. И есть решения, вполне экономичные и инженерно грамотные. Конечно, использовать их при строительстве плотины было бы проще и дешевле. Но еще очень многое можно исправить.

Я отнюдь не призываю «все перегородить и засадить» – в каждом конкретном случае надо решать отдельно. По возможностям. Любые самые благие намерения должны воплощаться специалистами, после всесторонних тщательных расчетов.

Но во всяком случае нельзя истреблять немногочисленные оставшиеся прибрежные леса! Даже с самыми-самыми благими целями! Надо уговаривать, упрашивать, требовать, чтобы фермеры и другие землепользователи не распахивали берега, дали им зарасти хотя бы естественным путем! Ни в коем случае не допускать весенних пойменных палов – это вообще плохо (о палах мы уже писали), а в пойме особенно. Выгорает все, что способно хоть как-то защитить берег.

Надо организовывать школьников на такие некогда популярные посадки. Саженцы, особенно для влажных мест и весной, достать не очень сложно – для этого достаточно нарезать заранее, за месяц, ивовых прутьев и укоренить их в банках с водой. Для более сухих мест можно взять традиционный тополь, только ветви брать нужно с мужских особей дерева. Но это лишь наиболее простой путь. Вполне возможно накопать молодые растения с загущенной зарастающей вырубки – будет двойная польза: и тем растениям, которые унесли, и тем, которые остались. В городах можно обратиться к коммунальным службам. (В городской черте с ними же, кстати, необходимо согласовать и места посадок!) И полить несколько раз за лето все посаженное – а как иначе?

А еще надо рисовать плакаты, устраивать экологические выставки, рассказывать и писать. Ваши ученики всего через пять-семь лет сами будут строить, пахать. Капелька камень точит...

И, может быть, когда-нибудь ваша любимая речка перестанет превращаться весной в мутный широченный ревущий и все сносящий на своем пути поток, а летом в сухую затоптанную канаву, по самому дну которой змеится грязная полоска влаги! А будет она, ваша речка, вашими заботами умеренно глубокой круглый год. И рыбной!

Фото автора

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru