КОПИЛКА ОПЫТА

Г.Г. ЗАХАРЧЕНКО

Продолжение. См. No 3, 4, 5, 6, 21/2001

Планирование занятий по курсам «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники»

(7-й класс основной сельской школы)

Уроки 3–4. Пшеница (2 ч)

  • Народно-хозяйственное значение и распространение пшеницы.

  • Строение и фазы развития растений пшеницы (рис. 7). Виды пшеницы.

Рис. 7.

Рис. 7. Пшеница:1 – внешний вид; 2 – строение колоса; 3 – цветок; 4 – спелый колос; 5 – плод-зерновка
  • Озимая пшеница, ее биологические особенности. Понятие о зимостойкости. Размещение культуры в севообороте. Особенности обработки почвы и внесения удобрений. Подготовка семян к посеву. Сроки и способы посева. Основные приемы ухода за растениями. Уборка урожая.

  • Яровая пшеница, условия выращивания. Основы агротехники яровой пшеницы.

  • Требования к условиям хранения урожая зерна.

Уроки 5–6. Зерновые бобовые культуры. Агротехника гороха (2 ч)

  • Важнейшие зерновые бобовые культуры, их народно-хозяйственное значение и районы возделывания.

  • Горох – основная зерновая бобовая культура. Строение и биологические особенности растений (рис. 8). Образование клубеньков на корнях гороха.

Рис. 8.

Рис. 8. Горох посевной: 1 – стебель с листьями, цветками и плодами; 2 – корни с клубеньками; 3 – цветок; 4 – цветок в разрезе; 5 – плод-боб
  • Обработка и удобрение почвы под посевы гороха. Сроки и способы посева. Посевные работы при уходе за растениями. Уборка гороха.

Лабораторная работа. Определение зерновых бобовых культур по выносу семядолей и листьям.

Цели работы: изучить группы зерновых бобовых культур по выносу семядолей из почвы и строению листьев; активизировать знания по морфологии листа, сформировать у учащихся умение распознавать основные зернобобовые растения по всходам.

Материалы и оборудование: живые или гербарные образцы всходов зерновых бобовых культур (с этикетками), смесь всходов основных зернобобовых растений в растильнях; лупы; пинцеты; линейки; цветные карандаши. Фильтровальная бумага, стаканы с водой.

Методические указания

Всходы зерновых бобовых культур, возделываемых в зоне расположения школы, можно вырастить в кабинете биологии при естественном или электрическом освещении. Для того чтобы своевременно получить необходимый для лабораторной работы раздаточный материал, семена зернобобовых рекомендуется высевать за 2–3 недели до занятий.

Для каждого рабочего стола целесообразно подготовить в растильнях (или в посевных ящиках, горшках) смесь всходов, разбирая которую, школьники будут учиться распознавать зерновые бобовые культуры в данный период их роста и развития.

По форме листьев и особенностям появления всходов на поверхности почвы зерновые бобовые разделяют на следующие три группы (рис. 9).

Рис. 9.

Рис. 9. Всходы зерновых бобовых растений: 1 – с тройчатыми листьями (фасоль обыкновенная); 2 – с пальчатыми листьями (люпин); 3 – с перистыми листьями (нут)

1. Растения с перистыми листьями и с семядолями, остающимися в почве при прорастании семян, – горох, бобы, чечевица, чина, нут, вика. Первые настоящие листья всходов сходны с типичными листьями взрослого растения.

2. Растения с тройчатыми листьями и с семядолями, выносящимися на поверхность, – фасоль, соя. Первые настоящие листья простые.

3. Растения с пальчатыми листьями и семядолями, выносящимися на поверхность почвы, – люпины всех видов. Первые настоящие листья сходны с листьями, типичными для взрослых растений.

Всходы зернобобовых культур отличаются, кроме того, опушенностью первого листа, формой листочков, прилистниками и другими признаками (табл. 4).

Таблица 4.

Порядок выполнения работы

1. Выращенные в растильнях всходы зерновых бобовых культур отмыть от песка и разложить для удаления влаги на фильтровальной бумаге.

2. Разобрать смесь всходов на две группы по расположению семядолей.

3. Рассмотреть строение первого настоящего листа всходов зернобобовых растений, выяснить, имеет ли он прилистники. Определить с помощью лупы степень опушенности листьев. У сложных листьев установить форму и размеры листочков, сравнить их по величине с прилистниками.

4. Установить названия изучаемых зерновых бобовых культур, сравнивая всходы с живыми или гербарными образцами с этикетками.

5. По результатам определения заполнить табл. 5.

6. Зарисовать в тетради настоящие листья всходов изученных на уроке зерновых бобовых культур.

Таблица 5.

Урок 7. Картофель

  • Картофель – продовольственная, кормовая и техническая культура. Распространение картофеля.

  • Строение растений картофеля. Образование клубней.

  • Условия, необходимые для получения высокого урожая картофеля.

  • Выбор участка и размещение культуры в севообороте. Подготовка почвы под картофель. Внесение удобрений.

  • Посадка картофеля. Агротехнические приемы ускорения прорастания клубней.

  • Особенности ухода за посадками. Сроки и способы уборки урожая. Условия хранения клубней.

Урок 8. Лен-долгунец

  • Значение льна-долгунца как прядильной культуры; районы возделывания.

  • Строение растений льна-долгунца (рис. 10). Лубяные волокна стебля.

Рис. 10.

Рис. 10. Лен: 1 – лен-долгунец; 2 – лен-кудряш; 3 – цветок; 4 – плод-коробочка
  • Требования культуры к условиям выращивания.

  • Лучшие предшественники льна-долгунца в севообороте. Обработка и удобрение почвы под культуру.

  • Подготовка посевного материала. Сроки и способы посева семян. Основные работы по уходу за посевами, их назначение.

  • Фазы спелости льна-долгунца, их признаки. Сроки уборки. Теребление льна.

Урок 9. Значение овощных культур и их группировка

  • Овощеводство как отрасль растениеводства, его значение в народном хозяйстве.

  • Основные группы овощных культур, их характеристика. Изменение растений в результате многовекового использования в культуре.

  • Продолжительность жизни, периоды роста и развития овощных растений.

  • Севообороты, используемые в хозяйствах для размещения овощных культур.

  • Значение сооружений защищенного грунта для развития овощеводства. Виды защищенного грунта, применяемые для выращивания рассады и овощей.

Уроки 10–11. Рассадный способ выращивания овощных культур (2 ч)

  • Рассадный метод выращивания овощных растений, его обоснование.

  • Сооружения защищенного грунта для подготовки рассады. Сроки выращивания рассады важнейших овощных культур.

  • Выращивание рассады с пикировкой и без пикировки сеянцев. Значение агротехнического приема пикировки.

  • Применение питательных кубиков или горшочков при подготовке рассады. Состав смесей для приготовления кубиков (горшочков), используемый в местных хозяйствах.

  • Приемы ухода за рассадой овощных культур. Значение закалки рассады перед высадкой в открытый грунт.

Лабораторная работа. Определение овощных культур по всходам.

Цели работы: познакомить учащихся с морфологическими особенностями всходов основных овощных культур; сформировать умение распознавать по всходам важнейшие овощные растения, возделываемые в зоне расположения школы.

Материалы и оборудование: живые или гербарные образцы всходов овощных культур (с этикетками); смесь всходов разных овощных культур в растильнях; лупы, пинцеты, линейки, цветные карандаши; таблицы с изображениями всходов основных овощных растений.

Методические указания

Для проведения лабораторной работы по определению овощных растений по всходам следует заранее подготовить необходимый раздаточный материал, вырастив смесь всходов разных культур в растильнях. Можно посеять пророщенные семена также в горшки или ящики с почвенной смесью.

Посев рекомендуется проводить с учетом сроков появления всходов, которые не одинаковы у различных овощных растений. Так, например, всходы капусты белокочанной и огурца появляются при оптимальной температуре через 3–4 дня после посева, лука репчатого – через 6–8 дней, моркови – через 10–15 дней и т.д. Ко дню занятия всходы овощных культур должны иметь первый настоящий лист (рис. 11).

Рис. 11.

Рис. 11. Всходы овощных культур: 1 – свеклы; 2 – моркови; 3 – петрушки; 4 – капусты белокочанной; 5 – брюквы; 6 – редьки

Во время вводного инструктажа важно познакомить учащихся с морфологическими особенностями семядолей и первого настоящего листа у различных овощных растений и объяснить, как следует их использовать при распознавании всходов. Например, свеклу и шпинат легко отличить от всходов других овощных культур по форме, толщине и длине семядолей. Всходы растений семейства капустных слабо отличаются друг от друга по форме семядолей, но имеют разнообразную форму первого настоящего листа. Трудно различимы по семядолям и овощные культуры из семейства сельдерейных, поэтому при определении их всходов нужно обращать внимание на расчлененность первого листа.

Школьники разбирают выданную на каждый ученический стол смесь всходов овощных растений по отдельным культурам и приступают к их определению с помощью снабженных этикетками образцов всходов в фазе первого настоящего листа, а также учебных таблиц. Всходы, используемые во время лабораторной работы как образцы, целесообразно перед уроком перенести из растилен, горшков или посевных ящиков в стаканы с водой.

В зависимости от зоны расположения школы выбор овощных культур для изучения и распознавания по всходам должен быть различен. Так, в северо-западном районе страны к уроку рекомендуется подготовить всходы белокочанной капусты, столовых свеклы и моркови, петрушки, редиса, кабачка, в Поволжье – всходы томата, перца, баклажана, огурца, репчатого лука и т.д.

Порядок выполнения работы

1. Разобрать смесь всходов по отдельным культурам.

2. Рассмотреть форму и окраску семядолей, а тaкжe (с помощью лупы) их опушенность.

3. Определить форму, окраску, рассмотреть (с помощью лупы) и охарактеризовать поверхность (гладкая, опушенная, наличие воскового налета) первого настоящего листа всходов.

4. Используя живые или гербарные образцы всходов с этикетками и таблицы, установить названия полученных овощных растений.

5. Результаты работы записать в тетради в форме таблицы 6.

6. Зарисовать всходы важнейших в зоне школы овощных культур.

Таблица 6.

Урок 12. Капуста белокочанная

  • Народно-хозяйственное значение белокочанной капусты. Районы возделывания культуры.

  • Строение растений белокочанной капусты.

  • Требование культуры к условиям выращивания.

  • Место белокочанной капусты в севообороте. Обработка почвы и применение удобрений при возделывании.

  • Подготовка рассады капусты. Сроки и способы посадки рассады в поле.

  • Агротехнические приемы ухода за посадками белокочанной капусты, их назначение.

  • Сроки и способы уборки урожая.

  • Безрассадная культура капусты, ее особенности.

Урок 13. Морковь

  • Хозяйственная ценность и распространение моркови.

  • Особенности строения растений моркови. Образование корнеплодов.

  • Отношение культуры к условиям внешней среды.

  • Размещение моркови в севообороте. Обработка почвы и внесение удобрений.

  • Способы подготовки семян моркови к посеву и их значение. Сроки и схемы посева.

  • Проведение ухода за растениями моркови. Уборка корнеплодов.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru