Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №23/2001

КОПИЛКА ОПЫТА

Г.Г. ЗАХАРЧЕНКО

Окончание. См. No 3, 4, 5, 6, 21, 22/2001

Планирование занятий по курсам «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники»

(7-й класс основной сельской школы)

Урок 14. Томат

  • Значение и районы возделывания томата. Использование плодов.

  • Строение растений томата.

  • Биологические особенности культуры. Место томата в севообороте. Особенности обработки почвы и внесения удобрений.

  • Способы выращивания томата. Рассадная культура томата, ее значение и особенности. Подготовка рассады. Сроки и способы посадки рассады в открытый грунт.

  • Уход за посадками томата, формирование одностебельной или двухстебельной формы куста и его значение.

  • Уборка урожая. Закладка плодов на дозревание.

Урок 15. Значение плодоводства. Характеристика основных плодово-ягодных культур

  • Значение плодоводства в народном хозяйстве страны, задачи и перспективы его развития в данной зоне.

  • Группировка плодовых и ягодных растений. Основные породы семечковых (рис. 12), косточковых и ягодных культур, их производственно-биологическая характеристика.

  • Строение надземной и корневой систем плодовых и ягодных растений. Типы почек и побегов. Плодоносные ветви.

  • Годичный цикл роста и развития плодово-ягодных культур. Фенофазы в течение вегетации.

  • Требования плодовых и ягодных растений к условиям выращивания.

Рис. 12

Рис. 12. Яблоня: 1 – цветущая ветка яблони; 2 – цветок в разрезе; 3 – плод в разрезе

Экскурсия в промышленный сад. Породный и сортовой состав промышленного сада. Особенности строения, роста и плодоношения плодовых и ягодных культур (2 ч)

  • Состояние и задачи развития плодоводства в местном хозяйстве.

  • Плодово-ягодные породы, произрастающие в промышленном саду хозяйства; их характеристика.

  • Строение и составные части плодового дерева. Особенности строения ягодных кустарников.

  • Возрастные периоды плодовых деревьев. Задача агротехники в разные периоды роста и плодоношения растений. Определения возраста многолетней ветви дерева по внешним годичным кольцам.

  • Рост и развитие плодово-ягодных культур на протяжении года.

  • Основные сорта плодовых пород сада, их особенности. Понятие о районированном сортименте.

  • Осенние работы в плодово-ягодном саду, их механизация. Профессия и характер работы мастера-садовода.

  • Практическая работа. Изучение сроков и основных правил съема плодов при уборке урожая семечковых пород. Определение съемной зрелости и уборка плодов яблонь или груш осенних и зимних сортов.

Уроки 16–17. Выращивание посадочного материала плодово-ягодных культур в питомнике (2 ч)

  • Биологические основы и способы размножения плодовых и ягодных растений.

  • Значение и задачи плодовых питомников. Требования к выбору места под питомник. Основные отделы питомника – размножения, формирования (школа саженцев) и маточных насаждений; их назначение.

  • Подвои для семечковых и косточковых пород. Влияние подвоев на рост и плодоношение привитых сортов.

  • Размножение подвоев в школе сеянцев. Понятие о стратификации семян. Посев семян. Проведение пикировки сеянцев. Основные приемы ухода за растениями.

  • Выращивание привитых плодовых саженцев в школе саженцев. Посадка подвоев. Окулировка. Условия сращивания подвоя с привоем. Уход за привитыми растениями. Формирование кроны у саженцев.

  • Выращивание в питомнике посадочного материала ягодных культур.

  • Сроки посадки плодовых и ягодных растений на постоянное место.

  • Правила посадки саженцев.

Уроки 18–19. Уход за садом и ягодником

  • Содержание и уход за почвой в садах и на ягодных плантациях.

  • Взаимосвязь питания плодово-ягодных растений с их ростом, плодоношением, продолжительностью жизни. Применение удобрений. Сроки и способы их внесения. Защита окружающей среды при пользовании удобрениями.

  • Орошение садов и ягодников. Способы орошения. Вегетационные и влагозарядковые поливы. Агротехнические мероприятия по накоплению влаги в почве.

  • Формирование и обрезка плодовых и ягодных растений. Сроки проведения и основные способы обрезки.

  • Приемы ухода за надземной частью плодовых деревьев, их назначение.

  • Практические работы

1. Осенние работы на учебно-опытном участке (сбор урожая, посадка и уход за многолетними растениями).
2. Определение хозяйственной спелости полевых и овощных культур, съемной зрелости плодовых культур и сроков урожая.
3. Выращивание рассады овощных культур с пикировкой и без пикировки сеянцев.

Тема «Болезни сельскохозяйственных культур и способы борьбы с ними» (7 ч)

Урок 1. Бактериальные болезни культурных растений

  • Ущерб, причиняемый сельскому хозяйству болезнями культурных растений.

  • Понятие об инфекционных и неинфекционных заболеваниях сельскохозяйственных культур.

  • Бактерии – возбудители инфекционных болезней растений. Важнейшие источники заражения и причины массового появления бактериальных заболеваний.

  • Основные типы проявления болезней.

  • Распространенные болезни полевых, овощных, плодово-ягодных культур, выращиваемых в данной зоне. Внешние признаки бактериальных заболеваний.

Уроки 2–4. Болезни сельскохозяйственных культур, вызванные паразитическими грибами (3 ч)

  • Грибы-паразиты – возбудители болезней культурных растений. Условия массового появления и распространения грибных заболеваний.

  • Важнейшие типы проявления заболеваний растений, вызванных паразитическими грибами.

  • Распространенные болезни полевых, овощных, плодово-ягодных культур в местных хозяйствах (рис. 13, 14). Главнейшие признаки заболеваний растений.

Рис. 13

Рис. 13. Грибные болезни ржи: 1 – пораженный колос; 2 – «мешочек» (сорус) твердой головни; 3 – телиоспоры. Пыльная головня: 4 – пораженный колос; 5 – телиоспоры. Стеблевая головня: 6 – начальное проявление болезни на стебле; 7 – сильное поражение растения; 8 – часть стебля с поражением; 9 – телиоспоры

Рис. 14

Рис. 14. Грибные болезни земляники: 1 – белая пятнистость; 2 – бурая пятнистость; 3 – серая плесневидная гниль
  • Лабораторная работа. Изучение характерных признаков болезней полевых, овощных и плодово-ягодных культур на образцах пораженных растений.

Цель: закрепить знания учащихся об основных типах болезней растений, вызываемых патогенными бактериями и грибами; познакомить с характерными признаками распространенных заболеваний сельскохозяйственных культур.

Материалы и оборудование: живые или гербарные образцы культурных растений, пораженных болезнями; свежие или консервированные плоды, ягоды, клубни, пораженные заболеваниями; муляжи органов растений с внешними признаками заболеваний; лупы, пинцеты, цветные карандаши; атласы болезней полевых, овощных и плодово-ягодных культур.

Методические указания

При выполнении лабораторной работы учащиеся должны познакомиться с внешними признаками заболеваний главнейших полевых, овощных и плодово-ягодных культур данной почвенно-климатической зоны.

По заданию учителя каждый ученик изучает 4–5 наиболее вредоносных заболеваний сельскохозяйственных растений в районе расположения школы.

К занятию необходимо подготовить и выдать на каждый рабочий стол образцы сельскохозяйственных культур с характерными признаками основных грибных (рис. 15) и бактериальных заболеваний (рис. 16).

Рис. 15

Рис. 15. Фитофтороз картофеля: 1 – пораженный лист с верхней стороны; 2 – пораженный лист с нижней стороны; 3 – зооспорангиеносец с зооспорангиями; 4 – зооспорангии с зооспорами; 5 – зооспора; 6 – прорастание зооспорангия; 7 – пораженный клубень; 8 – пораженный клубень в разрезе

Рис. 16

Рис. 16. Бактериоз гороха: 1 – пораженное растение; 2 – пораженный стручок

Желательно как можно шире использовать свежие растения, многие из которых в несезонный зимне-весенний период рекомендуется заготовить в сооружениях защищенного грунта. Например, из парников и рассадников могут быть получены образцы пораженной болезнями рассады овощных растений (капусты белокочанной и цветной, томата, перца, баклажана, огурца и др.), из зимних и весенних теплиц – листья, побеги, плоды огурца, томата и других выращиваемых культур с внешними признаками заболеваний (мучнистой росы, оливковой пятнистости, бактериоза огурца; фитофтороза, бурой пятнистости томата и т.д.).

На свежем материале из хранилищ – корнеплодах, клубнях, луковицах – целесообразно познакомить учащихся с различными гнилями овощей и картофеля, такими, как черная сухая гниль, фомоз и мокрая бактериальная гниль моркови, фомоз свеклы, шейковая гниль лука, фузариозная сухая и мокрая бактериальная гнили картофеля и др.

Симптомы целого ряда болезней культурных растений могут быть достаточно успешно изучены на гербарных экземплярах и консервированном материале. Так, для рассмотрения характерных признаков стеблевой головни ржи, полосатой пятнистости ячменя, аскохитоза гороха, ржавчины льна к занятию необходимо заготовить гербарные образцы пораженных растений; формы проявления парши яблони и груши, мучнистой росы и ржавчины крыжовника, гнилей земляники целесообразно изучать не только по гербарию, но и на консервированных плодах и ягодах этих культур и т.д.

Болезни и вредители гороха

Болезни и вредители гороха

При проведении лабораторной работы рекомендуется использование учащимися атласов болезней сельскохозяйственных растений.

Порядок выполнения работы

1. Рассмотреть, пользуясь лупой, образцы растений и найти признаки поражения их органов болезнями.

2. Сравнить признаки проявления болезней растений с рисунками и описанием в атласе и определить название каждого заболевания.

3. Выяснить с помощью атласа, к какой группе относятся изучаемые вами болезни растений – к грибным или бактериальным.

4. Сделать цветные зарисовки пораженных органов сельскохозяйственных растений, указав название каждого заболевания и группу, к которой оно принадлежит в зависимости от возбудителя.

Уроки 5–6. Основные методы борьбы с болезнями сельскохозяйственных культур (2 ч)

  • Агротехнические меры борьбы с болезнями культурных растений. Роль агротехнических мероприятий в повышении устойчивости выращиваемых культур к заболеваниям и ограничении массового размножения болезнетворных организмов.

  • Химические средства защиты сельскохозяйственных растений от болезней, их применение. Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с ядохимикатами. Условия их использования на основе требования охраны природы.

  • Биологический способ борьбы с заболеваниями культурных растений, его значение.

  • Создание сортов с повышенной устойчивостью к болезням, внедрение их в местных хозяйствах.

  • Лабораторная работа. Ознакомление с препаратами для химической защиты культурных растений от болезней (на образцах-имитантах).

Цель: углубить знания школьников о химическом методе борьбы с болезнями сельскохозяйственных культур, познакомить со способами применения наиболее распространенных фунгицидов.

Материалы и оборудование: коллекция наиболее распространенных фунгицидов (имитанты); лупы, линейки; карточки с описанием фунгицидов.

Методические указания

Лабораторная работа по ознакомлению с химическими средствами для борьбы с болезнями культурных растений фунгицидами проводится на образцах-имитантах. При отсутствии последних препараты выдаются учащимся для изучения только в запечатанных пробирках.

Рекомендуется познакомить школьников с наиболее распространенными фунгицидами, использующимися в практике сельского хозяйства как для обработки растений и семян, так и для внесения в почву.

Следует объяснить, что сельскохозяйственные культуры обрабатывают ядохимикатами для защиты от заражения грибами и бактериями в течение вегетации, а также в период покоя – для уничтожения возбудителей болезней в зимующих стадиях. Протравливание семян применяется для борьбы с головневыми заболеваниями, фузариозами, повреждающими зерновые, технические, овощные и другие культуры. Внесение фунгицидов в почву приводит к подавлению обитающих там патогенных микроорганизмов, предотвращает такие болезни растений, как корневые гнили, кила, черная ножка и др.

Основной способ применения ядохимикатов при обработке растений – их опрыскивание, значительно реже в практике используются опыливание и аэрозоли. Семена протравливают тремя способами – сухим, мокрым или полусухим. При внесении фунгицидов в почву участок поливают раствором или суспензией препарата либо рассеивают по поверхности почвы с последующей перекопкой.

Так, один из самых распространенных препаратов – медный купорос – используется для ранневесеннего, до распускания почек, опрыскивания против парши яблони и груши, различных пятнистостей сливы, черешни и абрикоса, против антракноза, септориоза и других пятнистостей крыжовника и смородины.

Фунгицид цинеб применяется для опрыскивания растений против бурой, стеблевой и желтой ржавчины пшеницы, фитофтороза картофеля, бурой пятнистости и фитофтороза томата и многих других болезней. Кроме того, внесенный в почву в парниках и рассадниках, препарат эффективен против черной ножки капусты, а полив участка суспензией этого ядохимиката при высадке рассады в поле защищает растения от заболевания килой.

Из протравителей, широко применяемых в практике растениеводства, можно предложить для изучения гранозан, ТМТД, бениат, тигам, фентиуром и др.

Важно обратить внимание школьников на то, что в зависимости от способа применения фунгицидов используют различные формы препаратов. Знакомясь с химическими средствами защиты растений, учащиеся отмечают агрегатное состояние, цвет изучаемого препарата, а также его отношение к воде.

При проведении лабораторно-практической работы рекомендуется приготовить набор карточек с кратким описанием входящих в коллекцию фунгицидов.

Порядок выполнения работы

1. Рассмотреть, используя лупу, образцы ядохимикатов для химической защиты растений от болезней; определить форму каждого препарата (жидкость, порошок, гранулы или кристаллическое вещество) и его цвет.

2. Установить по карточкам с описанием ядохимикатов, растворяются ли изучаемые вами препараты в воде.

3. Выяснить, используя карточки, для борьбы с какими заболеваниями культурных растений предназначен данный ядохимикат и каковы способы его использования.

4. Составить описание рассмотренных химических средств защиты растений в виде табл. 7.

Таблица 7

Урок 7. Значение бактерий и грибов в природе и сельском хозяйстве (обобщающий)

  • Распространение и условия жизни бактерий и грибов. Роль микроорганизмов в осуществлении круговорота веществ в природе.

  • Почвенные бактерии, их значение в образовании и накоплении в почве минеральных солей.

  • Бактерии, усваивающие азот из воздуха: клубеньковые и свободно живущие в почве. Обогащение почвы азотом при выращивании бобовых растений. Бактериальные удобрения, значение их использования в растениеводстве.

  • Биологические основы хранения и консервирования плодов и овощей. Методы консервирования.

  • Использование сапрофитных микроорганизмов (молочнокислых бактерий, пекарских дрожжей, винных дрожжей) при переработке сельскохозяйственной продукции и силосовании кормов.

  • Болезни культурных растений, вызываемые бактериями и грибами: причины их распространения. Необходимость биологических знаний для предупреждения заболеваний сельскохозяйственных культур и борьбы с ними.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru