ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

С.Ю. АФОНЬКИН

Продолжение. См. No 25, 26, 27/2001

Лечение пиявками (гирудотерапия)

Уникальная аптечка в слюне

Теперь, вооружившись знаниями о механизме свертывания крови, пора вернуться к чудодейственной слюне медицинских пиявок. В 1868 г. профессор К.Дьяконов, раздумывая над лечебными свойствами пиявок, прозорливо писал: «Несвертываемость крови и растворение кровяных шариков указывают на существование в кишечном канале пиявки какого-то растворяющего деятеля».

Впервые из слюны пиявок это замедляющее свертывание крови «деятельное» вещество было выделено в 1884 г. Прошло несколько лет, и в 1902 г. препарат этого вещества, названного гирудином, был получен в лаборатории Якоби. В слюне пиявок его немного. 153 мг чистого гирудина удалось получить только из 5 тыс. пиявок!

Когда биологи научились разделять (фракционировать) смеси различных веществ, включая смеси белков, удалось доказать, что за антикоагуляционные свойства (свойства препятствовать свертыванию крови) пиявочьей слюны отвечает главным образом одно соединение. В чистом виде его выделил немецкий ученый Ф.Марквардт.

Оно оказалось белком, состоящим из 65 аминокислот. В общем, это немного, поскольку некоторые белки включают 100–200 аминокислот (правильнее говорить «аминокислотных остатков»). Дело не в размере белка гирудина, а в его специфичном взаимодействии с ферментом тромбином.

Выяснилось, что гирудин прочно соединяется с тромбином и тем самым блокирует его способность влиять на фибриноген. В результате нити фибрина не образуются и кровь не свертывается, поскольку в ней не могут образоваться сгустки. Гирудин мешает тромбоцитам объединяться и препятствует их взаимодействию с тромбином.

Существуют у гирудина и другие любопытные особенности, обсуждение которых – удел специалистов. Важно лишь подчеркнуть, что гирудин является препаратом, созданным самой природой. Он не токсичен, и его повышенные дозы не вызывают нежелательные побочные эффекты. При введении подопытным животным больших доз гирудина наблюдалось лишь небольшое и не опасное изменение частоты сердечных сокращений и дыхательных движений. В течение часа эти симптомы исчезали, а избыток гирудина выводился из организма с мочой.

Помимо гирудина слюна медицинских пиявок содержит более 80 биологически активных веществ, из которых стоит упомянуть гиалуронидазу. Этот фермент разрушает «шубу» из полисахаридов, которой покрыта поверхность почти каждой клетки, облегчая тем самым доступ к клеткам различных лекарств и биологически активных веществ. Гиалуронидаза увеличивает проницаемость тканей, и в частности стенок капилляров. Она как бы «распахивает ворота», через которые к клеткам поступают различные вводимые извне вещества. Не случайно гиалуронидаза есть в ядах пауков и змей. Она также обнаружена в семенной жидкости человека – сперматозоидам ведь надо преодолеть немало клеточных преград на своем пути.

Другим интересным веществом, обнаруженным в слюне пиявок, является фермент коллагеназа. Она способна разрушать длинные нити белка коллагена, который обычно заполняет большие раны в процессе их заживления. Именно из коллагена состоят келоидные рубцы, остающиеся на коже в результате серьезных ожогов или глубоких порезов. Коллагеназа разрушает коллаген и поэтому способствует рассасыванию келоидных рубцов.

Коллагеназу, полученную из других источников, нередко используют в современной косметологии. Неудивительно, что слюна пиявок может, в частности, способствовать рассасыванию спаек, блокирующих проходимость маточных труб у женщин.

Фибринолитические ферменты пиявок помогают рассасыванию уже возникших тромбов. Поэтому гирудотерапия не только предотвращает тромбогенез, но и борется с его последствиями. Фермент холестеринэстераза нормализует обмен жиров в организме человека, и это вещество тоже обнаружено в слюне пиявок.

Этот список можно было бы продолжить, но названия прочих биологических соединений, которые уже обнаружены исследователями в слюне пиявок, мало что скажут неспециалисту. Однако каждое из них по-своему уникально. Поэтому, образно говоря, слюна пиявок напоминает аптечку, битком набитую самыми разными медикаментами. Кстати сказать, биологи называют выделяемые железами жидкости секретами. Играя в слова, можно сказать, что секрет слюнных желез медицинской пиявки – это настоящий секрет природы, многие тайны которого уже близки к разгадке.

Приобретение пиявок

Приобретать пиявок для сеансов гирудотерапии следует только в аптеках. Разумеется, можно попытаться самостоятельно выловить пиявок из ближайшего водоема и заняться самолечением, но тогда все последствия столь рискованного эксперимента будут на совести неразумного пациента, решившего без советов врача, на свой страх и риск, испробовать на себе вдруг ставшую модной новую технологию оздоровления. Не станете же вы на кухне готовить себе из подручных химических средств лекарство от головной боли или от повышенного давления. Такая же ситуация и с пиявками. Лучше пользоваться, что называется, сертифицированным продуктом.

Почему не следует пользоваться какими попало пиявками? Во-первых, нет гарантии, что вы сможете точно определить вид выловленной пиявки. Если помните, даже у медицинской пиявки есть несколько разновидностей. Такая же ситуация и со многими другими видами пиявок. Так что даже неплохой определитель пиявок может вас подвести, не говоря уже об обычно не очень качественных черно-белых картинках, которые публикуются в различных руководствах по гирудотерапии. Во-вторых, годная к применению в гирудотерапии пиявка должна голодать не менее 3–4 месяцев. Где гарантия, что выловленная из природного водоема пиявка достаточно голодна? В-третьих, у вас нет достаточной информации об экологической обстановке в водоеме, где вы рискнете заняться ловлей пиявок. Правда, если медицинские пиявки в нем все же водятся, то в целом ситуация неплохая. Дело в том, что пиявки чутко реагируют на загрязнение водоемов различными химическими веществами, что и обуславливает, помимо всего прочего, сокращение ареалов их обитания.

Как часто говорят журналисты, «с экологией» у нас в стране неважно. Поэтому неизвестно, что могут нахватать пиявки из водоема. Кстати, еще знаменитый Авиценна писал, что: «Следует также избегать пиявок, пойманных в зловонной, дурной воде, и, наоборот, выбирать, которых ловят в воде, покрытой ряской, и в воде, где водятся лягушки, не обращая внимания на разговоры, будто пиявки, находящиеся в воде, изобилующей лягушками, плохие».

Наконец, в-четвертых, у вас нет оснований быть твердо уверенными, что выловленная из природного водоема пиявка не станет для вас источником какой-либо инфекции. Содержимое желудка пиявки обладает не только бактерицидными (т.е. убивающими бактерий), но и бактериостатическими свойствами, т.е. позволяет бактериям долго там существовать.

По опубликованным в литературе данным бактерии золотистого стафилококка могут оставаться жизнеспособными в утробе пиявки до 10 суток, сибирской язвы – до 17 суток, а гемолитического стрептококка и брюшного тифа – до 1 месяца. К тому же в кишечнике медицинской пиявки постоянно обитают ее собственные бактерии-симбионты Aeromonas hydrophila, так что никто вам не скажет точно, какие виды микроорганизмов можно приобрести в результате встречи с «дикой пиявкой». Столь признанный авторитет в медицине, как С.Боткин, был противником гирудотерапии, опасаясь занесения таким способом в организм пациентов различных инфекций.

Однако надо сразу оговориться, что случаев, когда пиявка послужила бы переносчиком какой-либо инфекции от одного человека другому, в медицинской литературе не зафиксировано. Для этого надо, чтобы пиявку сначала поставили больному человеку, не дали ей как следует напиться крови, а затем через совсем небольшой промежуток времени (в пределах суток) перенесли на здорового пациента. Ситуация почти невероятная, поскольку современная гирудотерапия рекомендует использовать пиявок однократно, как одноразовые шприцы. Однако об этом чуть позже.

Если вам повезло и аптеку с пиявками вы нашли, нелишне будет поинтересоваться, откуда поступили эти животные. Если с биофабрики – отлично! Это определенная гарантия качества. Если же пиявки были пойманы в природных водоемах и сданы в аптеку сборщиками (что вообще-то запрещено, поскольку медицинские пиявки попали в Красную книгу), поинтересуйтесь наличием сертификата соответствия и потребуйте показать вам заключение районной санэпидстанции. Не стесняйтесь, вы же не игрушку покупаете, а «живое лекарство», которое скоро будет контактировать с вашей кровью! Желательно, чтобы в радиусе как минимум 50 км от мест вылова пиявок не было предприятий химической промышленности, а в радиусе 100 км – атомных станций.

Если вы все же решились приобрести пиявок, выбирайте тех, что пошустрее. Они должны активно плавать, извиваясь всем телом. Пиявки могут прикрепляться также к стенкам сосуда на границе уреза воды, это нормально. Однако они не должны вяло лежать на дне, почти не подавая признаков жизни. Здоровая пиявка сразу реагирует на легкое сдавливание пальцами – сокращается, превращаясь в этакий плотный маленький огурчик. Выпущенная на ровную поверхность, она шустро ползет, прикрепляясь поочередно присосками. Если работники аптеки вам позволят, можно проделать и такой тест – опустите палец или руку в банку с пиявками. Наиболее активные, а значит, здоровые и голодные пиявки быстро постараются вас атаковать.

Старинный сосуд для содержания пиявок

За пиявками в аптеку следует ходить со своей стеклянной банкой. В однолитровую банку рекомендуется сажать не более 10 штук, а в трехлитровую можно поместить до 50 пиявок. Вода в банке должна быть хорошо отстоявшейся. Не следует наливать ее сразу из-под крана и идти в аптеку. Пиявки чувствительны к хлорированной воде и, как утверждают специалисты, к повышенному содержанию в ней солей кальция. Другими словами, пиявки не любят «жесткую» воду, поэтому не рекомендуется пользоваться водой из колодцев. Вода из-под крана должна отстаиваться не менее двух суток, прежде чем ее можно предлагать пиявкам в качестве среды обитания. Если у вас есть дома пресноводный аквариум с растениями и рыбками, наверняка вода из него подойдет и для пиявок. Она пахнет озером и наверняка «живая».

Банку для пиявок не следует мыть пахучим мылом и любыми синтетическими порошками и средствами. Лучше ее просто сполоснуть под струей воды и высушить. На банку надо надеть полиэтиленовую крышку с прорезанными маленькими многочисленными отверстиями для вентиляции. Не рекомендуется закрывать горлышко банки одним слоем марли. Говорят, голодные пиявки в состоянии с ней справиться. Вряд ли вы испытаете удовольствие, разыскивая потом сбежавших червей у себя в квартире.

В крайнем случае сложите марлю в несколько слоев и перетяните горлышко банки тугой резинкой.