ДЕТСКИЕ РАБОТЫ

Дмитрий ПЬЯНКОВСКИЙ,
школа № 1958,
г. Москва

Роль парков в жизни Москвы

Город и зеленые насаждения

Ученые считают, что уже в начале XXI в. более половины населения земного шара будет жить в городах. Число городов-миллионеров быстро растет. В середине XIX в. было всего 4 города, население которых превышало миллион человек, в 1920 г. – 25, в 1960 – 140. Сейчас их количество приближается к 200. Происходит не только рост отдельных городов, но и срастание их между собой, появление гигантских городских образований, получивших название мегаполисов.

Расширяясь, поглощая рощи, поля, луга, водоемы и болота, покрывая землю асфальтом, устремляясь ввысь и вглубь, города изменяют облик нашей планеты. Жизнь в новой среде накладывает отпечаток на психику человека, существенным образом сказывается на его здоровье.

Одна из самых острых проблем большого города – техногенное загрязнение атмосферы. Источники его во всех городах примерно одинаковы. Это промышленные предприятия, автотранспорт, ТЭЦ и т.д. Каждый автомобиль в год выбрасывает в воздух 1 т свинца, легковой автомобиль сжигает за каждые 1–1,5 тыс. км пробега 1 т кислорода.

В этих условиях становится особенно важной роль зеленых насаждений. Растения поглощают из окружающей среды различные химические вещества, так что посадкой древесно-кустарниковых пород и разбивкой газонов можно значительно уменьшить концентрацию токсичных газообразных соединений в воздухе. Например, если содержание сернистого газа в воздухе у проезжей части дороги составляет 0,062–0,328 мг/м3, то в парке по соседству эти величины снижаются уже до 0,040–0,062 мг/м3. Только одно дерево способно поглотить в течение вегетации до 12 кг сернистого газа. Деревья и кустарники также механически задерживают содержащуюся в воздухе пыль.

Велика роль растений в смягчении неблагоприятного температурного режима и влажности воздуха. Например, в Москве в жаркий солнечный день стены зданий нагреваются до 52 °С. Деревья и кустарники, высаженные вдоль домов, уменьшают их нагревание, снижая температуру поверхности стен на 22–35%. Зрелое дерево способно транспирировать в день свыше 300 л воды, увеличивая влажность воздуха на расстоянии, в 20 раз превышающем его высоту. Парки и скверы увеличивают влажность воздуха на 30%. Лучшие испарители – липа, дуб, катальпа, тополь и лиственница.

Растительность, как известно, обогащает атмосферу кислородом, снижает уровень шума, предотвращает эрозию почв, и, что также очень важно, украшает город. Надо только помнить, что при закладке зеленых насаждений следует учитывать экологические особенности разных видов деревьев, кустарников и даже газонных трав и обеспечивать их рациональное сочетание.

Состояние зеленых насаждений г.Москвы

Москва – крупнейший мегаполис. Здесь на площади 107,1 тыс. га проживает около 8,6 млн человек; размещается более 7 тыс. предприятий производственной сферы (промышленных, строительных, связи), около 500 энергетических объектов. Автотранспорт столицы насчитывает около 2 млн единиц.

Земли, на которых расположены источники загрязнения (предприятия промышленности, транспорта, бытового обслуживания, улично-дорожная сеть, свалки и т.д.), в совокупности занимают около 51 тыс. га – 48% площади города. До сих пор в черте Москвы есть территории захоронения твердых отходов и участки, отведенные под поля фильтрации жидких отходов. Застройка же территорий бывших городских свалок и полей фильтрации зачастую идет без соответствующей подготовки.

Более 30% территории Москвы занято жилыми кварталами. Для строящихся новых жилых микрорайонов характерна повышенная плотность застройки. При этом не остается места для зеленых насаждений, а во дворах домов их вытесняют стоянки личных автомобилей, гаражи.

Свободные земли, составляющие около 23% территории города, в основном используются под стихийные свалки, огороды, строительство гаражей, что приводит к уничтожению растительности и загрязнению почв, а также воды, если на территории расположены реки, ручьи или другие водоемы.

Зеленые насаждения на территории Москвы занимают 30,8% общей площади. Правда, распределены они в городе крайне неравномерно. Их площади максимальны в Восточном (4,97 тыс. га) и Юго-Западном (2,85 тыс. га) округах, и минимальны – в Северном, Центральном и Южном (0,83; 0,85; 0,9 тыс. га соответственно). В целом в столице на одного жителя приходится 40 м2 всех видов зеленых насаждений и 16 м2 насаждений общего пользования. По этому показателю первенствуют Зеленоград – 50 м2 и Восточный округ – 39 м2, а в Северном, Центральном и Южном округах на одного москвича приходится менее 8 м2 зеленых насаждений общего пользования.

В Москве, возникшей среди бескрайних лесных просторов, до сих пор сохранились небольшие участки лесов. К границам города с запада подступают хвойно-широколиственные подмосковные леса, с востока, со стороны песчаной Мещеры – преимущественно сосновые, с юга – дубовые и липовые, частично уцелевшие на карбонатной Теплостанской возвышенности, с севера – еловые леса. Самый большой лесной массив в пределах Москвы – Лосиный остров. Его площадь 11 тыс. га, из которых 8 тыс. га расположены за кольцевой дорогой. Здесь участки вековых еловых и сосновых лесов чередуются с липовыми, дубовыми рощами, в числе которых 300-летняя Алексеевская дубрава. Всего на территории Лосиного острова произрастает более 300 видов древесных и травянистых растений и обитает около 200 видов животных, в их числе ряд крупных млекопитающих (лось, кабан и др.).

Битцевский лес с широколиственными породами – липой, дубом, кленом примыкает к южной границе города. Его площадь 1800 га. У восточных окраин Москвы расположены крупные лесные массивы – Измайловский (1437 га) и Кузьминский (26 га) парки.

Небольшие лесные массивы сохранились и внутри города. Они явились основой 17 лесопарков и ряда парков, таких, например, как Сокольники. Сохранились в Москве и старинные парки (Коломенское, Фили-Кунцево, Кусково и др.), при создании которых творчески использовались рельеф местности, водоемы, естественные и искусственные насаждения. Большинство же современных парков города создавалось не на месте естественных зеленых массивов. Так, Центральный парк культуры и отдыха был создан в 1928 г. на месте бывших свалок.

Помимо лесопарков, в городе имеются 94 парка и 18 благоустроенных садов. Старейший среди них Нескучный сад, раскинулся на крутом берегу реки Москвы. Хорошо известны москвичам Александровский сад, расположенный у стен Кремля и четыре ботанических сада с большим количеством видов растений.

Неотъемлемой частью озеленения Москвы являются 160 бульваров с аллеями деревьев и кустарников, цветниками и газонами, а также 427 скверов.

Помимо всех этих насаждений общего пользования в столице озеленены территории жилых кварталов, общественных зданий, больниц, детских и спортивных учреждений, есть насаждения специального назначения – санитарно-защитные зеленые зоны вокруг промышленных предприятий, вдоль автотрасс и железных дорог, водоохранные зоны и т.п.

Но развитие сети зеленых насаждений, к сожалению, отстает от темпов роста города. В ходе застройки были утрачены первоначально резервируемые под озеленение участки, ряд рек заключен в трубы, на грани уничтожения оказались многие малые реки Москвы, засыпаны многочисленные овраги и ручьи, служившие естественными дренажами.

Существующая озелененность города составляет лишь 33% от оптимальной и не может (особенно с учетом неравномерного распределения по территории) в полной мере обеспечить средозащитную, санитарно-гигиеническую и рекреационную функции. К тому же наблюдается снижение обеспеченности горожан зелеными насаждениями общего пользования: с 18,4 м2 в 1975 г., до с 17,3 м2 в 1985 г. и указанных выше 16 м2 в 1995 г. Происходит уменьшение площади лесов и в пределах Лесопаркового защитного пояса Москвы (ЛПЗП), выделенного в 1935 г. для обеспечения охраны природы в ближайшем к столице окружении. Площадь ЛПЗП составляет около 180 тыс. га, но лесистость этой территории сейчас не превышает 37% при средней лесистости по Московской области 42%. Прежде крупные лесные массивы в пределах ЛПЗП прерываются в настоящее время зонами застройки, транспортными магистралями, промышленными объектами, инженерными коммуникациями. Это нарушение целостности ЛПЗП уменьшает его защитные свойства, санитарные и рекреационные функции. Кроме того, все леса, лесопарки, скверы, бульвары и другие озелененные территории города и ближайшего Подмосковья испытывают высокую антропогенную, в том числе техногенную, нагрузку. Они подвергаются химическому, физическому, биологическому и комплексному загрязнениям.

Наибольшую опасность для зеленых насаждений представляют загрязнение водного и воздушного бассейнов, почвы и избыточное рекреационное воздействие. Под их влиянием изменяется скорость роста растений и накопления биомассы, происходит утрата ценных пород деревьев (сосны, ели, дуба, липы, лиственницы). По мере накопления загрязняющих веществ в почвах и тканях растений зеленые насаждения теряют свою биологическую устойчивость и при высоких уровнях промышленных и автотранспортных выбросов могут в короткие сроки деградировать.

Наиболее уязвимы хвойные массивы – сосняки, ельники. Признаки их техногенного поражения выражаются в сокращении жизни хвои (с 4–6 до 1–4 лет у сосны и с 24 до 9–14 лет у ели), ее побурении, изреживании крон, суховершинности, падении бонитета хвойных насаждений.

Лиственные породы более устойчивы к загрязнению окружающей среды, но и они страдают, особенно в зонах влияния выбросов автотранспорта и промышленных предприятий. В зеленой массе уменьшается содержание хлорофилла, ткани растений изменяют цвет на желтый, охристый, поражаются хлорозом. Более сильное поражение вызывает некроз тканей, при котором листья покрываются пятнами красно-бурого, коричневого цвета.

Повышенное содержание в воздухе оксидов азота, которые наряду с двуокисью серы наиболее опасны для растений, вызывает чрезмерное разрастание в коре мелких водорослей, выражающееся в позеленении стволов и нижних ветвей деревьев. Это явление стало особенно заметным в последние годы.

Геохимическими исследованиями установлена связь пораженности растений с повышенной концентрацией ряда химических элементов (свинца, олова, ванадия, стронция, серебра, кобальта, меди, цинка) вблизи предприятий черной и цветной металлургии, машиностроения, полиграфии, автомобильных дорог. Отмечены признаки усыхания у 87% деревьев, произрастающих вдоль крупных магистралей, и у 31% на газонах.

Сильно поражена растительность в крупных промышленных зонах города. В первую очередь это территория площадью 166 км2 на юго-востоке столицы, где сосредоточены нефтеперерабатывающий завод, АЗЛК, литейно-механический завод, ЗИЛ и вся зона предприятий от Нагатино до Хапиловки. Меньшие участки сильного поражения растительности имеются в Краснопресненско-Филевском промузле (24 км2), Бусиновской и Коровинской промзонах (12 км2), Калошино (5 км2), Дегунино-Лихоборах, Тушино и др.

На большей части территории города (Сокольники, большая часть Измайловского парка, Лосиного острова) растительность имеет среднюю степень пораженности. Слабо поражена растительность в западной, юго-западной и южной окраинной частях Москвы, а также на отдельных участках на севере.

Негативно влияет на растительность и чрезмерная рекреационная нагрузка. Она приводит к уплотнению почвы, нарушению растительного покрова, многочисленным механическим повреждениям комлевой части деревьев, уничтожению и повреждению подроста и подлеска и т.д. Непоправимый ущерб природе наносит массовый сбор цветов и трав, хотя на территории Москвы и запрещено собирать любые дикорастущие растения. Под угрозой исчезновения находятся ландыш майский, кувшинка, сон-трава, венерин башмачок, волчье лыко, любка душистая, купальница европейская, колокольчик персиколистный, ирис желтый и др. В настоящее время 130 видов местных растений считаются редкими и уязвимыми, 29 видов подлежат специальной охране на территории Москвы и области, 11 видов – охране в Московской области.

Для улучшения состояния растительности города и ЛПЗП необходимо снизить уровень загрязнения воздушной и водной сред, почвенного покрова, уменьшить антропогенные нагрузки, вводить в насаждения устойчивые к техногенным нагрузкам растения, сохранять и формировать крупные лесопарковые массивы.

12.jpg (29753 bytes)

Марьинский парк

Я живу и учусь в новом районе Москвы – Марьинском парке. Это типичный «спальный» район города. Здесь построены комфортабельные дома, создана необходимая инфраструктура, но мало зеленых насаждений. Меня, как жителя этого района, очень волнует складывающаяся в нем экологическая обстановка. Поэтому темой своей работы я выбрал изучение состояния единственного здесь островка живой природы – парка 850-летия Москвы.

Этот парк – один из самых молодых зеленых массивов столицы. Закладка его была произведена в 1997 г., к юбилею города. Парк расположен на берегу Москвы-реки и является популярным местом отдыха.

Мое исследование включало определение видового состава древесной растительности парка и выявление признаков загрязненности. На протяжении трех лет я следил за изменениями, происходящими в результате естественных и антропогенных процессов, определял степень загрязненности и разнообразие видов на различных участках. На основе полученных данных спрогнозировал возможные варианты дальнейшего развития парка.

Раньше на территории нашего района были расположены Люблинские поля аэрации. Все хозяйственные и канализационные стоки из города направлялись сюда на очистные сооружения: нефтеловушки, отстойники, бассейны. Затем это все отжималось, осадок вывозился на соседние поля и заливался в котлованы. В течение 5–6 лет шла естественная сушка. Полученный грунт отправляли в колхозы и использовали в качестве удобрения. Потом обнаружили, что в этом сухом остатке содержится много солей тяжелых металлов, а из грунта выделяется метан. Отходы станций аэрации перестали вывозить на поля, уложили в холмы, засыпали песком, обложили дерном, построили систему газоотвода, чтобы не было взрывов, и на этом месте разбили парк. Однако содержание тяжелых металлов в грунте района изначально превышает предельно допустимую концентрацию в 2–3 раза.

Видовой состав растительности в парке разнообразен: здесь присутствуют и ценные хвойные породы (сосна, ель, лиственница и даже сосна сибирская), и мелколиственные (береза, осина, ива, черемуха), и широколиственные (дуб, тис, вяз, клен, каштан) породы. С точки зрения паркового искусства парк достаточно интересен, но экологически он спроектирован неверно, должным образом не продуман. Влаголюбивые растения находятся на окраине парка (т.е. удалены от реки), светолюбивые – посажены достаточно плотно и приближены к Москве-реке.

Кроме того, парк находится под постоянным электромагнитным воздействием проходящей над ним ЛЭП, влияние которого изучено пока недостаточно.

Степень загрязнения парка в настоящее время невысока, но, как показывает исследование, с каждым годом увеличивается. Негативное влияние на парк оказывает автострада (Братеевский мост). Я отметил, что ежегодно растет количество суховершинных деревьев, особенно у Братеевского моста. Здесь надо было высаживать более устойчивые растения: белую акацию, тополь канадский, боярышник, ель колючую.

Правда, по мере удаления от источников загрязнения, видовое разнообразие увеличивается, а значит, растет устойчивость этой экосистемы. В целом можно предположить, что парк не исчезнет, в нем сохранится очаговая растительность. Однако, с моей точки зрения, данная экосистема является неблагополучной и без участия экологов и постоянного внимания со стороны человека не разовьется.

Фото М. Кабанова

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru