ИСТОРИЯ НАУКИ

В.А. КРАСИЛЬНИКОВ,
учитель биологии ООШ,
г. Мариинский посад, Чувашская республика

Знаменательные даты в истории микробиологии

Пусть человек пользуется прошедшими веками как материалом,
на котором возрастает будущее.

Жан Гюйо (1854–1888)

455 лет назад, в 1546 г., итальянский врач и поэт Джироламо Фракасторо (1478–1553), иногда называемый отцом научной эпидемиологии, в своем основном научном труде «О контагии, контагиозных болезнях и лечении» впервые подробно описал и классифицировал инфекционные болезни, считая, что они вызываются живыми возбудителями (первичными семенами), а не «болезнетворными миазмами». Его взгляды на избирательность инфекции получили подтверждение спустя несколько столетий в работах Л.Пастера, Р.Коха и др.

А. ван Левенгук

325 лет назад, 24 апреля 1676 г., торговец сукном из голландского города Дельфта естествоиспытатель Антони ван Левенгук (1632–1723) впервые наблюдал в свой микроскоп бактерии, пластиды и хроматофоры. Эту дату можно считать днем рождения бактериологии.

300 лет назад, 1 сентября 1701 г., Антони ван Левенгук при исследовании высохшего песка заметил оживление сотен микросуществ – коловраток – после добавления воды. Так было открыто явление анабиоза – состояния организма, при котором жизненные процессы резко замедляются.

285 лет назад, в 1716 г., итальянский врач Г.М. Ланчизи впервые описал малярийный пигмент в крови больных малярией. Однако малярийный плазмодий впервые был обнаружен и подробно описан в 1880 г. французским полковым врачом Ш.Л.А. Лавераном, получившим Нобелевскую премию в 1907 г. за открытие возбудителя малярии и работы по его исследованию.

235 лет назад, в 1766 г., американская армия повстанцев проиграла бой британским войскам из-за отсутствия прививок от оспы. Генерал Джордж Вашингтон, руководивший армией повстанцев, осадил Квебек, в котором британцы подверглись поголовной вариоляции (примитивному оспопрививанию). Американцы же этого не сделали, и у них началась эпидемия оспы. В итоге королевские войска установили контроль над всей территорией Канады, а Дж.Вашингтон издал приказ об обязательной вариоляции всех солдат.

230 лет назад, в 1771 г., штабс-лекарь при Московском сенате и один из первых «охотников за микробами» в Европе, русский врач-эпидемиолог Данила Самойлович (1742–1805) во время эпидемии чумы в Москве пытался найти возбудителя этого заболевания. Бесстрашный исследователь заражал себя гноем больных чумой, от которой, вероятно, и умер позднее в Таганроге.

215 лет назад, в 1786 г., Отто Мюллер сделал первую попытку классификации микробов, которых он объединил под названием «инфузории», поместил их в царство животных и выделил два рода: Monas и Vibrio.

Э. Дженнер

205 лет назад, 14 мая 1796 г., английский врач Эдуард Дженнер (1749–1823) провел первую публичную прививку против оспы 8-летнему мальчику Джеймсу Фиппсу, которая оказалась успешной.

200 лет назад, в 1801 г., первую успешную прививку против оспы в России провели в Московском воспитательном доме. Ее сделал известный врач, анатом и гигиенист Ефрем Осипович Мухин (1766–1850), прививший мальчику Антону Петрову вакцину, полученную от самого Дженнера. Императрица повелела дать вылечившемуся больному новую фамилию – Вакцинов, а Эдуарду Дженнеру послала в подарок перстень с крупным бриллиантом.

200 лет назад, в 1801 г., президент США Томас Джефферсон, принимая делегацию вождей индейских племен Северной Америки, предложил им вакцинироваться от оспы самим и взять с собой вакцину для распространения среди соплеменников. Вакцину прислал президенту и стал распространять среди коллег Б.Уотерхауз, врач из Бостона.

160 лет назад, в 1841 г., в Англии принят закон о добровольной вакцинации против оспы.

155 лет назад, в 1846 г., венгерский врач-акушер Игнац Земмельвейс (1818–1865) предложил для борьбы с послеродовыми инфекциями всем акушерам обеззараживать руки хлорной водой, впервые применив в клинической практике антисептику. В те годы в казенных родильных домах от сепсиса погибало до 10% рожениц.

150 лет назад, в 1851 г., французский врач Казимир Давен (1812–1882) в крови больных сибирской язвой обнаружил палочки (Bacillus anthracis), которые назвал бактериями.

С.П. Боткин

140 лет назад, в 1861 г., при клинике Медико-хирургической академии в Петербурге открылась первая в России бактериологическая лаборатория, созданная русским врачом Сергеем Петровичем Боткиным (1832–1889).

140 лет назад, в 1861 г., Розебах выделил чистую культуру стафилококка (Staphilococcus pyogenes; семейство Micrococcaceae) и доказал его значение в этиологии гнойных процессов (фурункулы, карбункулы, панариции, абсцессы). Стафилококки имеют форму правильных шаров 0,8–0,9 мкм в диаметре, расположенных «гроздьями», как ягоды винограда.

Л. Пастер

140 лет назад, в 1861 г., великий французский микробиолог Луи Пастер (1822–1895) открыл факт существования анаэробных микроорганизмов, доказав этим, что жизнь возможна без кислорода. Это было настолько ошеломляющей новостью для ученых-биологов того времени, что они выступили с резкой критикой открытия Пастера. Первой анаэробной бактерией, открытой французским ученым, была спороносная палочка Clostridium butyricum, вызывающая маслянокислое брожение углеводов.

135 лет назад, в 1866 г., немецкий биолог Эрнст Геккель (1834–1919 гг.) впервые выделил бактерии и другие одноклеточные организмы в самостоятельное царство Protista (впрочем, туда же он поместил и грибы с губками). Геккель выделял среди протистов важную группу организмов, лишенных ядер (Monera). В нее вошли бактерии, сине–зеленые водоросли и некоторые другие одноклеточные.

135 лет назад, в 1866 г., русский ботаник и почвовед Михаил Степанович Воронин (1838–1903) обнаружил в клубеньках на корнях бобовых растений мельчайшие тельца и впервые связал образование клубеньков с деятельностью бактерий. Через 20 лет голландский ученый М.Бейеринк (1851–1931) выделит эти бактерии из корневых клубеньков гороха, вики, чины, фасоли и других бобовых растений.

130 лет назад, в 1871 г., норвежский врач Герхард Гансен (1841–1912) в тканях больных проказой обнаружил возбудителя этой страшной болезни, называемой также лепрой (Mycobacterium Leprae; семейство Mycobacteriaceae). Сейчас в мире насчитывается около 10 млн больных проказой. Микобактерии имеют форму тонких ветвящихся палочек, подобных грибам-актиномицетам, что послужило основанием для выбора их названия (mycos – гриб). Кроме лепры к этому семейству относится возбудитель туберкулеза. Гансен опроверг теорию наследственной передачи проказы.

125 лет назад, в 1876 г., вышла в свет книга Луи Пастера «Исследования о пиве», где он проанализировал деятельность пивных дрожжей и различных бактерий, дав полезные советы пивоварам.

125 лет назад, в 1876 г., русский врач Осип Осипович Мочутковский (1845–1903) доказал, что возбудитель сыпного тифа Rickettsia prowazeki находится в крови больного человека, а не в других тканях. Он ввел себе под кожу кровь сыпнотифозного больного, после чего заболел тяжелой формой тифа. Лишь через 30 лет после этого была доказана роль платяных вшей (Pediculus vestimenti) в передаче возбудителя этой болезни. Во время Гражданской войны в России только в 1918 г. сыпным тифом переболело около 6 млн человек. Ховард Тейлор Риккетс (1871–1910), американский ученый, в честь которого и были названы риккетсии, умер от сыпного тифа во время своих исследований.

125 лет назад, в 1876 г., русский бактериолог Людвиг Гейденрейх (1846–1920) впервые применил анилиновые красители в микробиологической технике. Он же впервые (еще до Ю.Р. Петри) предложил двойные стеклянные чашки для бактериологических исследований.

И.И. Мечников

125 лет назад, в 1876 г., немецкий микробиолог Роберт Кох (1843–1910 гг.) впервые получил чистую культуру возбудителя сибирской язвы (Bacillus anthracis; семейство Bacillaceae). Нобелевский лауреат И.И. Мечников назвал исследования Коха о сибирской язве «высшим образцом научного творчества». Возбудитель, имеющий форму палочек, оказался одним из наиболее крупных патогенных микробов (5–10 мкм в длину, до 2 мкм в диаметре). Необычное «сибирское» название болезни дал в 1789 г. С.С. Андриевский, изучавший ее на Урале и в Сибири.

120 лет назад, в 1881 г., Луи Пастер (совместно с Э.Ру и Ш.Шамберланом) открыл пневмококки (Pneumococcus, Diplococcus; семейство Lactobacillaceae), по форме напоминающие контуры свечи или ланцета и располагающиеся парами (размер – около 1 мкм). У человека пневмококки являются возбудителями крупозных пневмоний, вызывают гнойные процессы, сепсис, бронхиты, бронхопневмонии, вторичные осложнения после других инфекций. В том же году Пастер разработал метод вакцинации против сибирской язвы.

120 лет назад , в 1881 г., профессор И.И. Мечников, рискуя жизнью, заразил себя возбудителем возвратного тифа, болезни, которую вызывает особый микроорганизм извитой формы – спирохета (Borellia recurrentis, длина до 50 мкм) из семейства Treponemataceae, к которому относится и возбудитель сифилиса.

120 лет назад, в 1881 г., Луи Пастер провел публичную вакцинацию овец от сибирской язвы, которая окончилась полным успехом: после заражения все вакцинированные животные остались совершенно здоровы, в то время как невакцинированные погибли.

120 лет назад, в 1881 г., кубинский врач Карлос Финлей (1833–1915 гг.) открыл комара (Culex fasciatus, или Aedes aegypti) – переносчика возбудителя желтой лихорадки.

115 лет назад, в 1886 г., в Одессе 27-летний Николай Федорович Гамалея (1859–1949), 29-летний Яков Юльевич Бардах (1857–1929) вместе с Ильей Ильичем Мечниковым (1845–1916) основали первую в России и вторую в мире (после пастеровской в Париже) бактериологическую станцию. В 1920 г. станция стала государственным санитарно-эпидемиологическим институтом, а в 1965 г. – Одесским НИИ вирусологии и эпидемиологии им. И.И. Мечникова.

115 лет назад, в 1886 г., Луи Пастер спас от смерти 16 из 19 приехавших к нему в Париж русских из Смоленской губернии. Всех их покусал бешеный волк. За успешное лечение император Александр III наградил Пастера орденом Анны 1-й степени с бриллиантами и пожертвовал на его институт 100 тыс. франков.

115 лет назад, в 1886 г., военный врач британских колониальных войск на острове Мальта Дэвид Брюс (1855–1931) обнаружил возбудителя бруцеллеза (Brucella melitensis; семейство Brucellaceae). Бруцеллез иногда называют мальтийской лихорадкой, а имя первооткрывателя его коллеги-микробиологи Майер и Фезье в 1920 г. увековечили в названии рода (Brucella). Бруцеллы бывают яйцевидной (0,3 мкм) и палочковидной формы (до 3 мкм в длину), отчего иногда их называют коккобактериями. Человек заражается бруцеллезом от домашних животных через слизистые оболочки и кожу, а также воздушно-капельным путем (при родах, убое скота и обработке шкур). Брюс доказал также возможность заражения через молоко больных животных и продукты, полученные из него (творог, сметану и т.д.).

115 лет назад, в 1886 г., Френкель и Вексельбаум впервые выделили пневмококки в чистой культуре и установили их роль в этиологии крупозной пневмонии.

115 лет назад, в 1886 г., русский микробиолог Христофор Иванович Гельман (1848–1902) организовал в Петербурге Пастеровскую прививочную станцию.

115 лет назад, в 1886 г., русский микробиолог Николай Федорович Гамалея (1859–1949) открыл, что чума коров вызывается микроскопической фильтрующейся частицей, позднее названной вирусом. Однако «официальной» датой открытия вирусов считается 1892 г., когда Д.И. Ивановский (1864–1920) обнаружил вирус табачной мозаики.

110 лет назад, в 1891 г., в Москве основан Институт эпидемиологии и микробиологии, носящий ныне имя Н.Ф. Гамалеи.

110 лет назад, в 1891 г., немецкий микробиолог Роберт Кох (1843–1910) возглавил основанный им в Берлине Институт инфекционных болезней.

110 лет назад, в 1891 г., Григорьев (вслед за Видалем и Шантомесом, 1888 г.) высказал предположение о роли шигелл (род неподвижных кишечных палочковидных бактерий) в развитии дизентерии. Название микробу (Shigella dysenteriae семейство Enterobacteriaceae) было дано в честь японского исследователя Шига, впервые выделившего возбудителя в чистой культуре. Болезнь передается через пищевые продукты, предметы домашнего обихода и проявляется частым, до 50 раз в сутки, болезненным слизистым стулом, иногда с кровью. К тому же семейству кишечных бактерий относятся сальмонеллы и возбудители брюшного тифа.

110 лет назад, в 1891 г., русский микробиолог Георгий Норбертович Габричевский (1860–1907) создал бактериологическую лабораторию в терапевтической клинике Московского университета и впервые в России начал читать студентам систематический курс бактериологии. Тогда же он предложил серологическую пробу для диагностики возвратного тифа.

110 лет назад, в 1891 г., М.И. Афанасьев впервые описал микроорганизм (Haemophilus influenzae, семейство гемоглобинофильные бактерии), который длительное время считался возбудителем гриппа, о чем говорит и видовое название (инфлюэнцией тогда именовали грипп). Позднее роль палочки инфлюэнции (почти кокковидной формы, 0,2ґґ0,5 мкм) в развитии гриппа была опровергнута. Гемоглобинофильные бактерии (к ним относится и палочка коклюша) получили такое название, так как для своего развития они нуждаются в некоторых факторах роста, содержащихся в крови. Попав в слизистые оболочки верхних дыхательных путей (нос, бронхи), они вызывают острые воспалительные заболевания (ангина, ларингит, бронхит, отит).