КОПИЛКА ОПЫТА

В.В. ИСАКОВ,
г. Коряжма

Кто выиграет пятерку?

Игра-тестирование

Урок-тестирование проводится по сценарию телепередачи «Кто хочет стать миллионером?». Ее можно организовывать в любых классах, подбирая соответствующие задания. Удобно проводить такие уроки в конце или начале учебного года или четверти для повторения и закрепления пройденного материала.
При проведении игры я использую стеклянный колокол или большую стеклянную банку с несколькими ярко окрашенными картонными пятерками и колокольчик, пищалку или манок на уток – для соответствующих сигналов. Задания удобно иметь в двух экземплярах (для ученика и для учителя).
Перед началом игры объясняю ее правила:
«В нашей игре можно выиграть пятерку. У меня этих пятерок – полная банка, и все они могут стать вашими! Надо только правильно ответить на восемь вопросов, причем можно воспользоваться двумя подсказками: «пятьдесят на пятьдесят» (я убираю два неверных ответа) и «звонок другу» (можно обратиться за помощью к любому ученику в классе). Один ученик будет у доски отвечать на вопросы теста, а все мы будем наблюдать за его успехами. Я буду читать задания и комментировать ответы. При правильном ответе ученика прозвучит колокольчик, а если будет ошибка, то – пищалка. После ошибочного ответа к доске выйдет новый претендент. Если желающих окажется несколько, то к игре приступит тот, кто раньше справится с конкурсным заданием. Желаю удачи».

Примеры тестов
(Правильные ответы показаны шрифтовым выделением.)

6-й класс

1. Сухой многосемянный плод:

а) орех; б) листовка; в) боб; г) ягода.

2. Корневище – это:

а) очень большой толстый корень; б) главный корень стержневой корневой системы; в) корнеплод; г) подземный видоизмененный побег.

3. Главный признак двудольных растений:

а) стержневая корневая система; б) семя содержит две семядоли; в) сетчатое жилкование листа; г) число органов цветка кратно четырем или пяти.

4. Пыльца образуется на:

а) рыльце пестика; б) завязи пестика; в) цветоложе; г) тычинках.

5. Настоящий плод образуется из:

а) пыльника; б) цветоложа; в) рыльца пестика; г) завязи пестика.

6. У кукурузы, пырея ползучего и тимофеевки форма листовой пластинки:

а) округлая; б) овальная; в) стреловидная; г) линейная.

7. У ландыша и подорожника жилкованне листа:

а) дуговое; б) параллельное; в) сетчатое; г) любое из названных.

8. Цветок, в котором отсутствуют тычинки, называется:

а) обоеполый; б) женский; в) тычиночный; г) мужской.

9. Фотосинтез– это:

а) образование крахмала в хлоропластах на свету из углекислого газа и воды; б) окисление крахмала в клетках до углекислого газа и воды; в) посинение крахмала под действием раствора йода; г) фотографирование редких растений для научных целей.

10. Группы клеток, расположенные на пробковой коре, выполняющие функцию газообмена, называются:

а) дыхальца; б) чечевички; в) устьица; г) листовые рубцы.

11. Устьица расположены только на верхней стороне листовой пластинки у:

а) кувшинки; б) капусты; в) березы; г) всех растений.

12. Сладкая оранжевая морковь – это:

а) клубень; б) плод; в) корнеклубень; г) корнеплод.

13. Концевые листья у гороха превращены в:

а) усики; б) бородку; в) лепестки; г) колючки.

14. У капусты, редьки и редиса плод с продольной перегородкой, поэтому он называется:

а) стручок; б) боб; в) коробочка; г) капустница.

15. Зона корня, имеющая корневые волоски:

а) проводящая; б) всасывающая; в) деления и роста; г) корневой чехлик.

16. Ксилема – это:

а) итальянский певец; б) ситовидные трубки, проводящие вниз водный раствор сахара; в) итальянский ученый-ботаник; г) проводящие сосуды, по которым поднимаются вода и соли.

17. Старую растительную клетку мякоти листа от молодой можно отличить по следующему признаку:

а) в молодой клетке ядро крупное, а в старой ядро всегда маленькое; б) в старой клетке хлоропласты всегда быстро двигаются вместе с цитоплазмой; в) в старой клетке вакуоли сливаются в одну большую вакуоль; г) в старой клетке много мелких вакуолей.

18. У клевера соцветие:

а) корзинка; б) сложный колос; в) метелка; г) головка.

19. У подорожника соцветие:

а) простой колос; б) сложный колос; в) метелка; г) кисть.

20. Соцветие у одуванчика:

а) пушистик; б) парашютик; в) корзинка; г) головка.

21. Бамбук и тимофеевка растут:

а) только кончиком (верхушкой) стебля; б) основанием стебля (местом у корня); в) междоузлиями; г) в разное время разными способами.

22. Прищипку корня делают у:

а) томатов, капусты и огурцов во время пикировки рассады; б) пшеницы, ржи, кукурузы и ячменя во время пикировки рассады; в) вообще не делают, т.к. при этом повреждается корень; г) сосны.

23. Запасные питательные вещества в луковице репчатого лука хранятся в:

а) сухих чешуйках; б) сочных чешуйках; в) донце луковицы; г) шейке луковицы.

8-й класс

1. Манта – это:

а) костная рыба из отряда сельдевых; б) скат; в) обезьяна; г) певчая птица.

2. Опахало – это:

а) крыло птицы; б) часть птичьего пера; в) хвост сороки; г) плавательная перепонка.

3. В сердце крокодила камер:

а) две, как у всех рыб; б) три, как у всех амфибий; в) три с неполной перегородкой в желудочке, как у пресмыкающихся; г) четыре, как у птиц и млекопитающих.

4. Не имеет ни усов, ни усиков:

а) майский жук; б) речной рак; в) паук-крестовик; г) лангуст.

5. Толстый лори – это:

а) жирный дождевой червь; б) кабан; в) попугай; г) полуобезьяна.

6. Катран – это:

а) вид акулы; б) одногорбый верблюд; в) хищная птица; г) самец-фазан.

7. Пищуху-сеноставку относят к:

а) грызунам; б) зайцеобразным; в) певчим воробьиным; г) отряду пищух.

8. «Хищные зубы» – это:

а) клыки у вампира; б) клыки у хищника; в) острые предкоренные и коренные зубы у хищников; г) очень длинные резцы.

9. Скопа – это:

а) хищная рыба; б) хищная птица; в) ночная бабочка; г) утка.

10. Не имеют клоаки:

а) птицы; б) пресмыкающиеся; в) ехидна и утконос; г) рыбы.

11. Клещей относят к:

а) насекомым; б) ракообразным; в) паукообразным; г) многоножкам.

12. Пикшу, налима и навагу относят к:

а) сельдевым; б) кистеперым; в) окунеобразным; г) тресковым.

13. Бивни у слона – это:

а) рога; б) клыки; в) резцы; г) шипы на коже.

14. Сложный многокамерный желудок имеют:

а) кабаны; б) коровы; в) лошади; г) грызуны.

15. Таксономическая единица, находящася в ряду между отрядом и родом – это:

а) вид; б) класс; в) популяция; г) семейство.

16. Любителя воды енота-полоскуна относят к отряду:

а) как и другого любителя воды – бобра –грызунов; б) хищных, как медведя, тигра и волка; в) насекомоядны (енот с удовольствием поедает крупных жуков и лягушек); г) приматов (енот сообразителен и трудолюбив – любит стирать).

17. Киль грудины имеют:

а) кроты, летучие мыши, пингвины и летающие птицы; б) только летающие птицы; в) все птицы; г) только кроты и летучие мыши.

18. Животное, нижняя челюсть которого состоит из двух подвижных частей, что позволяет заглатывать очень крупную добычу, – это:

а) крокодил; б) бегемот; в) жаба; г) змея.

19. Позвонков в шейном отделе у рыб, земноводных, птиц и млекопитающих:

а) у рыбы – 1, у лягушки – 2, у птиц – много, у млекопитающих – 8; б) у рыбы – отсутствуют, у лягушки – 1, у птиц – много, у млекопитающих – 7; в) у рыбы – 2, у лягушки – 2, у птиц – много, у млекопитающих – 7; г) у рыбы – отсутствуют, у лягушки – отсутствуют, у птиц – много, у млекопитающих – 8.

20. Еж, дикобраз и ехидна немного похожи и имеют органы защиты – колючки. Но эти животные не относятся к одной систематической группе. Найдите верное решение:

а) ежи – насекомоядные, дикобразы – грызуны, а ехидна – яйцекладущий первозверь; б) ежи и дикобразы – насекомоядные, а ехидна – яйцекладущий первозверь; в) ежи и дикобразы – грызуны, а ехидна – сумчатое австралийское животное; г) ежи и ехидна – грызуны, а дикобраз – насекомоядное животное.

21. Известно, что настоящий страус имеет на ноге два пальца. Его место обитания:

а) североамериканские прерии; б) африканские саванны; в) южноамериканские пампасы; г) австралийские скрэбы.

22. Выводковые птенцы у:

а) кукушек; б) дневных хищных птиц; в) уток и гусей; г) стрижей и ласточек.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru