БОТАНИКА

Г.Г. ЗАХАРЧЕНКО,
к.пед.н, ст.науч. сотр.
Института общего образования

Основы растениеводства на уроках в 6–7-х классах основной сельской школы

Программа курса «Ботаника с основами растениеводства» для 6–7-х классов сельских общеобразовательных школ включает следующие разделы:

I. Растения – 68 ч в 6-м классе; 51 ч в 7-м классе.

II. Бактерии. Грибы, Лишайники. – 17 ч. в 7-м классе*.

Тематический план раздела «Растения» 6-го класса приведен в табл. 1. (Время, которое отводится для изучения различных тем указано примерно и может быть изменено по усмотрению учителя.)

Таблица 1

Таблица 1.

Согласно экспериментальной программе в 6-м классе школьники знакомятся с народно-хозяйственным значением и распространением важнейших культурных растений, с их морфологической и биологической характеристиками, размножением, а также с общими приемами возделывания сельскохозяйственных культур (табл. 2).

Таблица 2

Таблица 2

При подготовке к урокам учителю рекомендуется в каждой теме раздела, исходя из ее содержания, выделить систему понятий по растениеводству, которые необходимо формировать у школьников. Например, при изучении темы «Корень. Питание растений из почвы» учащимся необходимо дать понятия о почве, ее плодородии, перегное, влажности, удобрениях, охране почв, вспашке, орошении, бороновании, рыхлении, подкормке сухой и жидкой, окучивании, пересадке растений, рассаде, пикировке, прищипке, корнеплодных культурах, мелиорации; в теме «Цветок и плод» – о семенном размножении, искусственном опылении и т.д.

Дав определения сельскохозяйственным понятиям, учитель должен продумать методику их формирования на каждом конкретном уроке, установить преемственные связи между уроками, а также между различными темами раздела «Растения».

Учебный материал целесообразно изучать на примере важнейших сельскохозяйственных растений данной почвенно-климатической зоны, в том числе возделываемых в местных коллективных и крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Не менее важно учитывать, что сельские школьники приобретают определенный опыт по выращиванию культурных растений на занятиях по сельскохозяйственному труду, в кружках юннатов, в «Малых Тимирязевках» в порядке общественно полезного труда участвуют в возделывании на учебно-опытных и специально отведенных участках картофеля, разнообразных овощей, фруктов для школьных столовых, а также кормовых культур для школьных кролиководческих ферм и микроферм крупного рогатого скота.

Проводя работы по уходу за овощными и цветочно-декоративными культурами на учебно-опытном участке, ученики овладевают такими важнейшими приемами, как рыхление почвы, подкормка, полив, прореживание, окучивание, прополка. На практике они убеждаются в необходимости тщательно ухаживать за посевами и посадками, принимая во внимание культуру, почву, погодные условия. Знания, приобретенные школьниками в процессе сельскохозяйственного труда, важно широко использовать на уроках по темам «Корень. Питание растений из почвы» и «Побег. Образование и передвижение в растении органических веществ».

Задача учителя – на примере выращиваемых учащимися сельскохозяйственных культур показать, что без знания особенностей строения, роста и развития растений, их требований к факторам среды невозможно разработать правильную систему агротехнических мероприятий, обеспечивающую получение высокого урожая хорошего качества и в нужные сроки. Опираясь на сведения в разделе «Растения», необходимо дать на уроках научное обоснование приемов агротехники, которые применяются или будут использоваться учениками на практике.

Характеризуя роль зеленых растений в природе и жизни человека на одном из уроков по теме «Побег. Образование и передвижение в растении органических веществ», уместно привести слова выдающегося русского ученого К.А. Тимирязева: «В сущности, что бы ни производил сельский хозяин или лесовод – он прежде всего производит хлорофилл, и уже через посредство хлорофилла получает зерно, волокно, древесину и т.д.». Учитель предлагает учащимся рассмотреть таблицы с изображением картофеля и овощных культур (Овощеводство. – М.: Высшая школа, 1980), назвать культуры, которые выращиваются на школьном учебно-опытном участке и доказать справедливость приведенного высказывания, отвечая на следующие вопросы.

1. Что такое хлорофилл и где он образуется? (Рис. 1.)

Рис. 1. Внутреннее строение листа на поперечном срезе листовой пластинки

Рис. 1. Внутреннее строение листа на поперечном срезе листовой пластинки

2. Каково второе название хлоропластов у цветковых растений? Чем оно объясняется?

3. Какое значение имеют хлоропласты листа в процессе фотосинтеза? Что такое фотосинтез?

4. Объясните, как связаны фотосинтез и урожай томата, белокочанной капусты, картофеля, моркови, выращиваемых на учебно-опытном участке школы?

В результате беседы, обобщая и углубляя имеющиеся у шестиклассников знания о микроскопическом строении листа и важнейшей жизненной функции растительного организма – фотосинтезе, учитель подводит учащихся к выводу: органические вещества, откладывающиеся в плодах томата, во внутренних белых листьях кочана капусты, клубнях картофеля, корнеплодах моркови или в других органах растений, используемых в пищу, создаются в процессе фотосинтеза под воздействием солнечных лучей в хлорофилловых зернах листьев (рис. 2). Вот почему в полевых условиях величина урожая обусловливается в основном площадью листьев растений, длительностью периода их активной деятельности и продуктивностью фотосинтеза растений.

Рис. 2. Передвижение веществ в растении и отложение запасных веществ (схема)

Рис. 2. Передвижение веществ в растении и отложение запасных веществ (схема)

Напомнив ученикам, что им предстоит выращивать картофель для школьной столовой, учитель переходит к обсуждению с ними приемов агротехники, направленных на лучшее развитие ассимиляционной поверхности и улучшение условий освещенности картофельных растений. Целесообразно ответить на следующие вопросы.

1. Каковы требования культуры картофеля к свету? Как влияет на рост и развитие картофельных растений недостаток освещения?

2. Как с учетом требовательности картофеля к свету правильно выбрать участок для его выращивания?

3. В каких случаях в период вегетации могут создаваться неблагоприятные условия освещения растений картофеля? Какой способ посадки необходимо выбрать, чтобы избежать загущения растений? Какие меры борьбы с сорняками наметим?

4. Как создать наилучшие условия для быстрого роста листовой поверхности выращиваемой культуры?

Выслушивая ответы школьников, учитель обращает их внимание на требовательность картофельных растений к свету: уже при небольшом ослаблении освещения наблюдается пожелтение ботвы, вытягивание стеблей, замедление или полное отсутствие цветения и снижение урожая клубней. Учитывая это, необходимо подобрать для выращивания этой культуры хорошо освещаемый участок, обеспечить наилучшие площади питания для растений (что достигается при широкорядных посадках), своевременно уничтожать сорняки, затеняющие картофель.

При обсуждении необходимо обосновать приемы, используемые в местном хозяйстве, на личных огородах для лучшего роста растений и более быстрого нарастания их ассимиляционной поверхности: провяливание или проращивание клубней перед посадкой, внесение азотных удобрений при весенней предпосевной подготовке почвы, проведение вегетационных поливов картофеля в сочетании с подкормками и др. Необходимо объяснить значение посадки картофеля в оптимальные сроки: в этом случае клубни нормально прорастают и быстро образуются всходы, формируется ассимиляционный аппарат растений. При посадке в недостаточно прогретую почву, когда ее температура ниже 7 °С, прорастание клубней происходит медленно, всходы появляются только через 30–35 и более дней, что отрицательно сказывается на урожае.

В заключение урока желательно продемонстрировать подготовленный юннатами график зависимости урожая картофеля (или другой возделываемой школьниками культуры) от величины ее фотосинтезирующей поверхности, пояснив, что определение общей площади листьев на картофельном поле дает возможность сделать прогноз о величине урожая клубней. Шестиклассникам предлагается самим проверить указанную зависимость, выполнив учебное задание по определению площади листьев растений картофеля на хозяйственном участке школы.

Необходимое условие успешного усвоения учебного материала по основам растениеводства – наглядность преподавания, обеспечение занятий учебно-наглядными материалами, требующимися как для демонстрации, так и для организации предусмотренных программой лабораторных работ. Учитывая, что многих нужных наглядных пособий для курса ботаники, а тем более раздаточного материала в готовом виде в продаже нет, желательно изготовить отдельные таблицы, стенды, гербарии, коллекций, консервированные образцы силами учащихся.

Сбор образцов и изготовление наглядных пособий по растениеводству целесообразно провести во время выполнения школьниками учебных заданий в период работы на учебно-опытном и хозяйственном участках школы.

Программа экспериментального курса «Ботаника с основами растениеводства» для 7-х классов сельских общеобразовательных школ предусматривает продолжение изучения раздела «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники».

Тематический план приводится в табл. 3. Количество часов, которое отводится в нем на изучение входящих в каждый из разделов учебных тем курса, является примерным.

Таблица  3

Таблица 3

Экспериментальная программа рассчитана на углубление знаний школьников о растениеводстве как главной отрасли сельского хозяйства, формирует и развивает понятия о сорте, севооборотах, сорных растениях, агробиоценозе. Значительное место отведено изучению биологических и агротехнических основ возделывания важнейших полевых, овощных и плодово-ягодных культур (табл. 4).

Таблица 4

 Таблица 4

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru