ПОРТРЕТ
Скуредина Вера Васильевна

 

 

 

 

Скуредина Вера Васильевна – учитель биологии московской школы № 528. Ее педагогическая деятельность началась тридцать восемь лет назад. Тридцать пять из них она трудится на одном рабочем месте – в школе № 528. Имеет звания Ветерана труда, Старшего учителя, Отличника народного просвещения. Дважды «Соросовский учитель», дважды (2000 и 2001) лауреат конкурса «Международной Соросовской программы образования в области точных наук».

 

ПОСВЯЩЕНИЕ УЧИТЕЛЮ

 

Средь сумасшедших буден,
Превратностей пути
Профессии учитель
Сложнее не найти!

Задача непростая:
Доступней объяснить,
Объем огромных знаний
Сквозь душу пропустить.

Забыть про перемены,
Про отдых, про года
И научить проблемы
Свои решать всегда.

Учитель – испытатель,
Актер и инженер,
Психолог и геолог,
По сути – пионер!

Как рассказать ребятам
О сути бытия,
Заставить мыслить, думать –
Кто в этом мире Я?

Как с парашютом в бездну...
Вздохнул, шагнул... и раз!
Так в класс, к доске, к прицелу
Пытливых детских глаз.

Пусть чаша будет горькой,
В глаза вам загляну,
Боль пропущу сквозь сердце –
Я вас не обману!

В тихом московском переулке в Замоскворечье расположилась одна из сотен школ столицы – школа № 528. Прошло уже два десятка лет с тех пор, как мы покинули ее стены, но до сих пор с огромной благодарностью вспоминаем всех наших учителей. Людей, которые на протяжении десяти лет дарили нам тепло своих сердец. Одним из самых любимых наших преподавателей была Вера Васильевна Скуредина, наш биолог. Удивительный человек – веселый, доброжелательный, талантливый. Великое счастье иметь такого преподавателя. И совершенно неудивительно, что многие из ее учеников в дальнейшем связали свою жизнь с биологией или медициной. Спасибо вам, Вера Васильевна! От всей души поздравляем вас с шестидесятилетием и желаем вам всего самого лучшего, чего только можно пожелать.
Ученики выпуска 1981 г.

В.В. СКУРЕДИНА

Моя педагогическая философия

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.

Л.Н. Толстой

Все мы родом из детства. Все пришли в этот мир, необыкновенный и удивительный. Из эмоций и переживаний, из первых горьких обид и из первых настоящих побед, как из осколков в калейдоскопе, складывается личность человека. Впереди у каждого свой большой путь. Как его пройти, что оставить после себя людям? Разве есть хоть один человек, который не задумывался над этим вопросом? Глядя на солнце, на бескрайнее зовущее море, на глубокое звездное небо, каждый задавал себе вопрос: кто я, откуда пришел и куда иду, зачем я в этом мире?

Сейчас я с гордостью думаю о себе: я – учитель. Учу детей понимать и любить природу, осознавать себя в этом мире, воспитывать себя духовно и нравственно. Я стараюсь передать ученикам свои чувства и мысли. Для меня недостаточно того, что маленький человек совершил добрый поступок, отказался от каких-либо удовольствий ради доброго и вечного, – для меня важно, что он при этом чувствует. Искренне радуется или просто хочет, чтобы его поступок заметили, ждет похвалы?

Вот мой род занятий: быть самим собой; верно служить тому, кто мне доверится; любить того, кто честен; знаться с тем, кто рассудителен и мало говорит... драться, когда нет другого выхода.

В.Шекспир

Латинский корень слова «образование» (E-duco) переводится так: «Вести за собой или извлекать что-либо». Верно, суть образования заключается в том, чтобы помочь осознать заложенные в нас истины, которые помогут в дальнейшем познать себя, других людей и саму Вселенную.

В русском же языке слово «образование» означает создание чего-то нового, ранее не существовавшего – и это подчеркивает творческое начало нашей деятельности. Мне видится, что образование складывается из трех составных частей: развития личности, взаимоотношений между людьми и нашего знания об окружающем мире.

Собираясь на урок, я вспоминаю слова: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, конечно, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог В.Ф. Шаталов, находиться «в состоянии успеха». А от себя мне хотелось бы добавить, что ученик должен идти вверх и вперед, и каждый раз планка, которую он преодолевает, должна быть чуть выше. Нельзя обманывать учеников в оценке их достижений. Ребята удивительно тонко чувствуют фальшь. Награда, похвала должна быть заслуженной, иначе в следующий раз ученик не захочет трудиться. Мне в работе очень помогают моя эмоциональность и чувство юмора.

Ученик на первом уроке совсем не тот, что в конце учебного дня. Накапливающаяся с каждым часом усталость дает себя знать. Как важно именно тогда поддержать его, задать наводящий вопрос.

Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще всего потому, что его не учат делать хорошее.

В.Сухомлинский

Как я пытаюсь научить ребят делать это хорошее? Здесь нельзя обойтись одними знаниями. Одного интеллекта мало. Только обладая любящим сердцем и воплощая эту любовь в отношения с окружающими, человек может достичь истинных ценностей.
С древности и до наших времен самые прогрессивные люди – мыслители, философы, ученые, поэты – обращали пристальное внимание на воспитание и обучение. Немецкий философ Адольф Дистервег (1790–1866) создал теорию воспитания, базирующуюся на трех принципах.

Принцип природосообразности, позволяющий учитывать индивидуальные особенности развития ребенка. Безусловно, это очень важно, особенно принимая во внимание снижение возраста первоклассников с семи лет до шести. У детей разного возраста различная мотивация деятельности. Каждый ребенок обладает определенным типом памяти, имеет свой темперамент, свое восприятие. Не учитывать этого нельзя.

Принцип культуросообразности. Знание среды, в которой живет и общается ребенок, позволяет учителю избежать ошибок. Каждый человек – продукт своего времени, общества, в котором он живет, семьи, в которой он воспитывается.

Принцип самодеятельности, предусматривающий свободное самоопределение ребенка. Очень важно в каждом ребенке видеть личность, способную к развитию и самосовершенствованию. Каждый человек идет к познанию своим путем, достигая гармонии с природой, обществом и самим собой. Ни в коем случае нельзя подавлять свободное развитие ребенка – нужно направлять и корректировать его.

Задача образования состоит в том, чтобы дать ребенку знания о себе как о человеке, сформировать его представление об окружающем мире. Роль образования заключается также в создании системы, которая позволила бы ребенку быть гуманным и творческим в своем настоящем и будущем. «Быть гуманным» в моем понимании – быть способным относиться к другому человеку как к ценности. «Быть творческим» – значит быть способным максимально реализовать свое индивидуальное бытие и индивидуальную культуру в общей культуре человечества. «Новая школа должна быть школой человечности» (П.Блонский). Для этого она должна быть комфортной для детей, а обучение в ней – развивающим. Признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений являются исходными позициями в устремлениях школы к гуманизации образования.

Очень хочется, чтобы все эти аспекты в тесном единстве образовывали целостную систему. Воспитание души и сердца является гарантией того, что интеллектуальное развитие и конкретные знания человека будут использованы им во благо всех людей.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru