КОПИЛКА ОПЫТА

Г.В. ПИЧУГИНА,
д.п.н., ведущий научный сотрудник ИОСО РАО

Витаминная клумба

Метод проектов в сельской школе

В связи с модернизацией общего среднего образования, введением новых методов и форм обучения, педагогических технологий большие надежды возлагают на метод проектов. Сегодня этот метод трактуется очень широко – это и комплекс идей, и педагогическая технология, и конкретная практика работы педагогов, направленные на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических умений. Эта система включает в себя:

– выбор цели (что и почему надо сделать);
– разработку или выбор рациональной технологии;
– изготовление и реализацию изделия, продукта или выполнение комплекса работ;
– экологическую и экономическую оценку выполненной работы, а также проведение простейших работ по маркетингу (изучение спроса и предложения на произведенную продукцию и возможностей ее реализации).

Особенно успешно этот метод может применяться в сельских школах, где есть материальная база для трудовой подготовки, в том числе и личные подсобные хозяйства (ЛПХ) родителей. Проект можно выполнять при изучении как биологии, так и сельскохозяйственного труда, индивидуально или в бригаде учащихся.

Предлагаемый проект был апробирован в Красногородской агрошколе-интернате Псковской области и вызвал у школьников большой интерес.

Рекомендации руководителю проекта

Хозяйственная цель проекта: подбор зеленных культур и отработка технологии совместного выращивания пищевых и декоративных растений.

Образовательные цели: повторение и закрепление материала о технологии выращивания зеленных культур; формирование социально значимых знаний и умений – коммуникативных, самообразования, планирования работы и оценки ее результатов, поиска ошибок, умения выступать перед аудиторией.

Проект выполняется группой учащихся (3–4 чел.) разного возраста (5–7-е классы). По ходу работы каждый ребенок самостоятельно заполняет рабочую тетрадь. При этом ребята повторяют изученный материал по овощеводству; знакомятся с ассортиментом зеленных культур по учебникам, проспектам, справочникам и анализируют их декоративные и хозяйственные свойства (вкус, содержание витаминов, продолжительность периода вегетации); составляют план клумбы; планируют работы (определяют методику проверки фиксируемых в опыте параметров: сроков выращивания, изменения вкусовых и декоративных свойств, возможностей повторного подсева); распределяют обязанности; ведут подготовку почвы, посев, уход за посевами; заносят результаты наблюдений в дневник (сроки появления всходов, дата первого сбора продукции, дата ухудшения вкусовых качеств: появления горечи, пожелтения лука, огрубления листьев, появления цветоносов, дата полного изъятия культуры из клумбы, подсева, продолжительность декоративного и хозяйственного использования клумбы, фотографирование клумбы в разные периоды – 3 фотографии); составляют текст и рисунки рекламы; проводят презентацию в школе.

Этапы выполнения проекта

1. Постановка проблемы, выбор темы проекта проводится в форме беседы-дискуссии. Обсуждаем, насколько рационально используется площадь учебного опытного участка (УОУ) и некоторых приусадебных участков; оцениваем декоративные свойства известных детям зеленных культур и возможность их использования для украшения участков. (Некоторые участки очень маленькие, поэтому хозяева не выращивают цветы. Можно попытаться украсить участок с помощью витаминной зелени, особенно ранней весной.) Цель беседы – подвести ребят к выводу о возможности создания витаминной клумбы.

2. Применение знаний о зеленных культурах (виды и сорта, принадлежность к семействам растений, пищевая ценность, технология выращивания, продолжительность вегетации). По красочным рисункам и проспектам дети сами могут выбрать овощные культуры для выращивания, учитывая их скороспелость, декоративность, вкус, продолжительность сохранения вкусовых качеств.

3. Знакомство с новыми видами и сортами зеленных культур (по литературе).

4. Подготовка к работе. Составление плана-рисунка размещения культур на клумбе.

5. Подбор семенного материала, подготовка почвы, посев и посадка, уход за растениями, заполнение рабочей тетради.

6. Результаты работы оформляются в виде отчета, в который включаются: обоснование выбора темы, описание хода работы, необходимые расчеты, рисунки и эскизы. Проект оценивают комплексно: по результатам практической работы, совокупности промежуточных рабочих материалов, экономической эффективности.

По ходу работы руководитель проекта определяет, какие вопросы рабочей тетради слишком трудны; какими разделами и заданиями (можно и занимательными) следует дополнить рабочую тетрадь. Для самых любознательных например, можно включить рассмотрение вопроса о применении минеральных азотных удобрений при выращивании зеленных культур.

Рабочая тетрадь проекта

Дорогие ребята!

Вы приступаете к выполнению проекта – самостоятельного творческого задания. Это поможет вам получить новые знания, повторить и закрепить уже изученный материал, научит применять эти знания в повседневной жизни.
Вы приобретете умения и навыки, необходимые каждому человеку. Научитесь общаться с людьми, ставить перед собой цели и планировать работу для их достижения, самостоятельно принимать решения, находить нужную информацию не только в учебниках, но и в других источниках.
По ходу работы вам будут встречаться новые слова, термины. Их значение можно узнать из словарей, справочников, учебника, спросив учителя или родителей. Записывайте значение новых слов в конце тетради, и у вас будет собственный словарик.
Проект позволит сделать вашу работу и учебу интересной и увлекательной: придумайте игры и кроссворды, связанные с ней, рисуйте и фотографируйте, сочиняйте рекламные тексты, проводите презентации. Развлекайте себя и друзей!

Задание 1

Вы уже знаете, какой нелегкий труд – выращивание растений, в том числе и цветов. Но каждый владелец хочет, чтобы его участок давал полезную продукцию и был красивым, радовал глаз. Любой огородник стремится прежде всего вырастить растения, необходимые для питания и зимних заготовок, и у него не всегда хватает времени и сил на выращивание цветов. Да и участки у многих владельцев очень маленькие и нет возможности выделить землю под клумбы. Подумайте, нельзя ли совместить приятное с полезным и украсить свой участок, сделать его необычным, радующим глаз только с помощью съедобных растений. Вы уже знакомы с некоторыми овощными растениями. Многие из них не только полезны, но и красивы, особенно зеленные культуры.

Обсудите с товарищами вопросы и запишите в рабочую тетрадь ответы на них.

  • Какие виды зеленных культур выращивают на вашем УОУ?

  • Какие виды зеленных культур выращивают в личных подсобных хозяйствах района?

  • Какие еще зеленные культуры вы знаете?

Игра «Кто больше?»

Каждый по очереди называет растение, которое относится к зеленным культурам. Проигрывает тот, кто не сможет назвать растение.

  • Какие из зеленных культур наиболее ценятся и почему?

  • Какая из них кажется тебе самой вкусной?

  • Какие из этих культур можно считать и декоративными?

  • Какое из этих растений, по-твоему, самое красивое?

  • Можно ли из таких растений составить клумбу и каким требованиям они должны отвечать?

  • Как определить, отвечают ли выбранные растения этим требованиям?

Задание 2

Выясни, какие еще существуют зеленные культуры, можно ли их выращивать в нашем климате. Эта информация есть в справочниках, журналах, рекламных проспектах, найти которые тебе поможет учитель. Запиши свойства нескольких новых культур в таблицу и сравни их с уже известными тебе культурами.

Таблица 1

Задание 3

Обсудите с товарищами информацию из табл. 1. Узнайте у учителя или родителей, какие семена вы можете достать (есть в наличии, можно поменяться с соседями, купить). Выберите из них 5–6 культур, которые вы считаете наиболее подходящими для клумбы. Определите, какую площадь вы можете занять под клумбу. Выберите форму клумбы, план размещения растений. Продумайте, какой формы должна быть клумба, чтобы растения равномерно освещались, чтобы было удобно снимать урожай, полоть, рыхлить почву. Нарисуйте чертеж клумбы.

План размещения культур на клумбе

План размещения культур на клумбе

Задание 4

Ознакомьтесь по учебникам, справочникам с технологией выращивания выбранных вами культур. Подготовьте почву и семена, посейте их. Занесите данные в рабочую тетрадь (табл. 2). Ухаживайте за посевами так, как рекомендовано в учебнике.

Таблица 2

Задание 5

Среди выбранных культур есть салаты различных сортов. Узнайте, почему многие из них очень быстро становятся не пригодными к употреблению в пищу, и определите, когда это произойдет с выбранными вами сортами.

Задание 6

Понаблюдайте за тем, как изменяется внешний вид растений на клумбе. Сделайте несколько фотографий. Определите, в какой период клумба наиболее красива, сколько дней длится этот период.

Задание 7

Обсудите в группе итоги своей работы.

  • Какие культуры вы рекомендуете выращивать на такой клумбе?

  • Какие культуры не оправдали ваших ожиданий и почему?

  • Какие культуры особенно хорошо проявили себя как декоративные?

  • Какие культуры особенно хорошо проявили себя как вкусовые?

Задание 8

Опишите технологию выращивания такой клумбы и проведите ее презентацию в школе.

Словарик

Зеленные культуры, декоративные культуры, вид, сорт, период вегетации.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru