МАТЕРИАЛЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МАРАФОНЕ

 

 

 

 

Учебно-методический комплект по биологии для 5–11-х классов

(авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, А.А. Плешаков)

Природоведение. 5 класс Биология 6 класс Биология 7 класс

Все чаще учителя сходятся во мнении, что школьный курс биологии не создает целостной картины мира, научные понятия оторваны от личного опыта, формальны, а знания остаются мертвым и бесполезным «багажом».

Ведущие идеи эволюции, разноуровневой организации живой природы, взаимосвязи в биологических системах мы начинаем изучать слишком поздно. В 10-м классе, имея 1 ч. биологии в неделю, можно предложить только репродуктивный уровень усвоения сложившихся биологических теорий и представлений о мире.

Пора понять и принять новую концептуальную линию в биологии и перейти на обучение по новым учебникам концентрической программы, т.к. раннее введение основных теоретических положений, обучение по спиральному принципу позволит углубить знания, избежать перегрузки учащихся.

Однако доводы оппонентов довольно серьезны. По их мнению, в новых учебниках слишком большой объем научной информации; высок уровень сложности; трудно изучать химический состав клетки, процессы ее жизнедеятельности, пока у школьников еще нет необходимых знаний по химии и физике. Учащиеся 6–7-х классов еще не умеют анализировать, синтезировать, обобщать и сравнивать.

Я второй год работаю с 6–7-ми классами по новым учебникам Н.И. Сонина и В.Б. Захарова «Живой организм.» и «Многообразие живых организмов».

Считаю, что содержание и структура учебников направлены на формирование у учащихся доступной, целостной и научной картины мира; сохранение логики эволюционного процесса и понимание его; изучение многоуровневой организации живой природы и идеи взаимосвязи строения и функции; осознанное восприятие сложных биологических процессов через систему поисковых и проблемных заданий.

Каждый учебник одновременно и методическое пособие. В нем предлагаются разноуровневый теоретический материал, работа с терминами, продуманы и интересны домашние задания и тестовые вопросы. Подбор заданий учитывает возрастные особенности детей, что эффективно для сотрудничества учителя и ученика, организации дифференцированного обучения. Логика изложения материала, подбор фактов, оформление учебников помогает усвоению.

Авторы по-новому подошли к структуре учебника и к процессу обучения биологии.

Значительное место отводится заданиям для самостоятельной работы учащихся: предлагается выполнить лабораторную работу, проверить знания, выбрав правильный ответ, найти верные утверждения, таким образом достигается осмысление пройденного материала.

Интересны и разноплановы задания в рабочих тетрадях. Представленные в виде схем, рисунков, тестов, они позволяют учащимся пройти сложный путь познания биологии и развития от эмпирического мышления к теоретическому. Система продуманных заданий учит ставить проблемы, рассуждать, доказывать, делать выводы.

Доступность изложения достигается разделением на логически завершенные и связанные между собой разделы. Новые понятия и термины выделены жирным шрифтом, что привлекает внимание и облегчает их запоминание. Красочные и хорошо подобранные иллюстрации дополняют текст учебников, делая его более выразительным, вызывают эмоциональный подъем и интерес к предмету, развивают мышление.

Разноплановость сюжетов и яркость рисунков передают уникальность и хрупкость живых организмов, пробуждают чувство ответственности за будущее Земли. Содержание и оформление учебников и рабочих тетрадей соответствуют высоким международным стандартам.

О.Н. ХЮННИНЕН,
учитель биологии гимназии № 17,
г. Петрозаводск, Республика Карелия


 Становление новой системы образования в России сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и учебно-воспитательной практике. Генеральной линией в образовательной системе становится самореализация личности во всех сферах человеческой жизни.

В этой связи необходим принципиально новый подход и к преподаванию биологии в школе: обновление содержания, его структурирование, применение современных методик, опирающихся на биоадекватный процесс познания.

Все это учли авторы учебно-методического комплекта по биологии для 5–11-х классов. Комплект включает программу курса биологии, учебники, рабочие тетради, методические пособия для учителей. Все его компоненты составляют взаимосвязанную, целостную систему средств обучения биологии.

Провозглашенный сегодня принцип вариативности в российском образовании позволяет выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Программа предлагаемого курса биологии включает обязательный минимум сведений, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации. Она рассчитана на 7 лет обучения с концентрическим построением курса: пропедевтическая ступень биологических знаний – 5-й класс, систематический курс биологии – 6–9-е классы, профильное изучение предмета – 10–11-е классы.

Пропедевтический курс «Природоведение» дает первоначальные понятия к формированию знаний об уровнях организации материи, восприятию живой и неживой материи как целостной системы, в которой все явления взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В курсе биологии для 6-го класса «Живой организм» рассмотрены одни и те же биологические процессы (например, дыхание и т.п.) на разных уровнях организации живой материи, у представителей разных таксономических групп. Это наиболее современный подход в структурировании изучаемого предмета. У учащихся формируется система знаний о биологических процессах и явлениях, складывается целостное представление об органической и неорганической природе и развиваются учебные умения и навыки: способность сравнивать, анализировать, выделять главное и т.п.

Программа 7-го класса посвящена систематике. Соблюдая дидактические принципы, авторы отобрали учебный материал с учетом особенностей возрастного восприятия.

Традиционна программа курса для 8-го класса «Человек», но в нем дополнительно раскрывается исторический, гуманитарный аспект знаний о человеке.

Программа для 9-го класса посвящена изучению общебиологических закономерностей и экологическому просвещению учащихся. Она заканчивает изучение биологии в первом концентре.

Курс «Общая биология» (10–11-й классы, второй концентр) логично и компактно вписывает современные биологические знания в целостную научную картину мира, опираясь на изученный ранее материал.

Изложенные в новых учебниках материалы корректны, достоверны, адаптированы к возрастному восприятию. Предлагаемая система заданий помогает освоить теоретическое содержание и приобрести общенаучные навыки.

На это же направлены и лабораторные работы, экскурсии, а также прекрасно исполненные иллюстрации учебника и рабочие тетради с системой оригинальных заданий. Все это способствует комбинированию вербальных и визуальных образов, осмысленному изучению материала, развитию у учащихся абстрактного и конкретного мышления.

Представленный учебно-методический комплект отвечает требованиям современной концепции естественно-научного образования, решает задачи его модернизации и заслуживает самой высокой оценки.

М.В. ГУСЕВ, профессор,
декан биологического факультета МГУ


Учебник для 7-х классов «Многообразие живых организмов» включает в себя ботанику, которую сейчас изучают в 6-м классе, и одновременно в нем используются такие сложные понятия, как эволюция, биогеоценоз и др., которые входят в программу по биологии старших классов. Тем самым в учебнике ботаника и зоология рассматриваются не только как определенные разделы обязательного учебного процесса, а как компоненты целостной картины сложного органического мира со всем многообразием взаимоотношений, как единая подвижная система, которая находится в постоянном развитии.

Сложные понятия и представления излагаются простым и доступным языком. Дав краткую характеристику сложных биологических понятий, авторы подготавливают школьника к восприятию учебного материала, который ему еще предстоит освоить в старших классах.

Весь материал в учебнике изложен с позиций систематического представления о живой природе. В названиях глав фигурируют названия царств, подцарств, отделов, классов и т.д. Это дает четкое представление о систематическом положении изучаемых организмов. Разделы начинаются эволюционным древом, точнее, его ветвью, которая позволяет представить четкое описание общих черт для каждого из царств, обсуждаются различия и сходства с представителями других эволюционных групп. Далее следуют главы, в которых подробно описаны отдельные отделы или классы.

Строение организмов рассмотрено на классических учебных объектах (строение типа Кишечнополостные представлено на примере гидры, особенности класса Земноводные – на примере лягушки и т.д.), но тут же дается широкий обзор других животных и растений, входящих в изучаемую систематическую группу.

Подробное, красочное описание этих организмов, увлекательный рассказ об их образе жизни подобны увлекательной экскурсии в мир живой природы. Особое внимание уделено приспособлениям живых организмов к условиям среды обитания и взаимоотношениям с другими представителями флоры и фауны, что воспитывает правильное понятие о целостности живого мира, о неразрывности всех его компонентов.

Каждая глава учебника заканчивается серией проверочных вопросов. Удобная система контроля правильных ответов позволяет ученикам самим проверить свои знания. Краткое резюме в конце каждой главы подчеркивает основную мысль, делает акцент на главных особенностях изучаемой систематической группы.

Великолепно оформление учебника. Рисунки красочны, реалистичны и точны. Они заставляют работать зрительную память ребенка и превращают процесс изучения материала в удовольствие и игру. Так прекрасно отображено многообразие голосеменных растений, целые биоценозы со всем разнообразием их обитателей, даны обзоры по какому-нибудь одному характерному признаку или поведенческой реакции близкородственных организмов.

Несколько нелогичным кажется то, что раздел «Царство вирусов» расположен после главы «Царство животных». По-видимому, его следовало бы поместить до первого раздела –«Царство прокариот». Хотелось бы видеть в конце учебника краткий дополнительный словарь понятий и терминов, что облегчило бы процесс обучения.

Указанные незначительные недостатки не уменьшают высокой ценности настоящего учебника и позволяют рекомендовать его в качестве основного альтернативного учебного пособия для средних школ.

Е.И. ГИММЕЛЬФАРБ,
канд. биол. наук

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru