ИСТОРИЯ НАУКИ

В.А. КРАСИЛЬНИКОВ,
учитель биологии,
г. Мариинский Посад, Чувашия

Знаменательные даты микробиологии в 2002 г.

Монада, точка малая, средь вод,
Без ног, без членов плавает, снует;
Там вибрион, как угорь вьется, живым мерцает колесом Сувойка.
А там играет фарами Протей,
То шар, то куб, то будто червь иль змей.

Эразм Дарвин,
«Храм природы» (1803)

•

1460 лет назад – в 542 г. н.э. – в Египте возникла 1-я пандемия чумы. Произошло это в Восточной Римской империи в годы царствования византийского императора Юстиниана. Из Александрии эпидемия чумы распространилась на территорию Палестины, а затем на весь Ближний Восток и Средиземноморье.

•

655 лет назад – в 1347 г. – очередная эпидемия чумы поразила французский город Марсель. За следующие 3 года в Европе от чумы погибло 25 млн человек, а в Азии – около 35 млн. На протяжении многих веков это было одно из самых опасных заболеваний. Возбудитель чумы – палочка Pasteurella pestis (Bacterium pestis, ceмeйcтвo Brucellaceae) – был открыт лишь в 1894 г. Сибабуро Китазато и Александром Йерсеном.

•

390 лет назад – в 1612 г. – знаменитый астроном Галилео Галилей (1564–1642) решил заглянуть в микрокосмос и изготовил, вероятно, первый в мире микроскоп. По другим данным, первый микроскоп мог быть сделан в 1590 г. голландским оптиком Захарием Янсеном или, примерно в то же время, английским физиком Робертом Гуком.

•

380 лет назад – в 1622 г. – в 200 милях от берегов Западной Африки после стоянки английского корабля у островов Зеленого Мыса погибла почти половина матросов и офицеров. Их кожа пожелтела, температура поднялась до 41 °С, они теряли сознание, у них нарушалось сердцебиение и функции печени, затем кожа приобретала красно-коричневый оттенок. Болезнь получила название «Желтый Джек», или желтая тропическая лихорадка. Желтый цвет коже придает содержащийся в желчи пигмент билирубин, который из-за поражения печени и желчных протоков всасывается прямо в кровь. Именно тогда и зародилась знаменитая легенда о Летучем Голландце – корабле, брошенном командой. Название «Желтый Джек» болезнь получила потому, что при входе в порт корабля с больными капитан вместо британского флага – «Юнион Джека» – поднимал желтый карантинный флаг. Зараженные негры в период работорговли занесли эту болезнь в Америку (а заодно и ее переносчиков – комаров).

Антони ван Левенгук

370 лет назад – в 1632 г. – родился Антони ван Левенгук (A. van Loeuwenhoek, 1632–1723). Великий натуралист и основатель научной микроскопии почти 39 лет занимал должность привратника и хранителя судебной палаты голландского города Дельфт при городской ратуше. Он открывал и закрывал палату, топил и убирал помещение, а в свободное время шлифовал оптические стекла и изготавливал микроскопы с увеличением до 280 раз, равных которым еще долго не было в Европе. С помощью созданных им микроскопов Левенгук и обнаружил «анималькулей» (лат. animalculum – зверушка, маленький зверек), которых затем неустанно изучал почти полвека. Он впервые описал инфузорию, лямблию, вольвокса, стилонихию, опалину, бактерии и сперматозоиды. Последняя прижизненная публикация Левенгука появилась в 1723 г., когда ему было 90 лет.

•

325 лет назад – в 1677 г. – специальная комиссия Лондонского королевского общества во главе с первооткрывателем клетки великим физиком Робертом Гуком (Robert Hook, 1635–1703) отправилась из Англии в Голландию для проверки открытия микромира Антони ван Левенгуком. Высокая комиссия полностью подтвердила открытие, и вся Европа узнала о рождении новой области исследований. В том же году в трудах Лондонского королевского общества было опубликовано письмо голландского исследователя (описание инфузории-сувойки из рода Vorticella).

Готфрид Вильгельм Лейбниц

285 лет назад – в 1717 г. – выдающийся немецкий математик, физик и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1649–1716) опубликовал знаменитую работу «Монадология», в которой изложил свою идею о первоэлементах, или единицах бытия, – монадах. Свое учение о монадах – маленьких идеализированных анималькулях – Лейбниц создал под влиянием открытия микроскопических организмов Левенгуком. Слово «монас» (монада) осталось в микробиологии в виде описанных позднее жгутиконосцев рода Monas, флагеллят рода Chlamidomonas и др.

•

250 лет назад – в 1752 г. – наш великий соотечественник Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) касается вопроса о микроскопических животных в своем известном стихотворении «Письмо о пользе стекла» (1752):

Хоть острым взором нас природа одарила,
Но близок оного конец имеет сила.
Коль многих тварей он еще не досигает,
Которых малый рост пред нами сокрывает!
Но в нынешних веках нам микроскоп открыл,
Что Бог невидимых животных сотворил.

•

250 лет назад – в 1752 г. – Вольтер (Voltaire, 1694–1778) в антиклерикальном сатирическом произведении «Микромегас» («микрос» – мельчайший, «мегас» – колоссальный) рассматривал современный мир через две разные оптические линзы– сначала через уменьшающую размеры объектов, а затем –через увеличивающую их. Великан Микромегас поймал корабль, чью команду («ватагу ученых, возвращавшихся из экспедиции») едва можно было различить через микроскоп. Ранее сходный гротесковый прием использовал в своем романе «Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемуэля Гулливера» сатирик Джонатан Свифт (1667–1745), который был лично знаком с Левенгуком.

•

245 лет назад – в 1757 г. – великий шведский натуралист Карл Линней (Karl Linnaeus, 1707–1778) в 10-м издании «Системы природы» признал существование микроскопических анималькулей и отнес их к самому низшему подразделению своей системы животного царства, а именно – к «животно-растениям» (Zoophyta).

•

240 лет назад – в 1762 г. – венский врач М.А. Пленчиц, опередив свое время, попытался использовать открытия Левенгука для объяснения инфекционных болезней. Но его работы не имели отклика.

•

235 лет назад – в 1767 г. – в новом, 12-м издании «Системы природы» (последнем прижизненном) Карл Линней выделил род Chaos (новый род организмов), в который включил микроскопических одноклеточных животных и спермии. Анималькулей он свел всего лишь в один вид Chaos infusorium, или инфузорный хаос. Он определил их как «Таинственные живые молекулы», разобраться в которых надлежит потомкам». Ныне открыто и описано более 30 тыс. микросуществ.

•

200 лет назад – в 1802 г. – «родилась» вторая часть названия микробиологии. Одновременно несколько ученых – французский натуралист Жан Батист Пьер Антуан Ламарк (1744–1829), Г.Р. Тревиранус и немецкий мыслитель и поэт Йоган Вольфгант Гете (1749–1832) – предложили термин «биология». По другим данным, еще раньше (1800) это сделал немецкий врач Карл Бурдах (1776–1847). С использованием этого термина было создано более сотни новых словосочетаний.

Прививка от оспы

195 лет назад – в 1807 г. – в ландграфстве Гессен в Германии был издан закон об обязательной вакцинации. В России по распоряжению императрицы первый ребенок, привитый вакциной Дженнера, получил фамилию Вакциноф, в память о великом событии в истории медицины и страны в целом. В настоящее время оспа в нашей стране считается ликвидированной.

•

190 лет назад – в 1812 г. – в России от оспы были привиты 1 млн 250 тыс. человек. Это была большая победа медицины и здравоохранения того времени. Однако позднее вакцинация была прекращена.

•

190 лет назад – в 1812 г. – французский естествоиспытатель Жорж Кювье (George Kuvier, 1769–1832) объединил всех одноклеточных простейших и коловраток в классе Инфузории в составе сборной – от червей до медуз – ветви (типа) Лучистые (Radiata). Десятки лет потребовалось специалистам, чтобы разобраться в хаосе, царившем в столь большой группе. Тип этот был разделен в ходе дальнейших исследований на несколько новых типов, таких как Кишечнополостные, Иглокожие, Плоские черви, Круглые черви, Кольчецы и многие другие, никакого отношения не имевшие к собственно одноклеточным простейшим организмам.

•

185 лет назад – в 1817 г. – началась первая пандемия холеры (1817–1823), возбудителем которой был классический вибрион Коха (Vibrio cholerae asiaticae из семейства Spirillaceae). Заболевание протекало по-разному: от простейшего поноса с неукротимой рвотой до молниеносного процесса со смертью в течение нескольких часов, причем, в отличие от большинства инфекционных болезней, оно сопровождалось не повышением, а снижением температуры. Источником этой кишечной инфекции является больной человек, загрязненные вода и продукты.

•

185 лет назад – в 1817 г. – Гольдфус (Goldfus) впервые употребил термин Protozoa (тогда это была сборная группа, включавшая одноклеточных, коловраток, медуз, полипов и мшанок). Позднее этот термин был использован немецким зоологом Карлом Зибольдом (Karl Siebold, 1804–1885) для обозначения всех одноклеточных простейших организмов – он выделил их в особый тип Protozoa (1845). А немецкий биолог Энрст Геккель (Ernst Gaeckell, 1834–1919) в 1873 г. повысил ранг Protozoa до уровня подцарства одноклеточных простейших животных, отделив от прочих «зверушек» (Metazoa). Лишь лет через 100 специалисты микробиологи и протистологи докажут, что и Protozoa – сборная группа, и разделят ее на несколько новых типов организмов.

Продолжение следует.