Я ИДУ НА УРОК

Сергей МЕЛЬНИК,
11-й класс, Мичуринский лицей,
г. Мичуринск, Тамбовская обл.
Научные руководители:
А.В. КАПЛИНА, врач-офтальмолог,
Н.Н. МАКЕРОВА, преподаватель биологии МЛ

Влияние недостатка освещения на развитие близорукости

Введение

1. Значение органа зрения

Глаз – важнейший из наших органов чувств. На долю зрения приходится до 90% информации, поступающей в нервную систему человека из внешнего мира.
Специфическим раздражителем для зрительного анализатора, в состав которого входят сетчатка, зрительные пути и зрительный центр в затылочной доле мозга, является свет. Световые лучи, идущие от предметов, оптической системой глаза фокусируются в центральной ямке сетчатки, вызывая зрительные ощущения.
Чтение, письмо и другая работа, выполняемая на близком расстоянии, связаны с высокой нагрузкой на глаза. При длительном воздействии такой нагрузки происходит нарушение зрения – возникает близорукость.

2. Сущность близорукости

Близорукость имеет научное название миопия (от греч. «мио» – щуриться и «опсис» – взгляд, зрение). Это название происходит от свойственной близоруким манеры прищуриваться при разглядывании удаленных предметов. Смысл такого прищуривания – уменьшение размеров зрачка, что приводит к некоторому увеличению глубины резкости изображения на сетчатке.
Близорукость бывает истинной и ложной. Истинная близорукость связана с увеличением передне-заднего размера глазного яблока, так что световые лучи фокусируются хрусталиком перед сетчаткой, и четкого видения удаленных предметов нет.
Причинами развития истинной близорукости могут быть и слабость аккомодационной мышцы (врожденная или приобретенная), и податливость оболочек глаза к характерному растяжению у ослабленных, часто болеющих детей, и наследственность.

Ложная близорукость возникает в результате спазма аккомодационной мышцы глаза при чрезмерной нагрузке.
Близорукость проявляется в снижении отчетливого видения удаленных предметов, а ложная близорукость сопровождается еще и головной болью, утомляемостью во время чтения и письма, болью в глазах.
Профилактика близорукости заключается в укреплении здоровья растущего организма. Приобщение к физкультуре и спорту, организация режима дня школьника, витаминизированное питание, правильная посадка и другие факторы, которые считаются «мелочами» – хорошая бумага, темные чернила, качественный мел, хорошая доска, – все это помогает сохранить здоровое зрение.

3. Значение освещения как фактора гигиены зрения

Важнейшее значение в гигиене зрения имеет характер освещения в рабочем помещении. Постоянный недостаток света при работе может спровоцировать развитие миопии.
Лучшим видом освещения, конечно, является естественное. В классную комнату должно попадать как можно больше солнечного света. Все, что мешает его поступлению, необходимо устраниить. Окна должны быть свободны от всяких предметов. Не рекомендуется ставить на подоконники горшки с цветами – их лучше размещать на низких ступенчатых подставках перед окнами или в настенных кашпо. Оконные стекла необходимо систематически очищать от грязи и пыли, а в холодное время года не допускать их замерзания и запотевания. Много света поглощают и занавески, даже из самого тонкого материала, поэтому в дневные часы они должны быть полностью раздвинуты.
Во время чтения или другой работы, связанной с напряжением зрения, не следует бояться включать искусственное освещение в дополнение к недостаточному естественному. Вреда для зрения от этого не будет.
В пасмурные дни и в осенне-зимнее время при чтении и письме нельзя ограничиваться одним общим освещением помещения, необходимо пользоваться и дополнительным освещением рабочего места. Мощность ламп в настольных светильниках должна быть не менее 40–60 Вт.
Но и слепящая яркость открытых, ничем не защищенных ламп вредна для зрения. Поэтому пользоваться такими лампами не рекомендуется.
Доказано, что лучшие условия для зрительной работы создают люминесцентные светильники: создаваемый ими характер освещения снижает зрительное напряжение, отдаляет наступление утомления и повышает работоспособность. Такие лампы создают мягкий рассеянный свет при почти полном отсутствии теней, а спектр их излучения ближе к спектру дневного света.

4. Цель и задачи работы

Целью работы было изучение влияния освещения рабочего места учащихся на остроту зрения. При этом были поставлены следующие задачи:

– изучить освещение рабочего места учащихся начальных классов, за каждым из которых обычно закреплено свое постоянное место;
– пронаблюдать динамику развития миопии у учащихся начальных классов;
– изучить освещение рабочего места учащихся 5-го класса, занимающихся по кабинетной системе;
– продолжить наблюдать динамику развития миопии у учащихся, перешедших из начальной школы в 5-й класс.

Ход работы

1. Объекты исследования

Объектами исследования были классная комната начальной школы и ряд кабинетов, в которых занимаются старшеклассники: № 3 – английский язык; № 6 – математика; № 7 – русский язык; № 26 – биология; № 8 – рисование.
Кабинеты по ряду параметров отвечают гигиеническим нормам. Мебель соответствует росту учащихся, цветовое оформление помещений создает комфортность (нет ярких цветовых контрастов и пестроты, которые утомляют зрение; панели выкрашены в светло-зеленые и голубые тона). Использованы матовые краски, что снижает отражение солнечных лучей и возникновение бликов, оказывающих слепящее и утомляющее воздействие на глаза. Кубатура кабинетов также отвечает санитарно-гигиеническим требованиям.

2. Методика работы

При изучении характера освещения рабочего места измеряли освещенность поверхности классной доски и поверхности парт 3, 5, 7 и 9-го рядов. Измерения проводили при помощи люксметра Ю 116. Полученные значения сравнивали с требованиями ГОСТ.
В течение почти 4 лет (с 1988 по 2002 г.) отмечали случаи проявления миопии у 20 лицеистов одного класса. За это время они проучились 3 года в начальной школе и перешли в 5-й класс.

3. Результаты

Результаты измерения освещенности приведены в таблице. (К сожалению, автор не указывает ни условий (месяц, время суток, наличие включенных светильников), ни общего числа повторных измерений в каждой точке. Это в значительной степени обесценивает полученные результаты, переводя проделанную работу в разряд чисто учебных. – Ред.)

Из этих данных видно, что освещенность соответствует нормам ГОСТ во всех кабинетах, кроме комнаты начальных классов.
На начало 1998—1999 уч. г. в выбранном для наблюдения первом классе никто из 20 учащихся близорукостью не страдал. В группе риска – по наследственности – находилась Маша Т. В конце этого учебного года у Юли Р. и Оли П. была обнаружена ложная миопия, а у Вити К. – миопия слабой степени.
В 1999–2000 уч. г. миопия проявилась у четвертого ученика в классе – Маши Т., входившей в группу риска.
К концу 2000–2001 уч. г. ложная миопия выявлена у Андрея П.
Таким образом, за три года обучения в начальной школе признаки близорукости были обнаружены у 5 учащихся из 20.

На 1 февраля 2002 г., после почти 5 месяцев обучения в 5-м классе (кабинетная система), новых случаев близорукости в классе отмечено не было. Рецидивов ложной миопии у Юли Р. и Оли П. не наблюдалось, а миопия у Вити К. и Маши Т. не прогрессировала.

Заключение

Исходя из полученных результатов и учитывая примерно равные условия учебы и отдыха в разных классах (Мичуринский лицей – школа полного дня, т.е. дети находятся в школе с 7.30 до 18.30), мы решили, что близорукость самым тесным образом связана с освещенностью в кабинетах. Для профилактики близорукости в сложившихся условиях можно рекомендовать:

– улучшить освещение в кабинете начальных классов;
– в начальной школе менять расположение рабочего места каждого учащегося не реже 1 раза в 2 недели;
– как можно чаще проводить физкультминутки на уроках для снижения утомления глаз;
– обязательно повесить люминесцентную лампу у доски;
– использовать матовые доски темного цвета и качественный мел;
– использовать качественную писчую бумагу и чернила;
– на переменах и после уроков проводить специальную гимнастику для глаз (см. Приложение).

Приложение

Гимнастика для глаз

Методика профессора Э.С. Аветисова

На оконном стекле на уровне глаз укрепить круглую красную метку размером 3 мм. Встать на расстоянии 30–35 см от окна и поочередно переводить взор то на метку, то вдаль, за окно (расслабляя глаза). Упражнение проводится каждым глазом отдельно по 7 мин 2 раза в день в течение месяца. Курс повторяется в течение учебного года 3–4 раза. Ребята, которым прописаны очки, делают упражнения в очках.

Методика офтальмолога У.Бейтса

1. Голова зафиксирована так, чтобы могли двигаться только глаза. В вытянутой руке карандаш. Широкой амплитудой рука многократно перемещается вправо, влево, вверх, вниз. Глаза неотрывно следят за карандашом.
2. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего – в правый нижний; повторить не менее 50 раз.
3. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. При поворотах головы вправо и влево взгляд направляется по ходу движения; 40 поворотов.
4. В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых; повторить 15 раз.
5. Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза; повторить 40 раз.
6. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет, пристально рассматривать его в течение 10 с, перевести взгляд на свои ручные часы; повторять по 15 раз 2 раза в день.

Спустя месяц сделать паузу на 2–3 недели, а потом повторять цикл упражнений. Такой режим работы глаз укрепляет глазные мышцы, тренирует и массирует хрусталик, улучшает кровоснабжение и питание глаза.

Литература

Аветисов Э.С. К теории происхождения миопии // Миопия. – М., 1974. С. 3–10.
Аветисов Э.С. и др. Пути профилактики развития близорукости у детей и подростков на основе изучения ее патогенеза. – Горький, 1975. С. 11–12.
Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Руководство по детской офтальмологии. – М.: Медицина, 1987.
Дашевский А.И. Близорукость. – Л., 1962.
Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. – М.: Медицина, 1970.
Краснов М.Л., Марган М.Г. Офтальмология амбулаторного врача. – М.: Медицина, 1969.
Практикум по экологии. Учеб. пособие. /Под ред. С.В. Алексеева. – М.: АО МДС, 1996.
Справочник по офтальмологии. /Под ред. проф. Э.С. Аветисова. – М.: Медицина, 1978.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru