ЗООЛОГИЯ

Д.С. ДАВЫДОВ

Размер имеет значение!

Пауков-кругопрядов (сем. Araneidae) знают, наверное, все. Это они растягивают между ветвями деревьев и кустарников, между высокой травой, а зачастую и между опорами крыльца внушительных размеров ловчие сети. Самый известный из наших кругопрядов, конечно, крестовик (Araneus diadematus), сети которого могут превышать в диаметре 1 м. А в тропиках, где разнообразие кругопрядов гораздо выше, встречаются и виды, плетущие паутину до 8 м в диаметре!

Cамка паука Nephila plumipes
Cамка паука Nephila plumipes
Nephila plumipes – паук с сильным диморфизмом
Nephila plumipes – паук с сильным диморфизмом
Пара пауков Nephila plumipes


Пара пауков Nephila plumipes

У кругопрядов много интересных особенностей. Взять хотя бы удивительные свойства их паутины – тонкой, легкой и поразительно прочной. Или сам процесс строительства ловчих сетей, обеспечивающих паукам их пропитание. Однако биологов-эволюционистов в не меньшей степени привлекает и та характерная особенность этих животных, на которую неспециалисты редко обращают внимание, – у большинства кругопрядов самцы гораздо мельче самок.

У нашего крестовика самки, например, могут вырастать до 2–2,5 см, а длина самцов редко превышает 10 мм. А вот у ряда видов рода Argiope (некоторых аргиоп с вытянутым черно-полосатым, как у осы, телом можно встретить в южных районах России) и тропических кругопрядов рода Nephila самцы могут быть не в 2, а почти в 10 раз меньше самок! У австралийского Nephila plumipes, например, самки вырастают в длину до 35 мм и могут весить более 0,8 г, а самцы едва дотягивают до 5 мм при весе около 17 мг. С другой стороны, у тропического Eriophora transmarina 16-миллиметровые самцы меньше 22-миллиметровых самок всего в 1,3 раза. Таким образом у кругопрядов имеет место не просто половой диморфизм в размерах – степень этого диморфизма значительно варьирует у разных видов.

Половой диморфизм у крестовика (Araneus diadematus)

Половой диморфизм у крестовика (Araneus diadematus)

Чем же объясняется разница в размерах представителей разных полов? Естественный отбор может быть благосклонен к более крупным самкам, так как они могут продуцировать большее количество яиц. С другой стороны, самцы должны спариться с как можно большим количеством самок, для чего выгоднее раньше других достичь половой зрелости. А самцы меньшего размера созревают быстрее, чем крупные. Но эти общие рассуждения не дают ответа на вопрос о том, почему половой диморфизм у разных пауков проявляется в столь разной степени.

Надо заметить, что у кругопрядов есть и еще одна своеобразная черта. Самки этих пауков часто пытаются схватить и съесть своих поклонников еще до спаривания. Почему они ведут себя столь «непотребным» образом, рискуя в конце концов остаться неоплодотворенными, совершенно непонятно. Однако в том, что добрачный каннибализм, очевидно, как-то связан с размерами самца, был убежден еще Чарльз Дарвин, ссылавшийся на наблюдения Пиккард-Кэмбриджа (Pickard-Cambridge), уважаемого арахнолога того времени: «самец ... так мал, что ... либо находится вне поля зрения самки, либо слишком ловок и проворен для того, чтобы изловить его».

В недавно поставленных опытах по спариванию пауков Nephila plumpies, миниатюрный самец двигался по поддерживающей паутину нити от окружающих растений к самой сети, и поколебавшись недолго перед рискованным шагом, вступал на нее и начинал чрезвычайно осмотрительно приближаться к тому месту, где находилась самка. Если она реагировала на движение, к примеру, поворачиваясь в его сторону, самец замирал на несколько минут, а потом осторожно приближался. Наблюдатели заметили, что чем крупнее был самец, тем активнее реагировали на него самки – и зачастую это оканчивалось для самца печально.

Мелкие же самцы благополучно избегали опасности. Таким образом, у данного вида отбор явно способствует уменьшению размера самца.

Самцы других видов, например, Eriophora transmarina, начинают свои ухаживания иначе. Они никогда не лезут сами в ловчую сеть самки, а вместо этого сооружают так называемую «брачную нить», которую прикрепляют к несущим нитям опасной паутины. Потом самец повисает на брачной нити и вибрирует ей, словно играя на арфе. В конце концов самка покидает свою вотчину и опасливо вступает на чужую нить, а самец успокаивает ее, поглаживая длинными передними лапками. После чего совершает резкий прыжок и, в случае удачи, оказывается позади самки, так что она уже не имеет возможности схватить его и «использовать не по назначению». В этом случае преимущество в выживании имеют относительно крупные самцы – мелких самки иногда успевают все-таки поймать и съесть. Кстати, на брачной нити спариваются и обыкновенные крестовики, различия в размерах самцов и самок которых, как мы помним, не так велики, как у нефил.

По материалам Australia Nature. 1998. № 25. V. 12

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru