МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
 

Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВРЕМЕННЫЙ ГАУЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ»

Материалы для обсуждения

 

ПРОЕКТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ОСНОВНАЯ ШКОЛА
СТАРШАЯ ШКОЛА

 

Под редакцией
академиков Российской акадении образования
Э.Д. ДНЕПРОВА и В.Д. ШАДРИКОВА

 

 Москва 2002

 

 

Письмо
Минобразования России
от 12.08.2002 г.
№ 13-51-98/14
Органы управления образованием
субъектов Российской Федерации

 

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. и в связи с подготовкой проекта постановления Правительства Российской Федерации «О федеральном компоненте государственного стандарта общего образования» Министерство образования Российской Федерации выносит на широкое общественное обсуждение проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, разработанный Временным научным коллективом «Образовательный стандарт» под руководством академиков РАО Э.Д. Днепрова и В.Д. Шадрикова.
Проект публикуется в двух частях: I часть – начальная и основная школа, II часть – старшая школа (базовый и профильный уровни).
Просим направлять замечания и предложения по проекту в Департамент общего образования Министерства образования Российской Федерации (с пометкой «Образовательный стандарт»).
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, Чистопрудный бульвар, д. 6/19,
Контактный телефон: (095) 923-3619.
E-mail:avb@miem.edu.ru

Заместитель Министра образования
Российской Федерации Е.Е. ЧЕПУРНЫХ

 

Рекомендовано
решением коллегии
Министерства образования
Российской Федерации
от 13 июня 2002 г.

ОБЪЕМНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Таблица 1. Объемные показатели для общеобразовательных учреждений Российской Федерации с русским (родным) и русским (неродным) языком обучения. Основное общее образование.

Таблица 1.

*В зависимости от выбора образовательного учреждения в 6-м классе возможно преподавание отдельных учебных предметов «Биология» и «География» в рамках интегрированного курса «Природоведение»

Таблица 2. Объемные показатели для общеобразовательных учреждений Российской Федерации с профильным обучением. Среднее (полное) общее образование

Таблица 2.

Пояснительная записка

Объемные показатели спроектированы в целях предоставления нормативных временных параметров разработчикам федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

Объемные показатели ориентированы на 11-летний срок освоения государственных образовательных программ общего образования. Они определяют перечень образовательных областей, распределяют учебное время, отводимое на освоение содержания образования по ступеням обучения, образовательным областям и учебным предметам.

Представленные объемные показатели формируются параллельно с разработкой федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Количество часов, отводимых на освоение образовательных областей и учебных предметов, определяется в соответствии с фактическим объемом и наполнением обязательного минимума содержания основных образовательных программ.

Работа над стандартом показала, что предметное содержание не всегда соответствует планируемым на его изучение часам учебного плана. Приведение в соответствие объема часов и содержательного наполнения учебных предметов позволит реально снизить нагрузку обучающихся. В соответствии с Концепцией модернизации содержания общего образования разгрузка должна составлять не менее 20% содержания образования.

Объемные показатели разграничивают учебное время на освоение инвариантной части – федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования и вариативной части – регионального (национально-регионального) и школьного компонентов содержания образования. Региональный и школьный компоненты выделены как объемы в часах и процентах от общего времени освоения образовательных программ.

Приведенные в объемных показателях проценты вариативного (регионального и школьного) компонента по учебным предметам соответствуют вариантам экспериментального Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 6 марта 2001 г. № 834 (для 12-летней школы).

Установлено следующее разграничение:

федеральный компонент – не менее 75% от общего нормативного времени освоения основных образовательных программ общего образования;
региональный (национально-региональный) компонент – не менее 10%;
школьный компонент – не менее 10%.

Часы, отведенные на факультативные, индивидуальные и групповые занятия, поисково-исследовательскую деятельность, при определении соответствия нагрузки обучающихся санитарно-гигиеническим правилам и нормам не учитываются. Не учитываются также часы, отводимые на физическую культуру.

При разработке объемных показателей учтены опыт, традиции и тенденции развития отечественной и мировой общеобразовательной школы.

ОСОБЕННОСТИ ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ОБЪЕМНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

В основу расчета объемных показателей положен Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный Минобразованием России в 1998 г.

В Базисный учебный план 1998 г. внесены следующие изменения и дополнения, отражающие Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 г.

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Изучение образовательной области «Информатика» (учебный предмет «Информационные технологии» ) введено с V по IX класс в объеме 1 ч еженедельно.

В образовательной области «Филология» увеличено изучение на 1 ч учебного предмета «Литература» в основной школе с русским (родным) языком обучения.

Количество учебных часов, отводимых на образовательную область «Обществознание», увеличено в совокупности на 3 ч в целях изучения экономики и права. Это изучение может проходить в виде отдельных предметов или модулей, интегрированных в учебный предмет «Обществоведение». Данное нововведение позволяет продлить изучение «Обществоведения» на протяжении всей основной школы.

В зависимости от выбора образовательного учреждения в VI классе возможно преподавание отдельных учебных предметов «Биология» и «География» по 2 ч еженедельно или интегрированного курса «Природоведение» в объеме 3-х ч еженедельно (в этом случае 1 ч передается в школьный компонент).

В образовательную область «Искусство» добавлен 1 ч в IX классе, что делает изучение этой области непрерывным на протяжении всей основной школы.

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Предполагается, что старшая ступень реализуется как профильное обучение. Каждый учебный предмет федерального компонента представлен на базовом и профильном уровнях.

Общеобразовательные учреждения, исходя из своих возможностей и образовательных запросов обучающихся и их родителей, самостоятельно формируют профили обучения. При составлении рабочего учебного плана общеобразовательное учреждение выбирает базовый или профильный вариант количества часов по каждому учебному предмету. Часы школьного компонента могут использоваться для углубления профилизации обучения. Допускается интеграция предметов естественно-научного или обществоведческого циклов на их базовом уровне в интегрированные курсы «Естествознание» или «Обществоведение». При этом совокупность учебных часов по всем (базовым и профильным) предметам не должна превышать предельно допустимую аудиторную учебную нагрузку.

Примерные направления профилизации: гуманитарное, социально-экономическое, естественно-математическое и технологическое. Значительный объем вариативного компонента на базовом уровне позволяет общеобразовательным учреждениям на переходной период работать в рамках действующего Базисного учебного плана.

* * *

Все варианты объемных показателей представлены в годовой форме(количество учебных часов за ступень образования в целом). При расчете годовых учебных часов использованы нормы продолжительности учебного года, установленные в проекте Федерального закона «О государственном стандарте общего образования», а именно:

начальная школа. Продолжительность учебного года: I класс – не менее 33 учебных недель, II–IV классы – не менее 34 учебных недель (не считая каникулярного времени);

основная и старшая школа. Продолжительность учебного года – не менее 35 учебных недель (не считая каникулярного времени).

Введение годовой формы объемных показателей повышает мобильность образовательных учреждений при формировании рабочих учебных планов, обеспечивает возможность перераспределения нагрузки в течение учебного года, использования концентрированных курсов, модульного подхода и т.д. Одновременно эта мера препятствует сокращению реального учебного времени и объективной перегрузке детей вследствие неадекватного переуплотнения содержания образования.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

ВАРИАНТ ДЛЯ V КЛАССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Изучение природоведения в V классе основной школы направлено на достижение следующих целей:

  • расширение знаний о многообразии тел, веществ и явлений природы; формирование первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, деятельностью человека и изменениями в окружающей среде;

  • овладение начальными естественно-научными умениями по наблюдению, проведению опытов и измерений, описанию их результатов, формулировке выводов;

  • развитие способностей учеников к взаимодействию с миром природы, желания познавать природные объекты и явления, чувствовать их красоту и значимость для жизни человека;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающей природе и самому себе как ее части; стремления действовать в каждодневных ситуациях общения с природой в соответствии с экологическими принципами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • приобретение элементов природоведческой, здоровьесберегающей и экологической компетентности:

умение ориентироваться на местности (определение стороны горизонта с помощью компаса и Полярной звезды); действовать в опасных природных условиях (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными и т.п.); владеть простейшими способами оказания первой медицинской помощи (при укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений);
умение бережно относиться к природе, содействовать мерам, направленным против ее загрязнения, соблюдать правила поведения в местной природной среде (в лесу, на водоеме и т.д.);
умение применять полученные знания в повседневной деятельности (уход за домашними животными: кошка, собака, хомячки, куры, корова, кролики и т.п., выращивание комнатных и культурных растений: горох, огурцы, картофель и т.п.);
умение следить за своим рационом питания (наличие продуктов питания, содержащих основные группы питательных веществ и витамины).

Реализация указанных целей и формирование элементов названной компетентности достигаются в результате освоения следующего содержания образования.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Изучение наиболее распространенных культурных и дикорастущих растений, животных и грибов своей местности; редких и охраняемых видов растений и животных. Примеры положительного и отрицательного воздействия человека на окружающую природу. Участие в социально-ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения (на примере экономного расходования воды, экономного потребления электрической энергии и др.)

Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки (на примере 1-2 историй конкретных открытий)1 .

МНОГООБРАЗИЕ ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ

Астрономические явления. Наблюдение звездного неба. Строение Солнечной системы. Представление о Солнце как одной из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно и др.)2 .

Физические явления. Примеры механических явлений в природе (падение тел на Землю, движение планет вокруг Солнца).
Практическое изучение тепловых явлений: опыты с изменением состояния вещества (испарение и конденсация, плавление и отвердевание).
Свет и звук – основные источники информации об окружающем мире. Источники света в природе, цвета тел. Шум и способы борьбы с ним.
Примеры электрических и магнитных явлений в природе, их использование в быту (нагревательные приборы, электродвигатели, магниты и др.). Сборка простейших электрических цепей. Правила пользования электроприборами.

Химические явления. Вещества в окружающем мире (металлы, пластмассы, древесина, смеси, горные породы и минералы и др.), их использование человеком. Простые и сложные вещества. Наблюдение явлений превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение, ржавление и др.).

Биологические явления. Опыты по изучению влияния температуры, света и влажности на растения (на примере прорастания семян или развития плесени гриба-мукора). Наблюдение приспособлений растений к недостатку и избытку влаги и освещенности; животных к низким и высоким температурам. Комфортные экологические условия жизни для человека.

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ

Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примере рационального питания, режима дня).

Овладение способами самонаблюдения за самочувствием: настроение, сон, желание заниматься физическими упражнениями и др. Овладение отдельными способами самоконтроля здоровья: измерение температуры тела, роста, веса.

Оценка собственного рациона питания на наличие продуктов, содержащих основные группы питательных веществ и витаминов.

Практические занятия по изучению способов действий в опасных природных условиях (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными и т.п.); овладению простейшими способами первой медицинской помощи (при укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений); соблюдению правил безопасного поведения в окружающей среде.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ V КЛАССА

В результате изучения природоведения ученик должен

Знать и понимать:

  • наиболее распространенных представителей культурных и дикорастущих растений, домашних и диких животных своей местности, в том числе редких и охраняемых видов растений и животных; положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • примеры механических, звуковых, световых и электромагнитных явлений; процессов изменения состояния веществ; испарение и конденсация, плавление и отвердевание); источников и потребителей тока (различные бытовые приборы); явлений превращения веществ; приспособлений растений к избытку и недостатку влаги; приспособлений животных к низким температурам;

  • примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

  • правильно пользоваться приборами для измерения длины, температуры и времени;

  • описывать результаты собственных наблюдений или опытов в словесной форме; различать в описании опыта или наблюдения цель, условия его проведения и полученные результаты;

  • подбирать не менее двух источников информации по заданной тематике (при использовании открытого доступа к 5–8 книгам естественно-научного характера или к 1–2-м электронным изданиям);

  • находить: значение указанных терминов в терминологическом словаре; несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • кратко пересказывать учебный текст естественно-научного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять в тексте описание природных явлений;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • ориентироваться на местности: определять стороны горизонта с помощью компаса и Полярной звезды;

  • измерять рост, вес и температуру тела; оценивать собственный рацион питания на наличие продуктов, содержащих основные группы питательных веществ;

  • различать некоторые ядовитые растения и грибы своей местности; уметь адаптироваться к особенностям погоды своей местности; следовать правилам безопасного использования бытовых электроприборов; уметь оказывать первую медицинскую помощь при капиллярных кровотечениях и несильных ушибах.

ВАРИАНТ ДЛЯ V–VI КЛАССОВ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Изучение природоведения в V–VI классах основной школы направлено на достижение следующих целей:

  • расширение и систематизация знаний о многообразии тел, веществ, живых организмов и явлений природы; формирование первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также деятельностью человека и изменениями в окружающей среде;

  • развитие интереса к познанию окружающего мира природы, способности к его целостному восприятию;

  • воспитание бережного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды; стремления действовать в каждодневных ситуациях общения с природой в соответствии с экологическими принципами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • овладениеприемами практической деятельности по изучению природных объектов (элементами наблюдений, опытов и измерений), освоение способов организации познавательной деятельности (умение ставить перед собой познавательные цели и оценивать результаты деятельности, участвовать в работе малой группы сотрудничества); приобретение начальных умений работы с естественно-научной информацией;

  • приобретение элементов природоведческой, здоровьесберегающей и экологической компетентности:

деятельность в природной среде: умение узнавать в окружающей природе наиболее распространенные культурные и дикорастущие растения, домашних и диких животных, грибы своей местности; ориентироваться в окружающей среде (определение стороны горизонта с помощью компаса и Полярной звезды; умение пользоваться планами своего города, картами своей местности; понимание прогнозов погоды и т.п.); применение полученных знаний в повседневной деятельности (уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений, помощь родителям в работе по дому и т.д.); стремление расширить свои представления о природе родного края (походы, экскурсии, посещение музеев, чтение книг и т.п.), соблюдать правила поведения в лесу, на водоеме и т.д.

осознание необходимости заботы о собственном организме и безопасного поведения в окружающей среде: умение оценивать свое самочувствие (настроение, сон, желание заниматься физическими упражнениями и др.); использовать элементы самоконтроля здоровья (измерение температуры тела и частоты пульса); следить за своим рационом питания (наличие продуктов питания, содержащих основные группы питательных веществ и витамины); соблюдать личную безопасность и адаптироваться к окружающей среде (особенностям климата и погоды; сезонным явлениям – морозам, разливам рек, лесным пожарам и т.п.; возможной токсичности грибов, растений, препаратов бытовой химии; особенностям поведения диких и домашних животных); освоение простейших способов оказания первой медицинской помощи (при укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений, кровотечениях и травмах);

осознание жизненной важности экологической чистоты окружающей среды и необходимости сохранения природы своей местности: умение узнавать в окружающей природе некоторые редкие и охраняемые виды растений и животных; оценивать простейшими способами экологическое состояние воды, растительности и почвы; стремление внести посильный вклад в сохранение природы и решение экологических проблем своей местности (экономное расходование воды, экономное потребление электроэнергии и др.).

Реализация указанных целей и формирование элементов названной компетентности достигается в результате освоения следующего содержания образования.

ЧЕЛОВЕК ИЗУЧАЕТ ПРИРОДУ

Взаимосвязь наблюдений, опытов и измерений при изучении объектов и явлений природы (опыт практической деятельности).
Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки: сочетание огромного труда и творческого озарения. Как используются их открытия: во благо человека или во вред(на примере 1–2 историй конкретных открытий).
История взаимоотношений человека и природы: от поклонения через покорение к сотрудничеству с миром природы.
Стремление людей осознать место Земли во Вселенной; история «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно и др.).

МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ И ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Наблюдение звездного неба. Строение Солнечной системы. Представление о Солнце как одной из звезд.
Форма и размеры Земли. Способы изображения Земли: планы, карты и глобусы. Распознавание на географических картах условных обозначений, определение географических координат.
Состав воздуха. Вода на Земле: океан, воды суши, водяной пар, ледники. Описание и изучение некоторых свойств наиболее распространенных горных пород, основных типов полезных ископаемых. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера.
Разнообразие живых организмов. Основные признаки царств живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Изучение и узнавание в окружающем мире: наиболее распространенных культурных и дикорастущих растений, домашних и диких животных, грибов своей местности; редких и охраняемых видов растений и животных.
Изучение на примере комнатных растений, домашних животных и человека сходства и различий в проявлении основных признаков живых организмов (движение, питание, дыхание, раздражимость, размножение, развитие и смерть).
Клеточное строение живых организмов. Наблюдение клеток под микроскопом.
Наблюдение веществ в окружающей среде (металлы, пластмассы, древесина, смеси, горные породы и минералы и др.), их использование человеком. Простые и сложные вещества. Сравнение свойств веществ в газообразном, жидком и твердом состояниях.

ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ В ПРИРОДЕ

Примеры механических, тепловых, световых, звуковых, электрических и магнитных явлений и их использование в повседневной жизни. Практическое изучение нескольких физических явлений. Сборка простейших электрических цепей. Знакомство с использованием электрических и магнитных явлений в быту (нагревательные приборы, электродвигатели, магниты и др.)
Наблюдение явлений превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение, ржавление и др.).
Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, давление, влажность, осадки, ветер). Наблюдение погоды (измерение температуры и т.п., конструирование простейших метеорологических приборов). Влияние погоды на организм человека.
Описание круговорота воды в природе. Наблюдение на местном материале за процессами рельефообразования (оползни, осыпи, изменение русел ручьев, рек и др.). Наблюдение выветривания горных пород (на примере разрушения облицовки зданий и т.п.)

Представление о развитии жизни на Земле (зарождение жизни в воде, освоение суши животными и растениями; ископаемые животные и растения).

ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРИРОДЕ

Солнечно-земные связи. Различия в освещенности на поверхности Земли, смены сезонов года и времени суток как следствия шарообразности Земли, вращения вокруг оси и движения в Солнечной системе (работа с моделями).

Связь неживой и живой природы. Изучение влияния температуры, света и влажности на растения (на примере прорастания семян). Наблюдение приспособлений растений к недостатку и избытку влаги и освещенности, животных к низким и высоким температурам. Благоприятные условия содержания домашних животных, выращивания декоративных или культурных растений. Комфортные экологические условия жизни для человека.

Взаимосвязи в живой природе. Примеры взаимодействия растений и грибов, растений и бактерий; лишайники. Наблюдение взаимодействия животных друг с другом (на примере поведения домашних животных). Наблюдение ярусного принципа жизни, конкуренции и хищничества в природном сообществе (на местном материале).

Влияние человека на окружающую природу. Примеры сокращения разнообразия живых организмов. Красная книга. Освоение простейших приемов оценки экологического состояния воды, растительности и почвы. Участие в социально-ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения (на примерах утилизации мусора, экономного потребления воды, электрической энергии или др.).

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ

Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, режима дня, закаливания)
Овладение способами самонаблюдения за самочувствием: настроение, сон, желание заниматься физическими упражнениями и др. Овладение отдельными способами самоконтроля здоровья: измерение пульса, температуры тела, частоты дыхания, роста, веса.
Определение своего физического развития (оценка гибкости тела, правильности осанки, наличия плоскостопия и др.) Оценка собственного рациона питания на наличие продуктов, содержащих основные группы питательных веществ и витаминов.
Практические занятия по изучению способов действий в опасных природных условиях (при сильном ветре, во время грозы, под градом и др.) и чрезвычайных ситуациях (пожары, затопление и т.п.); овладению простейшими способами первой медицинской помощи (при укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений, кровотечениях и травмах); соблюдению правил безопасного поведения в окружающей среде.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Участие в практической деятельности по взаимодействию с реальными объектами природы:

  • восприятие с использованием всех органов чувств и описание природных объектов, применение эмоционально-образных способов познания природы; проведение наблюдений и простейших опытов по изучению растений и животных, свойств тел и веществ, явлений природы (в том числе элементов мониторинга окружающей среды: наблюдения за погодой, оценка качества воды, воздуха); наблюдение за собственным здоровьем; измерение величин (массы, температуры и др.); конструирование моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов; изучение природы своей местности и ознакомление с мерами по ее охране; участие в проекте (исследовательского характера).

Освоение приемов практической деятельности, начальных умений по поиску и обработке естественнонаучной информации, коммуникативных умений, способов самоорганизации учебной деятельности:

  • умение ставить цели и выдвигать гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, при которых с течением времени меняется только одна исследуемая величина, а все остальные остаются постоянными, фиксировать их результаты в виде графиков; правильно использовать простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; формулировать выводы, основанные на результатах личного исследования; выполнять правила безопасного труда при проведении практических работ;

  • находить информацию в справочных изданиях: атласе карт, атласе организма человека, атласе-определителе растений и животных, горных пород и минералов, словаре, справочнике (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет); выделять в тексте термины и их определения, описания природных объектов, описания наблюдений и опытов; фиксировать основное содержание учебного текста в виде сложного плана; заполнять предложенные таблицы; составлять простые диаграммы и схемы;

  • готовить (с использованием текстовых и графических редакторов) письменный рассказ (50–100 слов) об изученном природном объекте или собственном исследовании с использованием естественнонаучной лексики; выступать с устным сообщением естественнонаучного характера на 2-3 минуты с использованием иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); давать краткую рецензию ответов других учащихся; корректно вести учебный диалог при работе в малой группе сотрудничества;

  • ставить цели и планировать личную учебную деятельность по предмету при выполнении проектных, учебно-исследователь-ских или другого типа заданий; оценивать собственный вклад в деятельность группы сотрудничества; проводить самооценку уровня личных учебных достижений по предложенному образцу проверки и критериям оценки.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ V–VI КЛАССОВ

В результате изучения природоведения ученик должен

Знать и понимать:

  • наиболее распространенные горные породы и минералы, полезные ископаемые; представителей культурных и дикорастущих растений, домашних и диких животных своей местности, в том числе редких и охраняемых видов растений и животных; основные характеристики погоды;

  • план, глобус и карту и их основные различия; названия материков, океанов, крупных географических объектов Земли и России (равнины, горные страны, моря, реки), показывая их на карте; положение Солнца и Земли в Солнечной системе; причину смены дня и ночи; возможные пути круговорота воды в природе (по предложенной обобщенной схеме);

  • примеры: механических, тепловых, звуковых и световых явлений; источников и потребителей тока (различные бытовые приборы); явлений превращения веществ; приспособлений растений к избытку и недостатку влаги; приспособлений животных к низким температурам; приспособлений растений и животных к жизни в природном сообществе; отрицательного и положительного воздействия человека на природу.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

  • описывать результаты собственных наблюдений или опытов в словесной форме или в виде предложенной таблицы; различать в описании опыта или наблюдения цель, условия его проведения и полученные результаты;

  • отбирать необходимое оборудование и условия проведения простейшего исследования, при которых с течением времени меняется только одна исследуемая величина, а все остальные остаются постоянными;

  • отвечать на вопросы о значении величин по графику зависимости (температуры, давления и др.) от времени;

  • следовать инструкциям при работе с лабораторным оборудованием и измерительными приборами;

  • подбирать не менее двух источников информации по заданной тематике (при использовании открытого доступа к 10-12 книгам естественно-научного характера или к 1–2-м электронным изданиям);

  • находить: значение указанных терминов в терминологическом словаре; несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты; названия представителей растений и животных с использованием атласа-определителя растений и животных;

  • кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; составлять простой план; заполнять предложенную таблицу; выделять в тексте описание природных явлений; выбирать из предложенного перечня иллюстрации к учебному тексту по изученной тематике;

  • описывать: внешнее строение животных и растений по предложенному плану; внешний вид изученных тел и веществ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • вырабатывать краткие рекомендации по содержанию и уходу за комнатными и культурными растениями, домашними животными (по имеющейся информации об их особенностях и потребностях);

  • ориентироваться на местности: определять стороны горизонта с помощью компаса и Полярной звезды; читать план или карту (своей местности), соотнося условные обозначения с реальными объектами окружающей среды;

  • измерять рост, вес, температуру тела и частоту пульса; оценивать собственный рацион питания на наличие продуктов, содержащих основные группы питательных веществ; оценивать отдельные параметры собственного физического развития (гибкость тела, правильность осанки);

  • следовать правилам безопасного поведения в окружающей среде; уметь оказывать первую медицинскую помощь при капиллярных кровотечениях, несильных ушибах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений;

  • указывать (на примере своей семьи) возможности более экономного использования воды и потребления электрической энергии.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы биологических знаний: об общих биологических закономерностях, свойственных живой природе (признаки живого; уровневая организация и эволюция); о строении, процессах жизнедеятельности и роли живых организмов в биосфере; об организме человека (строение, жизнедеятельность, связь со средой, сохранение здоровья);

  • ознакомление с методами познания природы: проведение наблюдений за живыми объектами и собственным организмом; биологических экспериментов; использование микроскопа для изучения клеток, тканей и органов;

  • овладение умениями: находить и использовать информацию о современных исследованиях в области биологии, экологии и генетики, о факторах здоровья и риска; использовать биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма; оценивать последствия своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму и здоровью других как основы соблюдения правил поведения в окружающей среде, санитарно-гигиенических норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции; выращивания и размножения растений, домашних животных и ухода за ними; использования лекарственных растений, съедобных грибов, плодов и семян; ухода за собственным организмом, оказания первой помощи себе и окружающим; работы с биологическими приборами и инструментами, справочниками и определителями;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе выполнения экспериментальных исследований, проведения наблюдений за живыми организмами;

  • воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической и генетической грамотности; общей культуры поведения в природе.

  • приобретение компетентностив защите окружающей среды, уходе за растениями и животными, сохранении собственного здоровья на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

Реализация указанных целей и формирование названной компетентности достигается в результате освоения следующего содержания образования.

ЖИВАЯ ПРИРОДА И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ

Биология – наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Методы изучения живых объектов, их значение и использование в школьной практике. Проведение наблюдений за ростом и развитием растений, поведением животных, сезонными изменениями в природе. Проведение опытов по изучению химического состава и жизнедеятельности растений, их роста и развития, состава почвы, влияния факторов окружающей среды на рост и развитие организмов, поведение животных. Работа с моделями биологических объектов. Соблюдение правил поведения в природе, кабинете биологии как основа безопасности собственной жизнедеятельности и бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

Особенности строения живых организмов. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Изучение клеток под микроскопом на готовых микропрепаратах. Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом. Сравнительная характеристика строения клеток растений, животных, грибов и бактерий как доказательство единства и эволюции живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов . Роль генов и хромосом в передаче наследственных признаков. Нарушения в строении и функционировании клетки – причина заболеваний у организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Распознавание органов, систем органов у растений и животных. Изучение тканей под микроскопом и на готовых микропрепаратах.

Признаки живых организмов: особенности химического состава, рост, развитие, размножение, движение, раздражимость, обмен веществ и превращения энергии, связь со средой, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочной деятельности). Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Выявление изменчивости у организмов. Применение знаний о закономерностях наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Использование знаний об особенностях строения и процессах жизнедеятельности организмов для овладения приемами выращивания и размножения растений и домашних животных и ухода за ними.

Эволюция живой природы. Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Формирование приспособлений к среде обитания и образование новых видов. Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Определение места различных организмов в системе органического мира (классификация). Признаки различных царств живой природы (особенности питания, движения, строения клеток и организмов; роль представителей в природных сообществах). Усложнение растений в процессе эволюции, их роль в природных сообществах (экосистемах) и жизни человека. Распознавание с помощью определителей и справочников растений разных отделов, наиболее распространенных растений своей местности, важнейших сельскохозяйственных культур, обоснование их места и роли в собственной жизни и деятельности. Использование растений человеком (лекарственных, плодов, семян и др.).
Усложнение животных в процессе эволюции: одноклеточные и многоклеточные животные, их роль в природных сообществах (экосистемах) и жизни человека. Распознавание наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, обоснование их места и роли в своей жизни и деятельности. Животные – источник пищи, одежды, лекарственных веществ. Животные – возбудители и переносчики заболеваний человека. Соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых животными, для защиты собственного организма.
Роль бактерий, грибов и лишайников в экосистемах и жизни человека. Использование бактерий и грибов для получения продуктов питания и лекарств. Бактерии и грибы – возбудители заболеваний растений, животных и человека. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Предупреждение заболеваний, вызываемых растениями и грибами. Значение работ Р.Коха и Л.Пастера. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.
Вирусы – возбудители заболеваний. Соблюдение мер профилактики распространения вирусных заболеваний и защиты собственного организма.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Выявление влияния экологических факторов на организмы. Приспособление организмов к различным экологическим факторам. Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи организмов в экосистеме. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Особенности агроэкосистем. Характеристика агроэкосистем своей местности.
Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, оценка их роли в собственной жизни и пути решения. Оценка последствий деятельности человека в экосистемах и биосфере, влияния собственной деятельности на другие живые организмы и экосистемы.

ЧЕЛОВЕК

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Методика организации наблюдений и самонаблюдений за состоянием собственного организма: измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста организма, определение частоты пульса и дыхания.
Определение места и роли человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов, их взаимосвязи как основа целостности организма. Распознавание на таблицах тканей, органов и систем органов организма человека. Процессы жизнедеятельности организма человека.
Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Определение норм рационального питания. Оценка различных диет для сохранения здоровья.
Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхательной системы и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Оказание первой помощи при поражении электрическим током, молнией, спасении утопающего (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца).
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова.
Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.
Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Оказание первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Культура сексуальных отношений. Болезни, передающиеся половым путем, их профилактика. Профилактика ВИЧ-инфекции.
Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.
Регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой. Нервная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны. Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Сон, его значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.
Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Установление зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды. Влияние факторов внешней среды на гены и хромосомы.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия). Вредные и полезные привычки, их значение в сохранении здоровья. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизнедеятельности. Оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Культура отношения к себе и окружающим.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

ЖИВАЯ ПРИРОДА И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ

В результате изучения биологии ученик должен

Знать и понимать:

  • отличительные признаки биологических объектов (генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем и агроэкосистем; биосферы; признаки живых организмов);

  • особенности биологических процессов (обмен веществ и превращения энергии; питание; дыхание; выделение; транспорт веществ; рост; развитие; размножение; раздражимость; круговорот веществ и превращения энергии; эволюция);

  • причины многообразия видов, наследственности и изменчивости;

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

  • приводить примеры: изменчивости у растений и животных; приспособлений у растений и животных к среде обитания; экологических факторов; сред обитания; положительного и отрицательного влияния человека на природу; использования биологических знаний в практической деятельности людей и самого ученика;

  • приводить доказательства: родства, общности происхождения и эволюции живых организмов (на примере сопоставления отдельных групп); взаимосвязи организма и окружающей среды (на конкретных примерах); необходимости сохранения многообразия видов, защиты окружающей среды;

  • узнавать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах, таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных; растения разных отделов; животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности; культурные растения и домашних животных; съедобные и ядовитые грибы; растения и животных, опасных для организма;

  • оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде и живым организмам;

  • проводить наблюдения за ростом и развитием растений и животных, их поведением, сезонными изменениями в природе; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты (по выявлению в составе растительного организма органических и минеральных веществ; проращиванию семян; изучению влияния факторов среды на рост и развитие растений; выработке условных рефлексов у животных; изучению состава почвы);

  • использовать биологические модели при изучении организмов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки, ткани, органы, одноклеточные организмы; готовить и рассматривать под микроскопоммикропрепараты растительных тканей;

  • получать из разных источников и оценивать информацию о современных исследованиях в биологической науке, роли организмов в окружающей среде и жизни человека; пользоваться биологическими справочниками и определителями при изучении растений и животных;

Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования и защиты окружающей среды):

  • соблюдать правила поведения в природе, кабинете биологии; меры профилактики отравления ядовитыми грибами, заболеваний, вызываемых животными, бактериями и грибами;

  • оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;

  • использовать простейшие приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • активно участвовать в мероприятиях по охране окружающей среды своей местности.

ЧЕЛОВЕК

Знать и понимать:

  • строение организма человека (ткани, органы, системы органов и их функции);

  • особенности биологических процессов (питание; дыхание; кровообращение; выделение; движение; обмен веществ и превращения энергии; рост; развитие; размножение; наследование признаков; регуляция деятельности организма; возбуждение; торможение; психология и поведение человека);

  • причины наследственности и изменчивости у человека, проявления наследственных заболеваний, иммунитета.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

  • приводить примеры: витаминов, гормонов, изменчивости у человека;

  • приводить доказательства: родства человека с млекопитающими животными; роли окружающей среды как источника веществ и энергии для собственного организма; зависимости состояния собственного здоровья от состояния окружающей среды; влияния факторов окружающей среды на гены и хромосомы, факторов здоровья и риска на собственный организм;

  • узнавать на таблицах, моделях, собственном организме органы и системы органов человека;

  • оценивать изменения в собственном организме; влияние факторов окружающей среды, факторов здоровья и риска на собственный организм; последствия влияния своей деятельности на собственное здоровье и здоровье окружающих;

  • проводить наблюдения за состоянием собственного организма (определять частоту пульса и дыхания, измерять температуру тела, массу своего организма); использовать биологические модели при изучении организма человека;

  • получать из разных источников и оценивать информацию о факторах здоровья и риска.

Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в соблюдении мер сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих):

  • соблюдать меры профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; приемы рациональной организации труда и отдыха; правила поведения, обеспечивающие безопасность в окружающей среде, опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • оказыватьпервуюпомощь при простудных заболеваниях, отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, поражении электрическим током, молнией, спасении утопающего (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Изучение биологии на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы биологических знаний: о живой природе как наиболее сложной биологической форме движения материи и ее особенностях; о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема) и присущих им закономерностях (эволюция, наследственность и изменчивость, связь с окружающей средой); об истории развития и становления современных представлений о живой природе как компоненте общечеловеческой культуры; о выдающихся открытиях в биологической науке;

  • ознакомление с методами познания природы: проведение наблюдений за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

  • овладение умениями: использовать различные источники для получения и анализа необходимой информации о живых объектах; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде и собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний, правила поведения в природе и обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с классическими и современными достижениями биологии, вошедшими в общечеловеческую культуру (открытия в области генетики, расшифровка генетического кода и др.); со сложными и противоречивыми путями развития и становления современных научных взглядов, идей, теорий, концепций; обсуждения различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека и др.);

  • воспитание: убежденности в познаваемости живой природы; гуманного, ценностного отношения к окружающей среде, собственному здоровью;

  • приобретение компетентности:в защите окружающей среды, сохранении собственного здоровья и обеспечения безопасности жизнедеятельности на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

Реализация указанных целей и формирование названной компетентности достигается в результате освоения следующего содержания образования.

Биология как наука. Роль биологии в формировании научного мировоззрения, воспитании экологической, генетической и гигиенической грамотности. Использование методов биологических исследований. Связь метода и теории. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы.

Клетка.Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр). М. Шлейден и Т. Шванн – создатели клеточной теории. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Доказательство единства живой природы, родства организмов на основе положений клеточной теории.
Химический состав клетки. Роль в клетке и собственном организме неорганических и органических веществ. Обоснование единства тел живой и неживой природы на основе анализа их элементарного состава.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции.Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Определение числа хромосом в половых и соматических клетках у разных организмов. Ген. Генетический код.Матричное воспроизводство белков.

Организм.Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Сравнительная характеристика полового и бесполого размножения. Использование бесполого и полового размножения организмов в практической деятельности человека.
Оплодотворение, его значение. Применение искусственного оплодотворения у растений и животных, человека.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Определение последствий влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.Г.Мендель – основоположник генетики. Основная генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Составление простейших схем скрещивания. Решение элементарных генетических задач. Формирование представлений о гене. Хромосомная теория наследственности. Теория гена. Построение и использование генетических карт.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Причины наследственных изменений. Влияние мутагенов на организм человека. Выявление мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка последствий их влияния на собственный организм. Соблюдение мер профилактики заболеваний у человека.
Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины. Селекция, ее практическое значение. Оценка учения Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Использование основных методов селекции (гибридизация, искусственный отбор) в практике сельского хозяйства.
Биотехнология, ее достижения.Оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.).

Вид.История эволюционных идей. Оценка работ К.Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Проблема реального существования видов в природе. Вид, его критерии. Движущие силы и результаты эволюции. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Элементарные факторы эволюции, их влияние на генофонд популяции (мутационный процесс, популяционные волны). Обоснование необходимости сохранения многообразия видов как основы устойчивого развития биосферы.
Проблема сущности жизни (витализм, механистический взгляд на природу, современные представления о сущности жизни). Отличительные признаки живого. Оценка различных гипотез происхождения жизни (креационизма, самозарождения, вечности жизни, биохимической эволюции и других). Общее представление об эволюции жизни на Земле.Происхождение и эволюция человека. Оценка различных гипотез происхождения человека.

Экосистемы.Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов. Характеристика видовой и пространственной структуры экосистем. Пищевые связи в экосистеме. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Выявление причин устойчивости и смены экосистем. Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем своей местности. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). Решение экологических задач.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Оценка глобальных экологических проблем и возможных путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде. Соблюдение правил поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Оказание первой помощи при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

Знать и понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная, теория гена, эволюционная теория Ч. Дарвина); учений (Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере, ноосфере, функциях живого вещества в биосфере); законов (расщепления, независимого наследования Г. Менделя); правил (правило доминирования Г. Менделя); закономерностей изменчивости;

  • особенности биологических процессов: матричное воспроизводство белков; размножение; действие искусственного и естественного отбора; формирование приспособленности; образование видов; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;

  • особенности строения биологических объектов: клетки; хромосом; вида и экосистем (структура);

  • причины эволюции, изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

  • приводить примеры: наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; значения генетики для развития селекции и медицины;

  • приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, эволюции, используя основные положения биологических теорий; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов с окружающей средой;

  • оценивать: последствия влияния мутагенов на собственный организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий;

  • аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения;

  • выявлять: приспособления у организмов к среде обитания; взаимосвязи организмов в экосистеме (на отдельных примерах); мутагены в окружающей среде (косвенно); сходство и различия между экосистемами и агроэкосистемами своей местности;

  • правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать элементарные биологические задачи; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • исследовать биологические системы на биологических моделях (клетка, аквариум и др.);

  • использовать различные источники (в том числе Интернет, средства массовой информации) для получения необходимой информации о биологических системах и применять ее в собственных исследованиях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в защите окружающей среды и сохранения собственного здоровья):

  • соблюдать и обосновывать меры профилактики вирусных и других заболеваний, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

  • оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего.

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Изучение биологии на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоениесистемы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;

  • овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе:знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;

  • приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

Реализация указанных целей и формирование названной компетентности достигается в результате освоения следующего содержания образования.

Биология как наука. Роль биологии в формировании научного мировоззрения, воспитании экологической, генетической и гигиенической грамотности. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Взаимосвязи развития методов и теоретических обобщений в биологической науке . Биологические системы. Общие признаки биологических систем: целостность, соподчиненность (иерархичность), единство структуры и функции, обмен веществ и превращения энергии, способность к развитию, связь со средой.

Клетка. Цитология – наука о клетке. М. Шлейден и Т. Шванн – основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Доказательство единства живой природы, родства организмов на основе положений клеточной теории. Методы изучения клетки.
Химический состав клетки. Элементарный состав клетки. Макро- и микроэлементы. Обоснование единства тел живой и неживой природы на основе анализа их элементарного состава. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Установление взаимосвязей строения и функций молекул. Обоснование родства живых организмов на основе анализа химического состава их клеток.
Строение и функции частей и органоидов клетки. Установление взаимосвязей строения и функций частей и органоидов клетки. Химический состав, строение и функции хромосом. Изучение клеток растений и животных под микроскопом.
Многообразие клеток. Сравнение строения клеток растений и животных, прокариот и эукариот. Вирусы – неклеточные формы. Особенности строения и функционирования вирусов. Соблюдение мер профилактики распространения вирусных заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекции.
Обмен веществ и превращения энергии в клетке (клеточный метаболизм), роль ферментов в нем. Определение каталитической активности ферментов. Выявление взаимосвязей пластического и энергетического обмена. Стадии энергетического обмена. Сравнительная характеристика процессов брожения и дыхания, их роль в эволюции. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Установление взаимосвязей световых и темновых реакций фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Хемосинтез. Выяснение роли хемосинтезирующих бактерий на Земле. Сравнительная характеристика фотосинтеза и хемосинтеза. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Мат-ричный характер реакций биосинтеза.
Клетка – генетическая единица живого. Соматические и половые клетки. Определение наборов хромосом в соматических и половых клетках. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Сравнение митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных, их сравнительная характеристика.

Организм. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Гетеротрофы (сапротрофы, паразиты) и автотрофы (хемотрофы и фототрофы).
Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения организмов. Сравнительная характеристика бесполого и полового размножения, их использование в практической деятельности человека. Оплодотворение. Сравнительная характеристика оплодотворения у растений и животных, внешнего и внутреннего оплодотворения. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Жизненные циклы и чередование поколений. Оценка последствий влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Сравнение эмбрионального развития человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Использование генетической терминологии и символики. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т.Моргана. Определение пола. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Хромосомная теория наследственности. Теория гена. Составление схем скрещивания. Решение генетических задач. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Построение вариационного ряда и вариационной кривой. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Выявление влияния мутагенов на организм человека, их наличия в окружающей среде (косвенно). Оценка последствий влияния мутагенов на собственный организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Соблюдение мер профилактики заболеваний у человека.
Селекция, ее задачи. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, его значение. Методы селекции, их генетические основы и использование в практике сельского хозяйства. Сравнительная характеристика пород (сортов). Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. Оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.)

Вид. Использование данных различных наук для доказательства эволюции живой природы (палеонтология, сравнительная анатомия, эмбриология, биогеография, молекулярная биология). Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.
Развитие эволюционных идей. Оценка работ К.Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Вид, его критерии. Сравнение разных видов одного рода по морфологическому критерию. Популяция – структурная единица вида. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Установление взаимосвязи движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Выявление влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции. Исследования С.С. Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди–Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Выявление приспособлений к среде обитания у организмов. Образование новых видов. Способы видообразования. Обоснование необходимости сохранения многообразия видов как основы устойчивого развития биосферы.
Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных. Выяснение причин биологического прогресса и биологического регресса. Установление взаимосвязей путей и направлений эволюции.
Проблема сущности жизни. Отличительные признаки живого. Оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Происхождение и эволюция человека. Этапы эволюции человека. Оценка различных гипотез происхождения человека. Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма.

Экосистемы. Экологические факторы. Общие закономерности их влияния на организмы. Закон оптимума. Закон минимума. Выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов. Биологические ритмы, их значение для организма. Фотопериодизм.
Сравнение понятий «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы. Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах).
Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей). Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем. Описание экосистем и агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений). Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). Решение экологических задач.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфере, живом веществе и его функциях в биосфере. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота. Эволюция биосферы. Оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы. Соблюдение правил поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Оказание первой помощи при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен

Знать и понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г.Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);

  • особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;

  • особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

  • причины эволюции, изменяемости видов; наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.

Уметь (владеть способами деятельности):

  • приводить примеры: взаимодействия генов, генных и хромосомных мутаций; популяций у разных видов; наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной научной картины мира; значения генетики для развития медицины и селекции; значения современных достижений в области биотехнологии, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости и учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений для развития селекции;

  • приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, используя биологические теории законы и правила; эволюции, используя данные палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, биогеографии, молекулярной биологии; эволюции человека; единства человеческих рас; эволюции биосферы; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;

  • оценивать: последствия влияния мутагенов на организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий; глобальные антропогенные изменения в биосфере;

  • аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; происхождения человеческих рас;

  • выявлять: влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; приспособления у организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; мутагены в окружающей среде (косвенно); сходство и различия между экосистемами и агроэкосистемами;

  • устанавливать взаимосвязи: строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

  • правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать задачи разной сложности по биологии; составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • исследовать биологические системы на биологических моделях (клетка, аквариум и др.); изучать и описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности;

  • самостоятельно находить биологическую информацию в разных источниках (в том числе сети Интернет, средствах массовой информации), правильно ее анализировать, оценивать и использовать; грамотно оформлять результаты биологических исследований.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):

  • соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;

  • оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего.


1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
2 Указанные в скобках элементы знаний являются примерными, в рамках программ по природоведению они могут уточняться и изменяться.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru