ИСТОРИЯ НАУКИ

С.В. ТЕЛЕШОВ,
МОУ СОШ № 12,
г. Нефтеюганск, Тюменская обл.

Первому учебному комплексу по естествоведению в России – 100 лет

Л.С. СеврукВ этом году исполнилось ровно 100 лет с выхода первого в России учебно-методического комплекса по естествознанию – книги для учителя и книги для учащихся, автором которых был известный петербургский методист Л.С. Севрук1.

Л.С. Севрук

«Начальный курс естествоведения» (книга для учащихся) состоял из двух глав: «Неживая природа» с отделами «Земля», «Воздух», «Вода» и «Живая природа» с отделами «Животные» и «Растения». В книге 969 рисунков, в конце каждого раздела – вопросы к учащимся. Фактически книга представляла собой обычный добротный учебник по курсу естественной истории. Таких учебников было довольно много, они различались в основном тем, что их авторы, рассказывая о неживой природе, предлагали разную последовательность названных выше отделов.

В построении своего руководства Леонид Сафоньевич использовал план, предложенный когда-то А.Я. Гердом (неживая природа: земля, воздух, вода; живая природа: растения, животные), и разработал его чрезвычайно подробно и тщательно. Наиболее важной и удачно выполненной частью учебника является глава «Неживая природа», может быть, потому, что автор преимущественно интересовался минералогией и геологией.

Учебник имел большой успех и вышел многими изданиями2. Вскоре стало распространенным выражение «Преподавать по Севруку».

Новацией было наличие вышедшей одновременно с учебником «Методики…» – книги для учащих о том, как вести занятия по начальному курсу естествоведения (по ней учились преподавать целые поколения учителей). Здесь Л.С. Севрук вы-сказывает свои взгляды на методику: «Преподавание – искусство. В нем не может не отразиться личность преподавателя, а потому методика, как один из личных опытов, вообще не может носить вполне объективного характера». Он приводит важные аргументы в пользу необходимости начального курса естествоведения: а) если в дальнейшем ученик не продолжит свое образование и не пройдет никаких систематических курсов естественных наук, то у него хотя бы будет пройден начальный курс; б) начальный курс – это пропедевтика к будущим систематическим занятиям.

Л.С. Севрук пишет: «Систематический курс естествоведения распадается на отделы, посвященные различным областям явлений, таковы: физика, химия, минералогия, ботаника, зоология, астрономия, геология и др. На начальной ступени не может быть места такому расчленению и обособлению отдельных частей курса… Совершенно естественным кажется предложить начинающему такой курс, в котором нет никакого расчленения, никакой системы, никакой последовательности. Пред ним должна быть природа такою, какова она на самом деле… не простое накопление фактов, а прочное осмысление их составляет задачу образования на всех его ступенях. Важно в конечном результате не столько обладание фактическими сведениями, сколько умение управляться с ними, приводить их в связь, устанавливать их взаимодействие».

Начальный курс, по мнению Л.С. Севрука, – это «первая попытка призвать к работе мысль детей… Дети незаметно для себя поймут, что только сознательная работа является живою, стройною и привлекательною. Они невольно полюбят такую работу… Осененная мыслью любовь к природе и к ее изучению явится ценным вкладом в интеллект человека на всю его жизнь».

Л.С. Севрук советует обратить внимание на следующие моменты в методике обучения.

1. Преподавание должно быть «демонстративным, наглядным, построенным на непосредственном наблюдении и опыте», уроки естествоведения без соответствующих демонстраций не имеют никакого образовательного значения.

2. Слово учителя должно быть образным.

3. «Давать термин раньше создания образа или понятия нередко значит приклеивать ярлык его к пустому месту».

4. Терминология составляет собой не цель, а средство.

5. Во время урока призывать к делу не только интеллектуальные силы детей, но и их чувства.

Особую роль автор отводит наглядной работе: «Из опытов и наблюдений дети сами делают выводы, когда они создают образы по слову учителя и проверяют их опытным путем, когда предсказывают то или другое явление и видят перед собой опытную проверку своего предсказания. За демонстрацией или опытом следует вывод, за выводом – проверка его путем опыта или наблюдения. …Следует научить детей не только смотреть, но и видеть и вдумываться в то, что видишь. ...Беспорядочное блуждание мысли не должно иметь места…».

А как актуально звучат сегодня следующие слова Л.С. Севрука: «Совместная работа учителя с учениками, живая беседа с ними, участие в производстве простейших опытов как в классе, так и вне класса, наблюдения учителя над самим собою (выделено мной. – С.Т.) вносят в дело столько ценного для него материала, что нельзя не рекомендовать учителю, в особенности начинающему, ведение им самим непосредственно после урока, хотя бы самых кратких записей…».

«Работа детей должна идти всецело на уроке (выделено мной. – С.Т.), – пишет Л.С. Севрук и делится своим практическим опытом, – надо не описывать растение или животное, а рассуждать о нем; не перечислять его части, а понимать их взаимоотношение; не рассматривать цвет, внешний вид и т.п., а приводить их в тесную связь с условиями жизни. Рисунок, так же как прибор и модель, постольку ценен для дела, поскольку он отвечает на поставленные вопросы. Вопросы же явятся сами собою, если дан ход работе мысли».

Автор комплекса считает, что лучшая проверка знаний и одновременно их за-крепление – это краткое повторение усвоенных понятий, фактов, мыслей. «Весьма полезно при повторении делать некоторые дополнения, решать задачи, построенные на усвоенном материале, и вообще разнообразить работу».

А вот непривычный взгляд на роль учебника: он является «суррогатом опытно-демонстративной работы», поэтому лучше ученикам иметь не учебник, а «репетиторий», который поможет освежить то, что происходило на уроке (не заменяя при этом урока) – термины, названия, какой-то материал для запоминания, рисунки. У разных детей и «способность схватывать и закреплять в памяти различные». Ученик же, пропустивший уроки, восполняет материал у товарищей или по книге для учителя(!).

Текст книги для учителя содержит конкретные методические рекомендации по каждому разделу. Фактически – это подробное поурочное планирование, в котором учитель найдет и описание опытов. В конце книги идет перечень пособий, коллекций, приборов, инструментов, посуды и материалов, необходимых для прохождения курса.

Познакомимся теперь с автором этого первого в России учебно-методического комплекса.

Леонид Сафоньевич родился 25 сентября 1867 г. в небольшом местечке Минской губернии. Отец его был белорус, из старинного, впоследствии обедневшего рода Курч-Сотва-Севруков, которые вели свою родословную от потомков Гедемина. Мать же Леонида Сафоньевича была чистокровной полькой.

Вся его научно-педагогическая и административная деятельность прошла в Николаевском Сиротском институте, в который Леонид Сафоньевич поступил в 1896 г. учителем естествоведения и где работал в течение 20 лет до самого своего выхода в отставку, пройдя последовательно должности преподавателя, помощника инспектора по учебной части и, наконец, заведующего учебной частью.

Леонид Сафоньевич был автором и других печатных работ3, в которых выступил весьма компетентным критиком современной ему учебной литературы.

В 1907 г. он принял живое участие в организации Общества преподавателей естествознания в Петербурге (при Соляном городке), в котором был избран ученым секретарем, а затем и товарищем председателя. Много сил и энергии он отдал его развитию, особенно в первые два года существования Общества (впоследствии переименованного в Общество распространения естественно-исторического образования). Тут ярко проявились его трудолюбие, выдержка, терпеливая и внимательная настойчивость и то мягкое добродушие, которое привлекало к нему симпатии людей.

Его спокойная доброта была памятна всем, кто с ним соприкасался; она создала ему большой круг друзей и почитателей. Эта доброта не была следствием слабоволия и бесхарактерности. Наоборот, Леонид Сафоньевич был человеком сильного характера, даже не без некоторой доли упрямства, и умел заставлять слушать себя. Во всяком человеке он видел прежде всего хорошее и умел будить это хорошее. Его отличала поразительная выдержка в работе, какое-то самоотверженное упрямое трудолюбие.

Скончался Леонид Сафоньевич 20 января 1918 г. и похоронен в Александро-Невской Лавре. Гроб везли на кладбище на простых дровнях, и его сопровождали лишь несколько человек близких родственников. Найти его могилу сейчас мне не удалось.


1 Л.С. Севрук Начальный курс естествоведения. Книга для учащихся. – СПб., 1902; Л.С. Севрук. Методика начального курса естествоведения. Книга для учащих. – СПб., 1902.

2 За период с 1902 по 1910 г. было шесть изданий.

3 Об учебниках по начальному курсу неживой природы (Естествознание в школе. – 1913. – Сб. № 3); Начальный курс зоологии в русской учебной литературе (Естествознание в школе. – 1914.– Сб. № 4); К истории реставрации естествоведения в русской средней школе (Естествознание в школе. – 1914. – Сб. № 6).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru