ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Т.Н. ЛАШКИНА,
школа № 23, г. Сызрань

Игровые задания по биологии

Продолжая публикацию серии игровых заданий («Биология», № 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 29, 30/2002), напоминаем читателям правила их выполнения. Выбрав правильный ответ, необходимо в соответствующей последовательности соединить на карточке пронумерованные точки прямыми линиями (при этом каждая линия может проходить и через несколько промежуточных точек). При правильном решении задания на карточке должен появиться рисунок.

Тема «Корень»

Задание 1. «Свекла» (рис. 1)

Выберите по одному правильному ответу.

А. Точечный рисунок к заданию 1
А. Точечный рисунок к заданию 1

Рис. 1

Б. Правильно выполненное задание 1
Б. Правильно выполненное задание 1

1. Все корни одного растения называют корневой системой потому, что:

а) у растения много корней (41–45–47–42–26);
б) все корни растения связаны общей функцией (26–41–42–45–47);
в) у корней разные названия (42–26–41–47–45).

2. Корневой чехлик формируется из ткани:

а) покровной (26–46–47–48–49);
б) проводящей (48–47–49–46–26);
в) всасывающей (47–22–46–48–49).

3. Клетки корня вытягиваются в длину в зоне:

а) деления (44–45–43–61);
б) роста (43–44–61–45);
в) деления (61–43–44–45).

4. Корневой волосок – это вырост:

а) внутренней клетки корня (60–51–62–52–61);
б) клетки наружной кожицы корня (61–62–60–52–51);
в) клетки корневого чехлика (62–61–60–51–52).

5. Проводящая зона расположена между:

а) всасывающей зоной и зоной роста (50–59–58–57–26);
б) всасывающей зоной и стеблем (59–58–57–50–26);
в) зоной деления и зоной роста (26–50–59–57–58).

6. Прочность и упругость корня обеспечивается тканью:

а) покровной (56–53–55–54–57);
б) основной (55–57–56–54–53);
в) механической (57–56–55–54–53).

7. Корневой чехлик образуется из клеток зоны:

а) деления (53–26–27–29–31);
б) роста (26–53–31–29–27);
в) всасывания (31–27–29–26–53).

8. В зависимости от положения семени в пространстве, корни будут расти:

а) всегда вниз (31–32–40–39);
б) в разные стороны (32–39–40–31);
в) в ту сторону, в которую направлен кончик появившегося корня (31–32–39–40).

9. Ткань корня, поглощающая воду и соли из почвы:

а) проводящая (28–30–26–33);
б) покровная (26–28–30–33);
в) основная (33–28–26–30).

10. Мочковатая корневая система отличается:

а) наличием большого количества боковых корней, отходящих от основного (34–36–35–33);
б) многократным ветвлением боковых корней (35–33–34–36);
в) наличием многих придаточных корней, при невыраженном главном (33–34–35–36).

11. Сосуды корня образованы:

а) рядом длинных полых клеток (40–38–37–35);
б) пустым пространством между клетками (35–38–40–37);
в) слившимися вакуолями клеток (38–37–40–35).

12. Запасы питательных веществ, накапливающиеся в корне, образуются в:

а) стеблях (9–11–10);
б) плодах (10–11–9);
в) листьях (11–10–9).

13. У срезанной ветки тополя, поставленной в воду, развиваются корни:

а) боковые (7–8–6);
б) придаточные (6–7–8);
в) главный (7–6–8).

14. Скорее всего, приведет к гибели растений или замедлению их роста:

а) рыхлость почвы (13–15–12–14–13);
б) уплотненность почвы (12–13–14–15–12);
в) присутствие в почве дождевых червей (15–14–12–13–15).

15. Корнеплоды образуются из:

а) боковых и придаточных корней (17–19–18–16–17);
б) боковых корней и стебля (19–18–16–17–19);
в) главного корня и части стебля (18–19–16–17–18).

16. Из боковых или придаточных корней образуются:

а) корнеплоды (1–2–3–4–5);
б) луковицы (3–4–5–2–1);
в) корнеклубни (1–3–2–4–5).

17. Основная роль грибов и бактерий, населяющих почву, заключается в том, что они:

а) создают перегной (22–23–20–25);
б) рыхлят почву (23–25–22–20);
в) уничтожают сорняки (20–25–22–23).

18. Удобрения вносят в почву в ограниченном количестве:

а) потому что избыток удобрений может повредить растению (25–21–22–24–23);
б) потому что удобрения дороги и их необходимо экономить (24–25–22–21–23);
в) это неверно, удобрений надо вносить как можно больше (21–24–23–25–22).

(Правильные ответы: 26–41–42–45–47; 26–46–47–48–49; 43–44–61–45; 61–62–60–52–51; 59–58–57–50–26; 57–56–55–54–53; 53–26–27–29–31; 31–32–40–39; 26–28–30–33; 33–34–35–36; 40–38–37–35; 11–10–9; 6–7–8; 12–13–14–15–12; 18–19–16–17–18; 1–3–2–4–5; 22–23–20–25; 25–21–22–24–23.)

Задание 2. «Редиски» (рис. 2)

Выберите по два правильных ответа на каждый вопрос.

А. Точечный рисунок к заданию 2
А. Точечный рисунок к заданию 2

Б. Правильно выполненное задание 2

Б. Правильно выполненное задание 1

Рис. 2

1. Мочковатую корневую систему имеют:

а) мятлик (27–26–24–9);
б) одуванчик (28–26–23–27);
в) клевер (9–20–24–28);
г) фасоль (26–9–20–22);
д) картофель (20–22–28–25);
е) морковь (27–23–25–20).

2. Стержневую корневую систему имеют:

а) тюльпан (7–1–8–6);
б) овес (1–6–7–20);
в) чеснок (2–20–9–7);
г) щавель (9–8–7–6);
д) подсолнечник (6–2–1–20);
е) кукуруза (8–1–20–6).

3. Клубневидные утолщения корней имеют:

а) подорожник (5–2–22);
б) чистяк (2–3–5–37);
в) батат (22–23–27);
г) картофель (23–22–2–5);
д) горох (3–37–27);
е) пастушья сумка (27–22–2–37).

4. Корни-кладовые, или корнеплоды, имеют:

а) лук (14–4–16–17);
б) георгин (6–4–5–58);
в) пастернак (4–15–14–12);
г) морковь (5–16–17–58);
д) капуста (58–15–16–17);
е) топинамбур 15–16–14–5.

5. Корни-прицепки имеют:

а) плющ (58–60–59–57);
б) вьюн (56–59–60–52);
в) фасоль (55–52–58–60);
г) традесканция (52–59–56–57);
д) виноград (59–58–57–52);
е) фикус (57–52–56–55).

6. Ходульные корни, или корни-подпорки, имеют:

а) сосна (49–50–51–39);
б) кукуруза (55–54–51–53);
в) секвойя (52–39–55–56);
г) баньян (53–50–49–39);
д) подсолнечник (53–49–51–39);
е) тростник (53–54–55–56).

7. Дыхательные корни имеют:

а) бук (19–11–13–38–18);
б) орхидея (39–38–13–11–7);
в) осока (45–10–11–8–10);
г) ряска (40–18–10–7–11);
д) болотный кипарис (45–19–18–10–8);
е) ива (18–19–40–39–45).

8. Корни-присоски имеют:

а) росянка (41–48–38–40);
б) омела (38–40–48–46);
в) заразиха (43–41–46–42);
г) роголист (42–43–40–48);
д) повилика (48–38–40–46);
е) погремок (46–43–41–42).

9. Ядовитые корни имеют:

а) чина (44–42–37–32);
б) ревень (37–31–32–36);
в) незабудка (44–42–47–45);
г) аконит (42–47–44–45);
д) петрушка (36–37–32–31);
е) спаржа (31–37–45–44).

10. Растения, не имеющие корней:

а) пузырчатка (1–21–30–29–34);
б) рогоз (21–29–33–36);
в) жирянка (33–36–34–1);
г) роголист (30–33–35–36);
д) астрагал (35–36–30–1–21);
е) копытень (36–21–1–30–29).

(Правильные ответы: 27–26–24–9 и 20–22–28–25; 9–8–7–6 и 6–2–1–20; 2–3–5–37 и 22–23–27; 4–15–14–12 и 5–16–17–58; 58–60–59–57 и 57–52–56–55; 55–54–51–53 и 53–50–49–39; 39–38–13–11–7 и 45–19–18–10–8; 38–40–48–46 и 46–43–41–42; 37–31–32–36 и 42–47–44–45; 1–21–30–29–34 и 30–33–35–36.)

Задание 3. «Морковь» (рис. 3)

Выберите правильные утверждения.

А. Точечный рисунок к заданию 3

А. Точечный рисунок к заданию 3

Б. Правильно выполненное задание 3

Б. Правильно выполненное задание 3

Рис. 3

1. У одуванчика и моркови корневая система стержневая (8–7–6).

2. У клевера и гороха корневая система мочковатая (16–17–10).

3. В корневой системе щавеля хорошо заметен главный корень (1–3–4).

4. На черенке тополя, поставленном в воду, развиваются боковые корни (2–3–4).

5. У зародыша зерновки пшеницы не один, а три зародышевых корешка. Из среднего корешка развивается главный корень, а из крайних – придаточные (11–12–13).

6. Главный корень развивается из зародышевого корешка семени (6–2–1).

7. В любой почве есть песок и глина (4–5–9).

8. В почве с большим содержанием песка вода и минеральные соли лучше сохраняются, чем в почве с большим содержанием глины (2–11–12).

9. Темная окраска почвы зависит от наличия в ней перегноя (9–17–10).

10. Если в почве не было бы мелких живых организмов, то не было бы перегноя, а, стало быть, и почвы (10–16–8).

11. Боковые корни, в отличие от главного, не ветвятся (10–8–6).

12. Все, что у растения находится в почве, – это корни (5–6–7).

13. Корневые волоски находятся на всем протяжении корня (3–13–14).

14. Корневой чехлик покрывает у корня всю зону роста (6–15–14).

15. Клетки корневого чехлика недолговечны: одни разрушаются, а другие образуются (2–15–11).

16. Поступление в корень воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания (11–14–12).

17. Корнеплод моркови или свеклы образует разросшийся в длину и толщину боковой корень (8–9–4).

18. Боковые корни развиваются в нижней части стебля (4–5–6).

19. Придаточные корни образуются как на главном, так и на боковых корнях (2–1–11).

20. Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной корня (12–13–3).

(Правильные ответы: 8–7–6; 1–3–4; 6–2–1; 4–5–9; 9–17–10; 10–16–8; 2–15–11; 11–14–12; 12–13–3.)

Продолжение следует

Спонсор публикации статьи: интернет-магазин ИдеЯ 74 – предлагает купить бытовую технику по выгодным ценам в Челябинске. Если Вы ищите где можно купить телевизоры в Челябинске, то посетив интернет-магазин ИдеЯ 74, который располагается по адресу www.idei74.ru, Вы найдете большой ассортимент продукции от ведущих мировых производителей. Удобная система поиска, представленная на сайте магазина, поможет быстро отыскать нужную модель телевизора, а выгодные цены и доставка товара на дом, позволят сэкономить Ваши деньги и личное время.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru