Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №45/2002

КОПИЛКА ОПЫТА

И.В. ГАЛКОВСКАЯ, М.Г. ОСТРЕНКО,
учителя Лингвистической гимназии, г. Псков

Моделирование и реализации индивидуального маршрута обучения

Наша Лингвистическая гимназия г. Пскова работает в режиме модульного планирования, в рамках которого учебно-методический комплект (УМК) Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» оказался для нас очень привлекательным. В программе и логике построения учебника четко обозначены законченные блоки информации («Строение живых организмов», «Жизнедеятельность живых организмов» и т.д.), внутри которых учащийся имеет возможность выстраивать маршрут обучения согласно своим индивидуальным особенностям. Материал учебника легко систематизируется и позволяет делать обобщенные «выжимки», которые можно представить в учебных элементах как основное содержание модуля. Текст учебника в изобилии содержит примеры, которые делают его интересным для восприятия. Задания рабочей тетради позволяют отработать изучаемый материал.

Наша программа, базирующаяся на данном УМК (Приложение 1), разбита на 4 модуля, внутри каждого из которых выделен ряд учебных элементов – УЭ (Приложение 2).

УЭ-0 (целевой блок, всегда первый учебный элемент) – как правило, начинается входным контролем, который показывает уровень подготовленности учащихся к усвоению содержания модуля и позволяет учителю уточнить цели предстоящей работы и откорректировать содержание дальнейшего обучения каждого конкретного ученика.

Входной контроль может осуществляться различными методами, выбор которых зависит от целей, реализуемых данным модулем, и особенностей учащихся. Это может быть коллективная беседа, практическая или лабораторная работа и т.п.

При рассмотрении данного учебного элемента ученикам предлагается карта самостоятельной работы по модулю (Приложение 3), в которой четко прописаны виды деятельности, что позволяет видеть перспективу работы. Учитель представляет материал, с которым будут работать учащиеся, знакомит их с общими целями и предлагает ученикам подумать о своих личностно значимых учебных целях по данному модулю. Кроме того, учитель четко оговаривает ожидаемые результаты обучения; нормативы оценок усвоения материала; форму итогового контроля и основные вопросы, выносимые на него.

Таким образом, после работы с УЭ-0 учащиеся получают исчерпывающую информацию о предстоящей работе и могут самостоятельно планировать свою деятельность. Далее учебный процесс включает необходимое количество следующих учебных элементов – УЭ-1, УЭ-2, УЭ-3 и т.д., в ходе которых каждый ученик осваивает содержание модуля на том уровне, который он выбирает, и в том темпе, который ему наиболее подходит. Эти учебные элементы снабжаются маршрутными листами (Приложения 4 и 5), в которых пошагово прописан алгоритм действий, опорными конспектами (Приложения 6, 7 и 8), схемами и т.д. Кроме того, каждый учебный элемент содержит вариативные задания.

Функции промежуточного контроля выполняют поурочные тесты с ключами из УМК к используемому учебному пособию. Только успешно справившись с промежуточным тестом, учащийся может начинать работу со следующим УЭ.

УЭ-Р (резюмирующий учебный элемент, всегда предпоследний). В этом учебном элементе в сжатом виде повторяются все самые важные, основополагающие вопросы, усвоение которых будет проверяться при проведении итогового контроля. Особое значение в УЭ-Р имеет форма подачи информации, выносимой на повторение. Этот может быть концентрированный текст, опорный конспект, различные блок-схемы, таблицы, графики, рисунки и т.п.

УЭ-К (учебный элемент – контроль, всегда последний). Итоговый контроль дает возможность оценить, в какой степени ученик усвоил содержание и соответствуют ли полученные результаты поставленным целям, выявить индивидуальные пробелы в знаниях и умениях учащихся.

Итоговый контроль может одновременно выполнять функции входного, т.е. УЭ-0, – если содержание следующего модуля базируется на знаниях и умениях, полученных при освоении предыдущего.

Применяемый нами вариант модульного обучения предусматривает возможность выбора учащимся наиболее подходящего ему пути организации процесса обучения и желаемого уровня усвоения («А», «В» или «С»). Уровень «С» является базовым и обязательным для всех. Для достижения уровня «А» или «В» ученик выбирает комплект вариативных заданий и способов деятельности, наиболее соответствующих его интересам и потребностям.

Обязательными для всех (необходимыми для достижения базового уровня «С») являются следующие виды деятельности:

усвоение учениками целей обучения;
учебная работа по модулю, включающая процесс усвоения учебного материала с использованием различных источников информации и ТСО;
инструктирование: если ученик не понимает учебного материала или затрудняется в выборе способов его освоения, он может обратиться за консультацией к учителю или успевающему по данному предмету ученику.

Базовую оценку «С» ученик получает, если даст ответы не менее чем на 80% вопросов при прохождении устного и письменного контроля по модулю.

Если ученик решает получить оценку более высокого уровня («А» или «В»), ему необходимо, кроме уже перечисленных обязательных видов деятельности, принять участие и в других (дополнительных), выбирая их в соответствии со своими потребностями.

Исследование – ученик может проводить его, опираясь на учебники-практикумы (учебно-исследовательская деятельность), или самостоятельно планировать действия, получая консультацию учителя (научно-исследовательская работа). Исследовательская работа проводится индивидуально или в малых группах (до 6 человек).

Оценивание – ученики, выполнившие самостоятельную работу, должны, пользуясь литературой по данной проблеме, сформулировать и обосновать свое мнение по анализируемому вопросу, касающемуся актуальных общественных проблем.

Репетиторство – им может заняться каждый ученик, помогая своему однокласснику, если тот просит помощи в учебе. Успешное репетиторство оценивается дополнительным количеством баллов.

Контрольная работа (тест) по уровню «А» или «В».

На итоговый контроль приходится не более 25% от возможного количества баллов соответствующего уровня, остальное количество набирается за счет выполнения выбранных видов деятельности. В целом же каждый ученик сам выбирает путь достижения поставленных целей и в значительной степени самостоятельно контролирует свое продвижение – одни учащиеся могут избегать контрольных работ, другие – не любить исследования, третьи – оценивания и т.д.

Данная система модульного обучения позволяет:

– реализовать субъект-субъектные отношения между учителем и учеником;
– каждому ученику самостоятельно ставить свои собственные цели, выбирать пути и способы их достижения, работать в индивидуальном темпе.
– обеспечивать достижение практически всеми учениками базового уровня усвоения («С») за предусмотренное время;
– создавать реальные возможности для усвоения учебного материала на более высоких уровнях («А» или «В») с использованием элементов творческой деятельности.

В конечном итоге это способствует развитию познавательной активности и организационных умений (целеполагание, выбор уровня усвоения и пути освоения учебного материала и т.д.), что обеспечивает не только индивидуализацию обучения, но и развивает самостоятельность как сложное, интегральное качество личности.

Приложение 1

МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА НА 2001/02 УЧЕБНЫЙ ГОД

Живой организм

6-й класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Базовый учебник: Сонин Н.И. «Биология. Живой организм»

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

После изучения курса учащиеся должны усвоить предполагаемые программой сведения о:

  • основных признаках живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);

  • химическом составе клетки, значении основных неорганических и органических веществ;

  • особенностях и различиях строения ядерных и безъядерных, растительных и животных клеток;

  • строении ядерной клетки, основных функциях ее органоидов;

  • типах деления клеток и их роли в организме;

  • особенностях строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;

  • основных жизненных функциях растительных и животных организмов (питание и пищеварение, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);

  • характеристиках природного сообщества, экосистемы, цепи питания.

После изучения курса учащиеся должны научиться:

  • пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты;

  • распознавать на микропрепаратах органоиды клетки;

  • узнавать основные признаки цветковых растений;

  • распознавать органы и системы органов изученных организмов;

  • составлять схемы простейших цепей питания;

  • размножать вегетативным способом подходящие для этих целей комнатные растения.

Комплексная дидактическая цель – анализ строения и жизнедеятельности живого организма путем сравнительного изучения различных групп живых организмов.

 

Приложение 2

Модуль 1. Строение живых организмов (23 ч)

Тема и цель модуля

Основные вопросы содержания модуля

Осваиваемые общеучебные и специальные умения

Сроки изучения

Тема: «Строение живых организмов»

Цель: выявить общие признаки живых организмов, особенности химического состава, уровневой организации

УЭ-0. Знакомство с модулем. Постановка учебных целей
УЭ-1. Чем живое отличается от неживого. Практическая работа № 1
УЭ-2. Химический состав клетки. Лабораторные работы № 1–2
УЭ-3. Строение растительной и животной клеток. Практическая работа № 2. Лабораторная работа № 3
УЭ-4. Деление клетки
УЭ-5. Ткани растений и животных. Лабораторные работы № 4–5
Промежуточный контроль (ПК)
УЭ-6. Органы цветковых растений. Лабораторные работа № 6–12
УЭ-7. Органы и системы органов животных. Практическая работа №3
УЭ-8. Организм как единое целое. Резюме
УЭ-9. Контроль

Умение составлять сложный план по одному источнику или тексту

Умение выделять ведущую идею прочитанного при работе с текстом

Умение использовать символы, свои условные обозначения при чтении

Умение делать смысловые опоры при слушании

Умение задавать вопрос с опорой на содержательную сторону общения

Умение включать новую информацию в имеющиеся знания

 

Приложение 3

Карта самостоятельной работы ученика по модулю
«Строение живых организмов»

Цель: выявить общие признаки живых организмов, особенности химического состава, уровневой организации.

УЭ

Виды работ на уроке

Творческие задания

Дополнительные задания

Домашнее задание к следующему уроку

Формируемые общеучебные умения

УЭ-0

Постановка учебных целей.
Знакомство с модулем.
Запуск портфолио

 

 

Спланировать свою деятельность по работе с модулем

Умение включать новую информацию в имеющиеся знания

УЭ-1 (2 ч)

Чем живое отличается от неживого Основные свойства живых организмов.
Работа по ОК и в рабочей тетради

 

 

С. 4–9, рабочая тетрадь, портфолио

Умение составлять сложный план по одному источнику или тексту

УЭ-2 (3 ч)

Химический состав клетки.
Лабораторные работы № 1–2.
Работа по ОК и в рабочей тетради.
ПК тест 1

 

 

С. 10–15, рабочая тетрадь, портфолио

Умение выделять ведущую идею прочитанного при работе с текстом

УЭ-3 (3 ч)

Строение растительной и животной клетки.
Практическая работа № 2.
Лабораторная работа № 3.
ПК тесты 2–3

 

 

С. 16–23, рабочая тетрадь, портфолио

Умение использовать символы, свои условные обозначения

УЭ-4 (2 ч)

Деление клетки.
Мейоз и его биологическое значение.
Работа в рабочей тетради.
ПК тест 4

 

 

С. 24–29, рабочая тетрадь, портфолио

 

УЭ-5 (2 ч)

Ткани растений и животных.
Лабораторные работы
№ 4–5.
Промежуточный контроль.
Работа по ОК. ПК тест 5

 

 

С. 30–37, рабочая тетрадь, портфолио

Умение делать смысловые опоры при слушании

УЭ-6 (8 ч)

Органы цветковых растений.
Лабораторные работы
№ 6–12.
ПК тест 6

 

 

С. 38–45, рабочая тетрадь, портфолио

 

УЭ-7 (1 ч)

Органы и системы органов животных.
Практическая работа № 3.
ПК тест 7

 

 

С. 47–51, рабочая тетрадь, портфолио

Умение задавать вопрос с опорой на содержательную сторону общения

УЭ-8 (2 ч)

Организм как единое целое.
Резюме.
Собеседование по портфолио.
ПК тесты 8–9

 

 

С. 52–56, рабочая тетрадь, портфолио

 

УЭ-9

Контроль

 

 

 

 

Сформулируйте личные цели

Приложение 4

Маршрутный лист к УЭ-1 модуля 1 «Строение живых организмов»

Если вы успешно справились с тестом, приступайте к работе с маршрутным листом по УЭ-2

Приложение 5

Маршрутный лист к УЭ-2 модуля 1 «Строение живых организмов»

Приложение 6

Опорный конспект к УЭ-2 модуля 1 «Строение живых организмов»

Приложение 7

Опорный конспект к УЭ-2 модуля 1 «Строение живых организмов»

Химический состав клетки

1. Все живые организмы состоят из клеток.
2. Клетки всех живых организмов состоят из одинаковых химических элементов.
3. В клетках обнаружено 80 различных химических элементов.

Приложение 8

Опорный конспект к УЭ-5 модуля 1 «Строение живых организмов»

Ткани растений и животных

Ткань – группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям.
Межклеточное вещество – соединяет клетки одной ткани.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru