КОПИЛКА ОПЫТА

Л.В. РОДИНА,
учитель биологии шк. № 1054,
г. Москва

Воспитание культуры труда

В настоящее время биология по праву занимает ведущее место среди предметов естественно-научного цикла. Повышается ее значение в сельском хозяйстве, медицине, технике, в освоении космоса. Это обязывает нас, учителей, повышать качество обучения, давая своим ученикам полноценные знания основ биологической науки.
Используя все многообразие методических приемов, нужно научить ребят самостоятельно мыслить, анализировать изучаемый материал, уметь обобщать отдельные факты, разрешать поставленные проблемы. Эффективны различные виды творческих самостоятельных работ, проблемные ситуации с элементами исследовательского поиска, познавательные задачи.
В своей работе я использую принципы наглядности, поиска, эмоциональности, игры.

Наглядность, поиск

К каждому уроку я готовлю необходимый реквизит: натуральные живые или фиксированные объекты, влажные препараты, таблицы, картины, открытки, книги, самодельные модели животных. К каждой лабораторной и самостоятельной работе подготавливаю соответствующий раздаточный материал. Использую его также для конкретизации, закрепления и проверки усвоения материала. Ребята должны провести необходимые наблюдения, исследования и, опираясь на теоретические знания, оформить отчет с последующей его защитой.

Отчет оформляется в обыкновенном альбоме для рисования. На альбомном листе должны быть:

а) рисунок объекта;
б) его классификация;
в) морфологические признаки;
г) вывод о значении организма в природе и жизни человека.

Использую на уроках и технические средства обучения: демонстрирую кинофильмы, диапозитивы, диафильмы, показываю схемы с помощью кодоскопа.

Часто для наглядности использую рисунок на доске, выполненный цветными мелками. Учащиеся охотно воспроизводят его в своих тетрадях и сами при индивидуальных ответах у доски пользуются им. Вообще, приучаю учащихся при ответах пользоваться всем, что есть у учителя на кафедре.

Образец рисунка

Образец рисунка

Эмоциональность объяснения

Ясность поставленной цели, доступный язык изложения, интонация, мимика, жесты, доверительная беседа, подкрепленная жизненными примерами, помогают лучшему восприятию. Учащиеся вовлекаются в общение, забывают о постороннем, сопереживают, поддерживают разговор, вспоминают и приводят примеры из своей жизни, предлагают рассмотреть какой-либо конкретный случай: «А почему так бывает?». Вызываю их интерес и сопереживание, читая стихотворения (маленькие, но четко направленные на данный объект), отрывки из художественной и научной литературы, использую записи голосов птиц, зверей, репродукции картин.

Игра

Игра – естественная форма поведения ребенка. В игре он познает окружающий мир и приобретает необходимые навыки. Включенная в учебный процесс игра способствует лучшему усвоению материала. Надо только следить, чтобы она не надоедала, и вносить элементы разнообразия: например в работе с тетрадью тоже моежет присутствовать элемент игры.

В общей тетради по биологии выделяются разделы (как в записной книжке).

6–7-й классы

1. Опорный лист (конспект лекции учителя).
2. Таблицы.
3. Словарь.
4. «Красная книга».

8-й класс

1. Опорный лист (содержание урока, схемы, рисунки).
2. Таблицы.
3. Словарь.
4. «Красная книга».
5. Документы.

9-й класс

1. Опорный лист.
2. Таблицы.
3. Словарь.
4. Билеты.

10–11-е классы

1. Опорный лист (широкие поля для дополнительных записей).
2. Словарь.
3. Таблицы.
4. Литература.
5. Билеты.

Образец заполнения рабочей тетради 8-го класса

Образец заполнения рабочей тетради 8-го класса

Образцы оформления лабораторных работ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Определение растений семейства крестоцветных

Ярутка полеваяКлассификация

Царство растений
Отдел – Покрытосеменные
Класс – Двудольные
Семейство – Крестоцветные
Род – Ярутка
Вид – Ярутка полевая

Код определения 0, 0, 0

Вывод (каковы общие признаки растений данного семейства?):
Цветки имеют одинаковое строение Ч4Л4Т4+2П1
Плоды – стручки или стручочки, лист – простой, стержневая корневая система.
Много культурных растений.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Морфологический анализ растений семейства крестоцветных

Редька дикаяКлассификация

Царство растений
Отдел – Покрытосеменные
Класс – Двудольные
Семейство – Крестоцветные
Род – Редька
Вид – Редька дикая

Признаки растения

Корневая система – стержневая
Стебель – прямостоячий
Лист – простой
Жилкование – сетчатое
Одиночный цветок
Соцветие – кисть
Плод – стручок
Формула цветка Ч4Л4Т4+2П1

Вывод: хороший медонос, сорняк, опыляется насекомыми.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru