КОПИЛКА ОПЫТА

М.А. БАРИНОВА, И.Г.МЕЩЕРСКИЙ

Продолжение. См. No 46/2002

Вопросы об опросах, или тесты с изюмом

16. Пролиферация встречается у…

А. Черемухи обыкновенной.
Б. Калины обыкновенной.
В. Бузины красной.
Г. Гравилата речного.
Д. Одуванчика лекарственного.

17. Каулифлория характерна для…

А. Снежноягодника.
Б. Гибискуса.
В. Пеларгонии.
Г. Алоэ.
Д. Какао.

Авт. Два этих вопроса – на знание специальной терминологии, по сути – факультативный курс. В школьной программе эти термины упоминаются лишь вскользь, так что эти вопросы – для учеников, выбравших своей будущей специальностью биологию, медицину… или лингвистику! Ведь о значении слова можно догадаться по его корням.

Ред. Пролиферация? В школьной программе?! Мне за значением этого термина пришлось лезть в «Биологический энциклопедический словарь»: «Пролиферация (от лат. proles – отпрыск, потомство и fero – несу)... 2) у растений – прорастание цветка или плода с образованием вегетативного побега или нового цветка над ними... обычна у розы, земляники, ананаса; встречается также у женских шишек саговников, шишек хвойных». На какой уровень подготовки рассчитан этот вопрос при соответствующем наборе ответов – решайте сами. С каулифлорией – образованием цветков и плодов прямо на стволе или ветви, а не на специализированном побеге – немного проще. Этот термин достаточно часто упоминается в популярной литературе – именно в связи с какао. Так что на викторинах вопрос особых затруднений, может быть, и не вызовет – совершенно безотносительно к тому, знает ли отвечающий, где и как располагаются цветки у остальных видов. Да и не знает он – и проверяющие, если заранее в литературе не покопаются, не знают!
А если цель вопроса – выяснить, знает ли школьник, что у какао плоды растут на стволе, может быть не стоило так мудрить с формулировкой?

18. Сидячие листья у…

А. Липы.
Б. Крыжовника.
В. Капусты.
Г. Моркови.
Д. Свеклы.

Авт. Вопрос простой логикой не возьмешь. Нужно знать, как выглядит растение. Потому что логика требует для начала отбросить три овоща – по общему признаку…

Ред. Здесь как раз «логика» не нужна – растения подобраны на удивление известные. Казалось бы – простой дополнительный вопрос. Одна беда – рисунки брюссельской капусты и кольраби с их черешковыми листьями приведены не где-нибудь в дополнительной литературе, а именно в школьном учебнике... А вот рисунков дикой моркови и свеклы там нет.

19. Наличие стерильных цветков характерно для соцветий…

А. Спиреи.
Б. Калины.
В. Сирени.
Г. Незабудок.
Д. Люпина.

Авт. Вопрос «на засыпку». Нужно или просто знать факты, или иметь возможность наблюдать развитие соцветий упомянутых растений. Хотя в занимательном чтении стерильные цветки калины – излюбленная тема…

Ред. Ну «на засыпку», так на засыпку – для олимпиады высокого уровня, надо полагать. Я много раз видел соцветия всех упомянутых растений, но как-то не задумывался над тем, есть ли в них стерильные цветки. И из «занимательного чтения» ничего для себя на эту тему не вынес.

20. Имеют приспособления для распространения водой семена…

А. Клена американского.
Б. Кувшинки снежно-белой.
В. Калины обыкновенной.
Г. Бузины красной.
Д. Бодяка огородного.

Авт. Вопрос на внимание: «имеют приспособления», а не просто «могут переноситься водой»!

Ред. Ну какое там внимание... Вполне приличный дополнительный вопрос, подразумевающий знание того, что кувшинка растет в воде. При условии единственного правильного ответа нет никакого смысла задумываться над «приспособлениями» – что в воде растет, то и отмечай...

21. Растительное масло в промышленных масштабах получают из…

А. Мака.
Б. Пшеницы.
В. Льна.
Г. Гороха.
Д. Клюквы.

Авт. Вопрос тоже можно назвать вопросом повышенной сложности. На бытовом уровне легко вспоминается масло подсолнечника, возможно, кукурузы и арахиса. Потом приходит мысль о том, что все семена содержат повышенное количество масла по сравнению с другими частями растения. Но спрашивается-то – «в промышленных масштабах»! Ну и конечно, вспоминая пищевые масла, забывают о технических…

Ред. В данном случае, напротив, мне – «на бытовом уровне» – хорошо знакомо словосочетание «льняное масло». Но в любом случае из пяти названных растений в учебнике рассказывается – как о культурных – только о двух. Так что даже в качестве дополнительного вопрос не пойдет – только на викторине.

22. Сырьем для промышленного получения синтетического каучука в нашей стране были растения…

А. Пшеницы.
Б. Кок-сагыза.
В. Рапса.
Г. Кукурузы.
Д. Гречихи.

Авт. Вопрос – на внимание. Каучук синтетический – поэтому кок-сагыз отпадает, и вовсе не по причине неэкономичности. Сырьем для получения синтетического каучука является пшеничный спирт…

Ред. Действительно, хороший вопрос на внимание – кок-сагыз должен быть отброшен, потому что из него получают натуральный каучук. Правда, для ответа нужно иметь представление о технологии производства каучука и этилового спирта – так что вопрос применим только в викторинах в старших классах (или уж на уроке химии). Кстати, кроме внимания, здесь нужна и общая эрудиция – для технических целей в настоящее время используется синтетический или гидролизный спирт, а в довоенные годы – наиболее дешевое пищевое сырье. Пшеница будет правильным ответом исключительно в пределах приведенного списка.

23. К семейству бобовых относится…

А. Ива.
Б. Спирея.
В. Облепиха.
Г. Акация.
Д. Черемуха.

Авт. Вопрос – простой. Конечно, для тех, кто эти растения хоть раз видел…

Ред. Я много раз видел их все – но к каким семействам относятся четыре из названных видов, с уверенностью сказать не берусь. И в школьном учебнике этой информации нет – за исключением правильного ответа: акация (белая акация) упомянута в описании семейства бобовых. Так что формально вопрос можно использовать и для проверки знаний, хотя лучше, конечно, как дополнительный.

24. Сырьем для промышленного производства спирта служат…

А. Желуди.
Б. Корневища рогоза.
В. Плоды ряски.
Г. Корни одуванчика.
Д. Клубни картофеля.

Авт. Вопрос – на внимание. «Для промышленного производства», а не просто – из каких растений можно получить – ясно, что можно даже из ряски…

Ред. В отличие от вопроса о синтетическом каучуке, этот, наверное, можно использовать и при изучении курса ботаники («Грибы») – причем в качестве достаточно простого, но, разумеется, дополнительного.

25. Экономически оправдано в настоящее время получение натурального каучука из…

А. Кок-сагыза.
Б. Одуванчика лекарственного.
В. Осота.
Г. Чистотела.
Д. Гевеи.

Авт. В формулировке вопроса важны, как всегда, все условия – и «промышленное», и «в настоящее время», и «экономически оправдано». Хотя все упомянутые растения содержат млечный сок…

Ред. Про экономическую оправданность и состав млечного сока 6–7-классники вряд ли сообразят, но про каучуковое дерево гевею, наверно, слышали. А большего для правильного ответа и не требуется. Простой вопрос для викторины. Только, как и в случае с семенами дуба (6) и плодами какао (17), стоило ли огород городить – спроси просто: из сока какого растения получают каучук, да приведи список экзотических, но известных видов – результат тот же самый, только отвечать ребята будут с большим интересом и осмысленно.

26. Ферментация в кишечнике птиц повышает всхожесть семян…

А. Подсолнечника.
Б. Фасоли.
В. Гречихи.
Г. Рябины.
Д. Кукурузы.

Авт. Вопрос – на наблюдательность. Все семена, кроме рябиновых, крупные, с тонкой кожурой, и большинством птиц измельчаются либо клювом, либо песком в желудке, следовательно, перевариваются, и о всхожести не может быть и речи. Остается рябина. Но и здесь есть исключение: если семена рябины попадут в желудок не какой-нибудь абстрактной свиристели, дрозда или сороки, а вполне конкретного снегиря – прощай навеки! Снегирь питается именно семенами, он специально вылущивает их из ягод, часто оставляя мякоть висеть на дереве, и прекрасно их переваривает, часто предварительно раздавив толстым клювом.

Ред. Все перечисленные растения, кроме рябины, являются сельскохозяйственными культурами, выращиваемыми в промышленном масштабе. Это их-то – да через птичий кишечник? К программе вопрос не имеет никакого отношения, для викторины – слишком прост.

27. Высокое давление, создающееся при набухании, может стать причиной аварии при морских перевозках в открытых трюмах семян…

А. Кокоса.
Б. Пшеницы.
В. Гороха.
Г. Кофе.
Д. Грецкого ореха.

Авт. Все семена при набухании создают немалое усилие, но горох в этом смысле рекордсмен – известны случаи разрушения корпуса судов при попадании воды в трюмы с горохом. Факт просто надо знать, но в дополнительной литературе по биологии он обычно упоминается.

Ред. Мне лично – не попадался... Но если эту историю действительно можно прочесть в нескольких книгах – хороший вопрос для викторины.

28. Основным сырьем для производства пива служат проростки…

А. Пшеницы.
Б. Ячменя.
В. Проса.
Г. Риса.
Д. Овса.

Авт. Вопрос для любителей пива. Мигом поставит на место – грешно не знать, из чего делается любимый напиток!

Ред. Рекламный ролик: шестиклассники старательно расставляют галочки в предложенных тестах. Патлатый мальчик на последней парте прихлебывает пиво из горлышка и плюет в потолок. Потом смотрит на этикетку на бутылке и быстро ставит нужную галочку. Слоган – «Пиво “Ячменный колос” – вкус победы!»
На самом деле, неплохой вопрос для викторины (в учебнике пиво в рассказе о ячмене не упоминается) – чтобы ответить на него, не обязательно пить пиво самому, достаточно видеть рекламные ролики... Только я бы добавил в вопрос «наиболее распространенных сортов» – потому как если углубиться в курс пищевой технологии, да еще с историей...

29. Экологически чистым упаковочным материалом для электронной аппаратуры после соответствующей обработки могут служить семена…

А. Кукурузы.
Б. Подсолнечника.
В. Гороха.
Г. Горчицы.
Д. Банана.

Авт. Ответ на этот вопрос упоминается в популярной литературе по ботанике. Мы же столкнулись с ним на своем опыте – кукурузные палочки, только без масла и сахарной пудры. Еще бывает дутый рис. Иногда это оказывается дешевле пенопласта, но в отличие от него, полностью утилизируется.

Ред. Мне этот факт в популярной литературе не попадался. Речь, видимо, идет об амортизирующей прокладке, изолированной от предмета упаковки. Занятный вопрос для какого-нибудь конкурса эрудитов – к ботанике он имеет мало отношения.

30. Не имеет смысла выводить бессемянные сорта…

А. Яблони.
Б. Винограда.
В. Кокоса.
Г. Банана.
Д. Персика.

Авт. Нетрудно сообразить, что у кокоса, в отличие от других упомянутых растений, едят именно семена…

Ред. Трудно. У всех перечисленных растений собирают плоды. Для того, чтобы удостовериться, что съедобная часть кокоса – это именно часть семени (эндосперм), а не какая-либо окружающая семя ткань вегетативного происхождения, мне пришлось изрядно покопаться в справочниках. Так что вопрос сложный, олимпиадный. Но действительно хороший – требуется и знание ботаники, и сообразительность.

31. В период цветения, как правило, не имеет корней…

А. Гладиолус.
Б. Тюльпан.
В. Хохлатка.
Г. Подснежник.
Д. Безвременник.

Авт. Факт просто надо знать. Или быть садоводом-любителем. Но безвременник – растение действительно интересное, его есть смысл упомянуть при изучении семейства лилейных как сборник исключений.

Ред. Чтобы использовать этот вопрос как проверочный, необходимо предварительно рассказать ученикам не только о безвременнике, но и о всех остальных упомянутых видах. Или изменить формулировку на «Имеет ли безвременник корни во время цветения?» Без рассказа же о безвременнике вопрос не стоит выносить и на викторину – слишком уж специфический и малоизвестный факт в нем затрагивается.

32. Насекомые-опылители необходимы для завязывания плодов…

А. Лещины.
Б. Дуба.
В. Березы.
Г. Клевера.
Д. Ивы.

Авт. Среди ветроопыляемых растений клевер действительно выбивается из общего ряда. Хотя нельзя отрицать роль пчел и шмелей в опылении ив (это – самый ранний весенний медонос) и других ветроопыляемых растений.

Ред. «Цветки ив имеют 1–3 маленькие медовые железки (нектарника) ... пыльца ив липкая и опыление осуществляется насекомыми» – «Жизнь растений», т. 5(2), с. 81. Так что, наверное, да – не стоит «отрицать их роль». А стало быть, вопрос становится некорректным, несмотря на оговорку «необходимы». Надо менять либо список видов, либо формулировку. В очередной раз – может, проще напрямую спросить то, что мы хотим спросить? В данном случае, очевидно, о том, знают ли дети о наличии у клевера специфических опылителей.

33. Двудомными являются растения…

А. Лимона.
Б. Черешни.
В. Облепихи.
Г. Липы.
Д. Шиповника.

Авт. Беглый взгляд на растения облепихи в начале осени сразу скажет даже начинающему ботанику, что эти растения двудомные (если начинающий ботаник, конечно, знаком с этим термином).

Ред. А беглый взгляд на другие растения? Да, облепиха – достаточно известный пример, но только для садоводов. Кто знает – укажет ответ методом исключения. А кто не знает? Сведения об обоеполости цветков шиповника и черешни можно почерпнуть из характеристики розоцветных в учебнике. А как быть с липой и лимоном? Нет, вопрос явно неудачен.

34. Цветки и зрелые плоды одновременно можно увидеть на…

А. Рябине обыкновенной.
Б. Шиповнике морщинистом.
В. Дубе черешчатом.
Г. Лещине обыкновенной.
Д. Бересклете бородавчатом.

Авт. Вопрос на наблюдательность. Имеется в виду явление вторичного (осеннего) цветения, обильного и регулярного у шиповника морщинистого, в теплые годы даже успевает созреть второй урожай. Хотя нельзя исключить возможность повторного цветения и других упомянутых видов, для них это явление несоизмеримо более редкое.

Ред. Вопрос для викторины. Сочетание цветков и плодов на шиповнике, так же как и отсутствие такого сочетания на рябине, действительно, должно быть знакомо наблюдательному человеку. Главное – растения эти достаточно распространены, их цветы и плоды привлекают взгляд. Дуб и лещину можно отбросить, принимая во внимание, что они дают один урожай в год (хотя, кто его знает – может он и цветет там, наверху, до осени?), а вот бересклет, несмотря на удивительную красоту плодов, известен мало. Для более осмысленного ответа его стоило бы заменить (да и дуб с орешником тоже) растениями, для которых хорошо известны и цветы, и плоды, а не только что-то одно.

35. Самое маленькое цветковое растение – это…

А. Мятлик однолетний.
Б. Василисник малый.
В. Звездчатка средняя.
Г. Ряска малая.
Д. Вольфия плавающая.

Авт. Вопрос для аквариумистов-любителей (вольфией часто подкармливают травоядных рыбок). Правда о том, что это растение цветковое (из семейства рясковых), знают немногие – имеет смысл упомянуть о нем при изучении разнообразия растений.

Ред. Вопрос хороший, хотя, конечно, не проверочный, а олимпиадный. Вся информация, связанная с «рекордами» («самый большой», «самый быстрый» и т.д.), – обычно хорошо представлена в дополнительной литературе, и считается необходимой для человека, претендующего на углубленное знание предмета. Аквариумист же может и вообще не знать, что та зеленая крупа, которую он, купив, бросает в аквариум – живые растения. Только вот василисник, он же василистник (Thalictrum), я бы заменил на что-то более популярное – само отсутствие устоявшегося русского названия говорит о малой известности этого, пусть и распространенного, травянистого растения.

36. У дикой яблони колючки являются…

А. Видоизмененными побегами.
Б. Видоизмененными листьями.
В. Выростами эпидермиса.
Г. Побегами растений-паразитов.
Д. Видоспецифическими органами.

Авт. Вопрос обычно не вызывает затруднений, если ученик знаком с темой «Разнообразие побегов». Этот пример обычно приводится.

Ред. Описание колючек яблони мне не встречалось никогда. Широкоизвестный пример – колючка боярышника, растения того же семейства, к тому же близкого к яблоне. Проассоциировать два эти растения и сделать правильный вывод – задача не из легких. Так что это хороший вопрос для олимпиады довольно высокого уровня. Только, конечно, пункт «Д» надо убрать – под этой формулировкой можно понимать все что угодно, в том числе и «видоизмененные побеги дикой яблони».

37. Самая большая почка – это…

А. Корнеплод кормовой свеклы.
Б. Кокосовый орех.
В. Кочан капусты.
Г. «Ведьмина метла».
Д. Кап.

Авт. Вопрос на знание морфологии. Две последние позиции – это совокупность многих почек, а первая явно уступает в размере даже среднему кочану – при размере корнеплода до 1,5 м почечка-то маленькая!

Ред. Неудачный вопрос. Ответы должны быть, по крайней мере однозначными. Кап – ненормальное разрастание тканей, «ведьмина метла» – омела, паразитическое растение. Возможно, автор имел в виду, что и кап, и омела содержат много почек, а может быть, использовал другие толкования этих слов. О кочане капусты в популярных изданиях действительно, иногда пишут, как о почке – и тот, кому попадались эти строки, укажет «правильный» ответ. Но для описания кочана можно подобрать и другие определения – и они тоже будут правильными...

38. Однолетним растением является…

А. Морковь.
Б. Земляника.
В. Элодея канадская.
Г. Колокольчик раскидистый.
Д. Лютик ползучий.

Авт. Из всех упомянутых растений только колокольчик – по-настоящему однолетний, вегетация отдельных особей заканчивается задолго до осенних заморозков. Его срок жизни, по-видимому, регулируется гормонально: после созревания семян растение погибает. Многие же другие растения, которые мы привыкли считать однолетниками – календула, бархатцы, томаты, – на самом деле погибают исключительно из-за неблагоприятных условий среды – холода, низкой освещенности, болезней. В более южных районах (Крым, Кавказ) календула – это многолетнее растение. Томат можно много лет выращивать на окошке, если обеспечить ему достаточное количество света зимой. Поэтому выбор «правильного» однолетника – дело совсем не простое!

Ред. Неудачный вопрос. Морковь и земляника отпадают сразу, они достаточно известны. От наблюдательного и умеющего анализировать ученика можно ожидать и исключение лютика – как-никак это одно из раннецветущих растений, вряд ли оно успевает развиться из семечка так быстро. А вот знание жизненного цикла элодеи в природных водоемах и колокольчиков – это уже для специалистов, и вряд ли кто-то из проверяющих сможет эти циклы описать, не покопавшись предварительно в литературе.

39. Сырьем для промышленного производства вискозного волокна является…

А. Древесина ели.
Б. Стебли конопли.
В. Листья агавы.
Г. Кора липы.
Д. Млечный сок одуванчика.

Авт. Важны все условия, особенно – «промышленное». Ведь теоретически можно получить вискозное волокно из любых целлюлозных волокон…

Ред. См. примечание к вопросу 22. Давайте сначала узнаем, что такое вискозное волокно и как его делают. Тогда станет ясно, что к ботанике этот вопрос имеет мало отношения...

40. Приспособления для прикрепления к шерсти животных, есть у плодов…

А. Одуванчика.
Б. Подсолнечника.
В. Колокольчика.
Г. Тополя.
Д. Гравилата.

Авт. Как всегда «на сладкое» – маленькая изюминка. Ведь сказано же в условии – «приспособления»! А то мне приходилось видеть собаку, усыпанную пушинками одуванчика – чем не распространитель?

Ред. Неудачный вопрос – особенности строения плодов гравилата в школьном курсе не рассматриваются, а сами эти плоды не столь известны, как, скажем плоды лопуха или череды. На викторине же ответ подбирается методом исключения – семечки, пух одуванчика и и тополя известны, «колокольчик – ну он же такой милый, какие там цеплялки... Гравилат – никогда не видел, но больше некому...»

Ответы: 1 – Г; 2 – В; 3 – Б; 4 – Д; 5 – Б; 6 – А; 7 – Б; 8 – В; 9 – Г; 10 – Д; 11 – А; 12 – В; 13 – Д; 14 – Б; 15 – А; 16 – Г; 17 – Д; 18 – В; 19 – Б; 20 – Б; 21 – В; 22 – А; 23 – Г; 24 – Д; 25 – Д; 26 – Г; 27 – В; 28 – Б; 29 – А; 30 – В; 31 – Д; 32 – Г; 33 – В; 34 – Б; 35 – Д; 36 – А; 37 – В; 38 – Г; 39 – А; 40 – Д.

Рисунок А.Проскурина

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru