Н.Ю. ХВОИНКА

Новогодняя ёлка

О елке чудесной в наряде прелестном
Мы вам представляем рассказ...
О сказках былого и сути иного
Пусть он информирует вас..

Самые долгожданные и красивые праздники – Новый год и Рождество. В каждой квартире, в витринах всех магазинов, на площадях и в театральных залах стоят удивительные лесные красавицы – елки, украшенные всевозможными, порой самыми невероятными и чудесными, игрушками, яркими гирляндами и сверкающими лампочками. Это время сказочных приключений и самых приятных подарков, которые традиционно кладут «под елочку». Но почему именно это дерево стало символом Нового года и Рождества? Откуда пришел к нам этот обычай?

Оказывается, все началось в Германии, много-много лет тому назад. Древние германцы считали ель деревом верховного бога Водана и по традиции в период зимнего солнцестояния подвешивали ветви ели к потолку в своих домах – чтобы отогнать ведьм и злых духов. Постепенно еловые ветви стали заменяться целым деревом, которое, однако, не ставили на пол, как сейчас, а все так же подвешивали к потолку, причем за корень. Такое положение дерева, с одной стороны, символизировало солнце, которое посылает свои лучи и силу Земле, а с другой – подвешенное за корень дерево означало, что земное является отражением небесного и что высокое может опуститься, а низкое – подняться.

С зимним солнцестоянием и празднованием возрождения солнца связаны еще омела и остролист, которые, подобно ели, остаются зелеными тогда, когда другие растения «умирают». Именно поэтому они и считались наделенными волшебной силой.

Но вернемся к ели. С принятием христианства языческая символика и обряды были запрещены, но не искоренены полностью. Ель продолжали приносить в дом в зимние месяцы как дань старым традициям. А в XVI в., когда в Западной Европе, и особенно в Германии, от католичества в ходе Реформации отделилось протестантство, большая часть традиционной символики стала заменяться новой, ель приобрела новую роль – роль Рождественского дерева. Скорее всего именно тогда появились легенды о ее христианском происхождении.

Одна из таких легенд гласит, что в XIII в. английский рыцарь – святой Винифред, покинув свою прекрасную родину, пришел в дикую лесистую Германию чтобы проповедовать германцам слово Божие. В холодную зимнюю ночь увидел он на опушке леса большую толпу людей, поклонников Тора, которые стояли вокруг священного дуба – «дерева грозы» и готовились к человеческому жертвоприношению в честь «Смерти солнца». В тот момент, когда жертву должен был поразить удар, святой Винифред поднял обреченного. Им оказался прекрасный ребенок. Несколькими взмахами могучей руки Винифред срубил священный дуб. Когда же вековое дерево упало, глазам присутствующих предстала росшая позади него и как будто возродившаяся на месте старого дуба молодая елка – нежная и стройная. Винифред обратился к германцам и сказал им: «С этой ночи да будет эта маленькая елка для вас священна; она дерево мира, потому что из него вы строите ваши жилища, она символ вечной жизни, так как ее ветви всегда зелены; она возвышается к небу и будет называться деревом «Младенца Бога»». Елка была тогда срублена и с почетом и торжественными церемониями перенесена в селение, именно с той поры каждый год в известную пору она стала служить украшением жилища древних германцев.

Что же касается других стран Европы, то традиция на Рождество украшать дома елкой появилась, вероятно, в начале XVI в. Первое документальное свидетельство о новом обычае относится к 1521 г., когда власти французского города Селеста поручили леснику срубить для них елку. И уже к середине века этот обычай настолько полюбился, что елки стали устанавливать почти в каждом доме. А отцам того же города Селеста уже в 1555 г. пришлось ввести штраф за порубку леса.

В XVII в. в крупном городе Эльзаса – Стасбурге (что находится недалеко от города Селеста) уже устанавливалось множество рождественских елок, украшенных облатками, – символами спасения, яблоками – символами плодородия, бумажными розами и разнообразными сладостями. С 1737 г. рождественское дерево стали украшать обрезками бумаги и разнообразной мишурой, а в 1775 г. на лесную красавицу даже подвесили посеребренные и позолоченные картофелины!

В 1815 г. елку впервые украсили свечами, а с 1850 г. вошли в моду стеклянные украшения. Их появление в какой-то мере было вынужденным. Дело в том, что этот год был засушливым и настоящие яблоки и орехи не уродились, вот и пришлось их заменить искусственными. На вершине елочки иногда прикрепляли свечку, иногда Рождественского Ангела или Вифлеемскую звезду. Однако бывало, что красивая верхушка зеленого деревца оставалась свободной.

Елка победно шла по разным странам, завоевывая все больше поклонников. Правда, в какой-то момент у рождественского дерева появился конкурент – пирамида. Обычай изготавливать рождественские пирамиды появился, по-видимому, в Саксонии. В 1810 г. пирамиды уже украшали улицы и площади Берлина, а в 1825 г. они появились и в Гамбурге. Рождественская пирамида представляла собой весьма замысловатое двух- или трехэтажное сооружение, украшенное цветной мишурой, бумажными цветами, позолоченными шишками, веточками вечнозеленых деревьев (в том числе и ели), фонариками и свечами. На вершине пирамиды прикрепляли либо особо крупную шишку, либо куклу, а внизу располагались гипсовые или восковые фигурки, изображавшие сценки рождения Христа. Там же, у основания пирамиды, клали и подарки для детей.

Но елка победила свою конкурентку, и к началу XX в. практически вытеснила ее с арены Рождественского и Новогоднего действа.

А как новогодняя елка появилась в России? Часто встречается утверждение, что это она пришла к нам после указа Петра I от 15 декабря 1699 г. Однако это не совсем так. Указ предписывал украшать дома не только елками и ее ветками, но и ветками сосны и можжевельника, судя по всему – в виде гирлянд. Таким образом, речь шла о вечнозеленых деревьях – символах вечной, не умирающей жизни, а не конкретно о рождественской елке.

И как всегда было в России, указ сначала выполнялся весьма старательно, а после смерти Петра был забыт. Исключением были питейные заведения, крыши которых каждый Новый год украшали елками. Причем их там оставляли до следующего Нового года и только тогда заменяли свежими. В сознании людей кабак был так прочно связан с вечнозеленым деревом, что даже сложились пословицы и поговорки: «Идти под елку», «Елка (читай – кабак) чище метлы дом выметает».

Еще в 1900 г. в сатирических разделах газет можно было прочитать забавные стихотворения типа:

Привез мужик елку,
Елку продал;
А зашел «под елку»,
Деньги пропил.

Именно отсюда пошли и некоторые названия старых трактиров, которые сейчас порой возвращаются на улицы наших городов – например «Елки-палки».

А как самостоятельный атрибут Рождества елка пришла в Россию в начале XIX в. – и к концу 1830-х гг. уже была непременным атрибутом Рождественского праздника.

Интересно, что в эти времена уже можно было купить красиво украшенную елку – но только... в кондитерских. Стоили эти елки весьма дорого – от 20 до 200 рублей! Но зато были удивительно хороши. На них можно было увидеть замечательные игрушки: крохотные яркие сундучки с подарками, китайские фонарики, корзиночки, куколки, шары и многое-многое другое.

Кондитерские заведения в России перестали быть единственным местом организованной продажи новогодних елок только в конце XIX в., когда в Санкт-Петербурге появился первый елочный базар. Сначала он находился в центре города – вдоль Невской линии «Гостиного двора», а позже, в 1898 г., был перенесен на Петровскую площадь.

Первые публичные елки были установлены в 1851 г. в Москве в зале Благородного собрания, на детском празднике в пользу женских частных школ, и в Санкт-Петербурге, в «Пассаже» и на Екатерингофском вокзале. И практически сразу рождественский праздник для детей с раздачей подарков стали называть «елкой». В Санкт-Петербурге самые большие елки для детей устраивали в Аничковом дворце и в зале Дворянского собрания. Чего там только не было: и катальные горки, и карусели, и базары детских игрушек, и лотереи... Николай II, будучи еще наследником престола, а затем и императором, очень любил «елки» и был непременным участником многих публичных и семейных «елок».

В 1882 г. американец Э.Джонсон предложил использовать для украшения елки электрическое освещение. И уже в 1897 г. праздничная елка в Царскосельском манеже сверкала электрическими огнями.

Новогодняя елка покорила Россию, но только города и господские имения. В деревнях ее не принимали до конца XIX в. Но затем она вошла и в крестьянские дома, и даже в православные храмы, которые теперь во время Рождественской службы также украшены елками, правда не наряженными.

Наш рассказ о Новогодней и Рождественской елках хочется завершить очаровательным стихотворением В.В. Князева:

О, дайте нам елку, волшебную елку
С гирляндами пестрых огней;
Заставьте томиться, заглядывать в щелку,
Гореть у закрытых дверей.

Ведь ожидание, как и сам праздник, является самым чудесным временем в нашей жизни!

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru