КОПИЛКА ОПЫТА

Л.П. ШИПУК,
учитель биологии Ватутинской школы,
Московская область

Организация образовательной инициативы учащихся в рамках школьного эксперимента

В содержательную основу развития российской системы образования входит идея восстановления естественной связи человека с природой и расширения его миропонимания до планетарного уровня. Именно этой идее служит наш школьный эксперимент по непрерывному эколого-экономическому и правовому образованию.

Основой нашей концепции является использование проблемно-поисковых форм работы. Деятельность педагога направлена на развитие личного интереса ученика, связанного с выявлением экологических проблем и путей их решения, прогнозированием экологических ситуаций.

На определенном этапе изучения экологии у учащихся родилась идея самим написать учебник по этому предмету. При обсуждении его содержания и формы решили, что учебник должен быть рассчитан на младших школьников и содержать не только известные факты и сведения, но и собственные исследования, гипотезы и предложения учащихся.

В написании учебника приняли участие около 30 учащихся 7–11-х классов. На каждую главу все авторы писали рецензии, оценивая, интересна ли данная глава, понятно ли ее изложение, что надо в ней изменить. Необходимую информацию находили в книгах, Интернете, периодической печати. Самостоятельно составляли тесты, анаграммы, головоломки, зашифрованные слова и тексты. Каждый автор внес посильный вклад в написание учебника. И вот что получилось.

Введение в экологию

Оглавление

Глава 1. Страничка Матушки-Земли – планеты нашей.

Глава 2. В природе все неповторимо и взаимосвязано.

Глава 3. Слово Комочка почвы и Почвы.

Глава 4. Печальная песня нефти.

Глава 5. Слово молекулы кислорода и подмосковного воздуха.

Глава 6. Слово капельки воды и подмосковной воды.

Глава 7. Слово деревьев и трав.

Глава 8. Слово животных.

Глава 9. Размышления Большого Совета о Человеке и человеке.

Глава 10. Слово человека.

Ниже приведены две главы из учебника.

Глава 3. Слово Комочка почвы и Почвы

Черненький комочек почвы слушал, о чем говорят дождевые черви. Дождевые черви были путешественниками и многое знали. Ненадолго поднимаясь на поверхность земли к Солнцу, они попадали в другой мир. Черви путешествовали к Солнцу после дождя, когда вода проникала во все поры почвы, и им не хватало кислорода. О, это были незабываемые путешествия.
От червей комочек узнал, что почвы бывают белые, красные, черные, серые, синие. Удивлялся комочек, как же такое может быть? И вот что он узнал.
Окраска почвы зависит от наличия в ней гумуса и других химических соединений.
Черный цвет почве придает гумус. Гумус – это темно окрашенное органическое вещество почвы, образующееся в результате биохимического разложения растительных и животных остатков. Гумуса много в черноземах. Черненький комочек был частью почвы, относящейся к черноземам.

Почва – это верхний плодородный слой земли (чем больше в почве гумуса, тем она плодороднее)

Белый цвет характерен для подзолистой почвы. В подзолистых почвах органического вещества накапливается меньше, чем на черноземных почвах. Подзолистые почвы находятся в зоне обильных осадков. Подкисленные воды просачиваются сквозь почву, увлекая за собой органическое вещество и некоторые минеральные элементы. Поэтому у почв еловых лесов под тонким слоем гумуса расположен белесый промытый слой.
Красный цвет характерен для красноземов. Этот тип почв содержит большое количество оксидов железа, алюминия, марганца, кремнезема.
Синий цвет характерен для болотных почв, в которых много синей глины.
Черненький комочек очень любил корни растений. Он кормил их, сохранял и отдавал им влагу. Любить для него – значило отдавать. Комочек знал, что растения очень благодарны: все, что они взяли (и даже больше), они вернут. Поэтому-то почва и живет долго-долго. Черненький комочек знает: растения больше всего любят азот, фосфор, калий. Некоторые другие элементы тоже обязательно нужны растениям, но в очень малых количествах.

Дождевой червь

Дождевой червь

Узнал комочек и о том, что все почвы являются средой обитания для многих беспозвоночных животных. Дождевые черви, почвенные клещи, трипс, протура, личинки майского жука и многие другие животные находят в почве пищу и дом. Они принимают участие в почвообразовании. Дождевые черви улучшают структуру почвы, в результате способность почвы к воздухообмену и удержанию воды увеличивается. Почвы становятся плодородными за счет отмерших животных и растений.
Значит, главные функции почвы как природного компонента – это среда обитания живых организмов и почвенное питание растений.
Почва рассказала маленькому комочку: «Плодородный слой земли – это самое ценное, что есть у людей. Мы, почвы, кормим растения, храним их семена. Без нас не было бы такой разнообразной жизни на поверхности Земли, а была бы жизнь только в морях и океанах».

Почвенный разрез

Почвенный разрез

– Люди, вероятно, нас очень любят и ценят, заботятся о нас, – сказал маленький черный комочек.
– Нет, не совсем так, – возразила почва, – люди часто ведут себя как неразумные существа: для устройства своей жизни берут то, что у них под рукой и под ногами, но при этом многое разрушают вокруг себя; строят себе дома, чтобы прятаться от Солнца, дождя, холода и ветра – и губят лес, почву. Иногда потом переживают, стихи пишут: «Леса предшествуют человеку, пустыни следуют за ним». Люди сильные, у них много техники. Когда их тяжелые машины ездят по почве, ее структура нарушается. Загрязнение почвы, ее эрозия, вырубка лесов – все это следствие неразумной деятельности людей.
Почву загрязняют ртуть и ее соединения, железо, медь, цинк, свинец, нефть. В некоторых местах возле промышленных центров количество вредных веществ превышает их предельно допустимую концентрацию (ПДК).

Печальная песня нефти

Недавно в почву попала нефть и рассказала свою печальную историю.
Нефть – это источник энергии. В погоне за нефтью человек безжалостно теснит природу: вырубает леса, захватывает пастбища и пашни, загрязняет окружающую среду. Что таит в себе интенсивная добыча нефти? В 1939 г., например, жители городов Лос-Анджелес и Лонг-Бич почувствовали довольно ощутимые сотрясения поверхности Земли – началось проседание грунта над месторождением нефти, где велась интенсивная ее добыча. В последующие годы этого процесс усилился. Напуганные этими событиями, городские власти прекратили разработку месторождения до решения возникшей проблемы.
Не меньшую опасность таит в себе использование нефти в качестве топлива. При сгорании продуктов переработки нефти в атмосферу выделяются в больших количествах углекислый газ, различные сернистые соединения, оксид азота. Безрассудно загрязняет человек и водные бассейны планеты. Ежегодно в Мировой океан по тем или иным причинам попадает от 2 до 10 млн т нефти. Икринки многих рыб развиваются в приповерхностном слое, опасность загрязнения нефтью которого особенно велика. При концентрации нефти в морской воде 0,01–0,1 мл/л икринки погибают за несколько суток.

Нефть – это горная порода(черная маслянистая жидкость, способная гореть)

Источников поступления нефти в моря и океаны довольно много. Это аварии танкеров и буровых платформ, сброс балластных и очистных вод, принос загрязняющих компонентов реками. Однако доля танкерных аварий в нефтяном загрязнении моря сравнительно невелика. В 3 раза больше поступает нефти в воду и почву за счет промывки цистерн танкеров и сброса этой воды; в 4 раза интенсивнее загрязняют моря и океаны отбросы нефтехимических заводов, почти столько же нефти поставляют и аварии морских буровых установок. От всего этого гибнут тысячи водоплавающих птиц и морских животных. Что делать с этими «черными океанами»? Как спасти обитателей морей и океанов от гибели?

Нефтеносный район Западной Сибири

Нефтеносный район Западной Сибири

Однако в первую очередь надо спасать нефть. Что же такое нефть? Большинство специалистов придерживаются органической теории происхождения нефти из останков растительного и животного мира. Но существует и космическая гипотеза ее происхождения, высказанная В.Д. Соколовым в 1892 г. По мнению этого ученого, в составе первичного газопылевого облака, из которого образовалась Земля и другие планеты Солнечной системы, находились углеводороды. По мере формирования Земли они концентрировались в поверхностных слоях земной коры и постепенно образовали нефть.
Обе эти точки зрения интересны. Если принять гипотезу Соколова, то нефть представляет собой зародыш органической жизни на Земле. Если верить точке зрения об органическом происхождении нефти, то нефть – продолжение органической жизни, ее результат.
Нефть нельзя выкачивать из Земли только для того, чтобы сжечь. Человек слишком часто не задумывается над последствиями своего вмешательства в Природу.
Многие ученые выступали в защиту «черного золота», как часто называют нефть. Д.И. Менделеев считал, что сжигать нефть – это все равно, что растапливать печь ассигнациями. Американский ученый Ральф Лэпп писал: «Я считаю варварством сжигание уникального наследия Земли – углеводородов в форме нефти и природного газа. Сжигание этих молекулярных структур только для получения тепла следует считать преступлением».

Сжигание попутного газа

Сжигание попутного газа

Можно ли получить нефть искусственно? Можно, говорят ученые. Нефть можно получить из животных, из бурых и одноклеточных водорослей, из некоторых сортов лиан, из пальмового масла, из горной породы (горючие сланцы), но экономически это пока невыгодно.

Задание 1. Выбери правильный ответ.

1. Темноокрашенное органическое вещество почвы, образующееся в результате биохимического разложения растительных и животных остатков, – это:

а) клетчатка;
б) гумус;
в) крахмал.

2. Чем больше в почве гумуса, тем она:

а) менее плодородна;
б) более плодородна.

3. Главные функции почвы:

а) среда обитания для живых организмов;
б) питание растений;
в) среда обитания для живых организмов и питание растений.

4. Черная маслянистая жидкость, способная гореть, – это:

а) нефть;
б) почва;
в) торф.

Задание 2. Дополни схему.

Задание 3. Дополни схему.

Задание 4. Замените цифры буквами и отгадайте спрятанные слова.

49146 (гумус)

58073 (почва)

5273 (вода)

Запиши в словарик.

Гумус, почва, эрозия почв.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru