ОЛИМПИАДЫ , КОНКУРСЫ, КРОССВОРДЫ

В.В.ГРИЦЕНКО

Продолжение. Начало см. № 9/2003г.

Открытый лицей «Всероссийская заочная многопредметная школа»

Всероссийская заочная многопредметная школа – Открытый лицей ВЗМШ при МГУ им. М.В. Ломоносова объявляет очередной, 30-й набор на Биологическое отделение. Зачисление проводится на конкурсной основе по результатам вступительной работы. В конкурсе могут принять участие школьники, которые в этом учебном году занимаются в 8-м или 9-м классе, независимо от места проживания.
ВЗМШ высылает своим учащимся пособия и задания по разным разделам биологии и проверяет их работы. Обучение для восьмиклассников длится 3 года, для девятиклассников – 2 года.
Учащимся 8-х классов необходимо решить задачи 1-5, учащимся 9-х классов – задачи 4-8. В ответах можно использовать и факты, найденные в литературе, и собственные идеи. Просим для сведений, почерпнутых из книг, приводить ссылки на источники.
Работу следует выполнить на русском языке в тетради; на обложке укажите свою фамилию, имя, отчество, полный домашний адрес с индексом, номер школы и класс, в котором вы учитесь. Вместе с работой пришлите конверт с маркой и заполненным адресом (для отправки вам решения приемной комиссии).

Работа должна быть отправлена не позднее 30 апреля 2003 г.

Наш адрес: 119823, Москва, ГСП, МГУ, ВЗМШ-Биология, конкурс.

Вступительное задание*

1. Опишите как можно больше особенностей строения, образа жизни и поведения разных птиц, связанных с заботой о потомстве.

2. Далеко не все тропические и субтропические растения могут стать комнатными (т.е. успешно выращиваться в домашних условиях в удаленных от экватора широтах). С какими причинами может быть связана сложность или невозможность «приручения» таких растений?

3. Представьте себе, что рядом с вашим домом (или дачей) есть старый пруд, и вы решили составить максимально полный список обитающих в нем живых организмов. Какие действия следует для этого предпринять? Обоснуйте их необходимость и достаточность.

4. Как вы думаете, какие функции в живых организмах могут осуществлять клетки, форма которых: а) почти шарообразная; б) плоская и широкая; в) вытянутая в длину и узкая; г) с торчащими отростками? Постарайтесь придумать как можно больше разных функций и для каждой функции напишите, почему для ее осуществления необходима именно такая форма клеток.

5. Юный натуралист Шурик прочитал, что гусеницы бабочек-белянок встречаются только на растениях из семейства Крестоцветные. «Как же так, – подумал Шурик, – далеко не каждый школьник справится с определением растения до семейства, а значительно менее мозговитые насекомые ухитряются это делать…» Какие эксперименты мог бы поставить Шурик, чтобы узнать, как белянкам удается обитать только на растениях из семейства Крестоцветные?

6. Перечислите различные механизмы, из-за которых деятельность человека может приводить к вымиранию видов животных и растений. По возможности подтвердите примерами указанные вами механизмы.

7. В рекламе различных снадобий часто приводится утверждение: «Наш препарат – естественный продукт, участвующий в нормальном обмене веществ человека. Следовательно, он не может быть вреден». Справедливо ли это? Ответ обоснуйте, по возможности приведите примеры.

8. Классическим примером, позволяющим изучить многие закономерности перехода к многоклеточности, является вольвокс. Среди вольвоксовых встречаются и одиночные организмы, и небольшие колонии, и скопления из десятков тысяч особей. Объясните, какие преимущества получают клетки, входящие в состав колонии вольвокса, по сравнению с клетками, обитающими поодиночке.

Продолжение следует


*Во вступительном задании использованы материалы Всероссийской биологической олимпиады учреждений дополнительного образования и Биологической олимпиады школьников МГУ

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru