КОПИЛКА ОПЫТА

О.В. ПОПОЛИТОВА,
зам. директора Марьинской школы
Нерехтского р-на Костромской обл.

Учим ребят делать жизнь красивой

Наша школа работает над созданием действующей модели «Школа – крестьянское хозяйство» на базе основной школы. Помимо изменений в учебном плане, введения специализированных курсов, мы ищем такие формы работы, которые могли бы помочь воспитанию у ребят потребности к эстетическому обустройству своего жизненного пространства (территории вокруг дома, ландшафтных пейзажей, надворных построек и т.п.).

Много внимания уделяем организованной практической работе. Наблюдения за ростом растений, борьба с вредителями, уход за посадками на учебно-опытном участке на уроках сельскохозяйственного труда или во время летней трудовой практики под руководством учителя – лучшая и эффективная школа агротехники. Полученные навыки правильного выращивания различных культур и оригинальные способы посадки дети используют затем дома и на личных участках вместе с родителями внедряют передовой опыт.

Эффективными и оригинальными формами работы по подготовке к сельскохозяйственному труду являются конкурсы. Дети очень любят соревноваться, получать публичную оценку своего труда, награды за победу и участие.

Вот некоторые из проведенных нами конкурсов: «Моя клумба», «Теплолюбивые культуры в условиях Нечерноземья Костромской области» («И у нас растут арбузы», «Чудо-дыня!», «Сладкий перец», «Баклажаны», «Огурчик», «Ранняя выгонка гиацинта» и др.), а также коллективные проекты: «Наша клумба – самая красивая», «Круговорот семян в природе» (получение семян астр).

Наряду с традиционными конкурсами в последнее время большой популярностью пользуется смотр-конкурс усадеб «Я – хозяин своего двора!». Конкурс проводим весной, когда сельские жители (по традиции или готовясь к празднику Святой Пасхи) наводят порядок дома и на территориях у своих дворов.

В школе создается организационный комитет, который разрабатывает положение о конкурсе, собирает заявки от желающих принять участие, проводит осмотр усадеб. В него входят координатор программы, представитель администрации школы, заместитель директора по воспитательной работе и обязательно дети – командиры классных коллективов (у нас в оргкомитет входят 9 человек: 3 взрослых, 6 детей (4–9-е классы). На доске объявлений вывешивается информация о смотре: сроки проведения, время подачи заявок, список оргкомитета, а также «Положение о конкурсе».

Положение о конкурсе

Приглашаем всех учащихся школы принять участие в традиционном весеннем смотре-конкурсе «Я – хозяин своего двора!»

Критерии оценки усадеб:

– чистота территории;
– порядок у хозяйственных построек;
– наличие декоративных уголков;
– состояние цветников;
– состояние зеленых насаждений (наличие плодовых и декоративных деревьев и кустарников);
– наличие мусорной ямы и ее обустройство.

Максимальная оценка по каждой позиции – 5 баллов, наименьшая – 0.

Смотр усадеб в деревнях Клетино, Панино, селе Есипово – 24 апреля с 15.00 до 18.00, в селе Марьинское – 25 апреля с 14.00 до 18.00.
Среди участников смотра-конкурса будут определены призовые места (1-, 2- и 3-е) в общем зачете и победители в номинациях «Самый лучший цветник», «Строим сами», «Самый красивый сад». Победителей и участников ждут памятные дипломы и призы!
Желаем всем участникам смотра-конкурса успехов в благоустройстве своих дворов, хороших оценок и победы!
Записаться в число участников конкурса можно у членов оргкомитета или классных руководителей.

Оргкомитет

Конечно, предполагается работа по привлечению к участию в конкурсе. Здесь не обойтись без помощи классных руководителей, членов родительского комитета, администрации села. В первый год проведения желающих принять участие было совсем немного – чуть больше 10 семей. Но уже на следующий год список значительно расширился.

Важно, чтобы дети и взрослые объективно и беспристрастно оценивали то, что видят. Можно предварительно провести с детьми экскурсию на образцовую усадьбу, а если таковой нет, то ознакомить их с литературой по дизайну крестьянской усадьбы. При проведении конкурса важно также правильно выбрать порядок посещения усадеб.

В назначенный день в школе дополнительно напоминают участникам конкурса о том, чтобы они встречали жюри в своих дворах. Каждому члену жюри выдается лист со списком участников и критериями оценок, где он лично выставляет оценки в ходе осмотра усадеб. Затем баллы по каждому участнику суммируются, после чего определяется победитель.

Итоги конкурса подводятся на общешкольном сборе. Каждому участнику вручается диплом, победителям – призы. Подбирая призы, стараемся, чтобы они соответствовали теме конкурса – это хозяйственный и садовый инвентарь, домашняя утварь, книги и календари для садоводов и огородников, семена и пр. В проведении конкурса мы нашли поддержку у Комитета по экологии муниципалитета города и района, сельской администрации – они помогают в приобретении призов. Итоги смотра-конкурса вывешиваются в школе, на центральной усадьбе, а в районной газете «Нерехтская правда» публикуется заметка о конкурсе с фотографиями .

В конце учебного года (в апреле–мае) в школе проходят программы продолжительностью 1–1,5 месяца, посвященные природе, ее охране, умелому землепользованию. В качестве примера приведу планы программ двух последних лет.

Программа «Земля – наш дом» (2000/01 учебный год)

  • Старт программы – презентация общешкольных дел, конкурсов.

  • Акция «Территория школы – самая чистая и уютная!»

  • Конкурс рисунков «Как прекрасна родная природа!»

  • Смотр-конкурс усадеб «Я – хозяин своего двора».

  • Научно-практическая конференция «Земля – наш дом».

В ходе программы прошли классные часы «Экологический КВН», «Путешествие в город Природоград», викторина «Знаешь ли ты?», брейн-ринг на экологическую тему, экскурсии в природу и др.

Завершала программу научно-практическая конференция «Земля – наш дом». В ее подготовке и проведении дети принимали самое активное участие. Цель конференции заключалась в том, чтобы показать, что в природе все взаимосвязано, очень ранимо и к ней нужно бережно относиться. Ребята получили новые сведения из области естествознания и экологии, приобрели навыки исследовательского труда, научились пользоваться справочной и научной литературой. По итогам конференции ребята должны были осознанно принять совместно выработанное решение конференции.

В течение 14 дней работало 5 исследовательских групп: «Экологическая» (птицы), «За здоровый образ жизни», «Как прекрасна земля!» (цветы), «Витаминная грядка», «Лес – наше богатство». Дети выбирали группу по своему желанию. У каждой группы был учитель – куратор из старшего звена и учитель начальных классов.

В конференции приняли участие гости из Комитета по экологии, известные спортсмены, представители сельской администрации. Дети выступали с сообщениями и рефератами. Каждая секция давала свои предложения в проект решения.

Программа «Природа» (2001/02 учебный год)

  • Старт программы – презентация основных мероприятий.

  • Конкурс среди классов по уборке школьной территории.

  • Посадка деревьев на Аллее дружбы.

  • Конкурс рисунков и сочинений на свободную тему.

  • Закладка опытов на учебно-опытном участке школы.

  • Экскурсии и походы по родному краю «Весна пришла!»

  • Смотр-конкурс усадеб «Я – хозяин своего двора».

  • Подведение итогов.

Успех этих общешкольных мероприятий будет заметнее, если информация не станет носить отвлеченный, чисто научный характер, а будет приближена к местным условиям, к опыту работы на земле, к грамотному ведению приусадебного хозяйства!

Будем рады, если среди читателей мы найдем единомышленников. Готовы обмениваться опытом, вместе решать проблемы воспитания сельских школьников.

Рисунки А.Проскурина

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru