КОПИЛКА ОПЫТА

Н.Л. ЧИБИСОВА,
учитель биологии гимназии № 1,
г. Сергиев Посад, Московская обл.

Окончание. См. No 15/2003

Индивидуально-групповая форма работы на уроках биологии в 7–11-х классах

(Методическая разработка)

11-й класс.

Тема урока: «Селекция растений, животных, микроорганизмов»

Литература: учебники (Биология. /Под ред. Ярыгина В.Н. – М.: Высшая школа, 1995; Общая биология./Под ред. Полянского Ю.И. – М.: Просвещение, 1995); Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А. Основы общей биологии.– С.-Пб.: Специальная литература, 1995; статьи из журнала «Биология в школе» разных лет.

1-й урок

Задания группам. Охарактеризуйте одно из направлений селекции.

  • 1 группа – селекция растений.

  • 2 группа – селекция животных.

  • 3 группа – селекция микроорганизмов.

2-й урок

Отчет групп о проделанной работе по следующему плану.

1. Биологические особенности организмов (животных, растений, микроорганизмов).
2. Классические методы селекции (конкретные примеры).
3. Новейшие методы (на конкретных примерах).
4. Перспективы развития.

В индивидуально-групповой форме работы можно использовать задания на обобщение фактического материала разных тем. Это сформирует необходимые умения и навыки, научит логически мыслить.

9-й класс.

Тема урока: «Обмен белков, жиров и углеводов. Водно-солевой обмен»

Работа проводится на основании материала изученных тем («Внутренняя среда организма», «Кровообращение», «Пищеварение», «Дыхание», «Покровы тела», «Выделение»).

Литература: учебник (Биология: Человек./Под ред. Батуева А.С. – М.: Просвещение, 1994).

1-й урок

Задания группам. Охарактеризовать, используя предложенный учителем план:

  • 1 группа – водно-солевой обмен;

  • 2 группа – обмен белков;

  • 3 группа – обмен углеводов;

  • 4 группа – обмен жиров.

2-й урок

Отчеты групп. Обобщение материала (взаимосвязь обменов белков, жиров, углеводов).

8-й класс.

Тема урока: «Экологические группы птиц»

Задания группам. Проанализировать условия жизни (разнообразие корма, укрытия, межвидовые отношения) и приспособления к жизни в этих условиях конкретной (вами предложенной) группы птиц, обитающих в лесу (1 группа), в степях (2 группа), на болотах (3 группа), на побережье пресных водоемов (4 группа). По плану, предложенному учителем, описать особенности птиц открытых воздушных пространств (5 группа).
Учащиеся не пользуются учебной литературой. Их задача – установить логическую связь понятий «условия жизни» и «приспособленность», используя уже имеющиеся знания. Продолжительность работы – 15 мин. Затем – отчеты групп, выводы, ответы на вопросы. Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся, подводит их к понятию «экологическая группа».
При индивидуально-групповой форме работы можно изучать новый материал с использованием подсказок.

8-й класс.

Тема урока: «Амфибии. Особенности внешнего строения»

Каждая из пяти групп учащихся получает набор карточек-подсказок. Примеры карточек.

Карточка № 3

1. Кожа сухая, имеет роговые чешуйки.
2. Кожа влажная, голая.
3. В коже нет желез.
4. В коже большое количество желез, выделяющих слизь.

Карточка № 4

1. Активны в любое время суток.
2. Активны днем.
3. Активны ночью.
4. Активны в течение всего года.
5. Наблюдается сезонная активность.

Учащиеся выбирают ответы на вопросы, поставленные учителем при объяснении материала, стараясь их обосновать. Учитель подсказывает, задает наводящие вопросы. Возможна работа в группах под руководством консультантов – учащихся, которые посещают дополнительные занятия по биологии.

11-й класс.

Тема урока: «Приспособленность организмов. Ее возникновение»

При работе используются коллекции насекомых, муляжи, модели, чучела птиц, учебники «Биология: Растения», «Биология: Животные».
Учитель подбирает каждой группе консультанта и проводит инструктаж.
Консультант организует работу группы, помогает систематизировать материал, готовит выступающего (сам не выступает!).
Общее задание группам. Раскрыть сущность разнообразных приспособлений, возникших у растений и животных в процессе эволюции.
Продолжительность работы – 15 минут.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru