ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Т.А.ЛОВКОВА,
Н.И.СОНИН

Продолжение. См. No 24/2003

Биология. Общие закономерности

Методическое пособие к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина (9-й класс)

Урок 17. Жизнь в палеозойскую эру

Задача. Изучить особенности проявления жизни на Земле в палеозойскую эру, выделив главные направления дальнейшей эволюции растений и животных.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний по следующим вопросам.

  • Назовите главные ароморфозы архейской и протерозойской эр.

  • Докажите на на конкретных примерах, что любой ароморфоз (фотосинтез, половой процесс, многоклеточность, двусторонняя симметрия) повышает интенсивность процессов жизнедеятельности организмов, обеспечивает им относительную независимость от факторов окружающей среды.

II. Изучение нового материала.

1. Климатические и геологические особенности Земли в палеозойскую эру (сообщение учащихся или рассказ учителя с элементами беседы, с использованием географических карт).

2. Развитие жизни в палеозойскую эру. (Рассказ учителя и самостоятельная работа учащихся с учебником по заполнению начатой на предыдущем уроке таблицы «Развитие органического мира на Земле» с последующим обсуждением результатов этой работы.)

3. Животный и растительный мир родного края в палеозойскую эру (сообщение учащегося).

4. Направления эволюции палеозойской эры (самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы 12).

Таблица 12. Направления эволюции в палеозойскую эру

Направление эволюции

Растения

Животные

Ароморфоз

 

 

Идиоадаптация

 

 

III. Задание на дом.

Проработать гл. 8.17 и записи в тетради, ответить на вопросы на с. 88. Подготовить сообщения (по желанию учащихся) «Климатические и геологические особенности Земли в мезозойскую эру», «Растительный и животный мир родного края в мезозойскую эру».

Урок 18. Жизнь в мезозойскую эру

Задачи. Изучить особенности проявления жизни на Земле в мезозойскую эру; продолжить формирование понятия «главные направления эволюции» на примере развития растительного и животного мира мезозоя.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний об особенностях развития растительного и животного мира в палеозойскую эру, умений анализировать конкретные примеры изменений, происшедших в эту эру у растений и животных, определять направление их дальнейшей эволюции.

II. Изучение нового материала.

1. Климатические и геологические особенности Земли в мезозойскую эру (сообщение учащихся или рассказ учителя с элементами беседы, с использованием географических карт).

2. Развитие жизни в мезозойскую эру. (Рассказ учителя и самостоятельная работа учащихся с учебником по заполнению таблицы «Развитие органического мира на Земле» с последующим обсуждением результатов этой работы; особое внимание уделяется влиянию изменений климата нашей планеты на ее органический мир.)

3. Животный и растительный мир родного края в мезозойскую эру (сообщение учащегося).

III. Закрепление знаний.

  • Какие особенности покрытосеменных растений обеспечили им преимущества в борьбе за существование?

  • Рассмотрите рис. 52 на с. 90 учебника. Примеры какого направления эволюции изображены на нем? Ответ поясните.

  • Какие ароморфозы обеспечили биологический прогресс пресмыкающихся в мезозойскую эру?

  • Какие ароморфозы обеспечили появление млекопитающих?

  • Какие ароморфозы обеспечили появление птиц?

(Обобщающая беседа.)

IV. Задание на дом.

Изучить гл. 8.18, ответить на вопросы на с. 92. Подумать над высказыванием: «В мезозойскую эру началась параллельная эволюция цветковых растений и насекомых-опылителей».
Подготовить сообщения (по желанию учащихся) «Климатические и геологические особенности Земли в кайнозойскую эру», «Движущие силы антропогенеза», «Ароморфозы, обеспечившие появление человека».

Урок 19. Жизнь в кайнозойскую эру

Задачи. Продолжить систематизировать знания о закономерностях развития жизни на Земле на примере кайнозойской эры, характеризуя важнейшие идиоадаптации растительного и животного мира.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний об особенностях развития растительного и животного мира в мезозойскую эру.

  • Приведите примеры основных ароморфозов мезозойской эры.

  • Как вы считаете, почему рептилии заняли господствующее положение в мезозойскую эру?

  • Почему в мезозойскую эру вымерли гигантские папоротники, древовидные хвощи, плауны, в морях – многочисленные беспозвоночные и морские ящеры, на суше – растительноядные динозавры, а затем и хищные.

  • Как вы понимаете высказывание: «В мезозойскую эру началась параллельная эволюция цветковых растений и насекомых-опылителей»

  • Почему млекопитающие, возникшие в мезозойскую эру, не могли конкурировать с хищными динозаврами? (Фронтальная или индивидуальная проверка знаний.)

II. Изучение нового материала.

1. Климатические и геологические особенности Земли в кайнозойскую эру. (Сообщение учащихся или рассказ учителя с элементами беседы с использованием географических карт.)

2. Развитие жизни в кайнозойскую эру. (Рассказ учителя, завершение работы по заполнению таблицы «Развитие органического мира на Земле».)

3. Движущие силы антропогенеза. (Сообщение учащихся.)

4. Ароморфозы, обеспечившие появление человека. (Сообщение учащихся.)

5. Соотношение направлений эволюции в кайнозойскую эру. (Рассказ учителя.)

Урок 20. Клеточная теория строения организмов

Задача. Изучить основные положения клеточной теории, одного из трех великих открытий XIX в. наряду с эволюционной теорией Ч.Дарвина и законом сохранения и превращения энергии, раскрыв ее значимость для доказательства единства живой и неживой природы.

Методические рекомендации

I. Повторение.

Понятие эволюции. Движущие силы эволюции и ее результаты. Основные направления эволюции растений. Основные направления эволюции животных. (Фронтальная беседа с использованием таблицы «Развитие органического мира» и геохронологической таблицы.)

II. Изучение нового материала. (Лекция.)

1. Клетка как элементарная частица живого организма – результат длительного процесса эволюции.

2. История развития учения о клетке (Р.Гук, 1664; М.Мальпиги, 1672; Б.Броун, 1831; А.Левенгук, ХVIII в.).

3. Клеточная теория Т.Шванна.

4. Современные положения клеточной теории и ее роль в развитии биологической науки.

III. Закрепление знаний об истории развития учения о клетке, основных положениях теории Т.Шванна и современной теории, их значении для развития биологической науки.

IV. Задание на дом.

Изучить гл. 9.19. Повторить строение клеток растений, животных, бактерий, грибов. Вспомнить, как устроены вирусы и бактериофаги.

Раздел 2. Структурная организация живых организмов

Урок 21. Цитология – наука о клетке

Задачи. Сформировать представление о цитологии как науке о строении, функциях, химической организации клеток организмов различных царств живой природы, ее предмете, методе, содержании; закрепить умение пользоваться микроскопом, рассматривать микропрепараты, находить на них структурные компоненты клетки и делать рисунки.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний учащихся.

  • Расскажите об истории развития учения о клетке.

  • Какое значение для биологической науки имело открытие клетки?

  • Клеточная теория Т.Шванна провозгласила единство живого мира. Докажите это.

  • Сформулируйте основные положения современной клеточной теории!

  • Противоречит или нет положениям клеточной теории существование неклеточных форм жизни? Ответ поясните.

II. Изучение нового материала. (Рассказ с элементами беседы.)

1. Предмет и задачи цитологии.

2. Методы изучения клетки.

  • Световая, электронная, фазово-контрастная микроскопия.

  • Иммунологические методы.

3. Клеточная теория – основа цитологии.

4. Типы клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки.

5. Рассматривание готовых микропрепаратов клеток растений и животных под микроскопом.

Задание:

  • настроить микроскоп;

  • определить его увеличение;

  • рассмотреть препараты растительной и животной клеток;

  • сделать рисунок, подписав основные части клетки;

  • выявить черты сходства и различия растительной и животной клеток;

  • сделать вывод: о чем свидетельствует их сходство и различие.

(Самостоятельная работа учащихся с последующим обсуждением ее результатов.)

При отсутствии достаточного количества микроскопов предложить учащимся рассмотреть заранее приготовленные рисунки клеток. Выявить черты сходства и различия клеток по рисункам и сделать вывод: о чем свидетельствует сходство этих клеток и чем объясняется их различие.

III. Задание на дом.

Проработать записи в тетради. Продумать, с какими науками связана цитология. Заполнть таблицу 13.

Таблица 13. Связь цитологии с другими науками

Название науки

Предмет изучения

Связь с цитологией

 

 

 

 

 

 

Урок 22. Химическая организация клетки. Неорганические вещества

Задачи. Конкретизировать положение о клеточной теории, о сходстве химического состава клеток всех организмов на примере неорганических веществ: воды и минеральных солей; изучить их строение, функции в процессах жизнедеятельности клетки.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний:

  • докажите, что цитoлoгия – это наука;

  • расскажите о методах изучения клетки;

  • раскройте взаимосвязь цитологии с другими науками;

  • сформулируйте положения клеточной теории – основы цитологии;

  • охарактеризуйте типы клеточной организации.

II. Изучение нового материала.

1. Химическая организация клетки: элементный состав, макро- и микроэлементы. (Рассказ учителя с элементами беседы.)

  • Недостаток какого элемента у растений вызывает пожелтение листьев?

  • Недостаток какого элемента в организме человека вызывает базедову болезнь?

  • Какой химический элемент входит в состав эритроцитов человека?

  • Недостаток какого элемента вызывает кариес?

И т.д.

2. Вода, ее содержание и роль в процессах жизнедеятельности клетки. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы 14.)

Таблица 14. Химическая организация клетки

Название вещества

Элементный состав

Содержания в клетке, в %

Биологическое значение

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Минеральные соли и их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности клетки. (Продолжение заполнения таблицы по тексту учебника.)

III. Закрепление знаний. Обсуждение результатов самостоятельной работы учащихся по заполнению таблицы и формирование вывода о материальном единстве живой и неживой природы.

IV. Задание на дом.

Изучить гл. 9.21, вопросы на с. 107. Подумать над вопросами: «Меняется ли с возрастом количество воды в клетках человека?», «Почему воду называют самой жизнью?»

Урок 23. Химическая организация клетки. Органические вещества – белки

Задача. Изучить особенности строения и функций белков – органических веществ, составляющих основу всего живого на Земле.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний о неорганических веществах: воде и минеральных солях, их строении и функциях, обеспечивающих процессы жизнедеятельности клеток и организмов.

II. Изучение нового материала.

1. Полимеры. Белки – биологические полимеры. Особенности строения и организации. Состав. (Рассказ учителя с использованием таблиц по химии.)

2. Функции белков, обеспечивающие процессы жизнедеятельности клеток и организмов. (Самостоятельная работ учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы «Химическая организация клетки».)

III. Закрепление знаний.

Обсуждение результатов самостоятельной работы учащихся по заполнению таблицы и ответы на вопросы.

  • Вспомните, какую роль в организме человека играют белки: инсулин, пепсин, гемоглобин, фибриноген, миозин. С какой функцией белков она связана?

  • Как вы считаете, почему «жизнь есть способ существования белковых тел...»?

IV. Задание на дом.

Изучить гл. 9.22, с. 107–109, вопросы 1–4 на с. 112. Подумать над выражением: «Все ферменты – белки, но не все белки – ферменты».

Урок 24. Химическая организация клетки. Органические вещества – углеводы и липиды

Задачи. Продолжить конкретизировать положение клеточной теории о сходстве химического состава клеток всех живых организмов на примере органических веществ – углеводов и липидов, изучить особенности их строения и функций в процессах жизнедеятельности клеток и организма.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний о белках, составляющих основу всех живых организмов на Земле, особенностях их строения и организации в связи с выполняемыми функциями в клетке и организме.

II. Изучение нового материала.

1. Углеводы; особенности строения, состав, функции. (Рассказ учителя о многообразии углеводов, их строении и составе с использованием таблиц по химии, объяснение названия «Углеводы»; самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и продолжение заполнения в тетради таблицы 14.)

2. Липиды, особенности строения, состав, функции. (Объяснение учителем понятий «жиры», «липиды», «липоиды», рассказ учителя о многообразии липидов, особенностях их строения и состава с использованием таблиц по химии; самостоятельная работа учащихся с текстами учебника по заполнению таблицы «Химическая организация клетки».)

III. Закрепление знаний.

Обсуждение результатов самостоятельной работы учащихся по заполнению таблицы и ответы на вопросы.

  • Существуют ли сходные функции у белков, жиров и углеводов в клетке?

  • Простые углеводы, как правило, сразу расходуются в клетке и организме, а сложные углеводы накапливаются. Подумайте, почему.

  • Воска относят к липидам. Приведите примеры значения их в жизни растений.

IV. Задание на дом.

Проработать гл. 9.22, с. 109–111, вопросы 5–10 на с. 112. Подготовить сообщения о Н.В. Тимофееве-Ресовском.

Открытие структуры нуклеиновых кислот Дж.Уотсоном и Ф.Криком (по желанию учащихся).

Урок 25. Химическая организация клетки. Органические вещества – нуклеиновые кислоты

Задачи. Изучить особенности строения и функций нуклеиновых кислот, отвечающих за хранение, передачу наследственной информации, являющихся вместе с белками основой жизни на Земле.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний об органических веществах – углеводах и липидах, их строении, функциях, процессах жизнедеятельности клетки и организмов растений, животных и человека.

II. Изучение нового материала.

1. Полимеры. Нуклеиновые кислоты – биологические полимеры; особенности строения, структурная организация, состав АТФ. (Рассказ учителя с использованием таблиц по химии.)

2. Типы нуклеиновых кислот: ДНК и РНК (самостоятельная работа учащихся с текстом учебника по заполнению таблицы «Химическая организация клетки»).

3. «Открытие нуклеиновых кислот Дж.Уотсоном и Ф.Криком» (сообщение учащегося или рассказ учителя.)

4. Сообщение учащегося или рассказ учителя о Н.В. Тимофееве-Ресовском.

III. Закрепление знаний.

Обсуждение результатов самостоятельной работы учащихся по заполнению таблицы и сообщений учащихся или рассказа учителя об открытии нуклеиновых кислот и становлении науки – молекулярной биологии.

IV. Задание на дом.

Изучить гл. 9.22, с. 111–112, ответить на вопросы 11–12 на с. 112. Повторить гл. 9.22.

Урок 26. Строение клетки эукариот. Клеточная мембрана

Задачи. Охарактеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить особенности строения клеточной мембраны растений, животных, грибов, ее функции и способы поступления веществ в клетку.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний по химической организации клетки: органические вещества. (Может быть организована по вопросам или тестам с заполнением пропусков.)

  • Особенно велико в клетке содержание элементов – ...

  • «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – ...»

  • «Жизнь – есть способ существования ... тел».

  • Клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны ...

  • Кислород, водород, углерод входят в состав таких органических веществ, как ...

  • Водород, азот, кислород, углерод входят в состав таких органических веществ, как ...

  • Структурная, энергетическая и запасающая функции характерны для таких органических веществ, как ...

  • Каталитическая функция характерна для таких органических веществ, как ...

  • Все ферменты – ...

  • Хранение и передачу наследственной информации в клетке осуществляют ...

II. Изучение нового материала.

1. Клеточный уровень организации живой материи. (Беседа с учащимися и систематизация ранее полученных знаний о многообразии форм, размеров и общих чертах строения клеток, характерных для представителей различных царств живой природы.)

2. Отличительные признаки эукариотической клетки. (Рассказ учителя с элементами беседы с использованием схем, таблиц.)

3. Строение и функции наружной цитоплазматической мембраны. Механизм поступления веществ в клетку: диффузия, фагоцитоз, пиноцитоз. (Рассказ учителя со схематичным изображением на доске строения цитоплазматической мембраны, обозначением веществ, входящих в ее состав, и обсуждением возможностей выполнения мембраной функций, исходя из ее строения.)

4. Особенности строения наружной клеточной стенки растений, грибов. (Рассказ учителя с демонстрацией таблиц, схем, рисунков.)

III. Закрепление знаний по вопросам.

  • Чем характеризуется клеточный уровень организации живой материи?

  • Назовите отличительные признаки эукариотической клетки?

  • Какие вещества входят в состав наружной цитоплазматической мембраны?

  • Каково строение цитоплазматической мембраны?

  • Каким образом проникают в клетку вода, глюкоза, кислород?

  • Какие вещества входят в состав клеточной стенки у грибов и растений?

IV. Задание на дом.

Изучить гл. 11.26, с. 127–129.

Урок 27. Цитоплазма и ее органоиды

Задача. Конкретизировать положение клеточной теории о том, что клетка является структурно-функциональной единицей всех живых организмов на основе изучения строения и функций ее главных составных частей.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний об особенностях клеточного уровня организации живой материи, строении и функциях наружной цитоплазматической мембраны у клеток различных царств живой природы, способах поступления веществ в клетку.

II. Изучение нового материала.

1. Цитоплазма, ее состав и функции в клетке. (Учитель обращает внимание на вещества, входящие в состав цитоплазмы и обеспечивающие поддержание ее относительного постоянства для процессов жизнедеятельности клетки.)

2. Органоиды клетки. (Рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы 15.)

Таблица 15. Строение и функции органоидов клетки

Органоид

Принцип

Функция строения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Органоиды движения. Включения. (Рассказ учителя.)

III. Закрепление знаний.

Обсуждение результатов самостоятельной работы; сделать вывод о том, что в основе структурной организации клетки лежит мембранный принцип строения.

IV. Задание на дом.

Изучить гл. 11.26, с. 125–132. Ответить на вопросы 1–4 на с. 132.

Урок 28. Клеточное ядро

Задачи. Изучить строение и функции ядра – важнейшего компонента клеток растений, животных, грибов; сформировать умение объяснять роль ядра в хранении и воспроизведении наследственной информации.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний о строении и функциях цитоплазмы и ее органоидов. (Может быть организована фронтально по вопросам или индивидуально с помощью тестов с заполнением пропусков.)

  • Основными структурными компонентами клетки являются ...

  • Транспорт веществ в клетку осуществляется ...

  • Транспорт веществ в клетке осуществляется ...

  • Синтез углеводов из неорганических веществ осуществляется клетками ...

  • Органоиды клетки расположены в ...

  • В любой клетке белки синтезируются на ...

  • В клетке белки, жиры и углеводы расщепляются в ...

  • Синтез липидов и углеводов в клетке осуществляется на ...

  • Секреторную активность клетки осуществляет ...

  • В делении клеток принимает участие ...

  • Основное энергетическое вещество клетки синтезируется ...

II. Изучение нового материала.

1. Ядро – составная часть клеток грибов, растений, животных. Строение ядра. (Рассказ учителя.)

2. Хромосомы: строение, химический состав, функции. Кариотип. Ген. (Рассказ учителя с элементами беседы.)

3. Функции ядра в клетке в связи с особенностями его строения и химического состава. (Рассказ учителя с элементами беседы, анализ рис. 70 на с. 133.)

III. Закрепление знаний.

  • Назовите основные структурные компоненты ядра.

  • Какие органические вещества входят в состав ядра и какие его структуры они образуют?

  • Каково строение хромосомы?

  • Что такое кариотип?

  • Что такое ген?

  • Что такое хроматин?

  • Как осуществляется обмен веществ между ядром и цитоплазмой?

IV. Задание на дом.

Изучить гл. 11.27. Ответить на вопросы на с. 136.

Урок 29. Строение растительной клетки

Задачи. Расширить и углубить знания о клеточном строении организмов на основе изучения особенностей строения растительный клетки; продолжить формирование умения сравнивать биологические объекты (клетку растений и животных), находить общность и различие, делать выводы; готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, делать рисунки.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний о строении и функциях ядра в клетке; проверка умения объяснять функции ядра в связи с особенностями его строения и химической организации.

II. Изучение нового материала.

1. Организация самостоятельной работы учащихся с учебником гл. 11.26, 11.27, рис. 126, таблицами (проводится по заданию).

Задание.

  • Начертите в тетради таблицу 16.

  • В первую колонку запишите составные части клетки и органоиды.

  • Знаком «+» отметьте их наличие в клетке растений и клетке животных.

  • Сделайте вывод: о чем говорит сходство и различие в строении.

2. Пластиды: строение, функции, роль в процессах жизнедеятельности растительной клетки. (Рассказ учителя и выполнение лабораторной работы «Строение растительной клетки» на примере листа элодеи) по инструктивной карточке.)

Таблица 16. Сравнение строения клетки растений и клетки животных (на основе анализа данных светового и электронного микроскопа)

Составные части клетки

Клетка и ее органоиды

растений

животных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Закрепление знаний.

Обсуждение результатов самостоятельной работы по заполнению таблицы «Сравнение строения клетки растений и клетки животных», подведение и анализ итогов выполнения лабораторной работы.

IV. Задание на дом.

Проработать гл. 11.26, 11.27 и записи в тетради. Подготовить сообщения (по желанию учащихся): «Роль бактерий в природе», «Роль бактерий в жизни человека».

Инструктивная карточка

  • Подготовить препарат листа элодеи.

  • Рассмотреть его под микроскопом.

  • Сделать рисунок, подписав основные части клетки и увиденные хлоропласты.

  • Сравнить увиденное в световой микроскоп с изображением растительной клетки в электронный микроскоп (увеличение микроскопа).

  • Сделать вывод об особенностях строения клетки растений.

Урок 30. Прокариотическая клетка

Задачи. Расширить и углубить знания о клеточном уровне организации живой материи и особенностях строения прокариотической клетки, продолжить формирование умения сравнивать биологические объекты (клетки прокариот и эукариот), находить общее, paзличия, делать выводы.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний об особенностях строения клеток эукариот на примере клеток растений и животных, о чертах их сходства, свидетельствующих о единстве происхождения, и различиях – определяющих разные направления эволюции.

II. Изучение нового материала.

1. Бактерии – типичные прокариотические клетки. Особенности формы, строения. (Рассказ учителя с элементами беседы; использование рис. 64 на с. 123, таблицы.)

2. Размножение бактерий. Спорообразование. (Рассказ учителя.)

3. Роль бактерий в природе. (Сообщение учащегося.)

4. Роль бактерий в жизни человека. (Сообщение учащегося.)

III. Закрепление знаний.

  • В чем особенности строения прокариот по сравнению с эукариотами?

  • Почему бактерии являются типичными прокариотами?

  • Каков механизм спорообразования и в чем его биологический смысл?

  • Какова роль бактерий в природе?

  • Какова роль бактерий в жизни человека?

  • За счет чего у бактерий сохраняются обменные процессы при отсутствии внешних источников энергии?

IV. Задание на дом.

Изучить гл. 11.25, ответить на вопросы 1–5 на с. 124. Подготовить сообщения (по желанию учащегося): «Вирусология наука о вирусах»; «Вирус иммунодефицита человека».

Урок 31. Вирусы – неклеточная форма жизни

Задачи. Расширить и углубить знания учащихся о неклеточных формах жизни – вирусах и бактериофагах; раскрыть особенности их строения и жизнедеятельности как внутриклеточных паразитов растений, животных, бактерий, человека.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний об особенностях строения прокариотических клеток в сравнении с эукариотическими, о бактериях как типичных представителях прокариот, причинах их разнообразия и многообразия, а также способности выживать в экстремальных условиях; умение объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

II. Изучение нового материала.

1. Вирусология – наука о вирусах. (Сообщение учащегося или рассказ учителя о роли русского ученого Д.И. Ивановского в создании этой науки.)

2. Вирусы – неклеточная форма жизни: особенности химической организации, строения. Механизм взаимодействия с клеткой.

3. Вирус иммунодефицита человека. (Сообщение учащегося или рассказ учителя о взаимодействии ВИЧ с клеткой крови, вызывающем снижение защитных свойств организма человека, ведущее к его заболеванию.)

4. Понятие «бактериофаг».

5. Роль вирусов в эволюции. (Рассказ учителя.)

III. Закрепление знаний.

  • Почему вирусы названы «неклеточными» формами жизни?

  • На каких этапах жизненного цикла вирус похож на неживой объект, а на каких – на живой организм?

  • Подумай, почему вирус – это все-таки форма жизни?

  • Грипп и СПИД – заболевания, вызываемые вирусами. Почему грипп почти всегда излечим, а СПИД – смертелен?

IV. Задание на дом.

Проработать записи в тетради. Вирусы вызывают различные заболевания растений, животных, человека. Подумать, трудно ли с ними вести борьбу? Ответ мотивировать.

Урок 32. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Энергетический обмен

Задачи. Расширить и углубить знания об обмене веществ – основном свойстве организмов; дать характеристику процессу диссимиляции, в результате которого живые организмы получают энергию, обеспечивающую все процессы их жизнедеятельности и все виды клеточных функций.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний о клеточном уровне организации живой материи (эукариотическом и прокариотическом), неклеточной форме жизни – вирусах и роли в процессе эволюции.

II. Изучение нового материала.

1. Обмен веществ – свойство, присущее всем живым организмам. Ассимиляция (пластический обмен) и диссимиляция (энергетический обмен) – две стороны одного процесса – обмена веществ. (Рассказ учителя с элементами беседы об обмене веществ, особое внимание обратить на определение жизни: «...в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел».)

2. АТФ – единое универсальное энергетическое вещество. (Рассказ учителя.)

3. Диссимиляция – энергетический обмен: особенности химических реакций, лежащих в ее основе. (Рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы 17.

Таблица 17. Этапы энергетического обмена

Этапы

Исходные продукты

Конечные продукты

Использование энергии

Подготовительный

 

 

 

Бескислородный

 

 

 

Кислородный

 

 

 

Примечание. Можно рассматривать энергетический обмен только на примере углеводов, а можно и на примере белков и жиров (по усмотрению учителя.)

III. Закрепление знаний.

Обсуждение итогов выполнения самостоятельной работы и формулирование вывода. Ответы на вопросы.

  • Что такое обмен веществ?

  • Вспомнить определение жизни, данное Ф.Энгельсом (с. 11). Как в этом определении раскрывается понятие «обмен веществ»?

  • Чем отличается пластический обмен от энергетического?

  • Показать, что ассимиляция и диссимиляция – две стороны одного процесса?

  • Что является основным источником жизни на Земле и почему?

  • Какие уровни организации живой материи обеспечивают реакции обмена веществ?

IV. Задание на дом.

Изучить гл. 10.24 с. 117–119, ответить на вопросы 1–3 на с. 121.

Подготовить сообщение (по желанию учащихся) «Космическая роль растений. К.А. Тимирязев». Вспомнить, какие системы органов в организме человека обеспечивают обмен веществ.

Урок 33. Обмен веществ в растительной клетке

Задачи. Расширить и углубить знания об обмене веществ на основе изучения способов питания организмов (автотрофном и гетеротрофном); дать характеристику фотосинтезу как примеру пластического обмена у растений, показать его значение для живой природы.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний о процессах обмена веществ, энергетическом обмене и его значении, особенностях химических реакций каждого этапа энергетического обмена, универсальном энергетическом веществе клетки – АТФ.

II. Изучение нового материала.

1. Автотрофы и гетеротрофы. Понятие о хемосинтезе. (Беседа с учащимися о типах питания организмов и способах получения ими энергии.)

2. Особенности обменных процессов в клетке растений – фотосинтез. (Рассказ учителя об особенностях пластического обмена у зеленых растений – фотосинтезе, его фазах. Учащиеся заполняют таблицу 18 и делают вывод о значении этого процесса для живой природы. При заполнении таблицы можно использовать текст учебника.)

Таблица 18. Характеристика фотосинтеза

Фаза

Где  протекает

Исходные продукты

Конечные продукты

Световая

 

 

 

Темновая

 

 

 

3. Космическая роль растений. К.А. Тимирязев. (Сообщение учащегося или рассказ учителя.)

III. Закрепление знаний о способах питания организмов, фотосинтезе как пластическом обмене у зеленых растений, космической роли растений и роли хемосинтезирующих бактерий в круговороте веществ в природе.

IV. Задание на дом.

Изучить гл. 10–24, с. 119–121. Ответить на вопросы 4–8 на с. 121. Составить таблицу 19.

Таблица 19. Типы питания организмов

Название организма

Источник вещества

Источник энергии

Примеры

Фототрофы

неорганические вещества СО2 и H2O

солнечный свет

некоторые бактерии, зеленые растения

Хемотрофы

 

 

 

Гетеротрофы

 

 

 

Урок 34. Деление клетки

Задачи. Конкретизировать положение, что клетки размножаются делением (на примере митоза – непрямого способа деления); изучить фазы митоза и выяснить роль этого способа деления клетки в передаче наследственной информации.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний по вопросам.

  • Охарактеризуйте типы питания организмов.

  • Какие типы питания характерны для растений, животных, грибов и бактерий? Ответ обоснуйте.

  • Какой тип питания является основным на Земле и почему?

  • Охарактеризуйте фотосинтез как пластический обмен у зеленых растений.

  • Объясните выражение: «Зеленые растения – источник энергии и питательных веществ для всего живого на Земле».

(Следует обратить внимание на знание учащимися следующих понятий: обмен веществ, превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки, тип питания организма, а также на умение пользоваться терминами: диссимиляция, ассимиляция, автотрофы, гетеротрофы, фототрофы, хемотрофы, фотосинтез, АТФ, пластический обмен, энергетический обмен. Возможно проведение терминологического диктанта.)

II. Изучение нового материала.

1. Основные положения клеточной теории. (Беседа с учащимися об основных положениях клеточной теории, уже изученных на уроках биологии, определение неизученных, обсуждение высказывания Р.Вирхова «Оmnis cellula e cellula» («Каждая клетка из клетки»), возможно использование текста учебника с. 143).

2. Хромосомы – структурные компоненты ядра клетки, определяющие наследственные свойства клеток и организмов. (Беседа с учащимися о строении хромосомы, возможно использование учебника с. 134.)

3. Жизненный цикл клетки. Митоз – непрямой способ деления клетки. (Рассказ учителя о жизненных циклах клеток многоклеточного организма с использованием таблиц, схем; определение понятия «деление клетки: митоз, амитоз».)

4. Митотический цикл клетки и его биологический смысл и значение. (Рассказ учителя и организация самостоятельной работы учащихся с текстом учебника, рис. 75 на с. 139; рис. 76 на с. 140 по заполнению таблицы 20.

Таблица 20. Митотический цикл клетки

Название фазы цикла

Изменение структурных компонентов

ядра

цитоплазмы

Интерфаза

удвоение ДНК, хромосом

удвоение центриолей клеточного центра, увеличение количества органоидов, синтез белков, веретена деления

Профаза

 

 

Метафаза

 

 

Анафаза

 

 

Телофаза

 

 

III. Закрепление знаний.

Обсуждение результатов самостоятельной работы, формулирование вывода о биологической сущности митоза и его значении.

IV. Задание на дом.

Изучить гл. 11.28, ответить на вопросы на c. 136.

Продолжение следует

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина нижнего белья «La Secrets». На сайте магазина, расположенном по адресу http://lasecrets.ru, Вы найдете десятки разновидностей роскошного женского белья, купальников и халатов. Оригинальный комплект нижнего белья – это отличный подарок для себя или близкого Вам человека. При покупке от 5000 тыс. рублей компания осуществляет бесплатную доставку по Москве и Санкт-Петербургу.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru