Жизнь на Земле

Продолжение. См. № 37, 38/2003

Жизнь на Земле

Уроки по теме в 5-м классе

Урок 6. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

Текст учебника по данной теме представляет уникальные возможности для формирования вдумчивого читателя, поэтому главная цель урока – обучение осознанному чтению.

На доске написаны слова русского драматурга XVIII в. Я.Б. Княжнина:

Читать и не понимать.
Читать и понимать.
Читать и понимать даже то, что не написано.

Анализ данной фразы позволяет сформировать целевую установку на урок (и на все последующие уроки природоведения и биологии) – научиться читать и понимать даже то, что не написано. Это ступеньки нашего роста. Для того, чтобы подняться на высшую ступень, надо научиться внимательно читать и хорошо понимать любой текст, например текст нашего замечательного учебника (Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5-й кл. ИД «Дрофа»). Итак, открыли учебник на с. 28 (здесь и далее страницы указаны по изданию 1997 г.).

Внимательно прочитайте первый абзац текста. О каких небесных телах идет речь в этом абзаце? А теперь внимательно прочитайте первые три строчки этого абзаца, то есть первое предложение.

В этом предложении можно найти ответы на четыре (!) репродуктивных вопроса. Попросим ребят сформулировать их (попутно «шлифуем» структуру вопросов).

Кто открыл астероиды? Когда были открыты астероиды? Какой прибор помог открыть эти небесные тела? Как выглядели астероиды в телескоп?

Внимательное чтение второго предложения позволит нам сформулировать еще один вопрос: почему астероиды получили такое название? Обратите внимание, наш последний вопрос начинается со слова «почему». Можно ли этот вопрос назвать творческим? А можно ли к этому тексту задать творческий, развивающий вопрос?

После некоторых размышлений такой вопрос находится: почему астероиды были открыты так поздно (только в начале XIX в.)? Диапазон ответов порадует вас разнообразием (от несовершенства приборов и малых размеров астероидов до невнимательности ученых).

Попробуем сформулировать вопросы, на которые нет ответа в этом абзаце, но которые непременно возникают у вдумчивого читателя. Сколько всего астероидов? Где они находятся? Почему их назвали звездоподобными? Излучают ли они свет, как звезды?

Продолжим чтение текста в надежде найти ответ на возникшие у нас вопросы. Ко второму абзацу (три строчки!) мы попросим подобрать три ключевых слова, которые помогли бы нам составить план текста для дальнейшего пересказа (это будут слова: количество, форма, размеры). А теперь к этим словам подберем ключевые слова, которые помогли бы нам раскрыть пункты плана (5 тыс.; неправильная, несколько десятков километров). И вновь возникают вопросы: почему астероиды такие маленькие? Почему их так много? Почему у них такая необычная форма? Внимательный взгляд на рисунок приведет к новым вопросам: каковы реальные размеры этого астероида? Почему астероид назвали в честь маленького крымского городка?

Продолжим чтение текста дальше. Мы добрались до третьего абзаца. На какие вопросы мы получили ответ, прочитав этот абзац?

Ребята наверняка назовут два таких вопроса: почему астероиды не звезды? Почему астероиды – малые планеты? Акцентируйте внимание своих учеников на том, что в этом абзаце действительно объясняется, почему астероиды – планеты, но ни слова не говорится о том, почему они малые.

А теперь, добавив полученную ранее информацию о размерах астероидов и о том, как они выглядят в телескоп, мы сможем дать полный и точный ответ на вопрос, почему астероиды – звездоподобные малые планеты. Внимательный ученик должен увидеть в этом вопросе три направления ответа: почему звездоподобные? почему малые? почему планеты? Можно попробовать проанализировать название «астероиды»: нравится ли вам это название? А если посмотреть на него с точки зрения научности?

Мы готовы к тому, чтобы выделить в тексте ключевые слова, которые необходимы для конструирования понятия «астероид». Из представлений мы создадим стройное, логичное определение понятия.

Продолжим чтение текста. Четвертый абзац – всего 2 строчки, а у внимательного читателя снова вопрос: почему большинство астероидов движется между орбитами Марса и Юпитера? Послушаем разные версии и вновь обратимся к тексту. Последний абзац текста про астероиды. Озаглавьте его. Сколько версий происхождения астероидов здесь изложено? Какие это версии? Приведите доводы, подтверждающие или опровергающие каждую версию.

На какие вопросы, возникшие у нас в начале чтения текста, мы так и не получили ответ? Где мы сможем найти ответы на эти вопросы?

Комета Донати (1858 г.)

Вторая часть урока посвящена кометам. На сей раз, мы будем искать вопросы «между строк».

Почему люди боялись комет? Почему иногда появление комет сопровождается эпидемиями различных болезней? Почему у комет вытянутые орбиты? Почему некоторые кометы могут долго существовать, хотя вещества ядра все время испаряются? Почему хвост кометы всегда направлен в сторону от Солнца? Почему по мере удаления от Солнца хвост кометы исчезает? (Для ответа на этот вопрос придется «перевернуть» логическую цепочку, объясняющую, почему у кометы появляется хвост.)

Сравнив этот текст с текстом про астероиды, мы увидим, что в тексте явно не хватает сведений о происхождении комет. Пятиклассники увидят в этом мудрость авторского замысла: «Чтобы мы об этом сами в книгах поискали».

Текст о метеорах и метеоритах позволит нам продолжить работу по формированию очень важного логического умения – определения понятий.

Метеориты

Читаем первый абзац текста о метеорах. Задаю вопрос: «Что такое метеор?» Пятиклашки радостно отвечают: «Световая вспышка». Я зажигаю спичку.

– Вспышку видели?
– Видели!
– Метеор?
– Не–е–т!

Появляется первое существенное дополнение: должна гореть космическая пыль. Развиваем идею дальше: «Предположим, мой знакомый астроном подарил мне немного космической пыли. Я ее положу на этот лист и подожгу. Это будет метеор?»

Все! Добрались до истины: оказывается, вспышка эта должна произойти в атмосфере Земли. А только ли на Земле можно наблюдать метеоры? Так появляются первые собственные умозаключения. Мы учимся думать и, отыскивая различия между метеорами и метеоритами, непременно зададимся вопросом: а можно ли их вообще сравнивать (тело – явление)? И можно ли считать метеором космическую пылинку, пока она еще не сгорела? Мы попробуем обнаружить в этом тексте слово, употребленное в переносном смысле, и выясним, насколько обосновано его применение. И у нас вновь возникнут вопросы, на которые нам очень захочется найти ответ.

Схема движения кометы Галлея

Будят мысль и рисунки учебника. Почему у комет разные орбиты? Почему столь по-разному выглядят метеориты, изображенные на с. 29? Кто такой Галлей? А рисунок на с. 30 поможет ребятам понять, почему ученые могут предсказывать «звездные дожди». Текст «Таинственные соседи Солнца» снова наводит нас на мысли о последствиях падения на Землю астероида. Как можно защитить планету от этой опасности? Каких размеров бывают самые крупные метеориты?

Несколько уроков подобного типа приведут к тому, что ваши ученики не только научатся задавать вопросы и внимательно читать текст, понимая и осмысливая его содержание. Порой они будут видеть в обычных текстах школьного учебника такую глубину, которую не увидит взгляд взрослого человека (и о которой, возможно, не подозревали даже авторы). Конечно, и логическое несовершенство некоторых статей они увидят тоже, и даже иногда будут предпринимать попытки написать «как лучше», впрочем, это уже совсем другая история.