КОПИЛКА ОПЫТА

О.М. ЛЕОНТЬЕВА

Рассказ об учителе

Поехать к совершенно незнакомому педагогу я решила, чтобы лучше разобраться в себе. А еще, чтобы вместе искать новые варианты решений извечной педагогической проблемы: как лучше учить детей. После двух педагогических марафонов, в которых мне довелось принять участие, стало ясно, что учителей, открытых и для поиска новых решений, и для контактов со сторонними наблюдателями много, и они сами о себе заявляют. Расскажу о своем посещении уроков Татьяны Николаевны ЛАШКИНОЙ – одного из наших постоянных авторов. Мне было очень интересно поработать с ней два дня.
Отказываюсь от привычной формы описания увиденного (тем уроков, целей, заранее поставленных учителем), а вместо этого расскажу о ситуациях, которые натолкнули нас на споры и рассуждения, заставили еще раз задуматься над отдельными проблемы. Приглашаю к разговору и читателей.

Немного об учителе и его школе

Татьяна Николаевна Лашкина работает учителем биологии в Сызрани уже давно, а вот в школу № 4 перешла только в этом году. Вообще педагогика перехода из одного образовательного учреждения разработана очень слабо. Она просто не проанализирована, и понятно, почему: самому учителю в это время не до анализа (слишком много проблем), а гостей мало кто согласится принять на таких уроках, ведь там происходит обычно совсем не то, что планирует сам учитель.

Сразу заинтересовало, что это за школа взяла на работу такого «неудобного» педагога. В своих статьях Татьяна Николаевна описывала уроки, которые построены в форме игр, а это всегда связано с шумом и риском «слабых знаний по предмету». Часто учителя, работающие неординарно, жалуются, что им приходится спорить с начальством, отстаивая свою точку зрения, что они одиноки в своих школах...

Директор школы № 4 – Татьяна Алексеевна Осипова. У нее все организовано четко, «без всяких там демократий», как любят выражаться противники либерализации управления. Руководитель она жесткий, авторитет ее непоколебим. С ней особо не поспоришь, свои права не покачаешь. Но... оказалось, не только Татьяна Николаевна в этой школе такая «нестандартная». Напротив, директор целенаправленно приглашает на работу, «переманивает» к себе именно таких педагогов и дает им возможность работать по авторским программам. Странно? Ничуть. Сильные личности не боятся чужой силы, их собственный авторитет при этом не пошатнется, напротив, вырастет.

Итак, Татьяна Николаевна только что перешла на работу в новую школу. Дети еще плохо ее знают, период знакомства друг с другом еще не закончился, но уроки от этого изменяются мало. Игры, обсуждения, модули... Ребята сопротивляются: трудно привыкнуть к новым требованиям, а если они еще и совершенно противоположны тому, что происходит на других уроках, трудно вдвойне. Иногда они принимают игру за... игру. Не удивляйтесь этой фразе, просто игра в жизни сильно отличается от игры, которую организуют учителя в школе... Но об этом – чуть позже.

Индивидуальная работа в коллективе

По-разному учителя относятся к подсказкам на уроках. Одни, давая задание детям, строго следят, чтобы никто никому не помогал. Другие, напротив, позволяют обращаться друг к другу с вопросами и часто специально организуют такую взаимопомощь.

На уроке, где я побывала, ребята думали над вопросами, заранее составленными учителем. Никакой индивидуальной работы не было и в помине, в классе стоял гул: все что-то спрашивали друг у друга, радовались, когда находили ответ, расстраивались и звали к себе учителя, когда это не удавалось. В конце урока ребята должны были оценить свою работу по предложенным критериям. Никакого напряжения не чувствовалось, только немного расстроенные глаза у тех ребят, кто сидел за партой в одиночестве – им было скучновато, так как приходилось работать самостоятельно...

Должен ли учитель все знать?

В свое время, на занятиях по педагогике и методике преподавания нам строго внушали, что прежде чем идти на урок мы должны так выучить весь материал, чтобы оградить себя (и, соответственно, своих учеников) от любых ошибок. У меня всегда это правило вызывало сомнения: всего знать нельзя, два специалиста даже самого высокого уровня с легкостью найдут пробелы в знаниях друг друга. А когда идет урок, на котором дети постоянно что-то спрашивают, очень легко ошибиться, например, просто плохо расслышав вопрос.

– Татьяна Николаевна, а Вы когда-нибудь ошибаетесь?
– Конечно, никто не застрахован от ошибок.
– А ваши ученики указывают на ваши промахи, оговорки, ошибки?
– Не указывают, а скорее уточняют, задают новые вопросы. И после этого я сама понимаю, что высказалась неточно, а иногда и просто неправильно. Чаще всего это бывает на пятых-шестых уроках, когда, честно говоря, уже нет никаких сил и просто начинаешь заговариваться.

Вот у кого нам нужно учиться педагогике! У наших детей! Они умеют уточнять, а не указывать на ошибки. Неужели они умнее и тактичнее нас? Почему мы, учителя, с легкостью утверждаем: «Ты сказал неправильно!», – а наши дети просто подводят нас, таких взрослых, таких умных, к правильному решению? Я вспоминаю своих учеников в подобных ситуациях. Вот я путаю термин и неверно записываю его на доске. У ребят удивленные глаза, вопросительные взгляды: «А разве это так называется?!» Я стою на своем, а они продолжают спрашивать снова и снова. Через некоторое время я обнаруживаю свою ошибку... Спасибо, ребята, вы меня многому научили...

Дети не уверены так, как мы, в своих знаниях. Они приходят учиться, а не учить. Им свойственно сомневаться.

– А спорят ли с Вами ребята?
– Когда вопрос спорный, да.
– Разрешаете ли Вы помогать друг другу?
– Да, конечно. Ведь эта работа так и называется «индивидуально-групповая». Так легче для ребят, спокойнее. Лишь немногие чувствуют себя комфортно, когда выполняют задание индивидуально. Вон, видите, на последних партах четыре человека? Вот они никогда ни к кому не обращаются с вопросами. Это наиболее сильные ребята, я думаю. Их уважают в классе, но душой коллектива их, безусловно, назвать нельзя.
– Когда Вы подходите к ребятам?
– Если они зовут меня, например, чтобы уточнить что-нибудь. Или я замечаю, что кто-то сильно отстает от других, – тогда подхожу сама, спрашиваю, не нужна ли помощь. Моя роль на таких занятиях скорее похожа на роль консультанта: я не задаю каверзных вопросов, а помогаю, когда это нужно. Иногда ребята находят ответ, но сомневаются, действительно ли он правильный. Тогда их надо поддержать, убедить поверить в свои силы.
– Но если они не будут сомневаться, то могут принять неверный ответ за правильный... Что же для Вас, их учителя, важнее? Чтобы они были уверены в своих силах или чтобы все их ответы были правильными?
– Самое интересное, что сомневаться начинают именно те, кто больше всего знает. Как их заставить поверить в самих себя? Конечно, мне бы хотелось, чтобы мои ученики всегда находили правильные решения и никогда не теряли веры в свои силы. Но это, к сожалению, не всегда возможно. На мой взгляд лучше рисковать правильностью полученных знаний, чем самооценкой ребенка. В первую очередь дети должны верить в себя.

Все работают в разном темпе. Некоторым, по натуре очень медлительным, я разрешаю брать работу на дом, в этом нет ничего страшного.

Вопросы ребятам

– Ошибается ли ваш учитель?
– Пока нет! (Так сказали большинство ребят.)
– Каждый человек допускает ошибки. (Сказал один мальчик, но уже через секунду присоединился к общему хору.)
– А вы спорите с ней?
– Да, если тема интересная.

Какими видят нас наши ученики? Неужели, действительно, большинство из них считает, что учитель всегда прав? Ох, сомневаюсь я. Просто они очень быстро привыкают в школе давать «правильный» ответ – ответ, которого от них ожидают взрослые. Это хорошо было видно на другом уроке в девятом классе. Шла игра в группах. На вопрос, нравится ли им играть, все ответили положительно. Было видно, что это правда, но нравится им это, в основном, потому, что можно свободно поговорить друг с другом, посмеяться, не дрожать при ответе за отметку. Однако, объясняя мне, чем им нравится игра, все дружно сказали, что так легче усваивается материал. Получается, что разделяя ответы детей на правильные и неправильные, мы неосознанно приучаем их лукавить, а иногда и обманывать. И одному учителю переломить это общее правило невозможно.

– Вы работали сейчас индивидуально или коллективно?
– Коллективно! Один ищет ответы в одном учебнике, другой в другом, это очень удобно.
– Но тогда один будет знать одну половину биологии, а другой другую.
– Нет! Мы же потом обмениваемся мнениями, у нас и в карточках есть такое задание: обсудить полученные результаты. При этом мы ничего не теряем, наоборот, получаем больше знаний.
– Когда учитель подходит к вам?
– Когда мы поднимаем руку. Например, если сомневаемся в своем ответе.
– Но я видела, что часто она сама подходит к вам, без всякого дополнительного сигнала.
– Это, наверное, она видит, что кто-то затрудняется, не знает, как работать дальше. Чувствует, что нам нужна помощь. И мы всегда рады, когда она ее предлагает.

Продолжение следует

Фото В.Зубаренковой

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru