КОПИЛКА ОПЫТА

В.В. КАГАНСКАЯ
учитель биологии гимназии № 406,
г. Пушкин, Ленинградская обл.

Тестовые задания по биологии

Фото М.Кабанова

В связи с разрабатываемой и внедряемой доктриной образования большинство завтрашних выпускников столкнутся с проблемой тестирования. Следовательно, мы должны учить школьников проходить тестирование.

При беглом взгляде на книжные прилавки магазинов обилие тестовых заданий для поступающих в вузы подавляет, но на практике оказывается, что они мало чем могут помочь учителю. Все эти задания (как правило, составленные преподавателями вузов) имеют ряд существенных недостатков, которые не позволяют использовать их напрямую.

Во-первых, тесты рассчитаны, как правило, на выпускников средней школы и абитуриентов, поэтому вопросы не всегда могут быть адекватно поняты учениками не только средних, но даже и старших классов. Во-вторых, количество тестовых вопросов по темам и разделам школьного курса не всегда достаточно для непосредственной работы в классе. Кроме того, учителю важно, чтобы количество вопросов и их сложность были одинаковы во всех вариантах, а вопросы должны точно соответствовать тексту учебника, по которому занимаются учащиеся.

Предлагаемые тесты разработаны с учетом указанных выше требований. В зависимости от поставленной цели при работе с тестами учащимся можно разрешить пользоваться учебником, наглядными пособиями, записями в тетрадях.

В данной статье приведены тестовые задания к следующим учебникам.

  • Корчагина В.А. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учебник для 6–7-х классов общеобразовательных учреждений, – М.: 1999.

  • Быховский Б.Е., Козлова Е.В., Манчадский А.С. и др. Биология: Животные: Учебник для 7–8-х классов средней школы. – М.: Просвещение, 1993.

  • Цузмер А.М., Петришина О.Л. Биология. Человек и его здоровье, Учебник для 9-го класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение.

  • Полянский Ю.И., Браун А.Д., Верзилин Н.М. и др. Общая биология: Учебник для 10–11 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1998.

Использование тестовых заданий на уроках экономит много времени и позволяет избежать перегрузки учащихся в процессе подготовки домашнего задания.

Практика показала, что использование тестовых заданий значительно повышает эффективность урока, способствует лучшему усвоению школьниками получаемых знаний, обеспечивает систематический контроль за качеством усвоения материала той или иной темы, вносит в урок элементы соревнования (особенно при устной проверке тестовых заданий, так как я широко применяю систему накопительных баллов для поощрения учащихся), активизирует познавательную деятельность учащихся.

Тестовые задания применяются на разных этапах урока и с разными целями. Например, в конце урока после объяснения учебного материала можно предложить учащимся тест для проверки степени его усвоения, а на следующем уроке для фронтальной и индивидуальной проверки знаний – тест, в котором последовательность расположения вопросов и ответов существенно изменена.

Тесты можно использовать при обобщении ранее изученного материала для подготовки учащихся к восприятию нового учебного материала. Например, прежде, чем объяснять тему по общей биологии «Биосинтез белков. Синтез иРНК. Синтез полипептидной цепи на рибосоме», учащиеся вспоминают ранее изученный материал.

Все представленные тестовые задания имеют шифры. Например, шифр работы 7-З-3-4-5-6 означает, что она выполняется в 7-м классе по зоологии при изучении § 3, 4, 5 и 6.

Тестовые задания можно разделить на две группы – открытые и закрытые. В открытых заданиях ученик сам вписывает короткий ответ. Работа с такими тестами позволяет учащимся проявить определенную самостоятельность при работе с учебником. Например, работа 6-Б-44-45 используется мной при изучении темы «Двойное оплодотворение покрытосеменных растений» в 6-м классе. Поскольку тема эта довольно сложная и включает большое количество новых для учащихся терминов, я провожу ее изучение в течение трех уроков. На первом уроке учащиеся самостоятельно находят и выписывают в тетрадь новые и уже ранее изученные термины с 1-го по 19-й пункт включительно. На втором уроке учащиеся продолжают работу с 21-го по 32-й пункт включительно. На третьем уроке, опираясь на полученные знания, учащиеся проговаривают схематичную таблицу (работа 7-Б-45-46,-88). На каждом этапе учитель осуществляет контроль и оказывает помощь учащимся.

Работа с открытыми тестами используется мной и в 7-м классе при изучении циклов развития зеленого мха – кукушкина льна, папоротника и сосны (работы 7-Б-82, 7-Б-84, 7-Б-87).

Закрытые тесты более разнообразны и используются для проверки запоминания изученного материала, его понимания и даже умения решать задачи. Различают тесты на выбор ответа, на сочетание, на нахождение последовательности событий и действий и т.д.

Естественно, что в тестах используются ложные ответы (дистракторы). Я стараюсь подбирать дистракторы с таким расчетом, чтобы учащийся не мог их отбросить сразу: все дистракторы практически всегда будут верны в другой ситуации. После того, как учащиеся сдают свои ответы, мы всегда обсуждаем верные ответы и обращаем внимание на дистракторы, благодаря чему у учащихся есть возможность вспомнить ранее изученный материал (работа 7-З-3-4-5-6).

Все тестовые задания, составлены в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к подобного рода работам: на один вопрос – только один наиболее полный и верный ответ.

Закрытые тесты для учащихся 6-го класса имеют свою специфику. По-моему мнению, в начале учебного года учащиеся еще не готовы к работе с четырьмя ответами сразу, поэтому я использую тестовые задания, в которых требуется ответить или утвердительно, или отрицательно (работа 6-Б-1). Во второй четверти учатся выбирать один правильный ответ из двух (работа 6-Б-17-19), в третьей четверти – из трех (работа 6-Б-23-24-25-26-27-28), а в четвертой – из четырех.

Вопросов по биологии можно придумать очень много, однако материал учебников ограничен. Поэтому при достаточно интенсивном тренинге (мной составлены тестовые задания по некоторым темам и разделам ботаники, зоологии и общей биологии практически по каждому параграфу) на экзаменах скорее всего попадутся вопросы, на которые уже были получены ответы.

Представленные тесты были созданы и апробированы в 1998–2001 гг. Каждый тест выдается в отпечатанном виде на листе формата А4 (в полиэтиленовом файле), по одному на парту.

Шкала оценки тестовых заданий

Количество ошибок

Оценка

1
2
3
4
5
6
7

4+
4
4–
3+
3
3–
2

Предлагаю вашему вниманию образцы тестовых заданий.

Работа 6-Б-1

Биология – наука о живой природе. Значение растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека

1. Биология – наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле.

2. Биология – наука о растениях.

3. Биология – наука, изучающая сезонные периодические явления в жизни животных и растений.

4. Ботаника – наука о растениях.

5. В настоящее время ученые объединяют все организмы, обитающие на Земле, в 4 царства: Животные, Растения, Бактерии, Грибы.

6. В настоящее время ученые объединяют все организмы, обитающие на Земле, в 5 царств: Человек, Животные, Растения, Бактерии, Грибы.

7. Растения обогащают воздух углекислым газом.

8. Растения обогащают воздух кислородом.

9. Растения поглощают из воздуха углекислый газ.

10. Растения служат пищей растительноядным животным, которыми в свою очередь питаются хищники.

11. Растительные организмы служат местом обитания для животных.

12. Большинство растений обладает зеленой окраской, но некоторые растения ее не имеют.

13. Человек использует растения в качестве пищи и сырья.

14. Для охраны растений ученые составили специальные «Желтые книги».

15. Название науки ботаники произошло от греческого слова «ботанэ», что значит «зелень, трава, растение».

16. Из древесины человек изготавливает бумагу и искусственный шелк.

17. Из растений нельзя изготавливать лекарства.

18. Растения украшают нашу жизнь, доставляя эстетическое удовольствие.

19. В помещениях, как правило, выращиваются комнатные растения.

20. Для своих нужд человек использует разные части растений.

 

 

Работа 6-Б-2

Органы растения

1. Орган – часть организма, занимающая определенное место, имеющая свое определенное строение и выполняющая конкретную функцию.

2. Побег – стебель с расположенными на нем листьями и почками.

3. Цветковыми называют растения, которые цветут хотя бы раз в жизни.

4. Цветок – видоизмененный побег, на месте которого созревает плод с семенами или одним семенем.

5. Цветоножка – часть побега, на которой развивается цветок.

6. Расширенная часть цветоножки, на которой формируются все остальные части цветка, называется чашечкой.

7. Чашечка образована яркоокрашенными лепестками.

8. Венчик образован зелеными листочками – чашелистиками.

9. Главные части цветка – чашечка и венчик.

10. Главные части цветка – пестик и тычинки.

11. Тычинка состоит из широкой нижней части – завязи, узкого столбика и рыльца.

12. Тычинка состоит из тонкой тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца.

13. Пестик состоит из тонкой тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца.

14. Пестик состоит из широкой нижней части – завязи, узкого столбика и рыльца.

15. Плод развивается из завязи.

16. Плод развивается из столбика.

17. Плод развивается из рыльца.

18. Соцветие, образованное венчиком и чашечкой, защищает внутренние части цветка от повреждений и может привлекать насекомых-опылителей.

19. Соцветие – это видоизмененный побег, на месте которого созревает плод с семенами или одним семенем.

20. Околоцветник, образованный венчиком и чашечкой, защищает внутренние части цветка от повреждений и может привлекать насекомых-опылителей.

 

Продолжение следует

Спонсор публикации статьи: интернет сайт Oniq.Ru – предлагает Вам пройти тесты IQ и викторины онлайн по таким направлениям, как спорт, история культуры, информационные технологии и многим другим. На сайте постоянно добавляются новые тесты, которые позволят оценить Ваши интеллектуальные способности, и получить именной сертификат с полученными уровнем IQ в выбранной категории.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru