КОПИЛКА ОПЫТА

Е.Я. ПАЛЯНИЦА,
Н.Л. ПОСТНИКОВА,
школа № 214, г. Москва

Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве

(Интегрированный курс музыки и экологии в начальной школе)

Пока не было музыки, человеческий дух был
не в состоянии представить себе образ
прелестного, прекрасного, полноты жизни.
И.В. Гете

Изображение природы в искусстве никогда не было простым ее копированием. Как бы ни были прекрасны леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь, все эти образы, будучи запечатленными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой видит ее человек.

Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы. Подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV в. – например, в хоровых пьесах К.Жанекена «Пение птиц», «Охота», «Соловей».

Постепенно музыка научилась вызывать и зрительные ассоциации: в ней природа не только зазвучала, но и стала зримой, переливаясь разными красками, цветами, бликами. Каждое время года, каждый цветок, запах несут в себе целый мир образов близких и понятных человеку с его вечным стремлением к счастью, любви, красоте.

Такая образно-тематическая сфера становится одной из центральных в творчестве романтиков: ей посвящаются песни, романсы, баллады и даже симфонии. Среди ярких музыкальных картин природы – цикл П.И. Чайковского «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года и чаще всего он передан через пейзаж. Каждую пьесу сопровождает эпиграф из русской поэзии. Посмотрим, как времена года, их отражение в природе передаются разными композиторами.

Весна

П.И. Чайковский. «Март. Песнь жаворонка»

В музыке слышны трели жаворонка. Щебечущие трельки – это только часть песни, только напоминание о звонкой жавороночьей жизни. А сама песня светлая, мелодичная, но одновременно в музыке чувствуется какая-то холодноватая звонкость.

М.И. Глинка. Романс «Жаворонок»

Во вступлении мы слышим пение жаворонка, а потом наслаждаемся прекрасным легким напевом романса.

В сиянье теплых майских дней
Листок раскрылся каждый,
Во мне тогда проснулась
Любви и ласки жажда.

В сиянье теплых майских дней
Звенело птичек пенье,
И я поведал милой
Любви моей томление.

В этом стихотворении Г.Гейне образ весны сливается с пробуждением юного свежего чувства, такого же естественного, радостного, поэтического, как цветение майской природы, как звонкое пение птиц. Пробуждение души, жизнь сердца оказываются близкими и созвучными движениям, происходящим в природе.

П.И. Чайковский. «Апрель. Подснежник»

Пьесе предпослан эпиграф из стихотворения А.Майкова:

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом.
И первые грезы
О счастье ином.

Образ ранней весны, первого весеннего цветка связывается с пробуждением сил человека после зимнего оцепенения, сумрака морозов и вьюг – к новым чувствам, свету, солнцу. Маленький цветок, растущий прямо из-под снега, становится символом этих свежих чувств, символом извечного стремления к жизни.

П.И. Чайковский. «Май. Белые ночи»

...Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак,
блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла.

Музыка этой пьесы грустна, задумчива. Но о чем же здесь грусть? Разве весна – это грустно? Наступает вечер, сумерки, в комнате еще не зажгли лампу, только из окна льется странный серовато-синий свет. Все предметы в комнате теряют четкие очертания, словно расплываются, и тебя охватывает тихая, задумчивая грусть. Вот это настроение и передает музыка. Белые ночи – это именно такие сумерки.

Тихо переливаются один в другой звуки рояля. Словно в музыкальных сумерках расплылись очертания стройных аккордов, и они стали зыбкими и дрожащими. Мелодия то ускользает, то появляется вновь, чтобы снова раствориться в неясных, нежных переливах... Музыка «Мая» не рисует никаких изображений, не рассказывает ни о чем определенном. Главное в ней – настроение, чувства, которые вызывают у нас майские белые ночи.

Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»

Оркестровое вступление вводит слушателя в царство природы. Музыка напоена звуками леса, таинственными шорохами, криками птиц. Среди многих мелодических тем выделяются две: тема Деда Мороза – суровая и властная и тема Весны – легкая, согретая теплом. В ней дыхание жизни и пробуждение природы.

С большим художественным мастерством воспроизводит композитор птичьи голоса: ясно слышатся крик кукушки, стук дятла, пощелкивание, посвистывание и цоканье других птиц. Хор «Сбирались птицы, сбирались певчи».

Каватина Берендея «Полна, полна чудес могучая природа» – тихий восторженный гимн всемогущей природе.

Во вступлении и первом куплете песни Леля «Туча со громом сговаривалась» слышатся подражания раскатам грома.

Множество русских народных песен посвящено весне. Посвящены ей и народные песни-заклички, призывающие Весну-Красну поскорей вступить в свои права:

Дождик, дождик припусти –
Побежим мы за кусты.
Встанем под грушкой,
Накроемся подушкой.

Первые песни весенних хороводов

Как за лесом, как за рощей
Трава-мурава.
Ой-ой, лели, ой, лешеньки,
Трава-мурава.

По той травке, по муравке
Жемчужна роса,
Ой-ой, лели, ой, лешеньки,
Жемчужна роса.

По той травке, по муравке
Девок хоровод
Ой-ой, лели, ой, лешеньки,
Девок хоровод.

За девками, за красными
Донской казачок.
Ой-ой, лели, ой, лешеньки,
Донской казачок.

Он во скрипочку играл,
Да невест выбирал,
Ой-ой, лели, ой, лешеньки,
Невест выбирал.

Невест, невест выбирал,
Да за рученьки брал,
Ой-ой, лели, ой, лешеньки,
За рученьки брал.

П.И. Чайковский. «Июнь. Баркарола»

Вот и лето наступило. Самое настоящее лето. Петр Ильич назвал пьесу «Баркарола». Слово это, наверное, не всем знакомо. Родилось оно в Италии и означает «песня в лодке», потому что «барка» по-итальянски – лодка.

Петь в лодке – на озере, на реке, на море – удивительно приятно! Голос на воде звучит как-то особенно звонко, и песня на воде разносится далеко-далеко. Вся пьеса – мерное, плавное покачивание музыки. Широко, привольно льется на музыкальных волнах мелодия песни. Слушаешь – и кажется, что сам сидишь в лодке, а она плывет, чуть качаясь то ли от ровных ударов весел, то ли от маленьких волн, поднятых внезапно налетевшим легким теплым ветром. Но вот музыка меняется, становится живее, радостнее и уже меньше похожа на песню.

Искусство оберегает человеческую душу от разрушающего бега времени, оно дает возможность противопоставить этому разрушению красоту и гармонию, творимую наперекор всему.

Лето

Как сказка мир. Сказания народа,
Их мудрость темная, но милая вдвойне,
Как эта древняя могучая природа,
С младенчества запали в душу мне...

(Н.Заболоцкий)

А.К. Лядов. «Волшебное озеро»

Обаяние сказок и мифов столь велико, что их влияние можно найти во многих произведениях, связанных с образами природы.

Музыка сказочной пьесы А.Лядова «Волшебное озеро» отмечена прозрачным фантастическим колоритом, рисующим картину чудесного лесного озера. Вся прелесть русских народных сказок, все волшебное очарование сказочных пейзажей, населенных таинственными существами, нашло в этой пьесе свое музыкальное отражение. Состояние полного спокойствия и сказочной красоты достигается средствами гармонии и оркестровки. Сочетание мажорных и минорных красок – особенно в начале и заключении, причудливость звучания флейты, челесты, арфы, скрипок придает пьесе мягкий и нежный колорит. В заключении звучность постепенно затихает, озеро погружается в безмолвие.

М.Равель. Пьеса для фортепьяно «Игра воды»

В этом произведении явственно слышны переливы искрящихся на солнце струй, радость и очарование солнечного лета. Прелесть прозрачного водоема обрисована в музыке столь выразительно, что он воспринимается почти зримо.

А.Вивальди. «Времена года. Лето»

Музыка насыщена щебетом и пересвистом птиц, журчанием ручьев, громкими призывами охотничьих рогов. С упоением живописал автор яростную симфонию грозы: шум тугих дождевых струй.

Н.А. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада»

Главная тема первой части – образ волнующегося моря. Мерное и тихое чередование мягких аккордов деревянных духовых инструментов с неповторимо своеобразным звучанием бесполутонового лада в мелодии передает плавное покачивание волн.

Осень

Изучая произведения различных видов искусства, посвященных одной теме, мы учимся глубже понимать их смысл, искать ряд схожих образов и настроений.

Особое эмоциональное настроение создает пьеса П.И.Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года». Композитор стремится не просто передать прекрасный облик увядающей природы, он вносит в звучание пьесы щемящую человеческую ноту. Эпиграф, взятый из стихотворения А.Толстого, подчеркивает этот мотив боли и сожаления: «Осень, осыпается весь наш бедный сад…». Бедный сад – это ведь не просто пейзаж, это человеческая грусть, сложное чувство жалости и смирения перед неизбежным.

Улетели листья с тополей,
Совершилась в мире неизбежность.
Не жалей ты листья, не жалей,
А жалей любовь мою и нежность.

Так писал об осени Николай Рубцов. Человеческая душа во все времена способна страдать и восхищаться, она несет в себе глубокое поэтическое видение мира. А выраженное в произведениях искусства, оно может быть близко и понятно многим.

«Унылая пора, очей очарованье!» – это Пушкин. Он очень любил осень и посвятил ей много прекрасных стихов.

Нашу осеннюю природу любили писать русские художники. Знаете ли вы, кто из русских художников особенно любил изображать на своих полотнах осень? Конечно же, Левитан. Его называют певцом русской осени.

Природу изображают художники, о ней пишут стихи поэты. У художников – краски, у поэтов – слова. У композитора – только звуки. И звуками, оказалось, можно прекрасно рисовать природу.

П.И. Чайковский.  «Сентябрь. Охота»

Начинается пьеса с призывного, фанфарного сигнала, похожего на звуки гулкого, громкоголосого рога. И сразу ясно слышится скачка – стремительный, четкий и звонкий топот лошадиных копыт. Вряд ли ты мог представить себе так осеннюю музыку. Название, правда, напоминает об осени, но совершенно, кажется, не подходит к музыке.

Замечательный русский писатель М.М. Пришвин писал об охоте так:

«Я люблю идти в лесу тихо, с остановками, с замиранием, и тогда каждая зверюшка меня за своего принимает…» Тихо идет по лесу охотник. Рядом собака бежит – не лает, не рычит, чтобы не спугнуть зверя или птицу. А тут вдруг гулкие звуки, лихая скачка – что же это за охота?

Откроем другую книгу – «Детство». Ее автор – Лев Николаевич Толстой. А глава, на которой мы эту книжку открыли, – «Охота».

«Доезжачий, прозывавшийся Турка, на голубой горбоносой лошади, в мохнатой шапке, с огромным рогом и ножом на поясе, ехал впереди всех... Около задних ног его лошади пестрым, волнующим клубком бежали сомкнутые гончие…»

Лошади, собаки, огромный рог… Это все уже близко к музыке. Дело в том, что во времена Толстого охотились не в одиночку как сейчас, с одной собакой, а выезжало много народа, все на лошадях, с целой сворой собак, с призывно-гортанным криком рогов. Вот такую охоту и рисует нам музыка.

П.И. Чайковский. «Октябрь. Грустная песня»

Октябрь – это уже настоящая осень. Листьев на деревьях почти не осталось. С каждым днем все холоднее. И дождь, дождь, дождь… Тоскливое это время – поздняя осень. Осенняя песня грустная. Тихий, грустный покой слышится в первой музыкальной фразе.

Но вот зазвучали два голоса. Один – грустный, нежный, он словно пытается взлететь, разлиться легко и свободно… и тут же бессильно затихает. Видно, очень хочется человеку тепла, света, счастья. А счастья нет. Тоскливо и сумрачно на душе. Снова взлет – и снова падение. Еще, еще – нет, не подняться, не вздохнуть полной грудью… И хочется плакать от тоски и непонятной обиды…

Второй голос более спокойный – короткие музыкальные фразы уговаривают, успокаивают, утешают. И опять, как в начале, песня тихая, печальная, очень красивая.

П.И. Чайковский. «Ноябрь. На тройке»

Хотя ноябрь и считают последним осенним месяцем, у нас, в средней полосе России, это уже зима. Замерзают реки, выпадает снег. О зиме и музыка в пьесе Чайковского «Ноябрь. На тройке». Слушаешь ее – и кажется, будто сам сидишь в санях, закутанный в теплую полость из медвежьей шкуры, а лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом, сколько хватает глаз, белые просторы, звенят под дугами колокольчики и, конечно же, песня. Снова песня без слов. На этот раз – протяжная, ямщицкая.

Песни ямщиков обычно были невеселыми. Откуда же взяться веселью? Всю жизнь в дороге: дом, семью ямщик видел очень редко. Вот и грустит, тоскует и тоску свою изливает в песне. Правда, мелодия в ноябрьской песне не совсем похожа на подлинные народные песни ямщиков, – это скорее напоминание о ней. Музыка словно передает нам чувства, которые вызывает у путника песня ямщика, его думы, его настроение. Слышишь? Снова тихий звон колокольчиков…

Кто долго жил в глуши печальной,
Друзья, тот, верно, знает сам,
Как сильно колокольчик дальний
Порой волнует сердце нам…

Так писал Пушкин. А сколько еще стихов посвящено звону дорожного колокольчика, сколько песен… Может быть, ты вспомнишь, в каких песнях говорится о дорожном колокольчике?

Г.Свиридов. «Весна и осень» из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель».

Грусть и тоска слышатся в музыке, как бы ожили и зазвучали воспоминания об ушедшем месяце, тепле. Поздняя осень вызывает у человека торжественное и величавое чувство. Оно кроется в уверенной надежде в то, что нескончаем свет солнца, что природа вечно жива, а ее увядание – часть постоянной жизни, необходимый, строгий обряд изменения, не нарушающий, а придающий природе особенную красоту. Тогда спокоен человек, «грусть его светла».

Зима

Стихотворение С.Есенина «Поет зима – аукает» легло в основу 2-й части кантаты Г.Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина». Образ зимы широко и многогранно отражен в русской поэзии. Зима – это и бескрайняя снежная равнина, и звон бубенцов мчащейся тройки, и завывание метели, и безмолвный, скованный морозом лес. Стихотворение С.Есенина передает различные картины зимы, ее своеобразную музыку. На музыкальность образа указывают уже самые первые строки стихотворения:

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки шаловливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней,
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти ветры снежные
У мерзлого окна,
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

Холод, метель, вьюга – все по своему «поет», «аукает», играет свою злую симфонию. Суровому холоду, кажется, заполонившему весь мир, противопоставлены «малые пташки», прижавшиеся у окна. Слушая музыку поэмы, мы убеждаемся, как необходима для достоверной передачи образа эта хоровая разноголосица, в которой отчетливо выражены и шум ветра, и сила вьюги, и весь суровый, лишенный малейшего тепла зимний мир. А в партии оркестра так ярко и зримо передается непрерывное движение зимней метели!

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru