ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

А.Г. ДРАГОМИЛОВ, Р.Д. МАШ

Продолжение. См. № 8/2004

Поведение и  психика

Задания для учащихся общеобразовательных школ

Задание 3. Зрительные иллюзии, связанные с физическими явлениями.

А. Глядя в окно, сделайте несколько наклонов корпусом тела. Почему кажется, что дом и деревья приходят в движение, меняется их форма?

(Когда вы смотрите в окно и при этом двигаетесь, свет от одного и того же объекта проходит через разные участки стекла. Стекло же обычно неровное или разной толщины, поэтому предметы кажутся то слегка уменьшенными, то увеличенными. Это и является причиной иллюзии.)

Б. Почему ложка, опущенная в стакан с водой, кажется изогнутой под углом, как бы надломленной?

(Ложка, опущенная в стакан с водой, кажется переломленной, потому что воздух и вода обладают разными коэффициентами преломления.)

В. Можно ли отнести к иллюзиям изображение вашего лица, когда вы смотрите в зеркало?

(Можно, потому что на самом деле в зеркале объекта нет, есть только его отражение.)

Г. Почему некоторые кинотеатры дореволюционной России носили название «Иллюзион»? Имеет ли это название отношение к иллюзиям? При ответе на этот вопрос вспомните, что каждый кадр кинопленки дает неподвижное изображение.

(Киноаппарат показывает отдельные кадры, которые сменяются с большой скоростью, что и создает иллюзию движения, поэтому старое название кинотеатров «Иллюзион» оправданно.)

Д. Имеет ли мультипликация отношение к иллюзиям?

(Возможность мультипликации объясняется теми же причинами: рисуются отдельные фазы движения, которые при быстром мелькании создают иллюзию движения.)

Е. Если круг разбить на равные сектора, окрасив 1-й сектор в красный, 2-й – в оранжевый, 3-й – в желтый, 4-й – в зеленый, 5-й – в голубой, 6-й – в синий, 7-й – в фиолетовый цвета, и быстро его вращать, то наблюдатель будет видеть белый цвет. На чем основана эта иллюзия?

(Белый цвет состоит из семи основных цветов и их оттенков. При быстром вращении происходит смешение цветов и возникает ощущение белого цвета.)

Задание 4. Переоценка размера верхней части фигуры.

Найдите в любом тексте цифры 8, 3, букву В. Нижняя и верхняя половины их кажутся одинаковыми. Теперь переверните страницу вверх ногами и убедитесь, что на самом деле верхняя половина цифр и букв была меньше нижней.

Иллюзии стрелок

Иллюзии стрелок

Задание 5. Иллюзии стрелок. Линии кажутся разной длины в зависимости от направления стрелок на их концах.

А. Нарисуйте два одинаковых круга. С помощью стрелок попытайтесь сделать так, чтобы один круг казался меньше, а второй – больше.
Б. Нарисуйте два одинаковых отрезка. Используя иллюзию стрелок, сделайте так, чтобы один отрезок казался длиннее, а второй короче.
В. На картине И.Левитана «У омута» (рис. 3.) мост кажется больше за счет иллюзии стрелок, расходящихся от центра.

Рис. 3

Рис. 3

Задание 6. На рис. 4 изображен цилиндр, который носили мужчины в начале прошлого века. Поля цилиндра (отрезок АВ) равны его высоте СД (используйте линейку). Почему высота цилиндра кажется больше его полей?

Рис. 4

Рис. 4

(Высота цилиндра кажется больше ширины его полей, потому что длина вертикальных линий обычно переоценивается вследствие иллюзии.)

Задание 7. Днем кажутся более яркими насыщенные цвета: красный, синий, зеленый. Ночью эти цвета незаметны, они почти черные, зато оттенки голубого, оранжевого, желтого, бирюзового кажутся намного ярче.

(Днем активны колбочки, воспринимающие насыщенные цвета. Вечером их активность снижается, палочки же более чувствительны к белому цвету, а оттенки голубого, розового, желтого цвета к нему близки.)

Объективное и субъективное восприятие наблюдателя

Задание 1. Два ученика наблюдали под микроскопом инфузорию туфельку и описали свои наблюдения. Укажите, кому из учеников удалось продемонстрировать объективное восприятие, а у кого оно оказалось субъективным.

Ученик А. Мне, наверное, достался плохой микроскоп. Сколько ни бился с ним, а изображения нет. Наконец сосед мне его настроил. Здорово же они бегают! Я хотел их зарисовать, но разве их рассмотришь? Бегают, как на пожаре, а при большом увеличении хвост покажут – и нет их. Наконец одна все же попала в поле зрения и замерла, и мне удалось рассмотреть ядро. Отчего же раньше она бегала, а теперь стоит? Устала, наверное, а может быть, вода испарилась.

Ученик Б. Увеличение 7x8. Движения инфузорий хорошо заметны, реснички видны при затемненном поле зрения, большое ядро рассмотрел и зарисовал, малое не нашел. Пищевые вакуоли не видны, сократительную вакуоль при этом увеличении не заметил. Наблюдать трудно. Движение инфузорий кажется беспорядочным. Скорость движения невелика, но под микроскопом она увеличена в 56 раз. Сказывается иллюзия микроскопа: чем больше увеличение, тем кажущаяся скорость больше.

(Ученик А пишет не столько об объекте, сколько о своих переживаниях по поводу объекта – восприятие субъективное. Ученик Б точно описывает объект и пытается осмыслить то, что видел, исходя из конкретных фактов, – восприятие объективное. Он правильно раскрывает иллюзию микроскопа: чем выше увеличение, тем больше кажущаяся скорость движения микрообъектов.)

Задание 2. На рис. 5 изображены оркестранты во время исполнения своего номера. Определите, чем отличаются друг от друга два приведенных фрагмента.

Рис. 5

Рис. 5

Задание 3. Наблюдением называют целенаправленное восприятие, осуществляемое по определенной программе. Вы купили в магазине пакет молока и хотите проверить его качество. Составьте план наблюдения: что сделать в первую очередь, что – потом.

(Сначала определите внешние свойства молока: цвет, запах, прилипание к стенке сосуда. Затем подогрейте его на огне, чтобы убедиться, не скисло ли оно.)

Задание 4. Составьте план наблюдений, позволяющих выявить свою осанку. Установите, что можно пронаблюдать самому, а что поручить другому наблюдателю.

(Самому нетрудно проверить, насколько нормален поясничный изгиб, на одной ли линии находятся плечи. Более сложные наблюдения и измерения стоит сделать с помощью товарищей: определить с помощью мерной линейки, нет ли сутулости, проверить положение лопаток в прямой стойке и пр.)

Представления памяти и воображения

Задание 1. Укажите определение представлений памяти.

А. Отражение предметов и явлений, воздействующих на органы чувств.
Б. Воспроизведение образов, воспринятых в прошлом, которые в данный момент на органы чувств не воздействуют.
В. Создание образов, которых нет в природе.

(Определения: А – восприятия; Б – представлений памяти; В – представления воображения.)

Задание 2. Представления памяти отличаются неполнотой и фрагментарностью. Попробуйте зрительно представить хорошо знакомого человека. Чаще всего воспроизводятся лицо или его отдельные черты, детали одежды, руки, но очень редко возникает в сознании вся картина в целом. Удается ли надолго удержать возникающий образ? Почему представления памяти в норме никогда не достигают яркости восприятий и ощущений?

(Если бы предтавления памяти по яркости конкурировали с реальными восприятиями, человек был бы полностью дезориентирован, так же как дезориентированы психические больные, переживающие яркие галлюцинации.)

Задание 3. Определите, в каком из следующих эпизодов имеет место представление памяти, а в каком – представление воображения.

Эпизод 1. Мальчик закрыл глаза и попытался представить вид своего двора, но как-то не получалось. Всплывал то угол его дома, то входная дверь, то обшарпанное окно, то перекладина, но все это куда-то уплывало, колебалось: удержать возникающие образы не удавалось.

Эпизод 2. Мальчик читал книгу и старался вообразить картину, которую описывал автор: старый деревенский пруд, улитки, ряска, доска, на которой сидели три лягушки и молча смотрели на героя рассказа.

Эпизод 3. Девочка сидела на пляже и собиралась рисовать на песке. Она представила плывущий пароход, капитана с биноклем и длинной бородой, курящего трубку.

(В первом эпизоде описано представление памяти, во втором – представления воспроизводящего воображения, в третьем – представления творческого воображения.)

Память и речь

Задание. В отличие от представлений, память опирается на речь. В литературе встречаются описания детей, которых вырастили дикие животные. Иногда их удавалось обучить языку, на котором говорили нашедшие их люди. Рассказать о своей прошлой жизни они могли лишь с того момента, как у них появилась речь; жизнь же до этого для них как бы не существовала: они ничего не помнили. Почему?

(При отсутствии речи запомнить события и осознать их невозможно – ведь представления памяти крайне неустойчивы и фрагментарны. Некоторые факты запоминаются на уровне подсознания, однако у здорового человека память выполняет важные, но все же подчиненные функции.)

Логическая и механическая память

Задание 1. На рис. 6 даны два ряда слов. Один из них легко логически осмысливается, другой состоит из логически не связанных слов. Какой ряд легче запомнить?

стол
пломба
улица
подоконник
пламя
ботинок
пароход
зуб
драма
слива

улица
дом
лестница
квартира
дверь
кухня
стол
посуда
хлеб
обед

Рис. 6

(Правый столбик слов запомнить легче, полому что в нем слова логически связаны между собой.)

Задание 2. Найдите логическую связь между цифрами телефонных номеров: 941–1945; 123–1827; 249–1681.

(У каждого человека связь между цифрами может быть по-разному осмыслена. В нашем примере 941–1945: в 1941 началась Отечественная война, в 1945 – закончилась. 123–1827: 123 – натуральный ряд чисел; 18–2x32, 27–3x32. 249–1681: 249 – 42 – 92.)

Задание 3. Обработайте результаты, полученные при выполнении задания 1 (левый столбик). Время запоминания – одна минута. После этого подождите еще минуту и запишите запомнившиеся слова. Подсчитайте, сколько слов вы запомнили в том же порядке, как было дано; сколько слов вы запомнили верно, независимо от порядка; сколько сделали ошибок.

Полученный результат разделите на число слов (в нашем задании их было 10) и умножьте на 100%. Первое найденное число покажет точность вашей памяти, второе – ее объем, третье – число ошибок при воспроизведении. Если в ходе эксперимента результаты окажутся одинаковыми, попробуйте сами увеличить число слов до 20, а затем повторите опыт.

Задание 4. Проверьте вашу зрительную память. Запомните имена и фамилии людей, изображенных на 10 портретах (рис. 7), а затем узнайте их на другом рисунке (рис. 8). Здесь даны те же портреты, но в другом порядке. На запоминание отводится 3 минуты.

Рис. 7

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 8

Определите точность, объем и количество ошибок памяти при узнавании, используя методику, изложенную в задании 3.

Долговременная и оперативная память

Задание 1. Прочтите, а затем повторите, не заглядывая в текст, следующие слова: «обликвус обдоминис экстернус», т.е. наружная косая мышца живота. После этого прочтите любое стихотворение, которое вам было известно еще в детстве (достаточно четверостишия). Теперь, не заглядывая в текст, повторите название мышцы и стих. Объясните результаты: в каком случае была задействована оперативная память, а в каком – долговременная?

(В запоминании названия мышцы задействована оперативноая память, в запоминании четверостишия – долговременная.)

Задание 2. Начертите большой квадрат. Разделите его на 9 равных квадратов. Заполните их крестиками и ноликами так, чтобы они располагались беспорядочно. Предложите вашему соседу воспроизвести этот рисунок. На запоминание дается одна минута. Определите точность памяти и количество ошибок. Выразите результаты в процентах.

Задание 3. При заучивании важна установка на длительность запоминания. При зачитывании названия мышцы и воспроизведении рисунка с крестиками и ноликами ее не было. Попробуйте снова воспроизвести название мышцы и рисунок.

Особенности запоминания и воспроизведения

Задание 1. Исследования памяти показали, что лучше запоминаются начало и конец текста. Разработайте схему эксперимента, который бы смог доказать (или опровергнуть) это утверждение.

(Схема может быть такой: подготовьте список из 20 не связанных друг с другом слов. Попросите испытуемого воспроизвести их. Подсчитайте, сколько слов он запомнил из первой, второй, третьей и четвертой пятерки. Если высказанное положение правильно, то сумма запомнившихся слов в первой и последней пятерках должна быть больше суммы слов второй и третьей пятерок.)

Задание 2. Бывали ли такие моменты, когда у доски вы не смогли ответить материал, который считали выученным? Проанализируйте причину неудачи.

А. Волновались при ответе. Поднятые руки товарищей и подсказки мешали сосредоточиться и вспомнить материал.
Б. Учитель наводящими вопросами или советами пытался помочь выстроить план ответа, но вам только мешал.
В. Из памяти «выпадали» термины, даты, имена.

Прочитайте выписанные ниже объяснения вашего неудачного ответа и постарайтесь установить, что явилось причиной описанных здесь случаев.

  • · Внешнее торможение, вызванное обстановкой ответа.

  • · Сведения, хранившиеся в оперативной памяти, еще не перешли в долговременную.

  • · Недостаточная организация планирования. Плохо поняты последовательность и логическая связь между отдельными блоками материала.

(Волнение при ответе, поднятые руки товарищей мешали вам отвечать вследствие механизма внешнего торможения. Если у вас возникали затруднения при переходе от одного положения к другому, то очень вероятно, что причина неудачи заключалась в том, что вы плохо представляли план ответа. Наконец, «выпадение» терминов и дат из памяти может быть вызвано тем, что эти сведения еще не перешли из оперативной памяти в долговременную.)

Задание 3. При заучивании параграфа приготовьте небольшие листочки бумаги. Разбейте материал параграфа на отдельные смысловые куски и каждый из них озаглавьте каким-нибудь ключевым словом. Разложите бумажки с заголовками в случайном порядке, а затем расположите их в правильном. Попробуйте рассказать содержание параграфа, заглядывая в эти записи, а потом без них.

(Работа с записанными на листочках бумаги пунктами плана поможет тем, у кого возникают сложности при переходе от одного пункта изложения к другому.)

Задание 4. При изучении иностранного языка встречаются слова, по звучанию напоминающие русские, но имеющие совершенно другой смысл. Смогли бы вы объяснить ошибки при переводе явлением доминанты, открытым А.А. Ухтомским?

(Слова иностранного языка, по звучанию похожие на русские, часто называют ложными друзьями переводчика, если они имеют разное смысловое значение. Причина путаницы в иллюзии установки, в основе которой лежит теория доминанты А.А. Ухтомского. При звучании слова прежде всего возникает смысловое содержание родного языка, а уж потом иностранного. Например, болгарское слово «куча» в переводе «собака». По-грузински «мама» – это «папа».)

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru