КОПИЛКА ОПЫТА

Г.В. ПИЧУГИНА

Ученические проекты по выращиванию растений

Предлагаем методические разработки ученических проектов по выращиванию сельскохозяйственных растений. Эти проекты могут быть выполнены при изучении технологии (сельскохозяйственный труд), биологии, в системе дополнительного образования. Материальная база для выполнения проекта – учебно-опытные участки школ и учреждений дополнительного образования, дачные или приусадебные участки.

Напомним, что в нормативных документах МО РФ метод проектов обозначен как «способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта труда)» (Об использовании метода проектов в ОО «Технология» Методическое письмо МО РФ № 585/11-13 от 12.04.2000.) Проект часто определяют и как задачу интеллектуально-практического характера, при выполнении которой у учащихся должны развиваться как умственные способности, так и практические умения и навыки. С позиций методики – это комплексный обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся, позволяющий соединять формальные знания с практическим опытом.

Проект «Самый ранний редис»

Образовательные цели. Повторение и закрепление материала о технологии выращивания овощных культур, практическое освоение технологии выращивания редиса. Формирование социально-значимых знаний и умений.

Хозяйственная цель. Подобрать сорта и отработать технологию выращивания редиса для получения самой ранней продукции.

Проект выполняется группой учащихся (3–4 чел.), можно разного возраста (5–7-й кл.). По ходу работы дети заполняют рабочие тетради, каждый самостоятельно.

Содержание деятельности учащихся при выполнении проекта:

– ознакомление с характеристикой сортов редиса по учебникам, проспектам, справочникам;
– повторение изученного материала по овощеводству;
– поиск информации в различных источниках (в том числе и опрос местных жителей) о самых скороспелых сортах редиса;
– анализ и сравнение их хозяйственных свойств, выбор сортов для проверки (формулировка требований к ним, принятие решения);
– определить фиксируемые в опыте параметры: сроки выращивания, вкусовые качества, размер корнеплодов, склонность к цветушности, огрубение корнеплодов;
– распределение обязанностей;
– ознакомление с технологией выращивания по книгам;
– подбор семян;
– подготовка почвы, посев;
– уход за посевами, наблюдения и заполнение дневника (дата появления всходов, первое потребление продукции, ухудшение вкусовых качеств – огрубение корнеплодов, появление цветоносов, полное изъятие культуры., то есть продолжительность периода хозяйственного использования сорта);
– разработка текста и рисунков рекламы;
– проведение презентации в школе.

Примерный план выполнения проекта и руководства им

Постановка проблемы, выбор темы проекта.
Форма: беседа-дискуссия.
Вопрос и тема для обсуждения: какие овощные культуры в нашем регионе являются основным источником витаминов ранней весной?

1. Актуализация знаний о предмете изучения – редисе: ассортимент сортов, пищевая ценность (источник витаминов), к какому ботаническому семейству относится, технология выращивания, продолжительность вегетации.

2. Сбор и анализ информации о сортах редиса (по литературе, в процессе непосредственного общения с опытными огородниками). Этот этап проекта выполняется самостоятельно. Если проект групповой, то желательно, чтобы информацию собирал каждый участник, затем она обобщается для принятия коллективного решения.

3. Подготовка к работе. Обсуждение ассортимента сортов. Образовательная цель: повторение изученного материала по растениеводству (понятие «сорт», сортовые признаки и особенности). Обсуждение требований к сорту: скороспелость, вкус, продолжительность сохранения вкусовых качеств.

4. Подбор семенного материала, подготовка почвы, посев и посадка, уход за растениями, заполнение рабочей тетради.

Рабочая тетрадь проекта «Самый ранний редис»

Задание 1. Все мы знаем, как важно ранней весной иметь на своем столе свежие овощи – основной источник витаминов. Но на рынке они обычно стоят очень дорого. Многие овощи можно вырастить своими руками на домашнем огороде или на пришкольном участке. Один из таких овощей – редис. Выращиваете ли вы редис на своем огороде или на пришкольном участке?
Каковы условия выращивания редиса, его требования к температурам воздуха и почвы? (Эту информацию можно найти в учебниках, справочниках, на фирменных пакетиках с семенами. Можно спросить учителя, родителей, соседей. Запишите эту информацию в рабочую тетрадь.)
Обсудите с товарищами следующие вопросы и запишите в рабочую тетрадь ответы на них.

– Когда (месяц, число) вам обычно удается впервые попробовать редис со своей грядки?
– Какой сорт редиса обычно выращивает ваша семья?
– По какой технологии выращивает редис ваша семья (подготовка семян, подготовка почвы, сроки посева, схема посева, применение пленочных укрытий, удобрения).
– Сколько дней проходит от посева семян до сбора урожая?
– В какие сроки обычно высевают редис в местном климате?
– Чем это объясняется?
– Почему нельзя высевать редис раньше?
– Какие способы ускорения получения урожая редиса вы знаете (подготовка семян, применение пленочных укрытий)?
– Какие самые скороспелые сорта редиса вы знаете?
– Когда на рынке появляется первый редис, не привезенный из южных районов, а выращенный местными хозяевами?

Задание 2. Сравните известные вам сорта раннего редиса по срокам получения продукции. Эта информация есть в справочниках, журналах, рекламных проспектах, на пакетиках с семенами. Запишите характеристики нескольких наиболее скороспелых сортов в таблицу и сравните с результатами их выращивания в хозяйствах вашего села (или на вашем пришкольном участке).

Задание 3. Попробуйте выяснить, как удается вашим землякам, которые торгуют на рынке, или просто соседям, выращивать сверхранний редис. Для этого вам надо получить ответы на следующие вопросы.

– Какой сорт редиса они выращивают как самый ранний?
– В какие сроки его высевают?
– Приобретают семена или получают их сами?
– Если они сами получают семена, то какова технология выращивания редиса на семена? (Кратко опишите ее.)

Задание 4. Обсудите с товарищами информацию из табл. 1.

Таблица 1

Названия сортов

Сроки выращивания (посев, уборка урожая) по справочным данным

Сроки выращивания в местных хозяйствах

1.

2.

3.

   

Узнайте у учителя или родителей, семена каких сортов редиса вы можете достать (есть в наличии, можно поменяться с соседями, купить). Выберите из них 3–4 сорта, которые вы считаете наиболее подходящими. Определите, какую площадь вы можете занять под грядки с редисом.

Подумайте, какие приемы ускорения созревания редиса можно испытать?

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru