ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Н.В. СОРОКИНА

Курс «Зеленое строительство»

В настоящее время сложилась ситуация, при которой школа фактически выполняет лишь обучающую функцию, воспитание же детей в значительной степени возложено на семью, а реально осуществляется «улицей» или виртуальным миром персонального компьютера. Поэтому первоочередной задачей в настоящее время является создание условий, при которых школа в полной мере могла бы осуществлять – не на словах, а на деле – и воспитательную функцию.

Ученому-педагогу В.Я. Ямбургу удалось реализовать идею «сотрудничества», или «соуправления», – направления в обучении, активно развиваемого в зарубежной педагогике. В школе В.Я. Ямбурга на протяжении многих лет успешно разрабатываются формы сотрудничества коллектива учащихся с педагогами. Основой такого сотрудничества является определенное, общее для всего школьного коллектива, дело.

Примером такого общешкольного дела может стать цветочно-декоративное оформление школьного участка руками самих учащихся. Для практической реализации этой идеи рекомендуется использовать современный деятельностный метод обучения – метод проектов. Необходимые же знания и знакомство с понятийным аппаратом цветоводства и садово-паркового искусства могут быть даны в рамках предлагаемого курса «Зеленое строительство».

Примерная программа курса

Тема: «Цветоводство»

1. Требования цветочных культур к условиям выращивания 4 ч.

Почва. Механический состав почвы: понятия «тяжелые» и «легкие», «холодные» и «теплые» почвы. Структурность почвы и ее плодородие. Понятие «гумус», живая фаза почвы. Главные элементы питания растений: азот, фосфор, калий. Почвенный раствор. Понятие «кислотность почвы». Почвосмеси, их компоненты. Минеральные удобрения. Бактериальные удобрения и препараты, технологии их использования. Водный режим участка.

2. Размножение цветочных культур, технологии ухода 4 ч.

Семенное и вегетативное размножение. Характеристика семенного размножения. Допосевная обработка семян цветочных культур. Выращивание цветочных культур посевом семян в открытый грунт и рассадная технология. Характеристика вегетативного размножения цветочных культур корневищами, делением куста, луковицами и клубнелуковицами, черенками, отводками, усами.

Уход за цветочными культурами. Полив и опрыскивание, прореживание, рыхление почвы, обрезка, пасынкование, подвязка, укрытие, прищипка, мульчирование, окучивание. Подкормки: сухая, жидкая, внекорневая.

Тема: «Цветочно-декоративное оформление»

1. Основные понятия 4 ч.

Понятие «зеленое строительство». Характеристика регулярной и ландшафтной планировки участка. Дорожки, характеристика покрытий. Газоны, их типы. Элементы парковой архитектуры. Художественная композиция и правила ее создания.

2. Элементы декоративного оформления и технологии, используемые для их создания, 4 ч.

Элементы регулярного типа планировки: клумбы, рабатки, бордюры, миксбордеры. Ассортимент цветочных культур для составления художественных композиций регулярного типа. Элементы ландшафтного типа оформления: альпийская горка, водоем, вертикальное озеленение. Ассортимент цветочных культур для ландшафтного типа. Теневой цветник.

Итого – 16 ч.

Информационный материал

Тема: «Цветоводство»

1. Требования цветочных культур к условиям выращивания

Почва, ее свойства

Почва – это верхний слой земли, на котором возможно выращивать культурные растения. Почвы различаются по механическому составу, т.е. по содержанию в них частиц различного размера. Частицы с диаметром меньше 0,01 мм относят к глине, большие – к песку. По соотношению количества этих частиц выделяют глинистые, суглинистые, супесчаные и песчаные почвы. С точки зрения обработки песчаные и супесчаные почвы считаются легкими, а суглинистые и глинистые – тяжелыми.

Таблица. Свойства различных типов почв
 

Почва

песчаная

суглинистая

глинистая

В обработке

легкая

средняя

тяжелая

Воздухопроницаемость

++

+

Способность накапливать влагу

+

++

Способность отдавать влагу

+

Склонность к пересыханию

высокая

средняя

низкая

Склонность к накоплению лишней влаги

низкая

средняя

высокая

Накопление питательных элементов

+

++

Прогреваемость

++

+

Примечание: ++ – очень хорошая; + – хорошая ; – – плохая

Структура почвы определяется формой и размерами отдельных комков, на которые она распадается естественным путем. Бесструктурные почвы, состоящие из мелких частиц, трудны в обработке. Структурные почвы (например, чернозем) имеют комковатую макроструктуру с комками размером в горошину, которые не распадаются в воде. Структурные почвы – рыхлые, хорошо удерживают влагу, содержат много воздуха. Они хорошо обеспечивают растения элементами питания.

Способность почвы быстро прогреваться зависит от ее механического состава, рыхлости, цвета, влажности, рельефа местности и наличия растительности. Глинистые и суглинистые почвы прогреваются медленнее, поэтому они получили название холодных. Песчаные и супесчаные прогреваются быстрее, поэтому их называют теплыми.

Наряду с минеральной частью, почва содержит органические вещества, образовавшиеся из разложившихся растительных и животных остатков. Совокупность органических веществ, которые определяют степень плодородия почвы, называется гумусом или перегноем. Гумусовый слой почвы (10–20 см) пронизан корнями растений, населен живыми организмами, в нем много воздуха, он рыхлый и имеет комковатую структуру. Чем больше толщина гумуса, тем выше плодородие почвы. Рыхлые, сухие и богатые гумусом почвы прогреваются быстрее, чем плотные и бедные.

К живой части почвы в первую очередь относятся почвенные микроорганизмы. Благодаря их жизнедеятельности происходит активное разложение сложных органических веществ до простых, которые доступны для питания растений. Микроорганизмы, участвуя в биологическом круговороте системы «почва–растение–почва», придают почве новые физические и химические свойства. Чем больше микроорганизмов в почве, тем лучше ее структура и больше гумуса, тем почва плодороднее. Кроме микроорганизмов в почве живут и влияют на ее свойства многочисленные виды насекомых, дождевые черви, мелкие грызуны. Наиболее заселена живыми организмами плодородная почва.

Жидкую фазу почвы называют почвенным раствором – это вода с растворенными в ней веществами. Для питания растений доступны только ионы простых минеральных веществ. Ионы элементов, находящиеся в почвенном растворе и используемые растениями для питания, называются элементами питания. Три главные элемента питания растений – это азот (NH4+, NO3, NO2), фосфор (PO43–; HРO42–; H2PO4) и калий (К+).

Азот вызывает бурный рост зеленой массы, удлиняет вегетативную фазу развития растений.

Фосфор способствует развитию корней и обильному цветению растений.

Калий повышает морозоустойчивость растений и их устойчивость к инфекциям, улучшает цветение и интенсивность окраски цветов, повышает качество плодов.

Наличие элементов питания в почвенном растворе может быть результатом разложения сложных органических соединений под действием жизнедеятельности микроорганизмов или результатом внесения в почву минеральных удобрений, которые представляют собой соли азота, фосфора и калия.

Кислотность почвы зависит от количества водородных ионов в почвенном растворе. Значение кислотности почвы может варьировать от кислой до щелочной. Повышенная кислотность или повышенная щелочность угнетает развитие большинства культурных растений. Большинство цветочных культур лучше развивается на слабокислой или нейтральной почве. Для уменьшения кислотности в кислую почву вносят известь, действие которой продолжается в течение 2–4 последующих лет. Большое содержание гумуса (органической части почвы) препятствует резкому колебанию значений кислотности почвы. Некоторые культуры, например гладиолусы, на вегетативной фазе развития требуют повышенной щелочности почвенного раствора, а при переходе в фазу цветения – нейтральной или слабокислой реакции. Ирисы, наоборот, лучше цветут при слабощелочной реакции почвы.

Для определения кислотности используют набор индикаторной бумаги. Полоску бумаги помещают в вытяжку, приготовленную путем помещения почвы в дистиллированную воду. О реакции почвы можно судить также по присутствию определенных растений-индикаторов.

Почвосмеси, органические удобрения. Почва с высоким содержанием гумуса подходит для выращивания большинства декоративных растений. В оранжерейном цветоводстве, а также для выращивания рассады используют почвосмеси. В состав почвосмесей входят: дерновая, листовая, компостная и торфяная земля, которые богаты органическими составляющими. Кроме того, в почвосмесь в качестве разрыхлителя добавляют песок, опилки, дробленую древесную кору.

Дерновая земля используется в качестве компонента для выращивания всех цветочных культур, особенно для левкоев и астры однолетней.

Заготовку земли начинают в июле, когда трава достигает максимального развития. Нежелательно использовать землю с участков, где растет хвощ, осока, наличие которых свидетельствует о повышенной кислотности почвы.

Нарезанные на пастбище или на лугу пласты толщиной 10–12 см, складывают в штабеля – пласты трава к траве, земля к земле. Можно добавлять послойно свежий навоз. До осени штабеля поливают и несколько раз разрыхляют лопатой.

Осенью дерновую почву можно использовать при пересадке многолетников. Длительно хранить дерновую почву не рекомендуется, так как со временем она теряет структурность.

Листовая земля – рыхлая и легкая, богатая элементами питания, является прекрасным компонентом почвосмеси, используемой в цветоводстве.

Осенью собирают опавшую листву липы, березы, клена. Листья дуба и ивы непригодны для получения листовой земли из-за содержания в них дубильных веществ. Листья укладывают в кучи, послойно добавляя свежий навоз. В течение следующего лета кучу регулярно перелопачивают, добавляют гашеную известь и увлажняют. К концу второго лета листовую почву можно использовать для выращивания рассады. Часто ее смешивают с торфом и песком в соотношении 2:3:1.

Перегнойная земля образуется в результате полного разложения свежего навоза в течение одного-трех лет. Ее также называют парниковой землей, поскольку она получается в результате разложения биотоплива, используемого в парниках. Перегнойную землю добавляют в качестве органического удобрения.

Для приготовления перегнойной земли свежий навоз с соломенной подстилкой укладывают в штабель в затененном месте, в течение лета штабель постоянно увлажняют и перемешивают.

Торф входит во все почвенные смеси в качестве разрыхлителя, улучшая структуру почвы, повышая ее влагоемкость. Торф образуется в результате неполного разложения болотных растений, имеет высокую кислотность. Из питательных элементов торф содержит в значительном количестве только азот, но и тот находится в труднодоступной для питания растений форме. Несмотря на это, торф все-таки увеличивает содержание органических веществ в почве, но в основном он улучшает структуру и разрыхляет почвосмесь. Торф можно вносить в любое время года: переудобрить торфом невозможно.

Торф используется для приготовления компостов в сочетании с перегноем, что позволяет обогатить его легкодоступными формами азота. Эффективность торфа увеличивается при его совместном внесении с минеральными удобрениями. Повышенная кислотность торфа способствует гибели низших грибов, некоторые виды которых являются возбудителями инфекционных заболеваний растений. Поэтому торф является незаменимым компонентом почвосмеси для защищенного грунта. Для уменьшения кислотности одновременно с торфом рекомендуется вносить известь.

Компост – органическое удобрение, приготовленное из различных компонентов, взаимно улучшающих друг друга в процессе компостирования. Компостировать можно растительные остатки, хозяйственные отходы, навоз, торф, добавляя в компостную смесь измельченную кору деревьев, древесную золу, опилки, яичную скорлупу. В зависимости от того, какой компонент преобладает, компост может быть навозным, торфяным, из хозяйственных отходов и растительных остатков.

Если в компосте преобладают навозная жижа или растительные остатки, т.е. в нем много азота, то в компост добавляют дерновую землю, песок или торф. Если в смеси, наоборот, мало богатого азотом материала, то добавляют свежий навоз, куриный помет. Обычно в любой почве наблюдается недостаточное количество фосфора, поэтому в компостную смесь добавляют костную муку или минеральные фосфатные удобрения.

Высокая ценность компоста заключается в большом количестве органики, которая подвергается длительному процессу минерализации (разложения) за счет жизнедеятельности микроорганизмов, продолжающейся и после внесения компоста в почву. Поэтому растения обеспечиваются всеми элементами питания в течение длительного времени без избыточного их накопления в почве.

Процесс компостирования можно осуществлять в железной или деревянной емкости с решетчатым дном, поставленной на кирпичи. Самый простой способ компостирования – в компостной куче. На месте закладки кучи следует насыпать слой крупного речного песка.

Для получения качественного компоста необходимо создать оптимальные условия для размножения микроорганизмов, основой жизнедеятельности которых является процесс брожения, а не процесс гниения. Поэтому на первом этапе компостирования вносится небольшое количество созревшего компоста, который является «закваской».

Основное условие хорошего компостирования – регулярное перемешивание смеси и ее увлажнение. Это улучшает аэрацию и способствует равномерному распределению различных материалов в компосте. Достаточное количество воздуха (аэрация) предотвращает процесс гниения, который протекает, в отличие от процесса брожения, в анаэробных условиях (при отсутствии кислорода).

В результате биохимических реакций компост разогревается. Температура компоста, основным компонентом которого является конский навоз, может подниматься до 70 °С. Компост на основе навоза крупного рогатого скота разогревается меньше из-за большей влажности. Благодаря разогреванию гибнут личинки вредителей и возбудители инфекционных заболеваний, теряют всхожесть семена сорных растений.

В условиях оптимальной влажности и температуры, при хорошем доступе воздуха микроорганизмы быстро размножаются, и в результате их жизнедеятельности происходит превращение органических остатков в перегной или гумус. Перегной представляет собой плодородную субстанцию, богатую легкодоступными для растений ионами основных элементов питания. После остывания созревший компост должен представлять собой черную рыхлую массу однородной консистенции и не иметь неприятного запаха.

Компост используют сразу же, как только он созрел. Следует ежегодно вносить в почву цветника по 6 кг (половина ведра объемом 10 л) компоста на 1 м2. На бедных почвах количество компоста следует увеличить в два раза.

При добавлении в почвенную смесь опилок и дробленой древесной коры (в качестве разрыхлителя для глинистой почвы) необходимо учитывать, что в процессе разложения этих компонентов принимают участие микроорганизмы, для жизнедеятельности которых требуется большое количество азота. Поэтому в такие почвенные смеси следует дополнительно вносить азотные удобрения. Не рекомендуется использовать опилки хвойных пород деревьев, т.к. они сильно уплотняют и закисляют почву.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru