ИСТОРИЯ НАУКИ

П.А. КОШЕЛЬ

Продолжение. См. № 20, 21, 22/2004

Летопись биологических открытий

1682 г. Издана «Анатомия растений» Н.Грю, в которой ученый обобщил результаты обширных исследований, ввел понятие «ткань» и описал строение различных типов тканей.
В том же году А. ван Левенгук впервые наблюдал под микроскопом бактерий и инфузорий и открыл красные кровяные тельца (эритроциты).
Тогда же немецкий ботаник Август Бахман (Риеинус) опубликовал классификацию растений, основанную на типе цветков.

1694 г. Немецкий ботаник Рудольф Якоб Камерариус опубликовал результаты изучения пола растений. Он проводил опыты с искусственным оплодотворением.
В том же году французский ботаник Жозеф Питтон де Турнефор представил углубленную систему классификации растений, изучив и описав около 500 семейств.

1699 г. Английский исследователь Джеймс Вудворд экспериментально доказал, что рост растений зависит от количества растворенных в воде минеральных примесей, которые растения всасывают корнями.

XVIII в. Возникает и получает развитие патологическая анатомия, отцом которой считают итальянца из Падуи Джованни Батисту Морганьи. Его знаменитая книга «О местонахождении и причинах болезней, выявленных анатомом» (1761) – шедевр наблюдений и анализа. Основанная более чем на 700 примерах, она объединяет анатомию, патанатомию и клиническую медицину благодаря тщательному сопоставлению клинических симптомов с данными вскрытия. Кроме того, Морганьи ввел в теорию заболеваний концепцию патологического изменения органов и тканей.
Экспериментальные исследования заложили фундамент новой науки – физиологии. К первым работам в области физиологии относится «Наставление по медицине» нидерландского врача, ботаника и химика Германа Бургаве (1708) и «Элементы физиологии...» швейцарского ученого Альбрехта фон Галлера. В биологии разгорается спор между преформистами и эпигенетиками. Преформисты утверждали, что индивид заранее (как бы в миниатюре) существует в яйце или в сперме, что рождение есть не что иное, как развитие, благодаря которому органы индивида и он сам становятся видимыми. Эпигенетики отрицали подобные взгляды. Они считали, что видовые и качественные признаки индивида возникают после оплодотворения.
Возникают споры о возможности самопроизвольного зарождения микроорганизмов. Сторонниками самозарождения были, в частности, датский исследователь Отто Фредерик Мюллер, французский ученый Жорж Луи Бюффон, английский ученый Джон Нидхем и др. Противниками идеи самопроизвольного зарождения микроорганизмов выступали итальянский ученый Ладзаро Спалланцани, французский естествоиспытатель Рене Антуан Реомюр и швейцарский естествоиспытатель Шарль Бонне.

1708 г. Г.Бургаве обобщил известные к тому времени научные (преимущественно механические) основы медицины и изложил их в сочинении «Наставление по медицине».
Тогда же Г.Э. Шталь в сочинении «Theoria medica vera» отверг господствующий до того времени механицизм в науках о жизни. Он вновь высказал мысль, что душа является фактором, приводящим в движение тело, т.е. управляющим жизненными процессами. Его взгляды оказали влияние на так называемую «школу медицины» Монпелье (конец XVIII в.), для представителей которой были характерны виталистические взгляды.
В том же году французский врач Жан Астрюк опубликовал статью об окаменелостях, обнаруженных в районе Монпелье. Он считал эти окаменелости останками животных, выброшенных Средиземным морем.

1717 г. В Европе проведены первые прививки против оспы (еще раньше их делали в Китае и Турции).

1727 г. Английский исследователь Стивен Гейлс в книге «Статика растений» указал на физические причины движения растительных соков, подчеркнув влияние солнца на этот процесс.

1735 г. Шведский естествоиспытатель Карл Линней в сочинении «Система природы» изложил принципы своего нового метода классификации растений. Первоначальный набросок дополнялся, и в 1766–1788 гг. представлял собой уже 4 тома. Для классификации растений Линней использовал бинарную номенклатуру, согласно которой вид описывался двумя латинскими словами – существительным, обозначавшим род, и прилагательным, обозначавшим данный вид. Система Линнея называлась «генеративной системой», ибо растения классифицировались по числу пестиков и тычинок цветка, на основании одно-, двудомности и т.д. В «Системе природы» Линней классифицировал и горные породы.

1736 г. Вышло сочинение К.Линнея «Основы ботаники», в котором он, защищая неизменность видов, утверждал, что в природе существует столько же видов, сколько их было первоначально создано творцом (Богом).
Тогда же Ж.Астрюк высказал мысль, что мозг является центром всех нервных волокон и, таким образом, все физические реакции обусловлены мозгом.

Около 1740 г. Английский ученый Джон Турбевилл Нидхем, проводя опыты по уничтожению в жидкости зародышей всех организмов путем ее нагрева, обнаружил в ней, уже после нагрева, микроскопические организмы. Этот факт, по его мнению, подтверждал теорию произвольного самозарождения.

1742 г. К.Линней признал возможность возникновения в некоторых случаях новых растений в результате резкого изменения климата или в результате скрещивания исходных видов.

1746–1747 гг. А.Галлер в своей работе привел правильное объяснение механизма дыхания. А.Галлер высказал основные положения своей теории раздражимости: сокращение мышц обусловлено специфической раздражимостью мышечных волокон.

1749 г. Начал выходить многотомный (36 томов) труд Ж.Л. Бюффона «Естественная история», содержавший подробные описания природных явлений. Свою задачу автор видел в том, чтобы дать общую картину развития природы. Бюффон пришел к выводу о взаимосвязи животных и растений с окружающей средой и указал на взаимосвязь между разными видами. Но его мнению, человек также относится к природе. Бюффон констатировал подобие обезьян и человека. Он также опубликовал книгу «Теория Земли», в которой, в частности, обратил внимание на распространение окаменевших останков организмов.

1752 г. А.Галлер разработал теорию, согласно которой органы живого тела обладают двумя основными свойствами – раздражимостью и чувствительностью.

1757–1766 гг. Вышло восьмитомное сочинение А.Галлера «Элементы физиологии человеческого тела». Этот фундаментальный труд долгое время оставался наиболее авторитетным исследованием по физиологии. Галлер связал физиологические функции организма человека с его анатомическим строением. Он считал физиологию «оживленной анатомией».

1761 г. Немецкий ботаник Йозеф Готлиб Кёльрейтер, работавший в 1756–1761 гг. в Петербургской Академии наук, опубликовал первые результаты своих классических опытов по скрещиванию растений. Ему удалось вырастить гибриды, у потомков которых сочетались материнские и отцовские признаки.

1768 г. Л.Спалланцани изучал регенерацию у дождевых червей, улиток (регенерация головы, включая глаза и рожки) и у ряда других животных. Он также впервые применил в своих опытах по оплодотворению икринок лягушек метод искусственного оплодотворения. Этот метод в 1763 г. использовал в опытах с рыбами М.Якоби. Позже Спалланцани вновь использовал метод искусственного оплодотворения в опытах с собаками, а в 1799 г. английский врач Уильям Хантер применил его для искусственного оплодотворения человека.

Ок. 1770 г. Л.Спалланцани, критикуя опыт Дж.Нидхема (см. 1740 г.), установил некоторые условия «стерилизации».

70-е гг. XVIII в. Французский ученый Ж.Л.Ж. Сулави (Жиро-Сулави) заложил основы стратиграфической палеонтологии.