ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Р.И. НАЗЫРОВА,
Лаборатория охраны редких видов животных ВНИИ природы МПР России;
В.В. КАШТАНОВА,
учитель биологии школы № 1127;
Т.А. СОРОКА,
учитель биологии школы № 713, г. Москва

Изучение млекопитающих ландшафтного заказника «Крылатские холмы»

Данная публикация представляет собой пособие для организации научных исследований школьников по программе Дирекции ландшафтного заказника «Крылатские холмы» (Москва) «Организация силами школьников экологического мониторинга на части природного парка «Москворецкий» в сентябре–
декабре 2002 г.

Мощная антропогенная нагрузка – прогулки жителей по велодороге, к Храму Рождества Пресвятой Богородицы, за водой к двум родникам, на горнолыжную базу с тремя подъемниками; массовые спортивные и прочие мероприятия; выросшие по периметру особо охраняемой территории гаражи и скоростное автодвижение по улицам Крылатская и Крылатские холмы, проходящим по границам заказника, все сильнее влияет на его природу.

Изучение млекопитающих заказника, как самостоятельная исследовательская работа под руководством ученых, формирует у подрастающего поколения осмысленное, экологически грамотное и ответственное отношение к природной среде.

Вернувшись с прогулок по Крылатским холмам, дети часто рассказывают о том, что видели зайца, убегавшего прямо от велодороги, мышевидных у родника, белого с пушистом хвостом зверька за церковью, а по весне сокрушаются о брошенных букетиках и о том, что горит сухая трава на холмах. Эти взволнованные рассказы детей – лучший аргумент в пользу подобных программ. Крайне актуально экологическое просвещение и взрослого населения Крылатского – и одним из наиболее эффективных путей здесь представляется образование и серьезная научно-исследовательская деятельность их собственных детей.

Пособие ориентировано на педагогов, школьников, заинтересованных посетителей заказника и ставит своей целью:

– облегчить знакомство с фауной Крылатских холмов;
– помочь в овладении навыками самостоятельных научно-достоверных наблюдений, документирования полевых исследований, их камеральной обработки, анализа, подведения итогов, составления рекомендаций и последующего использования результатов в практике природоохранной работы;
– формирование экологического мышления применительно к условиям городской среды;
– выработку понимания необходимости охраны млекопитающих в городе и знакомство со спецификой охраны млекопитающих в городской среде.

Мы надеемся, что предлагаемый материал может послужить основой для организации подобной работы и в других районах и городах.

Поскольку для детского восприятия наиболее наглядными являются следы зимней активности млекопитающих, начало реализации программы желательно приурочить к середине – второй декаде ноября.

Структура использованной нами настоящей эколого-просветительской программы включает:

– 4 лекционных занятия по 45–50 мин;
– 2 полевых экскурсии (по 1,5–2 ч) для отработки навыков полевых работ;
– самостоятельную научно-исследовательскую работу, предполагающую проведение полевых учетов, камеральную обработку полученных результатов, работу с литературой, подготовку отчета, проведение конференции (семинара, «круглого стола»).

Тематические лекционные занятия

1. Разнообразие млекопитающих и фауна города

Ключевые понятия: специфика класса млекопитающих; экологические группы млекопитающих; колебания численности по годам; жизненный цикл; роль млекопитающих в жизни человека (с обязательным указанием на эстетическую составляющую).

На занятии кратко рассматривается история млекопитающих Московского края; специфика фауны города, возникшего на месте лесов; особенности города, как среды жизни млекопитающих; количество видов млекопитающих в мировой, российской, подмосковной и московской фауны; особенности лесопаркового пояса Москвы и особо охраняемых природных территорий города, происходит знакомство с Красными книгами РФ, Московской области, Москвы.

Задание: составление предварительного списка млекопитающих, обитателей заказника «Крылатские холмы» по литературным данным.

2. Фауна млекопитающих заказника «Крылатские холмы»

Ключевые понятия: фауна, систематика млекопитающих, основные систематические единицы (отряд, семейство, род, вид).

На занятии дается краткая характеристика потенциальных обитателей заказника, а также обитателей некоторых других лесопарков Москвы – представителей отрядов рукокрылых (сем. Настоящие летучие мыши: рыжая вечерница), насекомоядных (сем. Ежиные: еж обыкновенный; сем. Кротовые: крот обыкновенный; сем. Землеройковые: бурозубки обыкновенная, средняя, малая, водяная кутора), хищных (сем. Псовые: лисица, одичавшие собаки в городе; сем. Куньи: лесная куница, ласка, горностай, черный хорь), зайцеобразных (сем. Зайцевые: заяц-беляк, заяц-русак), грызунов (сем. Беличьи: белка; сем. Мышиные: мышь-малютка, желтогорлая мышь, ондатра, водяная, рыжая и обыкновенная полевки) и некоторых других.

Задание: начать знакомство со специальной литературой.

3. Методы учета млекопитающих

Ключевые понятия: прямые и косвенные методы учета.

На занятии рассматриваются методы учета млекопитающих с указанием их целей и возможностей применения на территории заказника, а именно: прямые методы – встречи, засидки, авиаучеты, учеты с собакой, отловы (капканы, живоловки, ловчие канавки и т.п.); косвенные – по следам кормовой, строительной и роющей деятельности; по следам жизненных отправлений и передачи информации; по следам на грунте и снеговом покрове; по погадкам хищных птиц. Особый акцент желательно сделать на необходимости сочетать несколько методов учета одновременно и проводить наблюдения в течение всего года. В завершение учащиеся знакомятся с определителями млекопитающих и с особенностями работы с определительными таблицами.

Задание: знакомство с изображениями следов млекопитающих по литературе («Методика изучения следов – тропление» из книги Р.Ласукова «Звери и их следы»).

После этих трех лекционных занятий целесообразно провести 1–2 зоологические экскурсии, в ходе которых происходит первичное знакомство со следами жизнедеятельности млекопитающих на местности, вырабатываются навыки работы с полевыми определителями, картами маршрутов, бланками описаний и т.п. (см. Приложения).

4. Особенности предстоящей самостоятельной научно-исследовательской работы

На занятии подробно обсуждается роль снегового покрова в жизни зверей и значение картографического материала для полевой и аналитической работы, а также принципы самостоятельного выполнения заданий.

После лекционных и экскурсионных занятий ребята выбирают конкретные задания из списка, предложенного научным руководителем.

Список заданий для самостоятельной работы по теме «Млекопитающие заказника «Крылатские холмы»

1. Составление списка млекопитающих, обитающих в г. Москве, с указанием природоохранного статуса для видов, занесенных в Красную книгу г. Москвы (2002 г).

2. Составление – по литературным данным – списка видов млекопитающих заказника «Крылатские холмы».

3. Составление – по литературным данным – видовых карточек млекопитающих – обитателей заказника «Крылатские холмы» и проведение на их основе анализа фауны рассматриваемой территории.

4. Проведение самостоятельных полевых исследований (учеты по следам, поиски следов жизнедеятельности, картирование местности и т.п.) по заранее намеченным маршрутам на территории заказника.

5. Разработка карты-схемы спектра местообитаний заказника «Крылатские холмы» с нанесенными на нее маршрутами полевых исследований и отражением в легенде особенностей распределения экологических групп млекопитающих рассматриваемой территории.

6. Написание биологического очерка «Млекопитающие и городская среда».

7. Наблюдения за особенностями поведения и жизнедеятельности обыкновенной белки при содержании в вольерных условиях.

Объекты исследования определяются в соответствии с конкретными условиями работы и составленным списком видов (см. Приложения).

После составления списка видов мы сопоставили особенности среды обитания изучаемых животных с картами рельефа и растительности заказника, а также с распределением антропогенного воздействия по территории заказника и сочли необходимым уточнить места, наиболее часто посещаемые млекопитающими в осенне-зимнее время. Для этого составили вопросы к посетителям заказника и нанесли обобщенную информацию на карту-схему заказника.

Выбрав методику наблюдения за животными по следам жизнедеятельности, оставленным на снегу, мы подобрали необходимые для наших объектов иллюстративные материалы к полевым исследованиям.

Рекомендации по научному описанию маршрутов и следов жизнедеятельности млекопитающих перевели в форму бланков, удобных для работы в полевых условиях.

Впоследствии по результатам выполненных заданий был составлен итоговый отчет.

Приложение 1. Анкета

Опрос посетителей ландшафтного заказника «Крылатские Холмы» о встречах с млекопитающими

1. Посетитель_________________________________________ Дата______________

2. Встречались ли Вам на территории заказника животные? (да /нет ):

Зайцы __________ Ежи ___________
Кроты (и кротовины)_____________
мышевидные грызуны_____________ землеройки (мордочка с хоботком) ____________________
Горностай (хвост черный) _________________________________________________
Ласка (окрас полностью белый или рыжий) _____________________________________________
Другие животные __________________

3. Время встречи с млекопитающими:

Когда: (сезон/часы)

Утром

Днем

Вечером

Лето
Осень
Зима
Весна

     

4. Где именно : ___________________________

(ориентиры словами: юго-западнее церкви, южнее Св. источника, родник – 2, гора Большая с подъемниками, лыжная база, гора Малая, сады бывших деревень Крылатское и Татарово, каменоломни, склон, севернее, южнее, у подножия и др. ориентиры).____________________________________________________________________

5. Что делал зверь: ______________________________________________________________
(в каком направлении перемещался, выглядывал из укрытия и т.п.).

6. Если вы заметили мелкое животное, обратили ли вы внимание на особенности его строения?

Удлиненная мордочка (хоботок)_____________________________________________________
Размеры и соотношение тела и хвоста________________________________________________
Форма хвоста (плоский, оголенный, слегка шерстистый)___________________________________
Окрас (бурый, рыжеватый, сероватый и др.)____________________________________________
Другие особенности_______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________

Фамилия, имя опрашивающего:________________

 

 

Приложение 2. Млекопитающие – возможные обитатели заказника «Крылатские холмы»

Отряд Рукокрылые, сем. Настоящие летучие мыши: рыжая вечерница.

Отряд Насекомоядные, сем. Ежиные: еж обыкновенный; сем. Кротовые: крот обыкновенный; сем. Землеройковые: землеройки обыкновенная, средняя, малая, водяная кутора.

Отряд Хищные, сем. Куньи: ласка, горностай, черный хорь.

Отряд Зайцеобразные, сем. Зайцевые: заяц-беляк, заяц-русак.

Отряд Грызуны, сем. Мышиные: водяная полевка, ондатра, обыкновенная полевка, рыжая полевка, мышь-малютка, лесная мышь, домовая мышь; сем. Беличьи: белка обыкновенная.

 Список видов млекопитающих ландшафтного заказника «Крылатские Холмы», активных в осенне-зимнее время

Следы обнаруживаются постоянно:

заяц-русак, полевки рыжая и серая (обыкновенная), горностай и ласка.

Следы на поверхности снега встречаются очень редко:

бурозубки обыкновенная и средняя, крот (при длительных оттепелях).

 

 

Приложение 3. Бланк «Описание полевого маршрута»

№ (нумерация должна быть сквозной для всех участников работы)___________________________

Дата_______________ Время_______

Начало маршрута_________________________________________________________________

Основные пункты_________________________________________________________________

Окончание маршрута______________________________________________________________

Протяженность (в метрах)__________________________________________________________

Погодные условия:________________________________________________________________

Температура_____________________________________________________________________

Ветер (направление, сила)__________________________________________________________

Облачность (сплошная, переменная, низкая и т.п.)________________________________________

Осадки (их особенность)____________________________________________________________

Описание движения (№ участков маршрутов по изменению направления движения до узнаваемых ориентиров, протяженность участков, рельеф, преобладающая растительность) ________________

Кто составил_____________________________________________________________________

 

 

Приложение 4. Пример заполнения бланка «Описание полевого маршрута»

2 Дата 11 июля 2002 г. Время 13.05–14.20

Начало маршрута: вход на суходольный луг на Татаровских высотах.

Основные пункты: участки велодороги, деревья на склоне перед каменоломнями, геодезический знак.

Окончание маршрута: северо-западный выход из ландшафтного заказника «Крылатские холмы» (на юго-западе бывших каменоломен).

Протяженность (в метрах): 990.

Погодные условия

Температура – +17 °С.
Ветер (направление, сила) – С и СЗ, умеренный.
Облачность – сплошная.
Осадки – без осадков.

Описание движения по маршруту

По суходольному лугу Татаровских высот на север примерно 150 м. Всхолмленная равнина коренного берега Москвы-реки, растения: василек шероховатый, вейник, подмаренник настоящий, полынь черная, пижма.

Через велодорогу на север примерно 90 м. Крутой склон коренного берега Москвы-реки, растения: вейник, мать-и-мачеха, горошек мышиный, донник.

По лугу дальше на север и через дорогу примерно 110 м., растения: подмаренник, пижма, полынь, злаки).

По кромке склона, покрытого березами, ивой, осиной и дубами до схода на северо-восток примерно 190 м.

На велодорогу по луговине на северо-запад (переработанный участок коренного берега – бывшие каменоломни с террасированными склонами), раститения: васильки (луговой и шероховатый), подмаренники, синеголовник плосколистный, злаки – вейник, овсяницы, тимофеевка.

На север на территорию бывших каменоломен в направлении к геодезическому знаку примерно 60 м.

От подножия холма с геодезическим знаком на северо-восток по тропе до северной кромки коренного берега примерно 110 м. Растения: те же в сочетании с подростом осины и березы.

От северной кромки коренного берега на юго-запад к северо-западному выходу из заказника примерно 300 м. Переработанный участок коренного берега – бывшие каменоломни с террасированными склонами, раститения: васильки (луговой и шероховатый), подмаренники, синеголовник плосколистный, полыни, козлобородник, злаки – вейник, овсяницы, тимофеевка.

Кто составил: Слепков Игорь, шк. № 1127.
Преподаватель: Каштанова Вера Васильевна

 

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru