КОПИЛКА ОПЫТА

С.Ф. ПОЛЯКОВА,
учитель биологии Никольской с.ш.,
Астраханская обл.

Проверка выполнения учащимися домашнего задания

Очень часто урок бывает настолько насыщенным по содержанию и разнообразным по видам выполняемых работ, что перед учителем встает важная задача: как методически верно скомпоновать материал, чтобы уложиться в 45 мин учебного времени.

Безусловно, важной и наиболее значимой целью урока является усвоение знаний, преподносимых учителем. Но не менее важным является и закрепление пройденного на предыдущих занятиях материала, как базы для усвоения нового.

Из-за необходимости качественной проверки домашних заданий и стремления охватить работой как можно большее количество учащихся было опробовано несколько идей. Некоторыми из них, хорошо зарекомендовавшими себя на практике, хотелось бы поделиться с читателями.

I. Фронтальные работы

1. Проверка усвоения учащимися терминов, изученных на предыдущем уроке

Проверка производится на листах бумаги. Для работы на четырех уроках используется один тетрадный лист, сложенный пополам и повернутый длинной стороной вертикально. На каждом уроке используется одна страница этого листа. Подписывается лист лишь один раз на первой странице, при выполнении последующих работ проставляется лишь дата и номер варианта.

Учащимся предлагается «расшифровать» тот или иной термин. Вопрос формулируется таким образом, чтобы ответом на него было бы только одно слово – проверяемый термин. Его-то ученик и записывает под очередной цифрой на листке.

Пример

Вопрос 1. Как называется развитие, при котором из яйца выходит молодое животное, похожее обликом на взрослое, при этом стадия личинки отсутствует?

Ответ может выглядеть так: 1. Прямое.

Количество вопросов может быть разным. Оно зависит от количества терминов, изученных на предыдущем уроке (или уроках). Оценка такой работы проводится из расчета один вопрос – один балл и суммируется с общей оценкой за урок.

2. Проверка учащихся на знание определений или умение излагать свои мысли

Эта работа как бы «зеркальна» предыдущей, т.е. учителем предлагаются термины, а ученик дает к ним определение, либо взятое из учебника, либо сформулированное самостоятельно с опорой на материал параграфа.

Пример

Вопрос 1. Что называется мантией?

Ответ может выглядеть так: 1. Кожная складка, окружающая тело моллюсков.

3. Проверка умения применять полученные знания на практике

После изучения темы «Среда обитания и внешнее строение птиц» учащиеся получают знания дома составить коллекцию перьев, в которую должны войти контурные, пуховое и пух. Перья крепятся к картону при помощи ниток или скотча, части подписываются. Эту коллекцию учащиеся применяют на следующем уроке при выполнении лабораторной работы «Внешнее строение птиц, строение перьев».

Для составления коллекции используются перья домашних птиц или собранные в природе. Можно использовать перья декоративных птиц, выпадающие при линьке.

Оценивается работа как творческая параллельно с лабораторной работой. В результате ученик за урок получает минимум две оценки (за лабораторную работу и составленную коллекцию, а может быть, еще и за ответ или дополнения к нему).

4. Проверка решения генетических задач, заданий или тестов

Для подобных проверок я применяю вырезанную из картона полоску бумаги 5 x 20 см и разлинованную следующим образом.

Такая полоска при помощи степплера или скотча покрывается полиэтиленом. Работать на ней можно маркером, а удалить написанное – ватным тампоном, смоченным любым растворителем, не содержащем ацетон, или спиртом. Таким образом, полоска становится многоразовой. Вопросы или условия задач могут быть как написаны на доске, так и предложены индивидуально каждому ученику. В этом случае вариантов может быть столько, сколько учеников.

5. Проверка умения произносить новые термины

Я часто сталкиваюсь с тем, что ученик при произнесении нового для него термина переставляет в нем ударения, буквы или даже слоги. Произношение некоторых понятий, таких как «иммунитет», «аккомодация», «альвеолы», «экстраполяция» и др. нужно отрабатывать отдельно.

Коррекцию неверно заученных дома терминов с детьми младшего возраста можно провести на биофутболе: называю определение, бросаю мяч, поймавший его называет термин. За правильное произнесение ответивший получает жетон красного цвета, за ошибочное – желтого. Правильно ответивший ученик имеет право передать мяч еще одному ученику и попросить его повторить термин и т.д.

С детьми старшего возраста играю в «эхо»: называю термин и прошу детей по очереди его произнести.

Фамилия, имя                             Класс                       Вариант

№ задания

                             

№ правильного ответа

                             

II. Индивидуальные работы

1. Проверка знания терминов или определений посредством трафаретов

Из картона 10 х 25 см заготавливаются резные основы.

Тема: «Размножение и развитие птиц»

Вопрос

Ответ

1.

Где происходит оплодотворение яиц?

 

2.

Где яйцо покрывается скорлупой?

 

3.

Что называется яйцевым зубом?

 

4.

Какие птицы называются птенцовые?

 

5.

Что называют халазами?

 

Под такую основу подкладывается 1/2 листа бумаги и закрепляется скрепкой. Ученик, работающий с трафаретом, записывает на листке лишь фамилию и ответы в прорезях для них. Такой трафарет может «путешествовать» по всей параллели классов при прохождении одной темы. Результат его заполнения проверяется учителем при подведении итогов урока.

2. Проверка знаний материала посредством схем

На индивидуальной карточке-задании написаны начало и фрагменты схемы, которую нужно завершить или восстановить. Например, при изучении темы «Биоценозы» в 9-м классе в курсе «Общая биология» возможен такой вариант проверки знаний.

Пример

Задание: Восстановите все звенья цепей питания в водном биоценозе и предложите свой вариант.

1) Водоросли ---> … ---> окунь ---> ... ---> ... ---> детрит
2) Фитопланктон ---> ... ---> ... ---> речной рак
3) ... ---> комар ---> лягушки ---> сом ---> ... ---> ...

3. Проверка знаний терминов, определений при помощи тестов различных видов

Пример 1. Выбор правильного ответа из нескольких предложенных.

Тело многоклеточных водорослей это…

а) таллом,
б) колония,
в) побег.

Пример 2. Вставить пропущенное слово.

В систематике виды объединяются в …

Пример 3. Установить соответствия.

1. Продуценты.
2. Консументы.
3. Редуценты.

А. Травы.
Б. Березы.
В. Глухари.
Г. Плесневые грибы.
Д. Гнилостные бактерии.

Конечно же, на уроках биологии дети должны больше отвечать устно, чтобы уметь грамотно излагать свои мысли, но часто большой информационный объем урока ставит нас в условия, когда решить задачи урока возможно лишь с использованием подобных методов.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru