Использование задач творческого характера в школьном курсе экологии

КОПИЛКА ОПЫТА

В.А. ДЕМИДОВ,
преподаватель химии и биологии МОУ СОШ,
с. Синегорье, Нагорский р-н, Кировская обл.

Продолжение. См. № 8/2005

Использование задач творческого характера в школьном курсе экологии

Задача 6. Юные экологи провели лихеноиндикационное исследование в лесу, определив в баллах встречаемость накипных, кустистых и листоватых лишайников в каждой точке.

(Предлагаемый для работы план, c уже нанесенными на него изолиниями, представлен в разделе «Решение».)

Полученные данные были внесены в таблицу:

№ точки

Частота встречаемости в баллах

Типы лишайников

1

Очень редко – 1
Часто – 4
Редко – 3

Кустистые   
Накипные
Листоватые

2

Очень редко – 1
Очень редко – 1
Редко – 2   

Кустистые
Накипные
Листоватые

3

Редко – 2
Редко – 2
Очень редко – 1

Кустистые
Накипные
Листоватые

4

Часто – 4
Часто – 4
Редко – 3

Кустистые
Накипные
Листоватые

5

Очень редко – 1
Редко – 2
Очень редко – 1

Кустистые
Накипные
Листоватые

6

Часто – 4
Редко – 3
Редко – 3

Кустистые
Накипные
Листоватые

7

Редко – 3
Редко – 3
Редко – 3

Кустистые
Накипные
Листоватые

8

Редко – 2
Редко – 2
Редко – 2

Кустистые
Накипные
Листоватые

9

Очень редко – 1
Редко – 2
Редко – 2

Кустистые
Накипные
Листоватые

Задания

1. Используя представленные данные, рассчитайте значения индекса ОЧА для каждой точки. Сделайте вывод о том, в какой точке воздух наиболее чистый.

2. Исходя из рассчитанных значений ОЧА, составьте двухбалльную шкалу и постройте две изолинии загрязнения атмосферы.

3. Вспомните, содержание какого газа в атмосфере в первую очередь влияет на состояние флоры лишайников.

Решение

1. Значения ОЧА приведены в таблице:

№ точки

Частота встречаемости в баллах

Значение ОЧА

1

Очень редко – 1
Часто – 4
Редко – 3

0,27

2

Очень редко – 1
Очень редко – 1
Редко – 2

0,27

3

Редко – 2
Редко – 2
Очень редко – 1

0,33

4

Часто – 4
Часто – 4
Редко – 3

0,73

5

Очень редко – 1
Редко – 2
Очень редко – 1

0,23

6

Часто – 4
Редко – 3
Редко – 3

0,7

7

Редко – 3
Редко – 3
Редко – 3

0,7

8

Редко – 2
Редко – 2
Редко – 2

0,4

9

Очень редко – 1
Редко – 2
Редко – 2

0,3

В точках 4, 6, 7 значение индекса ОЧА наибольшее, следовательно, можно предположить, что в этих точках воздух наиболее чистый.

2. Шкалы значений ОЧА: 0,27–0,4; 0,7–0,73.

3. Лишайники являются индикаторами содержания в атмосфере в первую очередь сернистого газа (SO2).

Задача 7. Юные экологи измерили длину 10 шишек ели европейской в каждой точке на выбранном участке леса.

(Предлагаемый для работы план, с уже нанесенными на него изолиниями, представлен в разделе «Решение».)

Полученные данные были внесены в таблицу:

№ точки

Длина шишек, мм

1

44, 47, 48, 47, 43, 45, 46, 45, 45, 44

2

40, 39, 37, 38, 40, 40, 41, 39, 40, 40

3

37, 38, 39,39, 40, 35, 37, 38, 39, 39

4

45, 46, 46, 46, 47, 47, 49,48, 45, 47

5

45, 45, 47, 47, 46, 48, 49, 49, 45, 44

6

44, 45, 46, 49, 43, 45, 46, 47, 48, 48

7

42, 43, 45, 44, 45, 46, 47, 47, 48, 48

8

40, 35, 35, 40, 37, 38, 39, 35, 35, 34

9

34, 34, 37, 37, 38, 38, 34, 35, 34, 39

10

45, 46, 47, 48, 49, 49, 48, 45, 45, 44

11

34, 34, 34, 39, 34, 36, 37, 35, 34, 39

12

45, 46, 47, 47, 44, 45, 43, 44, 45, 47

Задания

1. Рассчитайте среднее значение длины шишек для каждой точки.

2. На основании полученных значений составьте двухбалльную шкалу и постройте две изолинии средней длины шишек.

3. Подумайте, как может быть связана длина шишек со степенью загрязненности воздуха на исследуемом участке леса.

Решение

1. Средние значения длин шишек представлены в таблице:

№ точки

Среднее значение длины шишек, мм

1

45,4

2

39,4

3

38,1

4

46,6

5

46,5

6

46,1

7

45,5

8

36,8

9

36,0

10

46,6

11

35,6

12

45,3

2. Шкалы значений длин шишек: 35,6–39,4; 45,3–46,6.

3. Степень загрязненности воздуха в лесу отрицательно сказывается на росте шишек, а потому в тех точках, где средняя длина шишек имеет большее значение, воздух, предположительно, более чистый.

Задача 8. Юные экологи измерили диаметр 10 шишек сосны обыкновенной в каждой точке на выбранном участке леса.

(Предлагаемый для работы план, с уже нанесенными на него изолиниями, представлен в разделе «Решение».)

Полученные данные были внесены в таблицу:

№ точки

Диаметр шишек, мм

1

33, 37, 32, 35,  33, 34, 35, 37, 36, 33

2

32, 31, 30, 28, 29, 27, 30, 31, 33, 29

3

34, 35, 35, 36, 34, 33, 38, 34, 37, 36

4

35, 37, 36, 34, 35, 35, 37, 34, 38, 34

5

29, 29, 30, 31, 30, 32, 30, 28, 27, 27

6

38, 38, 37, 36, 35, 34, 35, 34, 33, 34

7

34, 35, 36, 36, 37, 32, 33, 33, 35, 35

8

30, 25, 27, 25, 27, 28, 30, 30, 29, 27

9

37, 37, 38, 32,  34, 34, 35, 37, 38, 34

10

27, 27, 28, 30, 31, 30, 30, 29, 25, 23

11

33, 35, 34, 35, 35, 38, 37, 39, 33, 35

12

34, 36, 37, 38, 34, 35, 35, 37, 34, 38

Задания

1. Рассчитайте среднее значение диаметра шишек для каждой точки.

2. На основании полученных значений составьте двухбалльную шкалу и постройте две изолинии среднего диаметра шишек.

3. Подумайте, как может быть связан диаметр шишек со степенью загрязненности воздуха на исследуемом участке леса.

Решение

1. Средние значения диаметров шишек:

№ точки

Среднее значение длины шишек, мм

1

34,5

2

30,0

3

35,2

4

35,5

5

29,3

6

35,4

7

34,6

8

27,8

9

35,6

10

28

11

35,6

12

35,8

2. Шкалы значений диаметра шишек: 27,8–30,0; 34,5–35,8.

3. Степень загрязненности воздуха в лесу отрицательно сказывается на росте шишек, а потому в тех точках, где средний диаметр шишек имеет большее значение, воздух, предположительно, более чистый.

Задача 9. Юные экологи провели лихеноиндикационное исследование, определив частоту встречаемости деревьев с лишайниками на разных участках.

Предлагаемый для работы план, с уже нанесенными на него изолиниями, представлен в разделе «Решение».)

№ участка

Количество осмотренных деревьев

Количество деревьев, на которых были обнаружены лишайники 

Встречаемость деревьев с лишайниками, %

1

80

78

 

2

50

44

 

3

50

33

 

4

65

60

 

5

65

40

 

6

75

69

 

7

80

60

 

8

60

55

 

9

50

25

 

10

80

50

 
Задания

1. На основе представленных значений рассчитайте величины встречаемости деревьев с лишайниками.

2. Составьте двухбалльную шкалу значений величины встречаемости деревьев с лишайниками и постройте две соответствующие изолинии.

3. В каких точках, согласно лихеноиндикационным исследованиям, воздух наиболее загрязнен, и с чем это может быть связано? (Подсказка – примите во внимание преобладающее направление ветра в данной местности.)

4. Насколько удачно, на ваш взгляд, с позиций оценки чистоты воздуха, расположение школы?

Решение

1. Встречаемость деревьев с лишайниками – результат вычислений:

№ участка

Количество осмотренных деревьев

Количество деревьев, на которых были обнаружены лишайники 

Встречаемость деревьев с лишайниками, %

1

80

78

97,5

2

50

44

88,0

3

50

33

66,0

4

65

60

92,0

5

65

40

61,5

6

75

69

92,0

7

80

60

75,0

8

60

55

91,7

9

50

25

50,0

10

80

50

62,5

2. Шкалы величин встречаемости деревьев с лишайниками: 50,0–75,0; 88,0–97,5.

3. Наиболее загрязнен воздух на участках 5, 9, 10. Это связано с находящимися поблизости промышленными объектами и тем, что преобладающий ветер несет загрязнение именно в этом направлении.

4. Школа расположена удачно, в относительно чистом месте, на определенном удалении и с наветренной стороны относительно промышленных объектов – источников загрязнения воздуха.

Задача 10. Ниже приведен план местности, на которой юные экологи провели лихеноиндикационное исследование, определив на определенных участках отношение числа деревьев, на которых им встретились лишайники, к общему числу обследованных деревьев. Биохимзавод, ТЭЦ, автостоянка, школа и спортивный комплекс обозначены на карте пустыми прямоугольниками.

Полученные данные были внесены в таблицу:

№ участка

Количество осмотренных деревьев

Количество деревьев, на которых были обнаружены лишайники 

Встречаемость деревьев с лишайниками, %

1

65

62

 

2

80

72

 

3

60

54

 

4

75

57

 

5

70

63

 

6

55

30

 

7

65

60

 

8

50

30

 

9

50

25

 

10

80

77

 
Задания

1. На основе представленных значений рассчитайте величины встречаемости деревьев с лишайниками.

2. Составьте двухбалльную шкалу значений величины встречаемости деревьев с лишайниками и постройте две соответствующие изолинии. Сообразуясь с полученным результатом, соотнесите пустые прямоугольники на плане с объектами (биохимзавод, ТЭЦ, автостоянка, школа и спортивный комплекс), которые там, скорее всего, расположены. (Подсказка – в наиболее чистом месте располагаются детские учебные заведения.)

3. В каких точках, согласно лихеноиндикационным исследованиям, воздух наиболее загрязнен, и с чем это может быть связано? (Подсказка – примите во внимание преобладающее направление ветра в данной местности.)

Решение

1. Встречаемость деревьев с лишайниками:

№ участка

Количество осмотренных деревьев

Количество деревьев, на которых были обнаружены лишайники 

Встречаемость деревьев с лишайниками, %

1

65

62

95,4

2

80

72

90,0

3

60

54

90,0

4

75

57

76,0

5

70

63

90,0

6

55

30

54,6

7

65

60

92,3

8

50

30

60,0

9

50

25

50,0

10

80

77

96,3

2. Шкалы величин встречаемости деревьев с лишайниками: 50,0–76,0; 90,0–96,3. Учитывая данные лихеноиндикационных исследований, можно расположить предложенные в условии задачи объекты на плане следующим образом – школа и спорткомплекс располагаются в наиболее чистом месте.

3. Наиболее загрязненными являются участки 9 и 6. Это связано с характером расположения промышленных объектов и преобладающим направлением ветра.

Задача 11.

Юные экологи провели исследование прироста сосны обыкновенной на одном участке леса и получили следующие данные (в см): 33, 35, 39, 41, 40, 34, 32, 41, 37, 38.

Задания

1. На основе представленных значений рассчитайте среднее значение прироста.

2. Найдите погрешность средней величины прироста сосны обыкновенной, используя материалы главы «Обработка данных и оформление результатов» из книги «Школьный экологический мониторинг»/ Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000.

Решение

1. Составим таблицу и найдем среднее значение прироста – 37 см.

№ дерева

Величины
прироста,
см

Отклонения
прироста
от среднего
значения, см

Квадраты
величин
отклонений

1

33

–4

16

2

35

–2

4

3

39

+2

4

4

41

+4

16

5

40

+3

9

6

34

–3

9

7

32

–5

25

8

41

+4

16

9

37

0

0

10

38

+1

1

 

 

2. Следуя указаниям, найдем отклонения прироста от среднего значения для каждого дерева и квадраты полученных значений.

Сумма квадратов отклонений равна 100.
Найдем дисперсию выборки D. Для этого сумму квадратов отклонений делим на число степеней свободы (k), т.е. количество измерений, уменьшенное на единицу:
k = 10 – 1 = 9;

Далее находим среднеквадратичное отклонение:
Найдем погрешность оценки среднего (n) по формуле ,
где N – число измерений, а t – табличный коэффициент, зависящий от числа измерений и степеней свободы (для десяти измерений и k = 9 он равен 2,3).

Среднее значение вместе с величиной погрешности можно записать так: 37 ± 2,42.

Задача 12.

Юные экологи провели исследование прироста ели европейской на двух участках леса и получили следующие данные:

на участке 1 – 40, 37, 35, 40, 34, 35, 37, 40, 42, 40;
на участке 2 – 39, 35, 38, 42, 40, 40, 37, 41, 39, 39.

Задания

1. На основе представленных значений рассчитайте среднее значение прироста ели европейской на каждом участке.

2. Найдите погрешность средних величин прироста, используя материалы главы «Обработка данных и оформление результатов» из книги «Школьный экологический мониторинг»/ Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000.

3. Определите статистическую достоверность различия средних значений. Можно ли сделать вывод о том, что воздух на одном участке чище или загрязненнее, чем на другом?

Решение

1. Составим таблицы и найдем средние значения прироста: на первом участке – 38 см; на втором – 39 см.

№ дерева

Величины
прироста,
см

Отклонения
прироста
от среднего
значения, см

Квадраты
величин
отклонений

1

40

+2

4

2

37

-1

1

3

35

-3

9

4

40

+2

4

5

34

-4

16

6

35

-3

9

7

37

-1

1

8

40

+2

4

9

42

+4

16

10

40

+2

4

 

 

 

№ дерева

Величины
прироста,
см

Отклонения
прироста
от среднего
значения, см

Квадраты
величин
отклонений

1

39

0

0

2

35

-4

16

3

38

-1

1

4

42

+3

9

5

40

+1

1

6

40

+1

1

7

37

-2

4

8

41

+2

4

9

39

0

0

10

39

0

0

 

 

2. Следуя указаниям, найдем отклонения прироста от средних значений для каждого дерева на каждом участке и квадраты полученных значений.
Сумма квадратов отклонений:
для участка 1 = 68
для участка 2 = 36
Найдем дисперсии выборки D для каждого участка. Для этого сумму квадратов отклонений делим на число степеней свободы (k), т.е. количество измерений, уменьшенное на единицу:
k = 10 – 1 = 9;

Далее находим среднеквадратичное отклонение s для каждого участка

Найдем погрешность оценки среднего (n) для каждого участка по формуле
где N – число измерений, а t – табличный коэффициент, зависящий от числа измерений и степеней свободы (для десяти измерений и k = 9 он равен 2,3).

Среднее значение вместе с величиной погрешности для каждого участка можно записать так:
для участка 1: 38±2;
для участка 2: 39±1,46.

3. Определим, можно ли считать достоверными различия средних значений.
Сравнивая средние арифметические по двум участкам, исходим из предположения, что разница между ними возникла случайно. Проверим это предположение, для чего рассчитаем величину t по формуле: где – среднее значение и его дисперсия для первой выборки; Х2 и D2 – среднее значение и его дисперсия для второй выборки; N – количество измерений.

Так как мы сравнивали данные по двум участкам, число степеней свободы k будет равно общему количеству измерений, уменьшенному на 2: k = 10 + 10 – 2 = 18.
По таблице находим tst (критерий Стьюдента) для 18 степеней свободы и 1% значимости.
tst = 2,88.
Теперь сравним полученное значение t и табличное значение tst.
Так как t < tst, т.е. 0,31 меньше, чем 2,88, то наше предположение отвергается с вероятностью 99% (100% – 1%) и различия между первым и вторым участком нельзя считать достоверными, а следовательно, нельзя сделать вывод о том, что на одном участке воздух чище, чем на другом.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru