Я ИДУ НА УРОК

Н.Л. ГАЛЕЕВА,
учитель биологии шк. № 1277,
г. Москва

Экология в моей жизни

Заключительный урок в 10-м классе

Сегодня в нашем классе последний урок учебного курса экологии. Помните слова волшебника из сказки Льюиса Кэррола: «Что остается от сказки потом, после того как ее рассказали?» Что останется в мыслях, чувствах каждого из вас от школьного курса с названием «Экология»? Есть ли место для экологии в вашей жизни и деятельности?

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам совершить путешествие в будущее – не очень далеко, всего лет на 15, и там попытаться определить место и роль экологии в жизни людей, изучавших ее в школе 15 лет назад.

(Учитель вывешивает на доску календарный лист с датой 30.01.2020.)

Как в каждом путешествии нам понадобится карта, только в нашем случае роль карты будет играть схема, отражающая структуру современной экологии. На каждом столе и на доске есть такая схема, вам остается лишь отметить маршрут, т.е. найти те составляющие экологических знаний, которые определят для нас область поисков (мы будем искать то, что непосредственно касается нашей повседневной жизни).

(Один из учащихся выполняет задание на доске.)

Мы выделили комплекс знаний с названием «Экология человека». Естественно, именно этот раздел экологии содержит знания, нужные каждому из вас. Давайте укрупним масштаб. Какие условия окружающей среды будут влиять на каждого из вас вне зависимости от изменений, произошедших за 15 лет?

У вас на партах есть конверты с карточками, в которых перечислены лишь некоторые из условий, которые всегда будут иметь влияние на жизнь каждого человека. Разложите эти карточки в три группы так, как вам покажется целесообразным, а потом вы объясните свои критерии систематизации.

(Пока учащиеся работают, учитель выкладывает на доске те же карточки в три группы: биологические, социальные и духовные экологические факторы человека.)

Давайте сравним наши результаты. (Учащиеся обсуждают принципы систематизации и называют каждую группу экологических факторов.) Какой вывод из этой части нашей работы можно сделать? В ваших рабочих тетрадях есть незаконченная формулировка этого вывода. Закончите утверждение: «Как человеку мне, для обеспечения высокого качества жизни необходим определенный уровень не только ____________, но и _________ и ________ условий».

Мы в 2020 г., позади – учеба в вузе, начальные ступени деловой карьеры, у многих уже есть семья и дети… В жизни многое изменилось, но условия, обеспечивающие нашу личную безопасность, наш успех, качество нашей жизни, остались теми же. Мы с вами стали мудрее и теперь, оценивая влияние этих факторов на нашу жизнь, делим их не как теоретики, а как практики.

Так что же зависит непосредственно от каждого из вас, а что определяется либо независимо от вас, либо настолько опосредованно, что ваше влияние на эти экологические факторы практически незаметно?

Снова возьмите набор карточек и выберите только содержащие условия, которые вы можете изменять по собственной воле. Какой вывод о качестве жизни каждого из нас можно сделать, анализируя оставшиеся условия?

(У доски эту работу проводит один из учеников.)

«Я свободен и волен влиять на экологические условия моей жизни, изменяя мой образ жизни, режим и качество питания, способы общения с людьми, повышая свой уровень культуры, совершенствуя свой способ мышления, изменяя свою иерархию ценностей».

Этот вывод всего лишь определил границы нашей личной экологии, но он не содержит рекомендаций о том, как, в какую сторону изменять эти экологические условия, чтобы достичь нашей цели – высокого качества жизни.

Как можно представления о качестве жизни перевести на простой и понятный каждому язык? В вашей рабочей тетради закончите предложение: «Высокое качество жизни – это когда человек _____».

Экология каким-то образом связана не только с будущим человечества как вида, но и со счастьем каждого конкретного человека. Чтобы окончательно разобраться в этом, давайте проведем небольшое лингвистическое исследование.

Перед вами три выдержки из статей одной и той же газеты. Попробуйте определить смысл слова «экология» в каждом предложении.

1. «На кафедре экологии растений объявлен конкурс на лучшую студенческую работу».

2. «Мэр Москвы Ю.М. Лужков много внимания уделяет проблемам экологии нашего города».

3. «Данный проект строительства третьего автомобильного кольца в г. Москве был признан самым экологичным».

(Экология – раздел науки о природе, экология – условия жизни, экологичность – как требование к целям и способам деятельности человека.)

Именно третий смысл – ученые сказали бы «смысловой концентр» – слова «экология» определяет направление мышления и деятельности человека. Вернемся к тем экологическим условиям, которые зависят от каждого из нас лично.

Влияющие на жизнь человека факторы:

Собственный способ мышления
Условия моей трудовой деятельности
Образ жизни
Режим питания
Уровень медицинского обслуживания
Уровень моего материального благосостояния
Мой досуг
Мой собственный уровень образования
Моя собственная иерархия ценностей
Отношения с родными и близкими
Система образования в государстве
Образовательная политика государства
Политика государства
Экономика государства
Уровень и приоритеты культуры в государстве
Правовая система в государстве
Климатические условия
Радиационный фон
Качество воздуха
Качество воды
Качество пищи

Действуя экологично при изменении образа жизни, питания мы будем иметь в виду такую составляющую своего счастья, как физическое здоровье. Значит, в этом случае «экологично» – значит «здорово». Чтобы сохранить экологичность отношений с нашими друзьями, родными, коллегами, мы будем изменять отношения так, чтобы они были более справедливыми. А критерием экологичности при оценке собственной системы ценностей станет, конечно же, нравственность.

Запишите этот вывод в рабочую тетрадь, туда, где выделен главный вывод нашей работы: «Действовать и мыслить экологично, это значит здорово, справедливо и нравственно».

Давайте снова отправимся в 2020 г. Предположим, кто-то из вас решает свои личные проблемы. Поможем друг другу решить эти проблемы экологично. (Учащиеся зачитывают по очереди свои проблемы, остальные предлагают варианты решения.)

1. Мы выбираем место отдыха для всей семьи. К сожалению, времени немного – всего 2 недели. А возможности большие – можно поехать на автобусе по Европе, можно в санаторий на озерах в средней полосе России, а можно на южное море, например, на Канары.

2. Я руковожу крупнейшим международным рекламным агентством. Одним из факторов нашего успеха является глубокие познание культуры и традиций стран-партнеров. Именно поэтому мы никогда не используем в рекламе для азиатских стран белый цвет, для Бразилии – пурпурный, для Мексики – желтый. А какой цвет по этой же причине мы не используем в России.

3. Муж отправляется в длительную командировку за рубеж. Он доверяет отечественным производителям и хочет приобретать только российские продукты. Как ему выбирать продукты? А если российских продуктов не окажется, на что следует ему обращать внимание при выборе продуктов?

4. Как уговорить семилетнего сына-непоседу отрабатывать почерк, обводя скучные упражнения в прописях, не нарушая высокого качества его жизни, т.е. без насилия?

5. Как нашей семье следует экологично мыть посуду и умываться?

6. Наша свекровь очень хочет похудеть, но... возраст и состояние здоровья не позволяют ей принимать таблетки, голодать или активно заниматься спортом. Что можно ей посоветовать?

Сделаем вывод из нашего маленького исследования:

«Чтобы экологично действовать, надо много знать и много уметь, а главное – видеть проблему с разных сторон, во всем ее многообразии».

На протяжении всей истории человечества люди искали законы счастливой жизни. Сегодня, разбирая и анализируя смысл понятия «экология», мы тоже присоединились к этому поиску.

Было бы непростительной ошибкой, если бы мы не вспомнили о тех, кто не используя понятия «экология» или просто не зная его, существенно повлиял на развитие представлений о качестве жизни, о человеческом счастье. Труды великих мыслителей прошлого – философов, ученых, писателей – и священные писания различных религий содержат образцы настоящего экологического мышления. Творите сами свое счастье, следуя золотому правилу нравственности: не делай другому того, чего не пожелал бы себе.

Живите, думайте и действуйте экологично, т.е. здорово, справедливо и нравственно, – и качество вашей личной жизни, ваше личное счастье будет заслуженным, а не купленным или отобранным у других.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru