Использование коллективных игр, тематических схем-блоков (модулей) в процессе изучения курса биологии

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Е.М. СУЧКОВА,
учитель биологии школы № 1280,
г. Москва

Использование коллективных игр, тематических схем-блоков (модулей) в процессе изучения курса биологии

Игры в нашей жизни имеют важное и разнообразное значение. В дошкольном возрасте игра является для ребенка основным видом деятельности. В процессе игры развиваются способности ребенка, раскрываются его возможности и создаются условия для получения новых знаний.

Сам термин «игра» в разных языках ассоциируется с шутками и смехом, легкостью и связан с положительными эмоциями.

Особое значение игры приобретают в учебной деятельности школьника. Подчиняясь лишь правилам игры, человек освобождается от многих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.

Игровая форма проведения урока всегда приносит творческое удовлетворение всем участникам, способствует развитию навыков межличностного общения.

Игры, используемые в ходе обучения биологии, направлены на решение триединой задачи: развития интереса к предмету; изучения признаков и свойств живого; осознания места и роли человека в природе.

Одна и та же игра может выполнять несколько функций.

Обучающая: развитие общеучебных умений и навыков, таких, как работа с текстом, схемами, таблицами, составление планов, выявление главного и частного, составление рассказа на заданную тему, решение проблемных задач; развитие памяти, устной и письменной речи, умение фокусировать и удерживать внимание.

Развлекательная: создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

Коммуникативная: объединение коллектива, установление эмоциональных контактов.

Релаксационная: снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой при интенсивном обучении.

Использование всего разнообразия игр в учебной и воспитательной работе повышает усвоение знаний и формирует биолого-экологическую культуру в целом.

Основной формой обучения, конечно же, являются стандартные уроки (обучающие, закрепляющие, обобщающие), а начиная с 9-го класса процесс обучения не обходится без лекций и семинаров. Но, на мой взгляд, самыми привлекательными эпизодами в учебном процессе являются коллективные игры. Работая в школе, я искала наиболее эффективные формы и методы обучения и постепенно пришла к созданию системы игр биологического и экологического содержания обучающего и обобщающего характера. Среди них деловые, ролевые игры, которые успешно включаются в процесс изучения всех разделов биологии.

Из года в год содержание игр изменялось и дополнялось. Они проходят через весь учебный курс, преследуя сначала простые, а впоследствии более сложные учебные цели и задачи.

Игры, в которых школьникам приходится активизировать свою мыслительную деятельность, рассуждать логически и при этом не быть оторванными от реальности, позволяют решать не только чисто образовательные, но и воспитательные проблемы. Работая в группе, ребята общаются между собой. Во время игры члены группы находятся на виду, и отмолчаться или вести себя неадекватно в ходе игровой ситуации им сложно. В процессе работы в команде могут выявиться конфликтные взаимоотношения между ребятами, которые были скрыты ранее. Обнаружив это, я могу оценить и по возможности снять напряженность в отношениях между подростками. А на обычном уроке почти невозможно узнать о сложных взаимоотношениях ребят, помочь им разобраться и, тем более, изменить свои взгляды друг на друга. Периодическое «перемешивание» класса при разбивке на команды (как по усмотрению учителя, так и по желанию ребят) приводит к тому, что они начинают быстрее и легче находить общий язык друг с другом.

Основная цель коллективных игр на уроках – научить ребят совместно добиваться поставленной цели; говорить понятным русским языком, используя научные термины; четко выражать свои мысли – порой кратко, а иногда красноречиво и с юмором.

Использование игр, начиная с 6–7-х классов, позволяет вводить на уроках групповые методы работы как с новым материалом, так для повторения и контроля знаний. Это вносит эмоциональное оживление в работу учащихся, повышает внимание и интерес как к конечному результату, так и к процессу его достижения.

В последние годы работы в школе я заметила, что дети изменились. Если в начале своей деятельности я строила урок таким образом, чтобы добиться раскрепощения учеников, чтобы они не боялись говорить, не боялись ошибаться, высказывая свои мысли, то сегодня ребята стали смелей, активней. Это естественно, так как дети меняются вместе с обществом, в котором они живут. Теперь мне порой приходится строить урок иначе, так, чтобы излишняя активность, необузданность, а иногда и невоспитанность, не мешали учебному процессу.

Ниже даны описания некоторых уроков, проводимых в игровой форме.

Обобщающая игра «Конференция «Биологическая роль насекомых»

Эта игра проводится в 8-м классе по окончании изучения курса «Животные», темы «Тип Членистоногие, класс Насекомые».

Цели и задачи игры:

– привлечь внимание учащихся к экологическим аспектам следующих проблем: борьбы человека с насекомыми – вредителями сельского хозяйства и переносчиками возбудителей тяжелых заболеваний человека и животных; защиты нужных природе и полезных для человека насекомых;
– объяснить, что даже неприятные или вредные для человека насекомые имеют право на существование;
– совершенствовать умение учащихся оценивать ответы и работу своих товарищей;
– закрепить и обобщить знания об особенностях строения организма насекомых, о типах их развития, полученные при изучении темы «Тип Членистоногие, класс Насекомые»;
– закрепить знания о систематике;
– проверить умение учащихся выявлять признаки насекомых разных отрядов;
– проверить умение определять биологическую роль насекомых, с учетом знаний об их морфологии, развитии и образе жизни;
– продолжить обучение учащихся самостоятельно пользоваться наглядными пособиями (таблицы, плакаты, коллекции, слайды, диафильмы) и техническими средствами (диапроектор, видеомагнитофон и др.)

В игре участвует весь класс. Четыре ученика, показавшие лучшие знания в ходе подготовки к игре, вводятся в состав жюри – «Комиссии по делам Насекомых» (КПДН). Состав Комиссии: председатель, лаборант-консультант, 2 эксперта-консультанта. Остальные разбиваются на пять команд – «Научно-исследовательских энтомологических лабораторий» (НИЭЛ). Состав команд определяется в зависимости от эмоционально-психологического климата в классе – по желанию самих ребят или по усмотрению учителя – и объявляется за две недели до игры.

Подготовка к игре начинается с началом изучения темы. Каждая НИЭЛ выбирает отряд насекомых, который она будет «защищать» на конференции. Ребята придумывают название и эмблему своей лаборатории, изучают дополнительную литературу о насекомых и их роли в природе и жизни человека. Вместе с учителем оформляют стенд «Подготовка к обобщающей игре «Конференция «Биологическая роль насекомых». Пишут биологические сочинения по теме, готовят доклад «В защиту прав насекомых». Знакомятся с таблицами, коллекциями, слайдами, диафильмами и видеофильмами о насекомых, которые имеются в кабинете биологии.

Если есть время, можно на каждом уроке уделить по 5–10 минут просмотру наглядных пособий и отбору литературы, чтобы ребята меньше задерживались после окончания занятий.

Оборудование для проведения игры: табличка «Комиссия по делам Насекомых», зачетная ведомость, 5 «паспортов» насекомых, 5 заготовок таблиц «Значение насекомых в природе и жизни человека», инструктивная карточка для КПДН, карточки с вопросами для каждой команды, коробка с номерками для жеребьевки, экран, диапроектор, видеомагнитофон, слайды, диафильмы, видеофильмы, стенд «Подготовка к обобщающей игре…», таблицы по классу Насекомые, коллекции, определители и книги о насекомых.

Ход конференции

1. Вступительное слово председателя КПДН о целях и задачах конференции, о том какая проблема сделала необходимым ее проведение (см. «Цели и задачи»); пожелание удачи «Научно-исследовательским энтомологическим лабораториям» (2–3 мин).

2. Лаборант-консультант проводит жеребьевку между командами, а эксперт-консультант выдает представителям команд «паспорта насекомых», которые требуется заполнить.

3. К лабораторному столу вызываются «биологи-лаборанты» от каждой НИЭЛ для выполнения лабораторного задания с микроскопами: из предложенных микропрепаратов («Ротовой аппарат комара обыкновенного», «Ротовой аппарат таракана», «Ротовой аппарат мухи», «Конечность пчелы», «Кровососущее насекомое – блоха») выбрать один указанный и установить его под микроскопом.

Одновременно другие участники каждой группы (НИЭЛ) заполняют «паспорта насекомых» (5–6 мин).

Одновременно члены комиссии отвечают на вопросы, которые могут задаваться НИЭЛ во время защиты.

4. Выступления представителй НИЭЛ:

– защита «паспорта» (1–2 мин, в целях экономии времени можно опустить устную защиту паспортов);
– сообщение «Биологическая роль насекомых в природе и жизни человека» (3 мин);
– представление своего раздела стенда «Особенности и биологическая роль насекомых» и наглядных пособий.

5. Заполнение таблиц «Насекомые – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека», «Насекомые – помощники человека в сельском хозяйстве», «Насекомые – паразиты животных и человека», «Насекомые-кровососы», «Насекомые – вредители растений» – по одной на НИЭЛ (3 мин).
Пока лаборатории заполняют таблицы, комиссия проверяет правильность заполнения «паспортов» и выполнение лабораторного задания, отмечая результаты в зачетной ведомости.

6. Заключительное слово председателя комиссии. Председатель дает оценку выступлениям НИЭЛ. Подводит итог конференции: «Насекомым жить и процветать!» Напоминает о неоценимом значении насекомых в природе, в жизни человека; о том, что бороться с вредными для хозяйства и здоровья человека насекомыми можно только соблюдая экологические законы, руководствуясь принципом «Защищая себя, не навреди Природе!». Право на жизнь имеют практически все насекомые, т.к. их роль в природе и жизни человека неоднозначна, и т.д. (3 мин).

Во время выступления председателя остальные члены комиссии подводят итоги и объявляют предварительные результаты игры.

Окончательные результаты и оценки за игру объявляет учитель на следующем уроке – после дополнительной проверки докладов, паспортов и таблиц. Членам КПДН тоже выставляются оценки за качество заполнения зачетной ведомости, окончательное оформление «паспортов», проверку таблиц; за оказание помощи в подборе наглядных пособий и дополнительной литературы; председателю – за ведение конференции и убедительные выступления.

Обобщающая игра «Конференция «Значение цветковых (покрытосеменных) растений в природе и жизни человека»

Игра проводится в 7-м классе по окончании изучения темы «Отдел Покрытосеменные растения» в курсе «Растения».

Цели и задачи игры:

расширить и углубить знания учащихся о многообразии цветковых растений, их роли в природе человека;
– привлечь внимание учеников к проблеме гибели растений в результате антропогенного воздействия;
– объяснить, что даже невзрачные и ядовитые растения не являются «лишними» на нашей планете, у них своя роль в природе;
– совершенствовать умения учащихся отбирать и обрабатывать информацию, работать с гербариями, таблицами и другими учебными пособиями, создавать собственные наглядные пособия по заданной теме;
– совершенствовать умения учащихся работать в коллективе, оценивать ответы и деятельность своих товарищей;
– закрепить и обобщить знания, полученные при изучении тем: «Понятие о систематике растений», «Размножение и развитие цветковых растений», «Отдел Покрытосеменные растения» и др.;
– проверить и закрепить умение выявлять признаки семейств цветковых растений;
– проверить умение определять биологическую роль растений с учетом их морфологии, физиологии, развитии и приспособленности к условиям среды;
– продолжить обучение учащихся самостоятельно пользоваться техническими средствами (диапроектор, видеомагнитофон и др.).

Подготовка к игре ведется в процессе изучения темы. Учащиеся изучают дополнительную литературу о происхождении, распространении и физиологии разных растений, об условиях их произрастания в природе или возделывания человеком, об их значении в природе и жизни человека.

В игре участвует весь класс. Четыре ученика, показавшие лучшие знания в процессе изучения темы, вводятся в состав жюри – «Выездная комиссия «Green Peace». Состав комиссии: председатель, секретарь, лаборант-консультант, эксперт. Остальные учащиеся разбиваются на четыре команды – «Научно-исследовательские лаборатории». Состав команд определяется в зависимости от эмоционально-психологического климата в классе: по желанию самих ребят или по усмотрению учителя.

Состав объявляется в тот момент, когда начинается непосредственная подготовка теоретического и наглядного материала к конференции. Командам объявляется тема и цели конференции, названия Научно-исследовательских лабораторий, рассказывается о характере заданий, которые должны будут выполнять НИЛ в ходе конференции, вручается примерный план работы. В ходе подготовительного урока команды готовят доклад «Значение растений данного семейства в природе и жизни человека». Ребята знакомятся с таблицами, гербариями, буклетами, слайдами, диафильмами и видеофильмами по различным семействам отдела Покрытосеменные растения, которые имеются в кабинете биологии и оформляют транспарант или стенд о растениях своего семейства.

Оборудование для проведения игры: табличка «Выездная комиссия «Green Peace», зачетная ведомость, 4 паспорта растений, таблицы: «Лекарственные растения», «Ядовитые растения», «Сельскохозяйственные растения», инструктивная карточка для Выездной комиссии «Green Peace», коробка с номерками для жеребьевки, экран, диапроектор, видеомагнитофон, слайды, диафильмы, видеофильмы, стенды, подготовленные командами, определители и книги о цветковых растениях, гербарии, коллекции и муляжи семян, модели цветков растений разных семейств и др.

Ход конференции

Проверка заданий и заполнение зачетной ведомости осуществляется по ходу игры.

1. Председатель комиссии «Green Peace». начинает конференцию, объявляя ее цели и задачи: подтвердить сведения о многообразии цветковых растений, об их уникальной роли в природе, о разнообразном значении растений в многочисленных областях жизнедеятельности человека; привлечь внимание людей к экологическим проблемам – гибели растений в связи с развитием промышленности, сельского хозяйства, безответственным поведением человека в природе; вспомнить о том, что даже невзрачные и ядовитые растения не являются «лишними» на нашей планете, – у них своя роль в природе и жизни человека, следовательно, и они имеют право на существование. Председатель также представляет состав комиссии и объявляет состав НИЛ (3 мин).

2. Выдача паспортов растений руководителям НИЛ и заполнение их командами (6 мин).

3. Защита паспортов и выступления НИЛ по своим семействам. Юные ботаники и экологи рассказывают о своих исследованиях и выводах, используя подготовленные транспаранты. Представляют паспорт растения, дают оценку биологической роли и значению растений данного семейства в жизни человека. Высказывают свои мысли и предложения о дальнейшем отношении человека к растениям данного семейства. (5 мин для каждой группы).

4. Выдача таблиц и их заполнение НИЛ (3 мин).

5. Проверка таблиц и подведение предварительных итогов.

6. Заключительное слово председателя (2 мин).

На следующем уроке учитель подводит итоги игры: дает оценку деятельности НИЛ в процессе подготовки к игре, оценивает правильность выполненных заданий и убедительность выступлений, качество и красочность наглядных пособий, подготовленных командами, дисциплину и др.

Игра «Строение и условия жизнедеятельности растений»

Игра проводится в 6-м классе, после изучения тем «Общее знакомство с растениями», «Клеточное строение растений» и на начальном этапе изучения темы «Органы цветковых растений».

Цели и задачи игры:

– обобщение, закрепление полученных знаний;
– выявление недостатков в усвоении отдельных биологических терминов, процессов и условий жизнедеятельности растений.

Ход игры

В начале урока класс делится на три команды по принципу: один ряд – одна команда.

Командам объявляется тема, объясняется ход игры (3 этапа). Выбирается жюри, которому для заполнения выдается итоговая ведомость.

I этап. Знание биологических терминов

Все участники команды заполняют заранее подготовленные таблицы – поочередно, по принципу эстафеты (рис. 1).

Команда 1

Понятие

Опредение

Примеры

Дерево

 

 

Культурные растения

 

 

Цветковые растения

 

 

Дыхание

 

 

Абиотические факторы

 

 

Клетка

 

 

Команда 2

Понятие

Опредение

Примеры

Кустарник

 

 

Дикорастущие растения

 

 

Семенные растения

 

 

Питание

 

 

Биотические факторы

 

 

Ткань

 

 

Команда 3

Понятие

Опредение

Примеры

Травянистое растение

 

 

Лекарственные растения

 

 

Споровые растения

 

 

Развитие

 

 

Антропогенные факторы

 

 

Проросток

 

 

Рис. 1

II этап. Художественный конкурс

Все члены команды по очереди выполняют задания у доски на листах формата А3.

Задания командам:

1 – нарисовать цветковое растение и отметить все его части и органы;
2 – нарисовать семя фасоли (общий вид и в разрезе) и указать все его части;
3 – нарисовать растительную клетку и указать все ее структуры и органоиды.

Во время художественного конкурса жюри проверяет качество выполнения задания первого этапа.

III этап. Знание условий жизни растений

Участники каждой команды заполняют заранее подготовленные для них бланки (рис. 2). В это время жюри оценивает правильность выполнения рисунков.

Команда 1

1. Условия и среды жизни растений:
а) __________________________
б) __________________________
в) __________________________
г)  __________________________
д) __________________________

Среды жизни животных

Название среды

Название растения

 

 

 

 

 

 

Команда 2

Причины, по которым семена не могут прорасти

1.  __________________________
2.  __________________________
3.  __________________________
4.  __________________________
5.  __________________________
6.  __________________________

Команда 3

Условия прорастания семян

1.  __________________________
2.  __________________________
3.  __________________________
4.  __________________________
5.  __________________________
6.  __________________________

Рис. 2

После выполнения задания третьего этапа команды сдают бланки жюри. Учитель дает предварительную оценку работы каждой команды (общее поведение, слаженность, характер взаимоотношений в команде, отношение к командам соперников, т.д.) Жюри объявляет итоги: сначала по каждому этапу, а затем всей игры. Определяется команда-победитель.

На следующем уроке, используя свои наблюдения во время игры и результаты дополнительной проверки выполнения заданий, учитель объявляет оценки всему классу.

Игра «Строение, физиология и регуляция деятельности пищеварительной системы человека»

Эта обобщающая и закрепляющая игра проводится в 9-м классе при изучении курса «Анатомия, физиология и гигиена человека» после завершения темы «Пищеварительная система». На последнем перед игрой уроке учащиеся получают задание: повторить всю тему и подготовить вопросы и материал по теме: «Гигиена пищеварительной системы». Состав команд определяется непосредственно перед игрой. По усмотрению учителя игра может занять не один, а два урока.

Цели и задачи игры:

закрепить и обобщить знания о строении и физиологии отделов пищеварительной системы (ПС), связи ее работы с процессами нейрогуморальной регуляции и в итоге воссоздать на доске единую картину деятельности ПС.

Оборудование для проведения игры: школьная доска, кнопки, листы (формат А4) с названиями органов или отделов ПС, фломастеры, маркеры разных цветов, зачетная ведомость.

Ход игры

Класс разбивается на семь команд – по количеству органов или отделов ПС: 1 – ротовая полость; 2 – пищевод; 3 – желудок; 4 – печень; 5 – поджелудочная железа; 6 – тонкий кишечник; 7 – толстый кишечник. Игра проходит в 4 этапа, в ходе которых каждому органу или отделу ПС последовательно дается характеристика особенностей строения, физиологии (приводятся функциональные особенности с указанием некоторых ферментов и их функций), нейрогуморальной регуляции (приводятся схемы рефлекторных дуг, участвующих в регуляции работы) и гигиены.

В начале первого этапа каждая команда получает лист с названием органа или отдела ПС и в течение нескольких минут должна представить на нем краткую, но емкую информацию по теме этапа. Представители команд выходят к доске, размещают свои листы на общей схеме и проверяют информацию на листах, представленных другими командами. Проверка осуществляется молча, дополнения или исправления вносятся зеленым цветом. После игры учитель проверяет выполнение задания и внесенные исправления.

Аналогичным образом проводятся второй и третий этапы, но каждый раз команда характеризует уже иной орган или отдел ПС.

Четвертый этап («Гигиена») проводится по принципу «вопрос-ответ», как в игре-викторине. Вопросы команде по очереди задают представители других команд и учитель. Выслушав ответ, другие команды могут исправить или дополнить его.

Итоги выполнения заданий на I–III этапах заносятся в зачетную ведомость и дополнительно проверяются учителем позже. На IV этапе правильные ответы фиксируются в зачетной ведомости сразу и поименно. Большее количество правильных ответов и заданий определяет команду-победителя и обладателей наивысших оценок. Но у членов одной команды могут быть разные оценки, т.к. наряду с групповыми заданиями в этой игре есть место для индивидуальных ответов.

Игра «Особенности образа жизни, приспособленности к среде и внутреннего строения пресмыкающихся»

Эта игра является основным этапом при изучении темы «Класс Пресмыкающиеся» в курсе «Животные» в 8-м классе.

На первом уроке демонстрируются видеофильмы о пресмыкающихся, учащиеся получают общее домашнее задание – изучить материал учебника. На следующем уроке класс делится на 3 команды. Каждая команда в течение 20 мин готовится по своей теме с использованием дополнительной литературы. Затем команды выступают. Игра проводится в два этапа.

Цели и задачи игры:

ознакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения рептилий, местами их обитания и образом жизни;
– продолжить закрепление навыков работы с новыми текстами (отработка навыка сканирующего чтения; освоение элементов поискового метода в работе с новой информацией, отбор и анализ нужной информации);
– закрепить умение учащихся работать в большой группе, достигая определенных результатов за короткое время.

Оборудование для проведения игры: листы с информацией (размещаются на доске): «Способы передвижения рептилий», «Способы охоты рептилий», «Внешнее строение рептилий», «Строение скелета рептилий», «Особенности строения челюстного аппарата змей», «Кровеносная система рептилий», «Нервная система рептилий», «Особенности размножения рептилий» и т.д.; буклеты о пресмыкающихся, дополнительная литература; листы с заданиями.

I этап. Особенности внешнего строения и образа жизни пресмыкающихся

Команды получают задания: рассказать об особенностях передвижения рептилий (1-я команда); особенностях охоты рептилий (2-я команда); особенностях защиты рептилий (3-я команда).

II этап. Особенности внутреннего строения и размножения пресмыкающихся

Конкретные задания по этой теме распределяются между командами по аналогичному принципу.

Задания второго этапа желательно сообщить через 10–15 минут после начала работы, т.к. в командах могут появиться освободившие ребята, которые готовы приступить к их выполнению.

После завершения выполнения заданий команды поочередно выходят к доске в полном составе – в представлении темы должен принять участие каждый член команды. Члены других команд задают дополнительные вопросы. После выступления всех команд по заданиям первого этапа переходим к представлению результатов выполнения заданий второго этапа.

После выступления всех команд учитель подводит итоги, прислушиваясь к мнению учеников о выступлении каждой команды, и объявляет оценки всем участникам.

Тематические схемы-блоки (модули)

Используя нетрадиционные методы обучения, создавая условия, стимулирующие познавательную деятельность учащихся в процессе изучения биологии и других курсов, я находила новые методические приемы. Одним из них являются тематические модули.

Все учителя-предметники хорошо знакомы с методикой составления и использования опорных конспектов. В начале своей работы и я не раз обращалась к ней. Но использование классических опорных конспектов предусматривает запоминание учащимися большого количества абстрактных условных знаков, которые практически не связаны с объектом изучения. Это только усложняет, а не упрощает жизнь ученика. Поэтому я разработала тематические схемы-блоки (модули) для учащихся 6–8-х классов. Они различаются по объему и размещению материала и содержат:

– основополагающие понятия по теме;
– структуру содержания, т.е. своеобразный план, согласно которому раскрывается содержание темы;
– этапы работы, которые ученик должен самостоятельно выполнять в процессе изучения темы.

Каждый модуль отражает содержание какой-то одной большой темы курса. Например, курс «Растения»: модули «Корень», «Побег», «Лист», «Основные процессы жизнедеятельности растений», «Низшие растения – Водоросли» и т.д. Курс «Животные»: модули «Тип Простейшие», «Тип Кишечнополостные», «Тип Круглые черви», «Тип Моллюски», «Класс Насекомые», «Класс Птицы. Внешнее строение. Экология» и др. (рис. 3, 4).

Рис. 3

Рис. 3

Внутреннее строение корня

Рисунок

Строение

Функция

   

 
   
   

Видоизменение корней

Рисунок

Название и функция

 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 

Сдать__________________.
Использовать для выполнения заданий и заполнения таблиц параграфы № 13–15

Рис. 4

Общее содержание темы разбивается на смысловые блоки: морфология, анатомия, физиология, значение, экология и т.д., которым отводится на листе особое место.

В рамках одного курса большинство модулей похожи по структуре содержания и его графическому размещению. Это помогает учащимся научиться:

– систематизировать учебный материал;
– выделять общие и частные черты;
– выполнять рисунки (развивать моторику, изучать и повторять строение организмов);
– вспоминать и воспроизводить знания по теме, используя модуль как рабочую тетрадь или опорный конспект;
– отвечать на вопросы, обобщать информацию и составлять рассказ по заполненному модулю.

Положительная сторона использования новых тематических схем проявились в том, что они позволяют ребятам свободно ориентироваться в большом объеме изучаемого материала.

По своему функциональному значению некоторые схемы-блоки выступают в качестве алгоритма при изучении той или иной темы в курсе биологии. Они:

– позволяют использовать различные виды памяти;
– создают положительный настрой во время подготовки и в процессе ответов на уроках;
– стимулируют аналитические способности учащихся;
– являются удобным пособием при подготовке к ответу или проверочной работе, при повторении материала.

Работа с данными модулями позволила выявить и ряд недостатков в формировании общеучебных умений и навыков.

«Избыток записей». Некоторые школьники пытаются делать слишком подробные записи. Это делает работу с модулями нудной и неинтересной. Эту проблему можно решить следующим образом:

– формировать навыки работы с текстом в ходе урока;
– вырабатывать умение выделять главное и формулировать краткие и четкие лаконичные фразы;
– четко разделять задания для классной и домашней работы;
– при обсуждении нового материала формулировать вместе с учениками те фразы, которые будут заноситься в модуль;
– обязательно проверять на уроке правильность заполнения модуля;
– обязательно проверять модули у всего класса и вести индивидуальную работу с теми учениками, у которых проблема «избытка записей» проявляется в наибольшей степени.

«Списывание». Школьники очень часто списывают домашние задания. Чтобы избежать этого, можно использовать следующие формы:

– стимулировать стремление и желание у ребят к составлению индивидуальных («эксклюзивных») записей;
– регулярно проверять заполненные модули и выявлять «соавторов».

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru