Проведение экскурсий школьников на базе биологических музеев и зоопарков

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

В.А. ОСТАПЕНКО,
Московский государственный зоологический парк,
Московская государственная академия ветеринарной
медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина

Проведение экскурсий школьников на базе биологических музеев и зоопарков

Для оптимизации восприятия обширного материала курса биологии в средней школе большое значение имеет организация в соответствии со школьной программой экскурсий в биологические музеи и зоопарки. Конечно, возможности малых населенных пунктов и крупных городов в этом плане значительно разнятся. В областных и районных центрах можно использовать краеведческие музеи, в которых имеются отделы живой природы, а также мини-зоопарки, станции юных натуралистов и т.п.

В крупных городах больше возможностей для практического обучения школьников. Например, в Москве имеется достаточное количество биологических музеев разного профиля. Так, посещения Зоологического музея МГУ им. М.В. Ломоносова могут быть с успехом использованы при изучении зоологии. В нижнем зале музея в систематическом порядке расположены экспонаты, начиная от кишечнополостных и заканчивая позвоночными (рептилиями). Верхний большой зал посвящен птицам и млекопитающим.

Экскурсии в этот музей можно проводить два раза в год, рассмотрев на примерах фауну беспозвоночных и позвоночных животных. Малый зал, в котором экспонируется остеологическая коллекция, может быть использован при изучении теории эволюции. Здесь подробно рассматриваются примеры сравнительно-анатомических доказательств единого происхождения позвоночных.

Дарвиновский и Палеонтологический музеи особенно рекомендуются для изучения теории эволюции. Такого обширного материала с фактическими доказательствами этапов и направлений эволюционного процесса нет более ни в одном музее страны. Эти же музеи мы рекомендуем посетить с экскурсиями при изучении основ экологии, во время которых можно рассказать об экологических группах организмов, средах жизни, показать типы взаимодействия организмов, пищевые цепи и сети, примеры различных адаптаций.

Биологический музей имени К.А. Тимирязева поистине универсальный. Здесь можно проводить экскурсии на любые темы школьной программы биологии, включая ботанику, генетику и селекцию, анатомию человека.

Особое место среди музеев занимает Московский государственный зоопарк. Это музей живой природы, и экспонатами здесь служат не застывшие чучела, скелеты, муляжи и влажные препараты, а живые представители фауны нашей планеты.

В Московском зоопарке к настоящему времени содержится более одной тысячи видов животных, представляющих все материки Земли. При выборе видов животных для их содержания предпочтение отдается редким видам.

Во время последней реконструкции Зоопарка многие экспозиционные помещения для животных приобрели декорации, отражающие природную среду обитания животных. У посетителей создается впечатление, что животные обитают в естественной среде. Наблюдая за поведением питомцев Зоопарка, школьники знакомятся с нравами и повадками животных. На примере обезьян можно объяснить формирование социальных отношений у человека на ранних стадиях филогенеза. Помимо живых экспонатов в зоопарке есть и дополнительная экспозиция в виде подробных этикеток, стендов с различными материалами, позаимствованными из школьной и вузовской программ по биологии. Такая дополнительная экспозиция оформлена в Доме слонов, приматов, тропических птиц.

В Зоопарке особенно хорошо изучать разделы зоологии позвоночных, хотя к настоящему времени там имеется и неплохая коллекция беспозвоночных. Водные их формы обитают в морских аквариумах экзотариума. В том же здании содержатся общественные насекомые – шмели, муравьи и пчелы. В Доме Индонезии существует коллекция паукообразных (скорпионы, крупные пауки) и насекомых (представители различных отрядов). И все же позвоночные в зоопарке занимают ведущие позиции. На примере их редких видов можно рассказать об охране природы, проиллюстрировать Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Международного союза охраны природы.

Школы, расположенные поблизости от биологических вузов, вполне могут использовать для экскурсионно-практических занятий музейные и учебные аудитории вузов, предварительно договорившись об этом с руководством кафедр. Так, в Зоологическом музее кафедры зоологии, экологии и охраны природы Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии в им. К.И. Скрябина (бывшей Московской ветеринарной академии, МВА) имеются интересные экспонаты, которые помогут получить представление о том или ином таксоне животных, а в Анатомическом музее кафедры анатомии МВА можно изучить особенности строения домашних и диких млекопитающих и птиц.

Можно рекомендовать также в свободное от учебного процесса время в аудиториях вузов проводить лабораторно-практические занятия с использованием микроскопов, фиксированных препаратов, таблиц.

Небольшие музеи имеются в Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, в Московском педагогическом государственном университете. А на кафедре биогеографии МГУ им. М.В. Ломоносова имеется Музей землеведения, где можно изучить примеры различных биотопов, экосистем и биосферу Земли, любые аспекты экологии и охраны природы.

Встает вопрос: как же проводить такие выездные уроки? Есть два пути: либо заранее заказать экскурсию на выбранную педагогом тему, либо, подготовившись самостоятельно, провести ее самому. В первом случае экскурсия бывает более профессиональной, однако учитель имеет преимущество в том, что сам может обратить внимание экскурсантов на те или иные вопросы, рассмотренные в школе. Можно совместить проведение экскурсии специалистами музея с собственными комментариями учителя, которые даются после основной экскурсии.

Если есть возможность неоднократного посещения музея, можно рекомендовать давать школьникам самостоятельные задания по группам видов, так чтобы в следующий раз они смогли рассказать классу материал к новой теме, показывая нужных животных. В таких рассказах следует указать распространение животных, особенности их биологии и поведения, охранный статус, если вид редкий, его хозяйственное использование (например, охотничье-промысловый, предок домашних пород) и многое другое. Самостоятельная работа резко повышает интерес школьников к биологии, ответственность при освоении материала. Школьники лучше понимают основные законы биологии, необходимость охраны редких видов животных, всей дикой природы Земли.

При недостатке времени можно давать школьникам старших классов задания самостоятельно посетить тот или иной музей для изучения конкретной темы, а затем заслушать их в классе. Это будет интересно и самому докладчику и его одноклассникам, внесет разнообразие в учебный процесс.

Таким образом, использование в изучении дисциплины «Биология» фондов разнообразных биологических музеев и зоопарков поможет значительно улучшить качество преподавания в школе, повысить интерес учеников к биологии, привить экологически правильное мышление, столь необходимое в современную эпоху научно-технического прогресса.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru