Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №13/2005
Особенности профильного обучения

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Особенности профильного обучения

«Круглый стол»

Проблемы профильного обучения и подходы к их решению

Г.А. ВОРОНИНА,В настоящее время особенности профильного обучения в значительной степени связаны со спецификой проблем его внедрения и возможных путей их решения, которые предлагаются в теории и на практике.

Что же такое профильное обучение? В основном нормативном документе «Концепция профильного обучения» сказано, что профильное обучение организовано в старших классах общеобразовательных школ предполагает учет интересов, способностей учащихся и способствует их профессиональному самоопределению.

В какой степени эта форма обучения знакома педагогам? Видами профильной дифференциации являются профильные классы и классы, ориентированные на определенный вуз. Кроме того, к ним близки классы с углубленным изучением отдельных предметов. Общее для всех этих форм обучения – ориентация старшеклассников на развитие способностей к самостоятельному поиску знаний и их усвоению, на изучение определенных способов деятельности, характерных для профильных предметов или предметов, изучаемых углубленно.

В период значительных социальных перемен в нашей стране в 90-е гг. ХХ в. широкое распространение получили классы с углубленным изучением отдельных предметов. Порой для их создания было необходимо лишь желание учителя-предметника, администрации школы и заинтересованность учащихся. Создавались биологические, химические и другие классы, в которых практиковалось углубленное изучение только одного учебного предмета.

В дальнейшем в практике работы школ распространились классы с ориентацией на выбранную профессию, профилированные на вуз, хорошо зарекомендовавшие себя как форма к поступлению в него. Интерес к ним объяснялся возможностью подготовки к вступительным экзаменам в институт (университет) в стенах школы и организацией совмещенных выпускных и вступительных экзаменов.

В тот же период начала развиваться такая форма обучения, как профильные классы, в которых учащиеся ориентированы не на учебное заведение, а на конкретную учебную дисциплину. В классе одного профиля могут обучаться школьники, желающие получить в дальнейшем различные профессии в одной области знаний. Например, в классе естественно-научного (биологического) профиля учащиеся ориентируются на профессии медика, биолога, эколога, психолога.

Какие профили предусматриваются существующими нормативными документами? В практике работы школ широкое распространение получили следующие профильные классы: математический (физико-математический), естественно-научный, гуманитарный и др. В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования перечисленны следующие профили: физико-математический, физико-химический, химико-биологический, биолого-географический, социально-экономический, социально-гуманитарный, филологический, информационно-технологический, агротехнологический, художественно-эстетический, оборонноспортивный, индустриально-технологический, универсальный (общеобразовательный). Учебный предмет биология изучается на профильном уровне в классах химико-биологического, биолого-географического и агротехнологического профилей.

Каким образом происходит выбор профиля школой? В «Концепции профильного обучения» предусматриваются следующие возможности. Школа может сохранить только общеобразовательные (универсальные) классы, т.е. остаться непрофильной, выбрать один профиль в зависимости от материально-технических условий, кадрового педагогического состава, предпочтений учащихся или стать монопрофильной.

Фактически для школ поддерживать более двух профилей чрезвычайно трудно, поэтому большинство школ стоит перед альтернативой создания одного-двух профильных классов.

Основные проблемы связаны с определением самого профиля обучения. Ведь не секрет, что часто желания учащихся настолько разнородны, что набор даже одного класса затруднен. В этом случае можно использовать такие формы обучения, как классы гибкого состава, индивидуальные образовательные траектории учащихся, сетевую организацию.

Классы гибкого состава предполагают обучение как минимум двух групп учащихся по разным направлениям. В таких классах общеобразовательные предметы посещают все ученики, а при изучении профильных дисциплин класс делится на группы. Индивидуальные образовательные траектории позволяют учесть интересы разных групп школьников, и расписание учебных часов на неделю составляется индивидуально для каждого. Сетевая организация в настоящий момент реализована через Интернет-образование.

Как определяется выбор профиля учащимися? Факторы, определяющие выбор профиля, чрезвычайно разнообразны. Они могут быть как позитивными (советуют родители, учителя, друзья, нравится учебный предмет), так и негативными (не советуют, не нравится). Помочь целенаправленному выбору помогает предпрофильное обучение, экспериментальное внедрение которого уже началось.

Учителю необходимо учитывать не только предпочтения учащихся, но и их индивидуальные особенности. Психологические и педагогические исследования позволили выявить индивидуально-типологические особенности, характерные для учащихся определенного профиля. К этим особенностям относятся интересы и склонности, которые существуют у учащихся к определенным областям знания, специальные способности, позволяющие им успешно осваивать профилирующие предметы.

Исследования В.А. Крутецкого, Н.С. Пурышевой, И.М. Смирновой показали, что для учащихся математических классов в большей степени характерно абстрактно-логическое мышление, интерес к систематизации, выявлению закономерностей, а у «гуманитариев» развито наглядно-образное мышление, ярче проявляются эмоции.

Учащимся естественно-научных классов свойственны восприятие предмета как целого, гибкость мыслительной деятельности, логическое и чувственное восприятие объекта. Это можно выявить, например, при проведении лабораторных работ, если имеется возможность выбора объектов и заданий для практических исследований (практикумы, лабораторные работы, опыты, наблюдения).

Для учащихся гуманитарных классов значение имеет внешне привлекательный интересный вид объекта исследования. Так, в лабораторной работе «Построение вариационного ряда и вариационной кривой» целесообразно предложить учащимся в качестве объекта исследований комнатные растения. Тогда и выбор заданий видоизменяется. Кроме необходимых измерений площади листьев, построения вариационной кривой предполагается вывод о значении модификационной изменчивости.

В математических классах учащиеся, воспринимая суть процесса, легко абстрагируются от объекта исследований. В рассматриваемой лабораторной работе «Построение вариационного ряда и вариационной кривой» в качестве объекта исследований используются гербарные экземпляры растений. Можно включить такие задания: измерения, самостоятельный выбор учащимися необходимых математических методов, построение вариационного ряда и его графического отображения, а также выявление закономерности, связанной с модификационной изменчивостью.

В естественно-научных классах объект исследований может представлять интерес не только в качестве иллюстрации конкретного явления или закономерности, но и сам по себе. Поэтому рационально давать возможность учащимся самим его подготовить. В описываемой лабораторной работе предполагается самостоятельное составление гербария или подбор семян (фасоли, гороха и др.).

Итак, мы подошли к самой существенной проблеме – содержанию профильного образования. Учебные планы для профильной школы предусматривают несколько групп предметов: базовые, профильные, элективные. Биология на базовом уровне изучается в составе курса естествознания или как отдельный учебный предмет с нагрузкой 1 ч в неделю в 10-м и 11-м классах. В профильных классах на эту дисциплину отводится 3 ч в неделю в течение двух лет обучения. Элективные курсы, изучаемые по выбору учащихся, могут способствовать как углубленному изучению профильного предмета, так и поддержанию базовых общеобразовательных дисциплин. Наибольшее количество вопросов связано именно с базовым уровнем, т.к. предполагается значительная переработка содержания образования.

Практика показывает, что в классах разных профилей необходимо учитывать последовательность изучения основных разделов общей биологии, межпредметные связи с профильными дисциплинами, отбор способов действий с учебным материалом и форм организации учебного процесса.

В классах разных профилей логическая структура курса должна быть различной. Так, у учащихся математических классов развито абстрактное мышление: они легко воспринимают материал в виде логических схем, задач, моделей. Такие науки, как цитология, генетика, селекция, позволяют опираться на имеющиеся знания, умения и навыки. Кроме того, использование строгого дедуктивного метода изложения, применение методов математического моделирования повышают авторитет науки в глазах учащихся.

В гуманитарных классах изучение общей биологии мы начинаем с темы «Основы эволюционного учения». Это связано с повествовательным изложением учебного материала, опорой на сформированные умения и навыки, часто используемые способы деятельности. Все перечисленное позволяет постепенно подготовить учащихся к усложнению учебного материала.

В классах естественно-научного профиля последовательность тем соответствует уровням организации живой материи (от молекул и органоидов к биоценозу и биосфере). Другими словами, изучение биологии начинается с элементов биоорганической химии и основ цитологии.

Приведем другой пример. При изучении темы «Основы генетики» необходимо активно использовать логические структуры и схемы для классов всех профилей. Объяснение нового материала в форме задач облегчает процесс усвоения в математических и естественно-научных классах, причем такая форма подачи материала возможна для всего материала темы (законы Г.Менделя и Т.Моргана, взаимодействие генов, наследование признаков, сцепленных с полом и др.).

Ученики математических классов часто абстрагируются от текста задач, сосредоточившись на его числовом или буквенном выражении, поэтому необходимо учить их анализировать смысл каждой задачи. Это стимулирует усвоение общих принципов построения любой науки и позволяет провести аналогии между науками из разных областей знания. Кроме того, в этом профиле следует устанавливать межпредметные связи с математикой.

В гуманитарных классах особую значимость имеют межпредметные связи с рядом гуманитарных предметов. В теме «Основы генетики» мы опирались на знания иностранного языка. Это и расшифровка смысла терминов, и подход к решению задач по аналогии с восприятием текста на иностранном языке. Среди других областей знания, имеющих существенное значение для обучения естественно-научным дисциплинам, мы выделяем исторические и, в частности, историконаучные знания. Это способствует повышению интереса учащихся к предмету за счет обращения к неизвестным фактам из изучаемых эпох, создается ситуация для успешной самореализации личности благодаря возможности привлечь глубокие знания из другой области науки.

Способы изучения нового материала и формы организации учебного процесса весьма разнообразны. Многие из них необходимо использовать во всех классах, а некоторые наиболее эффективны в классах определенного профиля. Например, в гуманитарных классах можно рекомендовать составление планов, тезисов, рефератов, сообщений, работу с научной и справочной литературой.

Таким образом, можно сделать вывод, что учебный материал необходимо адаптировать к возможностям учащихся классов разных профилей.

Г.А. ВОРОНИНА,
канд. пед. наук,
ст. научн. сотр. ИТиИП РАО.

К вопросу о создании программно-методических материалов естественно-научного профиля для школ Подмосковья

Профильное обучение на старшей ступени общего образования является одним из направлений концепции модернизации образования, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.01 г.

Целями профильного обучения являются:

– обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования;
– создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими возможностями создания индивидуальных программ;
– максимальная индивидуализация образования, которое должно стать функциональным и эффективным.

Предполагается, что к 10-му классу учащиеся должны выбрать то направление, тот профиль, который станет основой их профессии. Для этого в старших классах основной школы планируется предпрофильная подготовка. Она складывается из курсов по выбору (их содержание расширяет знания по предмету), работы учителей и психологов, способствующей самоопределению ученика основной ступени, и работы администрации школы по обеспечению информации о рынке профессий (дни открытых дверей, беседы с жителями района, выпускниками школы, достигшими определенных результатов в какой-либо сфере труда).

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций различных предметов, что должно обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Она включает в себя три взаимодействующих компонента:

– базовые общеобразовательные предметы, которые обязательны для всех учащихся во всех профилях;
– профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня (не менее двух), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения;
– элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

В связи с этим, одной из актуальнейших задач на сегодняшний момент является задача отбора содержания и определения методики обучения и воспитания в профильных классах. Решение этой проблемы возможно путем создания экспериментальных учебных площадок по различным профилям обучения.

Для организации в подмосковных школах экспериментальных площадок естественно-научного профиля в рамках областной целевой программы «Развитие образования в Московской области на 2001–2005 гг.» планируется создание учебно-методического обеспечения, разработанного с учетом специфики Московской области.

Для этого необходимо:

– разработать базовую программу школьного курса «Биология» по естественно-научному профилю;
– конкретизировать базовую программу школьного курса «Биология» по естественно-научному профилю в связи с различными направлениями (агротехнологическое, биолого-химическое и т.д.);
– разработать программы элективных курсов для предпрофильной и профильной подготовки школьников по естественно-научному профилю с учетом специфики Московской области;
– провести экспериментальную подготовку и апробацию разработанных программ;
– подготовить методические рекомендации и материалы для создания учебно-методических комплектов школьного курса «Биология» по естественно-научному профилю с учетом специфики Московской области.

Создание экспериментальных учебных площадок по различным профилям обучения позволит получить данные, необходимые для отбора содержания и выбора методики обучения и воспитания в профильных классах. Анализ этого материала позволит общеобразовательным школам Московской области перейти в 2006 г. к эффективной работе в условиях профильного обучения.

Реализация идеи профильного обучения может осуществляться различными путями. В настоящее время с учетом реально складывающейся ситуации наиболее эффективно данную идею можно реализовать с помощью введения в учебный процесс элективных курсов. В этом случае учащиеся изучают базовый курс по профилю и выбирают несколько элективных курсов из школьного компонента учебного плана (в общей сложности – не менее 70 учебных часов за 2 года обучения).

Перед учителем профильной школы в настоящий момент неизбежно возникает проблема выбора перечня элективных курсов, которые могут быть предложены учащимся разных профилей.

Сотрудниками кафедры методики преподавания биологии, географии и экологии Московского государственного областного педагогического университета в рамках целевой программы «Развитие образования в Московской области на 2001–2005 гг.» под руководством заведующего кафедрой, доктора педагогических наук, профессора В.В. Пасечника разработаны программно-методические материалы естественно-научного профиля для средних общеобразовательных учреждений Московской области, куда входят программа по биологии для естественно-научного профиля и программы элективных курсов.

Элективные курсы, взятые на вооружение учителями ряда экспериментальных школ, разделяются на две группы с разными функциями. Одни из них поддерживают изучение основных профильных предметов (биология, химия, физика) на заданном стандартом профильном уровне. Таков элективный курс «Закономерности биологических процессов», автором которого является доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО профессор Д.И. Трайтак. Этот элективный курс знакомит учащихся старших классов с закономерностями биологических процессов на примере термодинамики (т.е. строится на основе межпредметных связей химии, физики и биологии).

Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся. К ним относятся, например, курсы «Биологические основы растениеводства», «Применение биологических процессов и систем в производстве», «Микроорганизмы в природе и жизнедеятельности человека» и др.

Таким образом, сотрудниками кафедры совместно с учителями ведется активная работа по созданию учебно-методического комплекта материалов для реализации программы по профильному обучению для школ Подмосковья. Созданные и опубликованные учебнометодические материалы успешно апробируются в школах Московской области.

Т.М. ЕФИМОВА,
канд. пед. наук,
доц. каф. методики преподавания биологии, географии и экологии МГОПУ

Об использовании учебников для профильных классов

В качестве одной из значимых целей в стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. В связи с этим на первый план выходят такие образовательные ориентиры, как самостоятельность, самоорганизация, коммуникабельность, толерантность. В определенной степени это решается через переход школы к профильности.

В содержании образования, в первую очередь необходимо решать следующие задачи:

– изучаемый предмет должен быть необходим для последующего образования и востребован в дальнейшей социальной или профессиональной деятельности;
– изменение методов преподавания;
– технологии обучения в старшем звене должны быть направлены на выработку практических навыков анализа, самообучения;
– выбор образовательных программ;
– в старших классах необходимо переходить на разные формы самостоятельной деятельности: реферирование, проектирование, исследование, экспериментирование;
– переход от вариативности для учителя к вариативности для ученика.

Все это позволит развивать личность выпускника, ее социальную и творческую активность.

Каким же образом можно достичь поставленных целей? Прежде всего, это вариативность образования, усиление личностной направленности, т.е., в итоге, это профилизация на старшей ступени школы.

При переходе на профильное обучение педагог стоит перед необходимостью выбора учебно-методического комплекта (УМК), который в той или иной степени помог бы решить проблемы содержания, методов и технологий обучения.

В связи с этим те требования, которые учитель должен прежде всего предъявлять к УМК при его выборе, – это (по И.Я. Лернеру):

– система знаний о природе;
– опыт эмоционально-ценностного отношения к миру;
– опыт осуществления творческой деятельности;
– опыт осуществления способов деятельности.

Всем этим требованиям или хотя бы основным из них должен отвечать УМК для старшей ступени школы.

В учебниках для 10–11-х классов «Общая биология» под ред. И.Н. Пономаревой отражен современный уровень научных биологических знаний. Ему соответствует и принципиально новое построение учебников, учитывающее особенности профильного обучения. Изложение основ различных биологических наук воплощено в определенном структурировании материала учебников: основное ядро знаний и два дополнительных компонента – общеобразовательный и профильный. Такое разделение учебного материала обеспечивает необходимый уровень знаний, который соответствует тому выбору, который учащиеся сделали относительно своего будущего образования или рода деятельности.

Таким образом, для общеобразовательного профиля в учебнике предусмотрены модули для гуманитарного и общеобразовательного профиля. В оглавлении они выделены разными цветами, что позволяет легко в нем ориентироваться. Каждый образовательный модуль может использоваться отдельно или, по усмотрению учителя, дополняя другие.

В курсе можно выделить несколько уровней алгоритмизации, связанных с новой концептуальной основой: от общего к частному.

В 10-м классе изучаются уровни: биосферный, биогеоценотический, популяционно-видовой. В 11-м классе: организменный, клеточный, молекулярный. Красной нитью через весь курс проходит принцип экологизации.

Одним из параметров активизации познавательной деятельности и ее проектирования является алгоритмизация, логика изложения. Весь материал темы представлен взаимосвязанными блоками: образовательные ориентиры, параграфы, семинарское занятие, подведение итогов. Кроме того, имеются следующие рубрики: «Проверь себя», «Подумай», «Обсудите проблему», «Выскажи свое мнение», «Исключи лишнее», «Докажите верность или ошибочность утверждения», «Определи термин», «Основные понятия». Все это позволяет четко планировать деятельность учащихся внутри темы.

Хотелось бы обратить внимание на такой блок, как «Подведем итоги», который имеется во всех учебниках под ред. И.Н. Пономаревой. Он помогает учащимся не только проверить свои знания по теме, но и, что особенно важно в классах гуманитарного направления, научиться высказывать свое мнение, доказывать верность или ошибочность утверждения и т.п. Эта методическая часть делает учебники уникальными.

Особое место в курсе общей биологии занимают семинары, которые авторы программы предлагают проводить в гуманитарных классах при завершении изучения материала каждой главы. Тематика их разнообразна, но тесно связана со спецификой класса. Как показала практика, эти семинары можно проводить во всех классах, т.к. они помогают учителю решать основные задачи, определенные ранее.

У нас выработался определенный алгоритм подготовки семинаров, включающий следующие этапы:

– создание творческой группы по подготовке семинара;
– подбор проблем и вопросов для обсуждения;
– формирование микрогрупп для проработки материала;
– изучение проблемы;
– консультирование у преподавателей;
– подбор материала для вынесения на семинар;
– оформление материала на бумажных и электронных носителях;
– подготовка выступления, презентации.

Как видно, в группе каждый ученик может найти посильное для него задание. При этом разные виды деятельности позволяют ученикам попробовать себя в разных сферах, приобрести навыки, определиться в необходимости совершенствования каких-либо умений.

Заседание актива помогает окончательно определить структуру семинара, вопросы для обсуждения. Составляется общая презентация. Важно отметить, что каждый семинар должен определять для ребенка его личностную значимость, поэтому необходимо, чтобы итогом было какое-либо действие. Например, организовать для малышей конкурс загадок (после семинара «Образ природы в народном творчестве»), написать письмо будущим поколениям с предостережением об экологической опасности и.т.п.

Проведение самого семинара занимает один урок, поэтому необходимо продумать все до мелочей, чтобы успеть сделать все, что запланировано.

Подведение итогов семинара проводится с целью анализа проделанной работы, и, как показывает практика, ребята достаточно критично оценивают себя.

Таким образом, УМК под ред. Пономаревой И.Н. для 10–11-х классов, является одним из путей решения многих задач, стоящих перед педагогом профильной школы. Умелое использование его поможет старшеклассникам овладеть многими учебными навыками, которые пригодятся им в жизни.

О.В. ГОРЬКОВЫХ,
методист по биологии
городского методического центра,
г. Рязань

К вопросу о профильном образовании в старшей школе

Профильное образование становится все более действенным методом подготовки учеников старшей школы к достижению определенной цели – поступлению в высшее учебное заведение. Существующий значительный разрыв между требованиями высшей школы к абитуриенту и возможностями общеобразовательной школы в вопросе реализации образовательного стандарта в полной мере ликвидировать до сих пор не удается. Профильная школа представляется наиболее целостной образовательной структурой, способной решить эту проблему.

В настоящее время чрезвычайно актуальны проблемы организации профильного обучения. Прежде всего следует отметить следующие трудности:

– диагностика профессиональной ориентации школьников;
– организация целостного образовательного процесса, соответствующего параметрам базисного учебного плана и решающего конкретные задачи профилизации;
– обеспечение более тесного взаимодействия педагогических коллективов школ и преподавательского состава вузов;
– проведение регионального мониторинга специальностей;
– повышение качества образовательного процесса.

Опыт подхода к решению ряда проблем уже имеется. Технологии и методики применяются различные – это и составление индивидуальных психолого-педагогических карт учащихся в течение всего периода обучения, и создание классов гибкого состава, и участие в ярмарках вакансий, и проведение совместных научно-практических конференций и семинаров учителей и преподавателей вузов. Полученные положительные результаты свидетельствуют об эффективности и перспективности создания профильных классов уже сейчас, и в ближайшем будущем можно ожидать широкого распространения профильных школ.

Д.В. КОББА,
канд. ист. наук,
руководитель НОУ
«Школа классического образования Луч»

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru